Разьяснительная проповедь: Место Писания 1 иоанн.5:1-21
1 Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него.
2 Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его.
3 Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки.
4 Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.
5 Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?
6 Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о [Нем], потому что Дух есть истина.
7 Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.
8 И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.
9 Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие - больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.
10 Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.
11 Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.
12 Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.
13 Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.
14 И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас.
15 А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него.
16 Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился.
17 Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.
18 Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.
19 Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле.
20 Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.
21 Дети! храните себя от идолов. Аминь.
Это пятая, последняя глава послания, объединяет две главные части христианства; веру и любовь… Иоанн определяет веру – как признание факта, что Иисус есть Христос! (1ст.) Титул Христос означает : Помазанный, по-еврейски Миссия, это слово включает в себя все титулы Божьего Сына. Верить, что Он Христос, это значит верить, что Он тот самый пророк, о котором говорил Моисей. Это значит верить, что Он тот Первосвященник по чину Мельхисидека, заступник за грешников. Это значит верить, что Он тот Царь Которого Бог поставил выше всех…
Эта вера – не просто согласие с фактом, и не просто признание Его, как это сделали бесы (веруют и трепещут, но продолжают пакости свои). Вера человека рожденного от Бога, включает в себя три качества; любовь, исполнение заповедей и победу.
(2ст.) Иоанн показывает, что такое истинная любовь. Мы можем любить кого то из-за родственных отношений, из дружбы или физического влечения (парень +девушка). Но это не духовная любовь , не постоянная. Истинная любовь к дуг другу проистекает из сердечной любви к Богу. (физические влечения очень быстро остывают, многие супружеские пары живут на автопилоте и давно забыли о пылких чувствах. Родственная любовь быстро кончается, например из за наследства и часто брат и сестра судятся и скандалят. Друзья, из за неосторожного слова становятся врагами и т.д.) Это все человеческая любовь, основа которой эгоизм. Но когда мы любим Бога и соблюдаем заповеди Его – говорит апостол, то мы любим и детей Божиих и никогда не перестаем любить их. Как связаны между собою заповеди и любовь к братьям и сестрам? (Пример: Заповедь - « Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего Исход 20:16) Если мы соблюдаем эту заповедь, то этим проявляем любовь к Богу и одновременно проявляем любовь к ближним, оберегая их ото лжи и клеветы, которая могла бы оказать губительное воздействие на их психику и репутацию.)
(3ст.) Здесь говорится о том. Что соблюдение заповедей это свидетельство любви к Богу, любовь проявляется не только в слове, но и в деле и истине. Заповеди Христа не тяжелы, не обременительны и приятны тому, кто рожден от Бога. Любя Бога, мы изо всех сил желаем угодить Ему своими мыслями, словами и поступками (как любящие дети своим родителям). Так и христиане стремятся доставить удовольствие дорогому, любимому Отцу – соблюдая Его заповеди.
(4-5ст.) Победа, третий ярко выраженный признак подлинной веры « побеждает мир», слово мир здесь имеет широкое значение; это и испорченность нашей натуры и все козни и уловки сатаны, мир лежит во зле… И Господь сказал ученикам: « В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, Я победил мир. Ин. 16 :33». А вместе с Ним побеждают и те, кто благодаря своей вере пребывает в Нем. В своей жизни, мы часто сталкиваемся с искушениями и впадаем в грех. Но если в искушении мы поступаем «по вере», мы одерживаем победу. И так бог призывает нас жить по вере, проявляя её любовью к Нему, и друг к другу, соблюдая заповеди Его и одерживая таким образом победу над миром.
(6-9ст.) « Иисус пришедший водою и кровью». По разному объясняют этот текст, некоторые ссылаются на Ин 19 главу 2воин пронзил Ему ребра и истекла кровь и вода». Другая версия говорит. Что вода крещение, а кровь вино, т.е. причастие. Это совсем малопонятно…
Так в каком смысле Иисус пришел водою? Не о водах же в чреве матери, идет речь?!
Мне кажется, что речь идет о начале служения Иисуса Христа. Когда известие о Его приходе стало распространяться по всей Иудее и т.д.. Иоанн Креститель сказал: « Вот идет Агнец Божий…» И в момент крещения Иисуса в воде, слова Крестителя подтвердились: (Мк. 1:11) « Когда Иисус выходил из воды, разверзлись небеса, и Дух как голубь сошел на Него. И глас был с небес: Ты сын мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Вот как, Он пришел водою, это проявилось во время явления Христа народу. Кровь же, говорит о Его жертве за нас. То есть начало и конец служения. Дальше: «Дух свидетельствует о Нем», Дух есть истина. Святой Дух в сердце каждого верующего свидетельствует о Христе, укрепляет нашу веру и упование… (Ин.15:26 «Дух Утешттель, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне».) Далее Иоанн объединяет свидетельство на земле и свидетельство на небе и говорит о том, что 2-3 человека было достаточно, для подтверждения истины, по закону Моисея, то насколько весомее и авторитетней свидетели от Бога, и Сам Бог – свидетельствующий о Сыне Своем. (10ст.) говорит четко, что тот, кто верит в Иисуса, как в Вечного Господа – имеет свидетельство Бога в себе. Его вера не внешняя религиозность, а сердечный опыт, живое упование, укрепляемое Духом Святым. Тот же, кто не верит в Христа. Виновен в величайшем богохульстве, он не верит Богу. Тем самым отвергает живое свидетельство небесное о Христе.
(11-13ст.) эти стихи наиболее величественны во всем Новом Завете! Нет ничего более важного. Чем вера в Божию истину, или отрицание её, «Сия жизнь в Сыне Его». И нигде больше! И либо человек имеет жизнь вечную, веруя в Сына Божия, либо не верует в Иисуса Христа и значит, не может рассчитывать на Него, как на своего Спасителя, и на жизнь вечную. Потому что только Он один может дать её. Отношение Христа и Церкви, из которых вытекает вечная жизнь, Библия сравнивает с отношениями в браке, между мужем и женой. Две судьбы сливаются во едино и двое становятся одной плотью.(Еф. 5гл.) Заключение брака вполне конкретный поступок. (Если человека спросить: «Ты женат?» Он может ответить или да или нет. Очень трудно представить, что он ответит: « Я не уверен» или « Я женат наполовину».) Точно так же состоит дело, когда мы заключаем Завет с Богом. Когда рождаемся свыше и получаем дар вечной жизни. « Верующий в Сына Божьего – имеет жизнь вечную». И никаких полутонов…
(14-15ст.) Здесь речь идет о том. Что результатом наших взаимоотношений с Богом, является дерзновение, которое мы имеем к Нему. Оно проявляется в молитве, мы можем разговаривать с Богом свободно, открыто, без всякого напряжения, но в тоже время почтительно и смиренно. Молясь не нужно забывать, что мы всего лишь дети своего любящего Небесного Отца. В этих стихах есть и условие, которое должно соблюдаться, если мы дерзаем обратиться к Богу с молитвой. Если мы хотим быть услышаны, то просимое должно соответствовать воле Его. Наша молитва должна быть в Духе Священного Писания. Лелеять в своем сердце греховные мысли и желания и в то же время – просить Бога о благословении, это лицемерие и вздор! Молясь, подчините свою волю – Божьей. « Да будет воля Твоя, но не моя». Вот в чем секрет молитвы. Которая будет услышана. (16 – 17 стихи) Это весьма трудные для разъяснения стихи. Здесь мы видим две связанные между собою проблемы: «грех к смерти и грех не к смерти». В одном случае Иоанн призывает христиан молиться за брата, если он впал в грех, в другом случае – не делать этого… В чем разница между этими двумя видами греха? Существуют ли отличительные признаки, по которым можно провести четкую грань между ними? Католики, например, разделяют грехи на «смертные» и «не смертные», у них есть семь смертных грехов. Для их прощения накладывается особая епитимия. Сторонники другого взгляда, считают «грехом к смерти» лишь тот грех, последствием которого является физическая смерть согрешившего. Они ссылаются на Деяние 5 главу, смерть Анании и Сапфиры. Или на 1Коринфянам 11:30 , где сказано, что недостойно участвующие в вечере; немощны и больны и немало умирают. Если это верно, то нам нет смысла молиться за тех, кому вскоре предстоит умереть (больные смертельно, например). Есть те, кто предполагает, что «грех к смерти» это хула на Духа Святого (Матфея 12 глава). Однако хула на Духа Святого это очень конкретный и редкий вид греха. Я не встречал например ни одного человека, который повторил сказанное фарисеями на Иисуса. Что же имеется в виду? Я думаю, что тут дело не в размере греха и не в особом виде греха, на который не распространяется искупительная жертва Христа. Дело здесь, скорее, в позиции самого грешника, т.е. он меньше всего беспокоится о своем положении. Кальвин определял этот грех, как: «Неприятие божественной истины душою человека». То есть сильно ожесточенное сопротивление Богу. И в контексте этой главы видно: « Верующие в Иисуса Христа, как Сына Божьего» - имеют жизнь вечную, а отрицающий эту Божью истину, виновен в грехе «к смерти». Грех «к смерти» не прощается, потому что отвергает единственный путь к прощению, отвергает Иисуса Христа Сына Божьего. (Представьте, если приговоренный к смерти преступник, отвергает помилование, которое дает ему президент?) Как его простить? Человек держит свое сердце закрытым для действия Духа Святого, так упорно и настойчиво, что покаяние становится невозможным. Можно голодовкой довести свое тело до такого состояния, что переваривание пищи и даже попытка приема пищи, становятся невозможными. (Во время второй мировой войны англичане захватили концлагерь с узниками евреями. Их освободили, но в течение месяца многие из них умерли, они не могли кушать от истощения.) Так и душа, может раз за разом отвергать все попытки сближения, со стороны Бога, до тех пор, пока надежда на получение благодати совсем иссякнет. ( Один умирающий грешник сказал: « Мое сердце настолько окаменело, что я не могу раскаяться».) Далее: «всякая неправда есть грех…» «Неправда» это старое слово означающее «нехороший поступок». А не только враньё, как многие считают. (18-20стих.) Мы знаем, что рожденный от Бога не грешит, да? Но мы то грешим? И довольно часто… Здесь все связано в контексте, т.е. не грешит грехом « к смерти». ( Не отрицает Евангелие и не выпадает из благодати Божьей, ожесточив сердце свое… ) Они, т.е. рожденные от Бога, держатся в вере Христовой и страхе Божием, не позволяя лукавому увлечь себя. Все верующие грешат. Так или иначе, но истинно верующие никогда не отрицают Христа, Его личности или деяний. (21 стих) «Дети храните себя от идолов» т.е. от всех и всего, что могло бы занять место Бога в вашем сердце. Храните себя от предрассудков. Обычаев, от религиозности, от плотских влечений и от материального рабства. « Храните себя от идолов», так апостол Иоанн заканчивает свое первое послание.
Комментарий автора: из ранних проповедей, десятилетней давности.
Сергей Асташенко,
Ташкент Узбекистан-Тамбовская обл. Россия.
Мне уже исполнилось 58 лет, верую в Иисуса Христа, с 1991 года. Женат,нес служение в небольшой церкви в Узбекистане, а ныне переехал в Россию. e-mail автора:astah_53@mail.ru
Прочитано 7409 раз. Голосов 2. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Проповедь интересна.Я согласна с братом,что всякий отвергающий милость Отца
не может с Ним и премирится.И это грех.На этом преткнулись иудеи.А Мессию они ждут,но отрицают,что Он был Иисус. Комментарий автора: Спасибо .
Андрей Стасюк
2009-07-29 16:58:14
Т.П. Вы совершенно правы,а апостол Иаков был неправ, когда писал, что "все мы много согрешаем". Или он видимо еще не достиг вашей святости? Да и Павел называл себя первейшим из грешников,все в луже сидели кроме вас...
zyikov@ukr.net
2009-07-30 06:42:17
с интересом читаю ваши проповеди.всех вам благ. Комментарий автора: И вам благословений.
Игорь
2009-07-30 07:54:04
Толкова изложил брат.
Т.П.
2009-07-30 11:24:21
Стасюк! К счастью, писание состоит не только из тех стихов , что вы привели.
И у Иакова и и у Павла еще много других стихов ,выводящих из рабства греха.
Но есть те верующие, кто красными делает именно их и незаметненькими другие.
Андрей Стасюк
2009-07-30 13:20:08
Т.П. А я, что вас в рабство греха затаскиваю? Или автор, что то подобное пишет? Мы лишь костатируем, что все верующие согрешают.Но видимо не зря женщинам запрещено учить, у вас простите такая каша в голове. настояшая т.п.