Я часто в жизни предавлся греху уныния. Об унынии и его причинах достаточно уже сказано. Но я хочу провести небольшое рассуждение о причинах уныния и средствах борьбы с ним!
Как известно из христианской антропологии человек представляет собой целостностное тело (сома), состоящее из духа (нус), душа (психэ) и плоть. В результате првородного греха эта целостность и иерархия была нарушена. Дух как бы перестал быть главой души и плоти.
Уныние может быть только рзультатом воздействия на дух плоти и души. Как считал Аристотель, плотью (организмом) управляет вегетативная душа (чувственная) по Платону. Когда дух следует вегетативным желаниям, мы чревоугодствуем, употребляем алкоголь, занимаемся прелюбодеянием. В результате получаем нарушения в организме, плохое состояние нейрогуморальной системы организма (вегетососудистая дистония и др. По закону обратной связи вегетативная душа воздействует на дух, и мы получаем то унние, которое я называю "унылостью".
Средства борьбы с "унылостью" нам известны. Это пост и молитва! Пост укрепляет наш дух, отвлекает его от наших телесных "немощей", и учит нас управлять нашими вегетативными желаниями. А молитва укрепляет наш дух в его борьбе с "вегетативными" желаниями.Да и кто, кроме Бога, может помочь на в наших "немощах". Велика также роль таинства причастия!
Другая форма уныния происходит от порывов нашей "аффективной" души! Ведь её устремления связаны с борьбой за место в мире, тщеславием, утверждения своего Эго среди других! В сути, вся деятельность аффективной души связана с суетным, конечным! Наши конечные желания обусловленны многими обстоятельствами. Мы не достигаем, чего хотим! В результате появляются обиды на близких, злоба, зависть и дргие аффекты. В результате опять-таки уныние духа!
Средства борьбы с этим унынием известны нам из церковного учения! Пост, моитва, исповедь, причастие! Но в данном случае речь идёт о посте, на другом уровне. Посте, который учит наш дух управлять "аффективной" душой. Молитва опять-таки помогет нам в наших "духовных" немощах!
Но и наиболее страшное уныние, является результатом полного безверия, гордыни разума. Это уже уныние Фауста! Результатом его становится презрение к другим, богоотрицание, и самообожествление, человекобожие! Но на мой взгляд, даже если у человека были такие великие грехи, и он покаялся и поверил, совершил кенозис (умаление) себя, то он мил Богу! Ибо как сказал один из русских философов (Л. Шестов): "Сатане не интерено искушать пьяницу, мелкого тщеславца и др. Гораздо желанее ему искусить Фауста!" (не цитата, но смысл приведён точный)
Комментарий автора: В наше суетное время, когда скорость суеты достигла невиданной доселе величины, когда маркетинг и реклама играют нашей "аффективной " душой как игрушкой,превратив её в "пластилин", и лепят из неё новые и новые желания; трудно не впасть в грех уныния! Вот почему, на мой взгляд, в наше время, как никогда важны пост, молитва и таинство причастия!
Дроздов Иван Викторович,
Московская обл. Г.Фрязино
Мне 48 лет. Я философ по образованию, православный христианин Интересуюсь философскими аспектами религии и науки. К вере в Бога пришёл к 33 годам, а стал православным хриситанином (в самосознании), хотя ещё очень "слабым" в 42 года!
Интересуюсь руской религиозной философией, философией религии, историей Церкви, религий!
С братской любовью ко всем! Иван! e-mail автора:filosof@fryazino.net
Прочитано 10220 раз. Голосов 12. Средняя оценка: 4.75
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Спасибо. Очень здравая статья. И как раз вовремя ;-) Комментарий автора: Я сам неоднократно унывал, и будичи мыслителем по складу ума, задумался над основаниями "уныния". С братским приветом! Иван!
Катя,22г,Польша
2005-02-17 22:10:37
Очень интересная и актуальная статья. Да,если люди были бы верующие не было бы унынья,психических болезни, наркотиков...Дай Бог!Спасибо! Комментарий автора: Я с такого же мнения! Но человек поврежден грехом, и верующий более гарантиован от уныния, но он не освобождён от него, пока не освобождён от греха! С братским приветом! Иван!
Сергей
2005-02-24 05:38:27
Всегда ли пост, молитва и таинство причастия успешно помогают от "унылости" и от чего зависит "скорость суеты"? Да и само понятие "сс" не нуждается ли в дополнительном анализе? Благодарю за статью, с братским приветом, Сергей! Комментарий автора: Пост и молитва всегда, на мой взгляд, помогают от унылости и уныния! Суета есть извечное движение по кругу, бег белки в колесе! Только христианство отвергло круг времён и ввело понятие начала и конечной цели!
Денис
2008-03-07 05:07:32
Спасибо,автору,интересная статья и я полностью с ним согласен. действительно,молитва,пост и причастие очень хорошо помогают от уныния,отгоняют страхи.
Диана Рафаэлян
2008-05-31 11:54:30
Статья-безусловно важная!А как быть........Если одно и тоже событие,повторяясь с завидной частотой,ввергает не только в уныние,а просто лишает любых желаний
Татьяна
2010-01-21 14:04:55
Спасибо за статью. Уныние - мой постоянный бич, то отпускает, то накатывает снова. К сожалению, я не верующая. Вернее во мне есть вера, но это что-то очень личное, что трудно выразить. Похоже действительно, каждый рождается со своим набором грехов и испытаний. И должен все это пронести по жизни самостоятельно. Наверно с церковью было бы легче... Тем не менее желаю всем удачи в борьбе со своими недугами!
Наталья
2010-04-17 20:04:33
Слава Богу!!!
Через вашу статью Он ответил на мою молитву!
Наталья
2010-04-17 20:10:19
Иван Викторович,ответьте,пожалуйста, на мой вопрос. Молитва, пост, причастие,а при чтении Библии не исцеляется душа??? Или же все это должно быть в совокупности?