«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа…»
Евреям 4:12
Все мы жаждем приближения к нашему Господу, ищем Его лица, желаем слышать Его голос. Все мы хотим служить Ему. Но не все мы понимаем, что Господь ждет от нас служения и почитания Его на Его условиях. Возлюбив, наша душа готова предложить Ему все самое лучшее на наш взгляд, и только Дух проницает глубины Божии, и восклицает в почтении: Чего хочешь Ты?
«Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним. И сказал Моисей Аарону: вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь» (Левит 10:1-2). Суд Божий пришел на душевное служение двух братьев. Кто-то скажет: но ведь они хотели как лучше! Может быть, они только подражали своему отцу Аарону, может быть они хотели угодить Господу, но по-своему? Может быть. Это не меняет результат.
Господь желает освящаться в нас, в тех, кто приближается к Нему. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божьего. Душевный человек не понимает, что справедливость Божья – это благо для нас. Когда Господь повелевает нам делать определенные вещи, а мы не делаем, поступаем неправо, приходит суд. А если мы делаем не то, что повелел Господь, также приходит суд. Библия говорит также о том, что: «кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия» (Колос.3:25) Духовный человек – царь Давид жаждал судов Господних: «Истомилась душа моя желанием судов Твоих во всякое время» (Псалом 118:20). Бог не меняется, Он вчера, сегодня и во веки тот же. И сегодня, как и четыре тысячи лет назад, Господь желает, чтобы Его повеления исполняли. Иисус сказал в Евангелие от Иоанна 14:23-24: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца».
Душевность и духовность. В чем разница? Почему Писание проводит черту между этими двумя понятиями? Попытаемся в этом разобраться.
Душа (по-еврейски «нефеш) есть сама личность. Душа состоит из разума, чувств (эмоций) и воли.
Дух (по-еврейски «руах») – это та внутренняя глубина существа, в которую проникает душа. Лютер говорил, что дух – самое высшее и благое в человеке и что, благодаря ему, человек в состоянии объять невидимое и вечное (Бог, вечная жизнь и т.д.) – короче - тот дом, в который вселяется вера и слово Божие. («Библейский словарь» Э.Нюстрема).
В момент покаяния наш дух возрождается, а душа все еще нуждается в спасении – этот процесс будет длиться всю нашу земную жизнь через обновление разума словом Божиим, произращением в нас чувствований Христовых и добровольное подчинении нашей человеческой воли желаниям Небесного Отца.
В Послании к Филиппийцам 4:8 написано: «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (в современном переводе: «направляйте мысли»). Это значит, что всякая приходящая к нам мысль должна пройти проверку на истинность, честность, справедливость, чистоту и так далее. Если мысль не соответствует этим критериям, то мы имеем власть отвергнуть ее, и направить наши мысли на правильные вещи. Сфера эмоций также нуждается в обновлении. Как-то я перечитала Евангелия только с одной целью – обратить внимание на чувства Иисуса Христа, на Его переживания в отношениях с Отцом и людьми. Скорбь, сострадание, милосердие, гнев, радость переживал наш Спаситель также как и переживаем мы, Он был стопроцентный человек. Его отношения с Небесным Отцом определяли отношения с людьми. Сознательное подчинение своей воли, воле Отца привело Христа на крест, страдания души, но пройдя крест, Он исполнил волю Божию и воссел одесную Бога. Так и нам, имеющим целью небеса, нужно, по Его примеру, взять свой крест, где будет распята наша душа, наши желания, для того, чтобы реализовались Его желания в нашей жизни.
При определенном навыке различения, проявления душевности и духовности будут видны и вблизи, и на расстоянии. Давайте попробуем приобрести этот навык различения, для того, чтобы избрать лучшее.
Душевным христианам будут весьма непонятны, например, такие места Священного Писания, как Деяния 5 глава, где рассказывается история об Анании и Сапфире, и их бесславной кончине, или Послание к Евреям 10 глава, где говорится о суде Божием. Душевным христианам эти главы будут казаться слишком жестокими. Им также будет странно, например, такое словосочетание, как «страх Божий». Бог же любящий, почему Его надо бояться? Понятие о святости у душевных христиан размыто, нет основания о суде вечном, и поэтому нет желания евангелизировать. «В жизни таких людей нет проявленной силы изменяющей благодати Божией», - цитата взята мной из книги Джона Бивера «Движимые вечностью» (если будет возможность всем советую прочитать).
Душевные христиане живут и водятся чувствами, т.е. принимают решения, основанные на своих чувствах или своих мыслях, добиваются чего-то собственной волей, а духовные христиане живут ВЕРОЙ в Слово Божие, и принимают решения на основании личного откровения («рэмо»), согласованного с записанным словом Божьим. Душевный человек ходит перед людьми, а духовный - ходит пред Господом. Один душевный человек написал такие строчки:
- Господи, дай мне крылья!
- Господи, дай мне крылья!
- Господи, дай мне крылья!
Господь дал… Как на люди-то показаться?
Мнения окружающих людей для душевных христиан будут определяющими.
Еще один очень душевный человек говорил: «Все мы знаем как надо, но у каждого свой уровень компромисса». Так вот, у духовного человека компромисс с собственной совестью будет равен нолю.
Душевная мама, спасающая ребенка от наркомании, будет думать: «Если Бог не поможет, то пойду к бабке», - и у нее не возникает мысли об абсурдности такого умозаключения! Хотя она знает из Библии, что это грех. Но она сознательно делает неправильный выбор. Потому, что душевная любовь к своему ребенку для нее выше слова Божьего. Духовная мама скажет: «Господь Всемогущий, мне некуда больше идти, потому что у Тебя глаголы вечной жизни!».
Душевные христиане будут давать взятки судьям (может, осудят не так сурово), выпивать с сослуживцами (чтобы никого не обидеть).
На душевной домашней группе будут обсуждать власть, жаловаться на болезни, делиться рецептами блюд. На 8 марта даже поздравят соседских бабушек. Все как в миру. Читают вместе Библию, ну и что? Просто «так надо», ну и …есть повод поговорить! Много народа приходит на такую группу? На концертах эстрадных звезд народа собирается гораздо больше, но это не говорит о его духовности.
Далее привожу примеры душевных поступков, или душевных проявлений.
Пример разумного.
Молодой проповедник учит, что нужно отдавать с каждой зарплаты десятину себе, чтобы создать некий антикризисный фонд, на всякий случай скопить денег. И звучит разумно, как выражение заботы о прихожанах. Но вот незадача: нигде в Библии не сказано о таком вложении денег, т.е. нет подтверждения истинности такой проповеди. Проповедник в этом случае опирается не на слово Божие, а на измышления человеческого разума. Душевное? Конечно. Написано в Евангелие от Матфея 15:9: «но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». А может быть у него личное откровение от Господа? Бог через Исайю в 8 главе 20 стихе говорит: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света». Сразу все становится на свои места.
Пример чувственного.
Душевная незамужняя сестра, которая стремится выйти замуж, будет посещать места, где собираются братья, создавать условия для общения, пытаться строить отношения с понравившимся братом. Духовная незамужняя сестра будет служить Господу, в терпении и смирении ожидая устройства своей жизни только от Него.
Пример волевого.
Человек сам бросил курить или пить, и говорит соседу: «Ты как я не сможешь, у тебя силы воли нет! А у меня воля сильная! Я сам бросил!» Кто в таком случае прославляется? Да он сам! Другое дело, когда человек говорит: «Это Господь меня освободил! Слава Ему!». Чувствуете разницу? Дух всегда будет прославлять Христа, а душа - себя.
Вот такие характеристики душевных и духовных отношений приводит в своей проповеди «Общение» (2003г.) Константин Михайлов:
Характеристика душевных отношений
1) в душевных отношениях в основании лежит человеческое - душа, с ее переживаниями, размышлениями, желаниями;
2) человек устремляет взгляд в себя, а не на Господа;
3) в общении душевных людей присутствуют корыстные мотивы.
Цель душевного общения: угодить себе, желаниям своего сердца.
Характеристика духовных отношений:
1) в духовных отношениях в основании лежит истина Слова Божьего;
2) человек смотрит не на себя, а на Господа;
3) нет корыстных мотивов в общении духовных христиан («любовь… не ищет своего» 1Кор.13:5)
Цель духовного общения: угодить Господу, Его желаниям.
Возлюбленные, когда кто-нибудь в церкви молиться за меня: «Господь, исполни желания ее сердца», я всегда мысленно прошу, что бы Господь исполнил во мне желания Своего сердца. Для меня это имеет решающее значение.
Душа Иисуса Христа в Гефсимании «скорбела смертельно», кровавый пот капал со лба. Его душа желала, что бы эта чаша прошла мимо Него. В Его воле было отказаться от этой чаши и взять другую чашу – земную власть в Иерусалиме, а вместе с ней земную славу, богатство, честь. Народ видел в нем лидера, поддерживал и шел за Ним! Иисусу достаточно было поднять восстание (момент был подходящий) и душа наслаждалась бы собственной жизнью. (Как много христиан делают именно такой выбор!) Но в борении души и духа Христос только «прилежней молился» и сделал выбор на основании слова Божьего: претерпеть крестную смерть за грехи народа. Потому что это угодно было Отцу Небесному. Потому что только так открылся путь спасения для нас, грешников, путь новый и живой. Это не был душевный выбор, это был духовный выбор, основанный на слове Живого Бога.
И еще хочется сказать, что духовный рост всегда идет через боль, через умирание для себя, через распятие души. Но каков результат - исполнение воли Божьей! Давайте же принимать от Господа с благодарением те моменты нашей жизни, когда душа скорбит смертельно, а дух ликует от радости о том, что угодил Своему Господу.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
11 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.
12 Ибо, [судя] по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.
13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;
14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.
Виктор Павлович
2009-11-24 18:22:16
АМИНЬ!
Марина Улианова
2009-12-01 18:25:50
Хотелось бы прочитать ваши личные примеры из вашей жизни,ваше свидетельство больше вашего личного опыта
Лим Вячеслав
2009-12-05 14:21:24
Великолепно! Вся слава Иисусу Христу-нашему Спасителю!
Сонячник
2010-04-13 23:50:14
Очень полезная статья. Большое спасибо!
Пусть Бог благословит Вас!
Белехов Александр
2010-07-30 09:47:58
Разве дух и душу можно различать только в религиозной сфере? А как же быть с "сильными духом" и "нищими духом" в классической литатуре? Там смысл этих значений кардинально разнится. Имеется ввиду умение противостоять ударам судьбы, бороться с ними или же смириться с превратностями жизни. И, как раз, воля является неотъемлемой частью духа человеческого, его силы или слабости. А у Вас воля относится к душевным качествам. Надо иметь несгибаемую волю, чтобы безоглядно Верить, принимать Слово Божье, отвергнуть всякие сомнения. Дух и Воля не разделимы. Это, если хотите, синонимы. И это только один аспект. То, что Вы пишите - фатализм, а не Вера, смирение перед судьбой, а не Господом нашим. Слепо и с благодарностью принимай удары судьбы, ибо они посланы Богом для проверки веры нашей, любви к Отцу Небесному, не ропщи. Верь и жди, и Господь устроит твой брак, пошлет мужа и пр. Вопросы Ваша статья рождает и неудовлетворенность. Видимо я безнадежно душевный человек Комментарий автора: Душевный человек ради человеческой любви и дружбы двигает горы! Духовный человек двигает горы ради Господа и исполнения Его воли. Классическая литература, музыка, театр - это все очень хорошо для развития душевных качеств. Для развития духа чтение Библии, молитва, прославление и поклонение Отцу, общение с верующими. Смиряться надо не перед судьбой, а перед волей Господа - это разные понятия. Бог любит Своих детей, благоволит к ним, защищает их, учит. Он не хочет, чтобы кто-то погиб, но чтобы все пришли к покаянию - это Его совершенная и благая воля для нас. Удары судьбы, как в драме Л. Андреева "Жизнь человека" - это не воля Божья, а воля дьявола = результат греха в жизни человека. Ободритесь, Александр, хочу сказать Вам, что у Бога тоже есть душа. Именно поэтому Иисус Христос взошел на крест, чтобы искупить нас от греха и даровать нам прекрасную свободную жизнь, в которой мы могли бы двигать горы верой. Духовная жизнь начинается с покаяния перед Богом в своих грехах и с просьбы, чтобы Христос вошел в Вашу жизнь и стал Вашим личным Господом и Спасителем. Он тут же услышит и войдет - это чудо, возможное прямо сейчас.
Константин Агафонов
2010-10-16 16:37:00
Ты очень здорово выросла,Света,я всегда знал,что это так и будет.Ты просто Молодец,Настоящая Дочь БОГА,и я тобой просто горжусь,впрочем,как и всегда. АМИНЬ!!! Комментарий автора: Спасибо, брат, за труд прочтения и высокую оценку.
dea
2010-12-05 22:55:50
Спасибо! Очень доходчиво!
Виктор
2011-06-03 14:04:40
Произведение помогло глубже познать Бога
Галина Толмацкая
2012-02-24 22:13:54
Вся Слава Господу нашему Иисусу Христу...спасибосестра за назидательную беседу,после которой появляется дерзновение идти за Господом и нести Слово Его для погибающего очень сложного нашего общества...