Нравственный закон и разумное убеждение в силе порядка – внутренние маячки, данные душевному человеку. Истинная вера созревает на нравственности. Праведность и милосердие – это качества самого Господа. Это то, чего ищут жаждущие правды, плачущие и нищие духом, то, на что возлагают надежду миротворцы и чистые сердцем. Если не имеешь добра, то возможно Бог проведёт тебя через испытания, чтобы возненавидеть ложь и зло, и расположить сердце к добру и правде. Ненавидящий ложь и зло, вспомнив о Боге, всегда обретает живой покой, потому что, чтобы не случилось – есть Бог, который Правда и Справедливый Суд.
Чувство справедливости и чувство добра – это главные качества, на которых держится вера и искреннее поклонение Богу. То, что нравственный закон имеет существенное преимущество перед законом религиозных традиций, мы уже видим в книгах ветхозаветных пророков. (Ис.1:11-18 и т.д.).
Ветхозаветное понятие «беззаконие» – это выстраданное народом антисоциальное явление в межличностных отношениях, это враждебный дух («порождение ехидны») духу человеческому.
Другое человеческое качество – это разум. Разум взвешивает законы объективного мира, отражает субъективную жизнь, имеет способность перепрограммировать внутренние чувства.
1. Псалом Асафа. как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!
2. А я – едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, -
3. я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,
4. ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;
5. на работе человеческой нет их, и с [прочими] людьми не подвергаются ударам.
6. От того гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, [как] наряд, одевает их;
7. выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
8. над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;
9. поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
10. Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
11. и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»
12. И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.
13. так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,
14. и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?
15. [Но] если бы я сказал: «буду рассуждать так», – то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
16. И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
17. доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.
18. Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
19. как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
20. как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив [их], уничтожишь мечты их.
21. когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность м
22. тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.
23. Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;
24. Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.
25. кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.
26. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.
27. Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.
28. А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои.
72-й псалом – очень яркая иллюстрация, где показано:
1. Доброе расположение в человеке
2. Разочарование
3. Работа рассудка
Рассудок не мог найти верное решение, но не дал санкциюна нарушение нравственного закона. Разум человека обладает не только рефлексивным и рассудочным действием, но имеет базу интеллектуальных гештальтов (образов), на которые рассудок опирается и противостоит подозрительным эмоциям. В данном случае, пишет автор псалма: «Если бы рассуждал так, то был бы виновен перед родом сынов Твоих». То есть – если бы рассуждал как сын «мира сего». Чувство справедливости – это прежде всего проявление разума, категория – рациональная. Это и есть тот интеллектуальный гештальт: «верные весы», «прямой путь».
4. Этап «вхождения во святилище» – этап духовного откровения.
Мы здесь наблюдаем новый уровень восприятия: возвышенная святая характеристика чувства и новое знание. В этом знании открывается неведение и «скользкий путь» беззаконных. Это, конечно, может прийти в воображении и логическом следствии пути беззаконных. Однако, «вход в святилище» здесь предшествует «разумению». Такой порядок подтверждает опыт и других. Откровение первично, но не будем настаивать на этом, т.к. ещё бывают предсознательные и «задние» мысли.
Само «новое чувство и знание» здесь сравнивается с пробуждением. А уровень сознания – возвышен над собою как «над скотским» сознанием (т. е. сознания плоти).
5. Дальше мы видим строки уверенности в Божественном провидении и слова вдохновлённой веры в Бога. Можно ли это назвать иллюзией? Нельзя, потому что чувство, на котором базируется иллюзия, имеет более хрупкую природу и малодушно. Чувство веры напротив возвышенно, мужественно и великодушно. Если говорить о разуме, то в вере налицо крепость и объективность разума. Колебания в вере – да, суетны. Ложная вера (состояние иллюзии, «прелести») – тоже бывает, но это другое.
Человеку много нагрешившему, трудно найти примирение в совести, чтоб быть в согласии с самим собой. Закономерным тогда становится служение благой вести и прощения грехов Человека Иисуса Христа, явившего сверхъестественный божественный свет, полноту добродетельной жизни и безупречную святость.
Однако спасение приходит тому, у кого ещё остаётся способность нравственного сопереживания или здравый рассудок. (Впрочем, будучи на земле Иисус исцелял и одержимых).
В заключение можно сказать, совокупное взаимодействие нравственности (добродетели), разума и воли рассудка (способность абстрагироваться) – есть образование того, что называется человеческий дух. Конечно, не стоит забывать, что добродетель исходит из живого чувства. И «дух человека - светильник Господень» (притч.20:27), где может действовать свет и интуиция Святого Духа.
Михаил Пушкарский,
Россия,
православный христианин
"за всякое праздное слово, которое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (Мат.12:36)
"Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда"(Ек.9:4)
Прочитано 5086 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Заблудшие души. - Олег Хуснутдинов Написано после прочтения отвратных публикаций на сайте - материалов А.Храмова "Религиозная заслуга Ницше" и В.Богуславского "Всем религиозникам посвящается". Думаю, мы еще услышим о воинских подвигах, испытаниях, выпавших на долю разных лжеверующих, но каждый готовит свой путь страданий себе сам. Мы уже видели и жили в том государстве, которое рушило храмы веры православной, и уничтожало правых верою. Этому уже 2007 лет. Поэтому нас не удивишь ни ложью, ни ненавистью, ни скрежущей злобой и пеною у рта, все это и врачи наблюдают, и правые священники. Связанность и одержимость - болезнь страшная. Сначала они кричат - Я убью Учителя! Потом в страхе - только Он - над всеми и во всем, потом исчезают как мглистый туман...
Каждому по его вере и как можно больше благсоловений!