Преподобный Антоний в ранние века христианства говорил: «Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: „Ты безумствуешь“, — потому что он не подобен им».
Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.
Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.
Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,
и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;
хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, [как] прах, всеми [попираемый] доныне.
(1Кор.4:9-14)
Какие странные слова. Ни разу до этого мы не встречаем в Новом Завете нормальное отношение или призыв к безумству. Странно. Тогда почему Павел – апостол, богослов, философ решил призвать нас к этому, порой шокирующему понятию?
Что мы думаем когда произносим слово «безумный». СУМАШЕДШИЙ!!! Вот о ком думаем мы. И сразу же вспоминаем ближайшую клинику для психов.
Разве Бог хочет чтобы я был похож на одного из них? Вопрос интересный. Особенно если учесть слова:
Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.
(1Кор.3:18)
Причем греческое слово «Морон» используемое Павлом, не обозначает просто нерассудительного, легкомысленного человека. Все гораздо серьезнее. Это экспрессивный термин обозначающий: - глупый, безрассудный, неразумный.
Слова довольно таки яркие и даже обидные. Именно этот термин использует Иисус, предупреждая своих учеников:
А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной.
(Матф.5:22)
Вернемся к вопросу. Бог хочет чтобы я был таким??? Крэйзи??? Как говорят американцы.
Самое интересное это то, что апостол призывает думать, осмысливать его слова, принимать решения, относится серьезно и ответственно к сказанному.
Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.
(1Кор.3:18)
Вы видите. Он призывает к мудрости! Соломон не зря написал книгу притчей. Слава Богу, я не напрасно учился в семинарии. Не будем горевать по поводу стопы прочитанных книг.
Призыв быть мудрыми актуален. И заслуга Павла в том, что он, будучи экзегетом своего времени, прекрасно понимает, в чем состоит мудрость. Истинная мудрость.
Истинная мудрость в безумии. Вот его формула. Истинная мудрость отличается от ложной, от той которой движимы все вокруг.
Сила, власть, политическая позиция, теплое местечко в жизни, гарантии, безопасность, стабильность, успех, комфорт. Вот что нужно человеку. И с этим никто не поспорит. Это разумно. Это мудро.
Какую жизнь избрал для себя Павел?
Быть позорищем, носит статус вечно гонимого еретика, жить в лишениях, подвергать себя ежечасно опасностям, идти по жизни дорогой бедствий. Вот жизнь, которую выбрал апостол.
Он всего себя посвятил служению. Это его цель. Это его жизнь. Это все что у него есть.
Как мало сегодня таких людей!
Сплошь и рядом коринфяне.
И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
(1Кор.15:19)
Христиане которые надеются на Христа только в этой жизни.
Они пытаются усмотреть в христианстве выгоду для сегодняшнего дня.
Это хорошо прослеивается в отношении политиков к христианству. Во время выборов они пишут пасторам многообещающие письма, и призывают поддержать имеено их партию или кандидатуру. Они идут в церкви. Они берут в руки иконы. Но выборы заканчиваются и они не идут в церкви, а едут в элитные рестораны. Они берут в руки не библии и свечи а взятки, яйца и дымовые шашки.
Выгодные знакомства.
Клиентура для продвижения своего товара.
Непьющий муж или негулящая жена.
Хорошая компания в которой над тобой не будут издеваться.
В христианстве есть масса плюсов.
Но при всех этих плюсах человек остается глубоко несчастным, если он не познал мудрость в безумии. Если он не понял что его жизнь, мотивация поступков, выбор, все это должно отличаться от мирской философии жизни.
По словам святителя Афанасия Александрийского:
Люди называют умными тех, кто умеет покупать и продавать, вести дела и отнимать у ближнего, притеснять и лихоимствовать, делать из одного обола два, но Бог считает таких глупыми, неразумными и грешными. Бог хочет, чтобы люди стали глупы в земных делах и умны в небесных. Мы называем умным того, кто умеет выполнять Божью волю.
Я анализировал книгу деяния апостолов, пытаясь представить себя картину происходящего в первой церкви. Картина необычная.
Убийство Стефана, казнь Иакова, арест Петра, восстание иудеев против апостолов в Антиохи, конфликт с иудеями в Иконии, побитие Павла камнями в Листре, Павел и Сила в тюрьме в Македонии, нападение на дом Иасона в Фессалониках, возмущение в Верии. Арест и гонение в Коринфе. Мятеж серебряников в Ефесе.
Друзья мои, об этом можно говорить бесконечно. И становится явным одно. Быть христианином в первой церкви – не самый лучший выбор в контексте спокойной жизни.
Если мы сегодня говорим что христианином быть хорошо, и даже выгодно. То быть христианином в первом веке!!! Это серьезная проблема.
История знает случаи когда христианами становились палачи христиан. Они приводили приговор в исполнение. Казнили, распинали, сжигали тех кто отказывался поклоняться императору как Богу. Но наблюдая за жизнью и смертью истинных христиан они швыряли свой меч на землю и смело заявляли, «Я тоже христианин. Теперь я тоже верю в Иисуса!»
Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.
По [рассуждению] человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!
(1Кор.15:31,32)
Как объяснить подобное безумие??? У меня есть два ответа.
Будущее или жизнь. Вот объяснение подобному поведению.
Перед нами ответ на вопрос. Ради чего безумствовать? Зачем я должен вести себя как ненормальный? Для того чтобы жить.
И встал Давид, и убежал в тот же день от Саула, и пришел к Анхусу, царю Гефскому.
И сказали Анхусу слуги его: не это ли Давид, царь той страны? не ему ли пели в хороводах и говорили: “Саул поразил тысячи, а Давид - десятки тысяч”?
Давид положил слова эти в сердце своем и сильно боялся Анхуса, царя Гефского.
И изменил лице свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, и пускал слюну по бороде своей.
И сказал Анхус рабам своим: видите, он человек сумасшедший; для чего вы привели его ко мне?
разве мало у меня сумасшедших, что вы привели его, чтобы он юродствовал предо мною? неужели он войдет в дом мой?
(1Цар.21:10-15)
Для того чтобы жить нужно совершить безумие. Для того чтобы иметь будущее нужно отказаться от попыток спасти самого себя. Нужно доверить свою жизнь Богу. Нужно на недосягаемую высоту поднять для себя планку служения, Тому, кто спасает нас. Нужно наполнить свою жизнь жертвами.
Такими как жертвы хвалы, общительности, нашего времени, наших сил.
Причина вторая – Победа.
Для победы нужна вера.
Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.
(1Иоан.5:4)
Вера – действует вопреки прогнозам и ожиданиям.
Недавно я бродил по церковной земле, смотрел на отвратительный полуразрушенный дом, хозяин которого не собирается выселятся, и думал. Как это похоже, на неприступный остров в океане обетованной земли.
Именно таким был Иерихон.
Что делать? Спрашивали люди и пожимали плечами.
И Бог предложил вариант.
Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, [и находящихся в нем] людей сильных;
пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды [в день]; и это делай шесть дней;
и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами;
когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и [весь] народ пойдет [в город, устремившись] каждый с своей стороны.
(Иис.Нав.6:1-4)
Об этом должен был сообщить народу вождь Иисус сын Навина.
Звучало ли это логично? Сомневаюсь. Рационально? Конечно нет. Разумно и объяснимо? Нет и еще раз нет. Это звучало как полнейшее безумие. Я вообще удивляюсь как люди согласились участвовать в этой авантюре.
Уверен многим было неловко. Молчаливо шагая вокруг города многие не поднимали лица, зная как глупо все это выглядит со стороны.
Но давайте посмотрим на результат. Именно результат интересует Бога, и именно это обещает он.
Падают стены. Неприступный город в смятении. Упование целого народа разрушено словно карточный домик.
Это победа.
Безумие ради Христа ведет к победе. Прагматизм и рациональность – не приносят долгожданных результатов.
Вера – это добровольное безумие.
Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.
(Прит.3:5)
Это как нельзя актуально в день причастия.
Дьявол внушает нам мысли о том, что мы не прощены, что грех все равно возьмет верх.
Эти мысли атакуют наш разум, смущают душу. Но Бог говорит:
Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.
(Прит.3:5)
Сегодня, сейчас, мы верою принимаем прощение. Мы осуждаем свое мудрое христианство, в котором было так мало безумия Христа ради. Мы принимаем решение жить, особенной отличающейся от мирской жизни жизнью, пусть даже невыгодной для сегодняшнего дня. Мы возлагаем надежду и упование только на Господа спасающего нас. И да поможет нам Господь!
Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия.
Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;
потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.
(1Кор.1:18-25)
Елисей Пронин,
Первомайск
Привет. Я Елисей Пронин. Люблю читать и писать. Люблю рыбалку и просто красивую природу. Верю и служу Богу открывшему мне истинный смысл жизни. Люблю говорить о том, о чем молчать нельзя - о великих делах Великого Бога. e-mail автора:EliseyX@rambler.ru сайт автора:личная страница
Прочитано 5496 раз. Голосов 4. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Аминь.
Спаси Господи, дорогой брат. Даже если мы в разных церквях, мы в одной Церкви. Да поможет нам Господь в преодолении нашей "мудрости", Ему слава во веки веков!
Иван
2010-05-08 11:48:57
Безумнейший из безумнейших Елисей, а я безумный или нет?
Александр Дмуха
2010-05-09 17:02:56
Прочитал статью.Сплошные обрывки мыслей. Вы пишите по спокойней,мысль свою илюстрируйте. Я честно так и не понял в чем ваше "понимание безумия".
Виталий
2010-05-10 08:52:28
Сойти с ума – не всегда плохо. Смотря, в какую сторону...
«Не сойти ли нам с ума –
В пользу Ра-зу-ма?!»
Слово «Разум» с большой буквы означает то, что относится к самому Создателю. Ибо Он есть Высший Разум.
Увы, обычно люди сходят с ума в противоположном направлении...
Иван
2010-05-10 14:21:43
Безумный, но разумный?
епископ
2010-05-10 17:27:39
В смысле - мудрый дурачок?
Виталий
2010-05-11 05:46:46
УМ – свойство плоти. РАЗУМ человеку приносит его дух. Ум – в головном мозге; разум – в сердце.
По-английски ум – mind; разум – reason. Тут вроде бы все на своих местах. А вот куда деть их intellect, intelligence, то есть некий промежуточный вариант с «шармовой» окраской, которого на самом деле не существует, честно говоря, не знаю. Неверное, лучше будет к уму отнести и там оставить.
Можно выделить свыше десятка типов ума («сколько голов, столько умов», «many men, many minds»). Но есть только два типа разума: ИСТИННЫЙ – от Духа Божьего и ТЕМНЫЙ – от «обезьяны» Господа Бога.
С помощью ума и умственных категорий невозможно доказать или опровергнуть истины Св. Писания. Но доказать истинность слова Божьего может разум, окрыленный верой и питаемый Духом Святым. «Но дух (вариант: Дух) в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение», – поучает Иова молодой человек по имени Елиуй (32:8). «Кто вложил мудрость в сердце, или кто дал смысл разуму?» – вопрошает вслед за этим Бог Иова. «Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум», – отвечает много веков спустя на этот вопрос Соломон (Пр. 2:6). И еще он же: «Начало мудрости – страх Господень, и познание Святого – разум» (Пр. 9:10). (См. также Втор. 4:5,6.)
Ум – это чисто человеческие возможности. Разум – Божье водительство.
Ум – это мирские знания и способность соображать наилучшим образом для твоей мирской жизни и деятельности. Быстро и многоходово. Разум – способность правильно смотреть на все. Правильно – с точки зрения Создателя.
Можно сказать и так: разум – это правильный ум, с точки зрения Автора всякой истины. (Неправильный, с Его точки зрения, ум – это не глупость мирская, но глупость духовная. Глупое сердце. Глупость мирская – это недостаток ума как такового.)
Разум, совесть, мудрость и здравый смысл – синонимы, по большому счету. Это есть частичка Божьего Духа, которая «спит», имеясь в каждом неверующем человеке, без исключения. Крепость сна только разная у различных людей. И разбудить ее в себе, создав тем самым «плацдарм» для наступления Святого Духа, суть СМЫСЛ ЖИЗНИ человека (одно из частных определений данного понятия). Разумеется, полностью разбудить эту частичку сможет только Иисус, но для этого человек сам должен прилагать максимальные усилия. И Библия учит, какие именно усилия.
Ум – это «процессор», управляющий действиями, словами и прагматическим анализом действительности. Его можно натренировать, развить. Недаром в русском языке слова «ум» и «умение» – однокоренные. И в определенном смысле – синонимы. Например, умение мыслить в прагматической плоскости, просчитывать ходы, развитие событий, дипломатический талант или навыки и т.п.
Умом же, в свою очередь, управляет разум. Тоже однокоренное слово, но с ПРИСТАВКОЙ, а не СУФФИКСОМ! Когда же человек предпочитает обходиться только умом, в ущерб разуму, то про таких в народе говорят, что у него «ум за разум заходит» (хотя я больше чем уверен, что впервые не мужик это изрек, наматывая портянки; скорее всего автор данной фразы – какой-нибудь богослов высочайшего класса). Или «ума выше крыши, да крыша низковата». Настолько умный, что разум не справляется с умом, не в состоянии им управлять в должной мере.
Обратите внимание, что слово «разум» не употребляется во множественном числе. Тогда как говорить об умах ничуть не предосудительно.
И еще обратите внимание: «И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум…» (3 Цар. 4:29). Ум может быть обширным и еще с каким-нибудь количественным определением, но ВЕЛИКИМ может быть только разум.
И еще: «…удаление от зла – разум» (Иов. 28:28). Тогда как ум – это не обязательно удаление от зла. Например: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства…» (Рим. 1:28). Превратного разума же быть не может в принципе. Тогда это уже будет не разум, а его отсутствие.
Властители – публика очень даже умная. Не умных туда не берут. Но разума у властителей в тоталитарном обществе гораздо меньше, чем у тех, кого они обзывают «охлосом».
В этимологических словарях же слова «ум» и « разум» располагаются в одной и той же статье. Это потому, что их составители, обладая большим умом, не имели ни малейшего понятия о разуме.
Этот мир иногда называют БЕЗУМНЫМ. Не верно это. Как раз ума-то – целая палата. Да еще маленький коридорчик с вестибюлем. Правильнее назвать мир НЕРАЗУМНЫМ. Именно так и называл Господь даже избранный свой народ, когда тот отвергал или забывал Его заповеди. И, наоборот, в случае исполнения их Бог завещал израильтянам через Моисея: «Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь… храните и исполняйте их, ибо В ЭТОМ МУДРОСТЬ ВАША И РАЗУМ ВАШ… скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный» (Втор. 4:5,6).
Душа и сердце человека намного «умней» самого «умного» ума. Неверующий человек, всецело полагающийся на свое серое вещество, пытается втиснуть душу в прокрустово ложе – в узкое пространство собственной черепной коробки, тем самым обедняя и душу, и разум, и ум.
У верующего же ум безобразничает еще и мешая молитве. Главным препятствием для действенной молитвы является «блуждающий» ум. И только разум, живущий в отданном Богу сердце, в состоянии его дисциплинировать.
Вершина же разума – ПОЗНАНИЕ БОГА (Пр. 9:10).
А здесь надо отметить следующее. Поскольку ПОЗНАТЬ Бога невозможно (даже архангелы и херувимы не прекращают это занятие и, наверное, никогда не прекратят), то под выражением «познание Бога» мы имеем в виду:
1) неуклонное СТРЕМЛЕНИЕ ПОЗНАТЬ Его;
2) ПОЗНАВАНИЕ, ступенька за ступенькой, грань за гранью, Истины Его и Личности Его.