О ДНЕ 8 МАРТА, ПРАЗДНИКЕ ПУРИМ, И ДУХОВНОМ ДЕЛАНИИ ХРИСТИАН В МИРУ ЖИВУЩИХ.
«Ночь прошла, а день приблизился:
итак отвергнем дела тьмы и облечемся
в оружия света. Кто различает дни,
для Господа различает; и кто не
различает дней, для Господа не различает.»
(Рим.13.12,14.6)
Корни праздника 8 марта, столь любимого советским в прошлом народом, лежат в ветхозаветном еврейском празднике Пурим. (Подробнее смотри статью «Можно ли не праздновать 8 марта?» диакона Андрея Кураева в приложении). Пурим - праздник безнаказанного избиения евреями персов при персидском царе Артаксерксе, организованном женой царя Эсфирью, воспользовавшейся силой плотской связи с ним.
Благодаря силе своего влияния на царя, она развернула на 180 градусов намерение царя по избиению евреев, возникшее с подачи персидского военачальника Амана. В результате намерение убийств, исшедшее от персидского властителя, силою и властию плотской связи реализовалось на его собственном народе, ослабив «тело» его державы фактически подорвав его силу и власть как правителя – в этом урок этих событий. О нравственной стороне вопроса празднования 8_марта/Пурима непосвященными в его истинный смысл гражданами России, а особенно православными, я касаться не буду. Эта часть подробно изложена в статье А. Кураева.
Вывод статьи А.Кураева таков, что христианам отмечать праздник Пурим, пусть даже под другим названием, не приличствует - это праздник, желающий христианам уйти в прошлое. Это правильно.
С другой стороны смотреть как наши родные и близкие, в том числе и православные, мимозами и выпивкой, сами того не подозревая, поминают большую кровавую резню… Это больно.
Так можно ли не отдавать врагу силу уже укоренившейся народной традиции отметить этот праздник не погрешая против истины и нравственности?
Можно, если разобраться ЧТО отметить и КАК отметить?
Для этого прежде всего надо вспомнить, что отличает тех, кто ныне исповедует Иудаизм и ждет своего Мошиаха от тех кто исповедовал Единого Бога на протяжении веков до его явления во Плоти и продолжает исповедовать Его Триединого ныне в лоне созданной Им Единой Святой Соборной Апостольской Церкви.
Основное отличие в том, что вторые просвещены светом Святого Евангелия и всю священную историю с ее событиями воспринимают в евангельском ярком духовном свете.
Первые же отказались от этого Света и довольствуются светом памяти плоти и крови, который в сравнении со Светом Евангелия – тьма.
Итак, один из пастырей коммунизма - Клара Цеткин, знала ЧТО она отмечает, лукаво вовлекая в праздник слепое стадо.
Воспользуемся же уроками истории во благо и, будучи новым духовным Израилем, во свете Христовом рассмотрим и отметим этот день. Вспомним, что (по апостолу Павлу) наша брань не против крови и плоти, но против миродержителей и властей тьмы века сего.
Сделаем день 8 марта праздником победы обновленной плоти над врагами рода человеческого - духами злобы поднебесной, человекоубицами от начала.
Злокозненные клеветнические планы нашего духовного врага , всеваемые в царя головы нашей - разум, могут вести к погибели род наш, ведь подобно евреям (душе и плоти) нам есть за что быть осужденными разумом (персами). Тем более если враг подаст уму нашему соответственно подобранную подборку негативных фактов о наших родных, наших близких, нашей Церкви ( такая односторонняя подборка фактов беззаконий человека с утверждением что в этом и есть весь человек целиком - называется клеветой).
Воспользуемся духовно примером Эсфири.
Итак, в день 8 марта соединим себя, подобно Эсфири, Царю Царей Христу посредством плотской связи.
Что же это за плотская связь разрушающая силу диавольскую и промыслительно обращающая козни врага на его же главу и обессиливающая вражье войско?
Эта связь подается нам Церковью в таинстве Евхаристии – Святого Причастия Животворящей Плоти и Крови Христовых.
И подходя к Святой Чаше попросим Его, ЧТОБЫ ОБРАТИЛ ОН ВСЕ ВЛАСТИ ЗЕМНЫЕ И НЕБЕСНЫЕ В ПОДДЕРЖКУ НАМ ПРОТИВ ВОССТАЮЩИХ НА НАС ДУХОВ ЧЕЛОВЕКОУБИЙСТВА, ДУХОВ ОСУЖДЕНИЯ, НЕЧИСТЫХ СИЛ, ЖЕЛАЮЩИХ ПОГИБЕЛИ НАМ И РОДУ НАШЕМУ. И ВОЗБЛАГОДАРИМ НОВУЮ ЭСФИРЬ – ПРЕСВЯТУЮ ДЕВУ, ВЗБРАННУЮ ВОЕВОДУ – БОГОРОДИЦУ, ДАВШУЮ БЕЗНАЧАЛЬНОМУ БОГУ ПЛОТЬ, КО СПАСЕНИЮ ВСЯКОГО ВЕРУЮЩЕГО ЕМУ, В ЛОНЕ ЕГО ЕДИНОЙ СВЯТОЙ СОБОРНОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ.
Так поступив в этот день мы тем самым и отметим духовный Пурим/8 марта – праздник победы нового Израиля, родного во Христе, над своим истинным врагом (врагом рода человеческого).
Приложение:
Кураев Андрей, диакон
МОЖНО ЛИ НЕ ПРАЗДНОВАТЬ 8 МАРТА?
В религиоведении и в культурологии есть такой жанр работы: мифологическая реконструкция. Как археолог по обломку колонны пытается восстановить вид храма, как палеозоолог по позвонку пробует восстановить облик динозавра, так историк религии по жесту, по обрывку, по глухому упоминанию пробует реконструировать то верование, которое некогда было живо и определяло судьбы людей, а затем захирело и ушло. Вот есть некий гимн, есть странное имя некоего духа или божества. Но что это за божество, почему именно к нему обратился именно в этой ситуации именно этот человек? Что для него означала эта молитва? Какой должна была быть его вселенная, чтобы в ней эти странные слова оказались бы исполнены смысла?
Таким осколочком, позвонком от динозавра дошло до наших дней празднование 8 марта. Что стоит за этой традицией? Почему она так живуча, несмотря на то, что родом она из той поры, которую сегодня принято ругать? Какие верования, ассоциации, мысли и надежды связывались с этой датой в те дни, когда празднование 8 марта было не традицией, а неслыханной новизной?
Много лет в приближении этой даты я начинал спрашивать всех встречных, включая историков и журналистов, изготовившихся писать праздничные очерки: "почему мы празднуем именно этот день?". Весну естественно было бы встречать 1 марта. Логично было бы ее чествовать 22 марта - в день весеннего равноденствия. День женщины можно было бы праздновать в любое из воскресений весны. Но почему же было выбрано именно 8 число марта? Нет-нет, пояснял я, я не против празднования женского дня, не против того, чтобы начало весны знаменовалось светским праздником, а не только церковной масленицей. Но почему именно 8 марта было избрано для такого праздника? Почему празднуется 7 ноября - понимаю. Почему день классовой солидарности трудящихся отмечается 1 мая - тоже всем известно (по крайней мере официальная версия уверяет, что это память о демонстрации рабочих в Чикаго). Но выбор 8 марта не был объяснен никак. Ни официальная историография, ни народные предания не сохранили ничего о каком-либо событии, которое некогда произошло именно 8 марта, и оказалось столь значимо и памятно для пламенных революционеров, что они решили хранить в веках память об этом дне.
Но если люди празднуют день, о мотивах празднования которого им самим ничего не известно - не странно ли это? Не делает ли это возможной ситуацию, при которой одни люди (статисты, приглашенные на праздник) отмечают одно, а другие (организаторы) празднуют нечто совсем иное? Может быть, организаторы решили не разглашать тайну своей радости? Мол, радость у нас большая, и мы не против того, чтобы весь мир нас поздравлял с этим днем. Но у нас свой, очень частный и не всем понятный повод для праздника, а праздник мы хотим вселенский, и вот для того, чтобы весь мир искренне веселился и искренне нас поздравлял - мы дадим ему другое, профанно-экзотерическое толкование праздника.
Так что же может составлять тайное, эзотерическое содержание этого праздника?
Верно ли, что 8 марта - день Женщины? Ведь всем известно, что 8 марта - "Международный женский день". Также всем известно, что женщины живут во всех странах. Кроме того, почти всем за последние годы стало известно, что 8 марта отмечали только в СССР. Почему же женщины остальных стран его не отмечали? - Значит, это был не день женщины как женщины. В этот день надлежало прославлять женщин с определенными качествами. И эти качества почему-то не очень ценились в других странах.
Причина этой странности очевидна: 8 марта - не день женщины, а день женщины - революционерки. И потому в тех странах, где революционная волна начала ХХ века захлебнулась, празднование Революционерки не прижилось.
Понятна потребность революционного движения иметь свои праздники вместо традиционно-народных, церковных и государственных. Понятно желание дать повод к тому, чтобы еще раз приободрить и почествовать своих товарищей и соратников по борьбе. Весьма умна и эффективна была идея вовлечь в революционную борьбу не только рабочих мужчин, но и женщин, дав им свое движение, свои лозунги и свой праздник.
Но почему днем, когда революционерки должны были выходить на улицы и декларировать нынешнюю ущемленность прав, а также свое нерушимую убежденность в грядущей эмансипации, было определено именно 8 марта? Кого уволили с работы в этот день? Кого бросили в тюрьму? Кто из лидеров демдвижения родился в этот день? Ответа нет.
Значит, мотивы для такого решения были не социальными, не историческими, не публичными. Что-то личное ассоциировалось у творцов этого праздника с этой датой. Что? Чем мог быть дорог этот день для лидеров европейского революционного движения рубежа веков?
Раз мотивы были личными - значит, надо присмотреться к личностям. А этот портретный ряд знаком нам с юности. Вот только недавно позволили мы себе заметить, что роднили этих корифеев и героев не только принадлежность к партии революции и преданность идеям Интернационала. Еще у них было этническое родство. Интернационал, как оказалось, был на редкость мононационален. Что ж, сегодня это факт, без которого невозможен серьезный разговор об истории революционного движения в Европе рубежа XIX-XX веков. Именно выходцы из еврейского народа подняли мир на борьбу с "миром насилья" и призвали разрушить его "до основанья".
Вспомнив это обстоятельство, попробуем вжиться в мир этих людей. Представьте себя на месте, скажем, Клары Цеткин. Вам пришла в голову замечательная идея создать женский революционный отряд, использовать женскую энергию для борьбы с "эксплуататорами". И для консолидации и пропаганды этого движения вам нужен символический день, который был бы днем Женщины-Революционерки. Какому дню придать такое значение?
Революция, как известно, живет религиозным пафосом, она сама есть миф, а для мифа характерно мышление прецедентами. Нынешнее действие должно воспроизводить некоторый образец, архетип, впервые явленный миру в мифологически насыщенное "время оно". Надо подражать образцу. И мифотворческий инстинкт революции требует поставить вопрос так: Были ли в истории женщины, которые поднимали народ на борьбу с тиранией и добивались успеха?
Немец, француз, англичанин при такой постановке вопроса сразу вспомнили бы Жанну д'Арк. Но Клара Цеткин - еврейка. И для нее вполне естественны ассоциации с историей ее родного народа. И в этой истории была такая фигура - Эсфирь.
Много веков назад она спасла свой народ от тирана. Память о тех событиях сохранилась в веках. И не только на страницах Библии. Эсфири посвящен ежегодный и самый веселый праздник еврейского народа - праздник Пурим. И празднуется он как раз на переломе от зимы к весне (у иудеев сохраняется лунный календарь, и потому время празднования Пурима скользит по отношению к нашему солнечному календарю почти также, как скользит по отношению к нему время празднования православной Пасхи). Возможно, в тот год, когда было принято решение начать праздновать "Международный женский день", праздник Пурима пришелся на 8 марта.
Менять каждый год дату праздника Революционерки было бы и неудобно, и слишком откровенно: слишком уж было бы заметно, что празднуется всего лишь Пурим. И потому празднование Женщины-разрушительницы было решено отделить от праздника Пурима, зафиксировать, и ежегодно 8 марта, независимо от лунных циклов, призывать все народы земли прославлять Женщину-Воительницу. Прославлять Эсфирь. То есть - поздравлять с Пуримом (пусть даже и не сознавая этого).
Этот замысел был бы всего лишь остроумен, если бы праздник Пурим был обычным праздником вроде Дня Жатвы или Новолетия. Но Пурим слишком уникален. Пожалуй, ни у одного из современных народов нет праздника, посвященного такого рода событию.
Это не религиозный праздник. Так о нем говорит "Еврейская энциклопедия", подчеркивающая, что этот праздник "не связан ни с храмом, ни с каким-либо религиозным событием" (Еврейская Энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. т. 13. М., Терра, 1991, стб. 123).
Окончился вавилонский плен евреев. Желающие могли вернуться в Иерусалим. Правда, оказалось, что желающих вернуться на родину значительно меньше, чем можно было представить по предшествовавшим освобождению плачам и требованиям (из проклинаемой "тюрьмы народов" - России - при открытии ее границ также уехало гораздо меньше евреев, чем хотелось бы лидерам сионистского движения). У многих в столице мировой империи (каковым был тогда Вавилон) дела пошли совсем неплохо, и немалое число евреев не пожелало покидать дома, обжитые за столетие, разрывать привычные связи, торговые контаткты, терять устоявшуюся клиентуру. Тысячи еврейских семей остались жить в городах персидской империи, и причем в положении отнюдь не рабском.
Сложившееся положение со временем начало удивлять и самих персов. Оглядываясь вокруг, они переставали понимать: кто же кого завоевал. Персы покорили Иерусалим, или евреи захватили Вавилон? Как обычно в подобных ситутациях, последним институтом власти, который осознает угрозу национальным интересам и пытается их отстаивать, оказываются "силовые структуры". И вот подобно Крючкову, докладывавшему Горбачеву об "агентах влияния", персидский министр обороны генерал Аман идет к царственному Ксерксу (события происходят около 480 г. до Рождества Христова) и делится своими печальными наблюдениями.
Как только что было отмечено, времена были еще далеко не евангельские, а нравы - отнюдь не христианские. Реакция Ксеркса была решительно-языческой: истребить всех евреев. О замысле Ксеркса узнает его жена царица Эсфирь. Царь не знает о ее национальности. И вот, в минуту восторгов и обещаний, Эсфирь вытягивает из супруга признания и обещания: ты любишь меня? значит, ты любишь тех, кого я люблю? значит, ты любишь мой народ? значит, ты ненавидишь тех, кто ненавидит меня? значит, ты ненавидишь тех, кто ненавидит моих друзей и родственников? значит, ты ненавидишь ненавистников моего народа? Так дай волю своей ненависти! Уничтожь моих врагов, которых ты считаешь и своими врагами! И Ксеркс, без особых раздумий отвечавший согласием на все эти вопросы, теперь с удивлением обнаруживает, что он согласился уничтожить всех врагов ненавистных ему евреев...
В итоге в день 13 Адара (этот месяц еврейского календаря приходится на конец февраля - начало марта) во все города империи приходит царское повеление относительно погромов. Но готовилось-то все к избиению евреев. А гонцы привезли совершенно иной указ. Оказалось, что царь позволил Эсфири и ее двоюродному брату и воспитателю Мардохею составить указ о предстоящих погромах: "напишите и вы о иудеях, что вам угодно, от имени царя, и скрепите царским перстнем... И позваны были царские писцы и написано было все так, как приказал Мардохей к правителям ста двадцати семи областей от имени царя - о том, что царь позволяет иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить" (Есф. 8,8-11)
И в течение двух дней "все князья в областях, и сатрапы, и исполнители дел царских поддерживали иудеев. И избивали иудеи всех врагов своих, и истребляли, и поступали с неприятелями по своей воле" (Есф. 9,3-5). Аман был повешен с десятью его детьми. Всего было уничтожено 75 000 персов. Элита страны. Все, кто мог быть конкурентами. Участь персидской империи была предрешена.
Я не пишу сейчас богословское исследование, не занимаюсь истолкованием и апологией Ветхого Завета. Я не скажу ни слова осуждения в адрес персонажей Священной Истории. Замечу лишь, что в еврейском тексте книги Эсфирь ни разу не упоминается слово Божие. Это историческое сказание, а не откровение Божие.
Мое недоумение о другом: как можно спустя тысячелетия праздновать события того дня... Есть ли другой народ на земле, который с веселием празднует день заведомо безнаказанных массовых убийств? Я понимаю праздник в честь военной победы. Это было открытое и рискованное столкновение, и день победы - это мужской и честный праздник. Но как праздновать день погрома? Как праздновать день убийства тысяч детей? И как можно писать о "веселом празднике Пурим"?
А праздник этот очень веселый. Это единственный день, в который трезвый и педантичный Талмуд предписывает напиваться: "После полудня едят праздничную трапезу и пьют алкогольные напитки, пока не перестают различать между словами "проклят Аман" и "благословен Мордехай"" (Сидур. Врата молитвы (шаарей тфила) на будни, Субботу и Праздники. Перевод, комментарий и пояснение к порядку молитв под редакцией Пинхаса Полонского. Иерусалим-Москва, 1993, с. 664). Праздничная трапеза включает в себя пирожки с поэтическим названием "уши Амана" (Еврейская Энциклопедия. т. 13. стб. 126). Такая милая семейная сцена: родитель, не отличающий уже имени Амана от имени Мардохея, предлагает сынишке: "милый, не хочешь ли еще покушать плоти нашего врага?".
И этот праздник почитается величайшим. Среди талмудических мудрецов "существует даже мнение, что когда все книги пророков и агиографов будут забыты, книга Эсфири все-таки не забудется, а праздник Пурим не перестанут соблюдать" (там же, стб. 124).
Так безосновательно ли предположение, что в сознании еврейских лидеров Интернационала женское революционное движение ассоциировалось с именем Эсфири, а 8 марта было избрано ими в силу привычки праздновать в эти дни семейный праздник Пурим?
У Интернационала и цели были интернациональные, планетарные. Им было, что сказать всем народам. Пурим - праздник избиения врагов. А кто такие враги для иудеев? Только ли соплеменники несчастного Амана? В средневековом "Диспуте Нахманида" иудей толкует псалом "Рече Господь Господу моему седи одесную Мене дондеже положу враги твои к подножию ног Твоих". Иудей соглашается, что речь идет о Мессии. И поясняет: "Бог и будет помогать мессии, доколе положит все народы в подножие ног его, ибо все они враги его - они порабощают его, они отрицают его пришествие и его власть, а некоторые из них создали себе другого мессию" (Диспут Нахманида. Иерусалим-Москва, 1992, с. 48). Итак, в истории еврейской мысли есть течение, которое полагает, что все народы - враги евреев. События Пурима напоминают, как именно надлежит поступать с врагами. В этом и состоит чудовищность этого "веселого праздника": из поколения в поколение он воспроизводит модель обращения с теми, кого евреи однажды сочтут своим врагом. Истории нет, прогресса нет. Роста духовного сознания и нравственности нет. Ветхозаветная кровожадность не преобразилась. Те нормы живы до сих пор. Архетип не отменен. Он продолжает расцениваться как образец, достойный воспроизведения (пока - ритуально-символического, при случае - реального)...
Теперь нам осталось лишь вспомнить, что приход Интернационала к власти в России был связан с переменой календаря, и спросить: а когда же праздновался день, ныне называемый "восьмым марта" в революционных кружках предреволюционной России? Оказывается, восьмое марта по новому стилю - это 23 февраля по старому. Вот и отгадка - почему "мужской" день и "женский" так недалеко друг от друга. Когда европейские братья по Интернационалу отмечали "восьмое марта", в России этот день назывался 23-им февраля. Поэтому в предреволюционные годы партийцы и сочувствующие им привыкли считать праздничным днем 23 февраля. Затем календарь переменили, но остался рефлекс праздновать что-то революционное 23 февраля. Дата была. В принципе (учитывая плавающий характер Пурима) эта дата ничем не хуже и не лучше 8 марта. Но - надо было найти и для нее прикрытие. Спустя несколько лет соответствующий миф был создан: "День Красной Армии". Память о первом сражении и первой победе.
Но это - миф. 23 февраля 1918 г. не было еще ни Красной Армии, и не было ее побед. Газеты конца февраля 1918 года не содержат никаких победных реляций. И февральские газеты 1919 года не ликуют по поводы первой годовщины "великой победы". Лишь в 1922 г. 23 февраля было объявлено Днем Красной Армии". Однако, еще за год до 23 февраля 1918 г. "Правда" пишет о том, что 23 февраля является праздничным днем: "Задолго до войны пролетарский Интернационал назначил 23 февраля днем международного женского праздника" (Великий день // Правда, 7 марта 1917; подробно об этом см. М. Сидлин. Красный подарок к Международному женскому дню 23 февраля // Независимая газета, 22.2.1997).
Впрочем, придумать празднованию 23 февраля прикрытие надо было еще и потому, что именно 23 февраля 1917 г. началась "Февральская революция". Поскольку большевики не играли в ней ведущей роли, но все же приняли ее, приветствовали и внесли в свои святцы, то надо было дню "свержения самодержавия" (сохранив его праздничность) дать иное название. Он стал "днем Красной армии".
Так традиция празднования Пурима привела к установлению женского праздника 8 марта. К женскому революционному дню были приурочены беспорядки якобы голодавших жительниц Петрограда 23 февраля 1917 г. Падение Российской Империи совпало ("совпали") с разгромом империи Персидской. С Пурима 1917 г. в России запахло погромом - погромом русской культуры... Так что советское поздравление с 8 марта (равно как и с 23 февраля) - это еще и поздравление с "избавлением" от "царизма". Православным же людям поздравлять друг друга с таким праздничком - это уже не смирение, а садомазохизм.
И еще: единственное военное событие, происшедшее 23.2.1918 - это решение ЦИК Совнаркома о принятии условий "Брестского мира". Это - день капитуляции России в Первой мировой войне. Капитуляции по воле Интернационала, превратившего "войну империалистическую (точнее - отечественную) в войну гражданскую". Трудно найти более позорный день в военной истории России (в том числе - Советской России). И то, что сегодня этот день называют "Днем защитника Отечества" - еще одна издевка.
Вообще очень занятно слушать намеки, которые "посвященные" в тайну Пурима произносят в присутствии людей, которых они считают непосвященными. Например, в 1994 г. в Москве открылся магазин кошерной пищи. Главный "антифашист" Москвы, депутат Московской городской думы Евгений Прошечкин, выступая на церемонии открытия этого магазинчика, "произнес тост за повышение роли торговых предприятий в развитии национально-политических отношений. Кстати, в свое время особую и весьма достойную роль в них сыграли масла, которыми натиралось тело библейской героини Эсфири, жены персидского царя Артаксеркса" (П. Эрлих. Москва кошерная. // Сегодня, 30.6.1994) Какой тонкий юмор! Оказывается, вырезать 75 тысяч человек - значит сыграть "достойную роль в развитии национальных отношений"! Поддерживая изящную шутку депутата, журналист продолжает: "Говорят, царь оставил немного для фирмы "Осем" и для нас с вами". Так что - владельцы и посетители кошерного магазина намерены воспроизвести в России сюжет книги Эсфирь? Кстати, по сообщению этого же журналиста, в меню презентации входило блюдо под именем "уши Амана"...
Понимаю, что от вышеприведенных рассуждений легче всего отмахнуться, навесив на них ярлык: "антисемитизм". Но это будет неправдой. Я не антисемит. И до сих пор я не отрекаюсь от своей статьи "Антисемитизм - это грех" (Еврейская газета. ј1, 1992). Грешна любая ненависть, в том числе и национальная. Но если Еврейский Национальный Конгресс и НТВ позволяют себе недобрым оком взирать на наше Евангелие (поистине - избави нас "от очес призора"), то и я счел допустимым посмотреть на историю Пурима взглядом, не сглаживающим острые углы. Так что эту мою статью можно считать ответом на "последние искушение" НТВ. Это просто напоминание: не бросайтесь камнями, живя в стеклянном доме. Но это - повод.
А причина моей неприязни к 8 марта гораздо более прозаична: просто я с детства терпеть не мог 8 марта. А став человеком церковным, я полюбил православный "женский день" - "неделю жен-мироносиц", празднуемую в третье воскресенье после Пасхи (в этом году - 3 мая). Так что эту статью я написал не для того, чтобы кто-то стал хуже относиться к Кларе Цеткин и к ее народу, а для того, чтобы вернулось уважение к нашим, православным традициям. Ради того, чтобы и в нашем, в русском доме был праздник.
P.S. Поскольку мне приходится часто полемизировать с оккультистами, то не могу не воспользоваться случаем и не указать на ниточку, которая связывает иудейский Пурим и оккультных чаятелей "Эры Водолея".
Здесь выстраивается такая перекличка: у астрологов нынешняя эпоха именуется "эрой Рыб". Она началась около Рождества Христова и заканчивается в самом начале XXI столетия. Рыба - раннехристианский символ (по гречески рыба - icquj - может быть расшифровано как сочетание первых букв выражения "Иисус Христос Сын Божий, Спаситель"). Поэтому "эпоха Рыб" толкуется оккультистами как время торжества христианства, и, соответственно, магического "невежества", как время, неблагоприятное для "эзотериков". С наступлением же "эры Водолея" связываются надежды на расцвет оккультно-магических способностей. Талмудическая литература солидарна с оккультистами в том, что знак Рыб неблагоприятен для иудеев. Она повествует, что Аман был астрологом, и выбирая время для преследования евреев, он обратился к астрологическим таблицам. "Однако каждый месяц оказывался благоприятным для евреев: так, Нисан был благоприятен для евреев из-за пасхального жертвоприношения; Ияр - из-за малой пасхи, Сиван - потому что в этом месяце была дарована Тора и т. д. Но когда Аман дошел до Адара, то нашел, что он находится под зодиакальным знаком Рыб, и сказал: "Теперь я буду в состоянии поглотить их, подобно рыбам, проглатывающим одна другую" (Еврейская Энциклопедия. т. 6, стб. 124). Этот талмудический рассказ складывается уже в христианскую эпоху, и в сознании его авторов и слушателей в течение веков он явственно ассоциировался с "временем Рыб", то есть с эпохой господства христиан. Вопроса о влиянии иудаизма на европейский оккультизм я касаться не буду. Но созвучность чувствований и идей все же несомненна. И там, и там есть ассоциация: рыбы-христиане-зло.
Так что христианам отмечать праздник Пурим, пусть даже под другим названием, не приличествует. Ведь это праздник, желающий нам уйти в прошлое.
Прочитано 46272 раза. Голосов 37. Средняя оценка: 4.32
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Не читал статью.. отвечаю только на её название "Можно ли праздновать 8 марта?". Во-первых никто этот день не празднует. Во-вторых можно, если у тебя есть любимая женщина. В третьих у меня вообще годовщина свадьбы совпадает с этим днём. В четвёртых - меньше знаешь, лучше спишь, зачем Вам вообще капашиться во всех этих тонкостях, тогда давайте Рождество Христово тоже не будем отмечать, ведь этот день (25 декабря) был изначально языческим, и его заменили просто христианским названием. Массу можно найти такого, что имеет явно языческие и нехристианские корни. Вот Свидетели Иеговы молодцы, они вообще никаких праздников не отмечают, даже дней рождения, ведь всё это язычество, давайте как они уж тогда поступать? Вы наверное православный, да?)
Григорьева Лада
2005-12-22 17:07:48
Очень понравилась статья.
Смысл праздника действительно таков.
Конечно, вас сразу обозвали "антисемитом"- это говорит о том, что вы правы...И есть за что бороться.
Andrew
2006-03-09 13:38:25
Эй, а тут ведь не полная версия статьи!(полная здесь - www.kuraev.ru) И интересно, знает ли сам отец Андрей Кураев, о том что тут опубликована его статья? Сомневаюсь. :/
Andrew
2006-03-09 13:47:40
Да, кстати, по-поводу антисемита - статья "Можно ли не праздновать 8 марта" издана в брошуре "Как делают антисемитом". Если интересно антисемит ли Кураев, прочитайте эту брошюру.
Сергей Кононенко
2007-03-03 08:53:22
Думаю историческое и хронологическое повествование статьи великолепно. Но то, что вы говорите о Евреях, очень опасно. Даже с точки зрения Христианской культуры. Эта культура, была начата 2000 лет назад. Сам Господь говорил, в 5 й главе в евангелии от Матфея ст 43-48ст, благословляйте и молитесь за проклинающих вас и гонящих вас. Будьте совершенны как Отец ваш Небесный, который на праведных и на грешных посылает дождь и дает и дает солнцк, тем и другим. Если любите только тех кто вас любит что особенного делает, за что вам награда тогда. Если приветствуете только ваших братьев, не толи делают и язычники. Также хочу спросить у вас, почему Народ Израиля, радовался когда Бог через Моисея вывел их из Египетского рабства? Ведь в ту ночь, Сам Господь Бог, через ангела уничтожил всех первенцов Египта? Тогда эти вопросы нужно задавать не Еврейскому народу, а самому Богу, Владыке Владык. Отвечув вам почему они радовались? Потому что Господь осводил их от уничтожения Фараона. Да народ Еврейский часто не слушал Бога и шел против Него, но мы не так сильно отличаемся от Еврейского народа. Чем же спросите вы, мы ведь Русские и православные Христиане.Да и я горжусь, что живу в России, хотя сам я с Украины, но давно живу здесь и очень люблю народ Российский. Не отличаемся тем, что мы такие же грешники как они. Милость Христа простирается на все народы и на Еврейский тоже. Я желаю вам счастья и понимания милости Христовой и Его жертвы на Кресте. С уважением С. Кононенко.
Kat
2007-03-08 18:05:29
всё правильно.
*****************
2007-03-08 21:11:35
Антисемит не тот кто не любит евреев, а тот кого не любят евреи.
И ещё: перавя женская масонская ложа была создана в 1774г. и как раз 8 марта.
Сан Сан
2007-11-19 17:14:53
Русскиелюди! Читайте и думайте!
Меркушева Евгения
2008-03-07 11:42:19
Спасибо автору! Очень точно отражает мои многолетние ощущуния по поводу этого праздника "по половому признаку".
Banderlog
2008-06-07 15:31:28
Судя по всему как мнения разделились 50/50 видно что сионисты свое дело знают и промыли мозги многим. Сами же евреи пишут отзывы типа "бред..." Советую всем покопаться в паутине которая просто завалена данными о детоубиствах евреями славян в день праздника пурима. Убивают их очень мучительно и жестоко - сливая всю кровь самотеком через множество ран. Потом эту кровь добавляют в уши Аман. Надите книжку Даля "записки о ритуальных убийствах" - сами все поймете
Анна Игоревна (Ханна Керен)
2009-02-12 12:54:03
читаю и не могу понять: то ли я на форуме неонацистов, то ли это очень странная форма христианства...я христианка (веры евангельской, пятидесятник) и еврейка, я сионистка (это тот, кто считает, что евреям стоит жить в Израиле!). И если вы православные..да и не важна кофессия, если вы действительно христиане...то вам стоит прочитать книгу Есфирь ещё раз! Бог через Есфирь спас еврейский народ
Вадим
2009-02-21 11:29:36
При чем тут антисемит? Разберитесь в истории и определениях. У меня есть друг чистейший еврей до 10000 колена, ходит в павославную церковь, а вот про пурим ничего не слышал. Не каждый еврей – иудей. Пурим кто празднует евреи или иудеи? Дошло? Отделяйте мух от котлет. И думайте головой а не ….
кан дима
2009-02-25 05:16:53
этот человек ещё раз доказывает что религия не вера в Бога, а именно религия виновна в разжигании межрассовой розни. библию извратил как мог
Yana
2009-03-04 12:06:19
Точно. Некоторые религии содержат человеконенавистнический, к чужакам, др. народам, компонент. Вот и поэтому и раздувается из искры пламя. Пожирающее потом и раздувателей....
8 марта, день парижских проституток и пурим, не празднуем и вам не советуем!
Алексей Ткачев
2009-03-07 10:49:15
Я очень удивлен и огорчен тем, что автор настолько высоко думает о своем ПРАВОславии, что решился критиковать традиции израильского народа, ковыряясь в его истории. Вместо того, чтобы (как учит нас Библия) благословлять и желать добра избранному Божьему народу, через который Бог осуществлял и продолжает осуществлять Свою волю и который Он в будущем, по Своему обещанию, спасет и возвысит. Очень жаль...
Мария
2009-03-07 10:49:50
8 марта - уже давно и не пурим, и не социалистический праздник. И никому он не напоминает о кровавой резне! Это международный женский день. Для мужчины - лишний повод проявить любовь к своей жене, матери.. И абсолютно ничего плохого в этом нет! Что за буквоедство и копание в древностях? Важно какой смысл ты вкладываешь сегодня, празднуя этот день. А по поводу антисемитизма (может, не очень разбираюсь в этом вопросе): какой антисемитизм может быть среди христиан? Подумайте, как вы себя называете? Христос был евреем. И этим все сказано.
женя блох.
2009-03-07 13:38:46
Эсфирь 10:28:"И чтобы дни эти были памятны и празднуемы во все роды,в каждом племени,в каждой области ив каждом городе,чтобыдни эти Пурим не отменялись у Иудеев и память о них не
исчезла у детей их.А 8 марта праздник
феминисток!Идущий вразрез с библейскими
принципами отношения мужчины-женщины.
Но потом уже сами мужчины переиначили их в подарки,цветы и т.д.То что должен
муж дать своей жене ежедневно дается раз в год,вот и праздник!А насчет каких ритуалов с кровью,тут уж истинно
неверующие В Христа приложили руку.Да будет известно автору этого пасквиля,
что оставаясь под законом евреи следуют
правилу:"НЕ еште с кровью,поэтому даже
мясо перед готовкой длительное время
вымачивается в воде.Тем паче никогда никто не станет людоедом! И еще слово иудей переводится-перешедший на сторону Бога.А ,если ты называешь себя перешедшем_бойся:БОГ поругаем не бывает!
Лиза К.
2009-03-09 15:56:19
Статья ужасная.
Кстати, учредительница праздника 8 марта - никакая не еврейка, а немка, вышедшая замуж за еврея (Осипа Цеткина).
Олег
2009-09-17 20:49:59
Очень правильная статья!Только факты и никакого антисиметизма.Женский день=праздник Пурим,международный.Какаво а!!!
8 марта-день лицемерия и пьянства.
Правый
2010-01-17 15:14:21
"Вы дети дьявола и отец ваш дьявол".
Сатана когда-то был ангелом...типо избранным. Вот и жыды тоже- теперь его дети.
russian
2010-03-01 12:39:19
Вера Брежнева тоже, вроде, русская девушка, но выйдя замуж за иудея Кипермана, приняла его веру иудейскую.....
russian
2010-03-01 12:40:07
Вера Брежнева тоже, вроде, русская девушка, но выйдя замуж за иудея Кипермана, приняла его веру иудейскую..... Брежнева, которая из ВИАГРЫ)))))
Рома
2010-03-04 21:51:16
Наверно человек который называет людей детьми противника человеков, очень праведный . Я мало понимаю в писании, но знаю есть такие слова: не гордись дикая маслина но бойся..... Один из показателей сектантства - это унитарный характер его, и как жаль что так называющие себя люди "православные" в него погружаются. Неужели ПРАВОСЛАВНЫЕ так учат? Забыли Павла который готов умереть за братьев своих по плоти, т.е. израильтян, лишь бы они спаслись, хотя они и иудеи. Наверно в сердце Павла жила Христова любовь, которая всё покрывает. Где она брат?
Янукович
2010-03-05 23:18:41
Работать надо, а не праздновать! А то праздников 365 дней в году.
Прохоров Е.Е
2010-03-08 03:12:51
Конечно!Если большинство людей своей страны, не вдаются в подробности корней того или иного праздника(былбы повод...)это очень печально.Когда я выпиваю со смыслом и когда без смысла,это разные вещи.Согласен с выше сказанным,думайте ребята...думайте.
Прохоров Е.Е
2010-03-08 05:45:45
Господь наш Иисус Христос пришёл,чтобы отделить овец от козлов.Выбор за нами людьми,остаться в ветхом завете или идти в новый лучший МИР.
ALLA
2010-03-08 13:18:18
СНАЧАЛА ПРОХОДИТ ЗА ХРИСТИАНСТВО,НО ЧИТАТЬ БДИТЕЛЬНО НАДО ДО КОНЦА,ПАХНЕТ СТАТНЙКА РУССКИМ ШОВИНИЗМОМ,И ВРОДЕ ПРАВДИВЫЕ ФАКТЫ -ИСТОРИЧЕСИЕ,ТОЛЬКО ПРЕПОДНЕСЕНЫ ПОД ДРУГИМ СОУСОМ,ПРЯМ КАК И СВИДЕТЕЛИ ,ОТТОРВАЛИ И ПРОЖЕВАЛИ,ТОЛЬКО ГЛОТАТЬ ------ОПАСНО
ALLA
2010-03-08 13:19:56
СНАЧАЛА ПРОХОДИТ ЗА ХРИСТИАНСТВО,НО ЧИТАТЬ БДИТЕЛЬНО НАДО ДО КОНЦА,ПАХНЕТ СТАТНЙКА РУССКИМ ШОВИНИЗМОМ,И ВРОДЕ ПРАВДИВЫЕ ФАКТЫ -ИСТОРИЧЕСИЕ,ТОЛЬКО ПРЕПОДНЕСЕНЫ ПОД ДРУГИМ СОУСОМ,ПРЯМ КАК И СВИДЕТЕЛИ ,ОТТОРВАЛИ И ПРОЖЕВАЛИ,ТОЛЬКО ГЛОТАТЬ ------ОПАСНО
Пётр
2010-03-08 14:01:49
Я не специалист по богословию, но нахожу в статье подозрительно много подтасовок, используемых автором в "фундаменте" своих "логических" цепочек, что убеждает меня в умышленном искажении или утаении важных деталей, например: о национальности Амана не сказано ничего,(он как бы перс,т.к. дальше сказанно: Всего было уничтожено 75 000 персов) а в книге сказано ...Аман Амадафов, Македонянин, поистине чуждый персидской крови и весьма далекий от нашей благости, быв принят у нас гостем, удостоился благосклонности...и ..т.д. ...16 И прочие Иудеи, находившиеся в царских областях, собрались, чтобы стать на защиту жизни своей и быть покойными от врагов своих, и умертвили из неприятелей своих семьдесят пять тысяч, а на грабеж не простерли руки своей..."
А у автора после своеобразного пересказывания текста следует:"...Всего было уничтожено 75 000 персов. Элита страны. Все, кто мог быть конкурентами. Участь персидской империи была предрешена." Для какой цели он так переделывает текст? Может случайность?
Прочитаем внимательно, что он пишет о поисках происхождения 8-го марта:"Но почему днем, когда революционерки должны были выходить на улицы и декларировать нынешнюю ущемленность прав, а также свое нерушимую убежденность в грядущей эмансипации, было определено именно 8 марта? Кого уволили с работы в этот день? Кого бросили в тюрьму? Кто из лидеров демдвижения родился в этот день? Ответа нет." Где искал, и хотел ли найти?! Ну нет, так нет. А всё же проверим! Может в Википедии есть что нибудь? Или это не приводится, т.к. противоречит логическим выводам этой статьи?
"Забастовка текстильщиц
Широкое распространение получила версия, согласно которой традиция отмечать Международный женский день 8 марта была положена демонстрацией («марш пустых кастрюль»), которую провели в этот день 1857 года работницы текстильной промышленности и фабрик по пошиву одежды в Нью-Йорке в знак протеста против ужасных условий труда и низкой заработной платы... 8 марта 1908 года по призыву Нью-Йоркской социал-демократической женской организации состоялся митинг с лозунгами о равноправии женщин. В этот день более 15000 женщин прошлись маршем через весь город, требуя сокращения рабочего дня и равных условий оплаты с мужчинами. Кроме того, выдвигалось требование предоставления женщинам избирательного права.
В 1909 году Социалистическая партия Америки объявила национальный женский день, который отмечался вплоть до 1913 года в последнее воскресенье февраля. В 1909 году это было 28 февраля. Позднее в 1910 году делегатки из США прибыли в Копенгаген на Вторую Международную Конференцию женщин-социалисток, где встретились с Кларой Цеткин.
Клара Цеткин в 1910 году, на Второй Международной социалистической женской конференции, проходившей в Копенгагене 27 августа в рамках Восьмого конгресса Второго Интернационала, предложила учредить международный женский день. Имелось в виду, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, привлекая общественность к своим проблемам. Была предложена дата 8 марта в честь «марша пустых кастрюль»."
Так получается что еврейка Клара Цеткин дату 8 марта 1908г " стырила" вместе со всем съездом у американок, но автор делает совершенно другой вывод:А этот портретный ряд знаком нам с юности. Вот только недавно позволили мы себе заметить, что роднили этих корифеев и героев не только принадлежность к партии революции и преданность идеям Интернационала. Еще у них было этническое родство. Интернационал, как оказалось, был на редкость мононационален. Что ж, сегодня это факт, без которого невозможен серьезный разговор об истории революционного движения в Европе рубежа XIX-XX веков. Именно выходцы из еврейского народа подняли мир на борьбу с "миром насилья" и призвали разрушить его "до основанья".
Вспомнив это обстоятельство, попробуем вжиться в мир этих людей. Представьте себя на месте, скажем, Клары Цеткин. Вам пришла в голову замечательная идея создать женский революционный отряд, использовать женскую энергию для борьбы с "эксплуататорами". И для консолидации и пропаганды этого движения вам нужен символический день, который был бы днем Женщины-Революционерки. Какому дню придать такое значение?
Революция, как известно, живет религиозным пафосом, она сама есть миф, а для мифа характерно мышление прецедентами. Нынешнее действие должно воспроизводить некоторый образец, архетип, впервые явленный миру в мифологически насыщенное "время оно". Надо подражать образцу. И мифотворческий инстинкт революции требует поставить вопрос так: Были ли в истории женщины, которые поднимали народ на борьбу с тиранией и добивались успеха?
Немец, француз, англичанин при такой постановке вопроса сразу вспомнили бы Жанну д'Арк. Но Клара Цеткин - еврейка. И для нее вполне естественны ассоциации с историей ее родного народа. И в этой истории была такая фигура - Эсфирь."
Мне жаль своего времени, чтобы дальше комментировать этот "научный" труд. Слишком много здесь тенденциозного вранья!
Лили
2010-03-08 23:13:07
отличня статья! полностью согласна с Banderlog*ом
Читатель+1
2010-03-09 13:15:29
Да, статья хорошая, многое поясняет, за что автору спасибо! Но, ведь христианство, как учение - наследует все написанное в Ветх.Зав... потому формулировка, что христианам нельзя празновать пурим ... не совсем понятна.
Надо шире смотреть на эти религии - слишком уж они похожи в своей сути: подавить и подчинить сознание человека -заставить его слепо следовать воли наместника (папы, попа, ребе, ... словом - посредника ) бога на земле.
Владимир Фомин
2011-01-16 07:02:51
Еще одна пелена спала с сознания на пути духовного прозрения и очищения души от скверны дьявольского посягательства не нее. И ярче стал свет.
Любовь
2011-03-07 07:25:56
Все это ложь (про связь пурима и 8 марта). читайте журналиста Валерия Каджая, который исследовал данный вопрос - нет никакой связи между 8 марта и пуримом!
Юрий
2011-03-08 01:52:38
Дремучесть и одичание автора шокирует. Если слепой поведет слепого, они оба упадут в яму. С другой стороны - ничего удивительного. Московская Российская Церковь все более и более скатывается на позиции одичавщего сектанства, для которого свойственно путем введения искусственных, ирациональных, надуманных ограничений изолировать паству от нормального, общепринятого стиля жизни, обычаев, привычек. Более преуспели в этом Свидетели Иеговы. Московская Церковь решила срочно догонять. То они за дресс-код беруться, то на сделку с государством в платные капиланы в рос. армию за бюджетные деньги решают идти. Ну а накручивать темные массы на ксенофобские темы - это "...и медом не корми"! Схизма - она и есть схизма. Отрыв от Вселенского Древа - Единой Святой и Соборной (Католической)Апостольской Церкви Христовой не может пройти для нее бесследно. Деформации учения не избежны. Но, пожалуй самой страшной деформацией является ненависть, заменившая любовь. По плодам их узнаете их!
Юрец
2011-03-10 16:20:54
И что, в каментах так ни разу никто не упомянул, что в десятилетний период между 1908-м и 1917-м годами День солидарности с трудящимися женщинами и еврейский праздник Пурим совпал ровно один раз, в самом последнем 1917-м году? При том, что за 8-м марта этот день устаканился уже четыремя годами ранее?
Не верите мне, возьмите и проверьте, все даты есть в интернете, я их нашел за 10 минут гугления и сопоставил. Всего одно совпадение за 10 лет - результаты в пределах статистической погрешности и не более чем совпадение. А если к этому добавить, что Цеткин - этническая немка и лютеранка, все положения этой бредовой концепции рушатся на корню.
олег
2012-01-18 11:33:55
я примерно догадывался откуда ноги растут. также я слышал что цыфра 8 в кабалистеки озночает садом и гамору
Алексей
2012-03-06 10:55:49
Спаси Вас Господи за вашу статью, открыли нам глаза на эти мерзкие праздники, хотя и раньше чувствовалось, что это плохие праздники. Отличная статья, помогай вам Бог в ваших трудах!
Андрей М
2012-03-06 18:15:07
В статье не использованы все факты. т.к.начало было положено не Кларой а в Манхеттане в далёком 1857 году в начале весны, с забастовки работниц.
EvYa
2012-03-08 10:54:21
христианство обеими ногами в талмуде и всем прочим в агрессии к 'врагам своим'. вот уж лицемерие.
София
2012-03-08 12:05:32
Вы хоть в курсе, что у евреев другой календарь и Пурис выпадает каждый год на разные числа? В этом году, например, на 8, а в прошлом - на 17. Вся статья изобилует ошибками, неточностями и откровенным бредом... Я редко тбываю так категорична, но в данном случае уверена: автору пора лечиться.
Георгий Янов
2012-03-09 09:27:52
Идет Великий пост - время покаяния. А мы, Русский православный народ поддаемся на гнусные провокации и занимаемся обжорством пьянством и весельем. 8 марта - это провокация. Пусть кто хочет свои праздники празднует как хочет, флаг им в руки, а мы то должны иметь свою голову на плечах и думать.
Александр Поселенов
2012-03-10 02:53:53
Век живи-век учись.Если Путин православный-отменить 8 марта.Великий пост.А мы гуляем.
Elmkat
2013-03-21 17:35:37
Думайте, православные, думайте. Чьи праздники и зачем праздновать. Обычно, ведь это время Великого Поста - лучше молиться и готовиться к Пасхе Господней (которого, кстати иудеи и распяли и конкретно, указали себя и своих детей - как тех, на которых "кровь Его". Евангелие от Матфея,глава 27, стр.25.)
fontcity
2015-04-27 17:15:04
jesuschrist.ru/forum/481685
Анна
2022-02-20 18:15:16
Зачем в этой статье Эсфирь превратили в порочную женщину? Дальше читать не стала.