Он стадо гнал через пустыню
К долине изумрудных трав.
И был в беспечности повинен.
Все предписания поправ,
Отару бросил без присмотра -
Уснул под древом бедуин.
Звезд бесконечная когорта
Сияла празднично над ним.
Плывя над сонною равниной,
Луна светила на гранит,
На зев пещеры, где раввином
Священный свиток был зарыт.
Волк, в обездоленности ночи,
Тревожил воем небосвод,
И сон погонщику пророчил,
Что тот богатство обретет.
Вдруг, солнце , вытянув поводья-
Свои рассветные лучи,
Подкралось к девственной природе.
Очнувшись, юноша вскочил.
Он трет глаза и торопливо
В глубь стада боязно глядит.
Румянец выступил стыдливый
На коже бронзовых ланит.
И опечаленный пропажей
Овцы сбежавшей, загрустив,
Собрал нехитрую поклажу,
В надежде выкрикнул призыв.
И отозвалось громко эхо
В пещере сотней голосов,
Ущелье рваною прорехой
Зияло скорбно. Крылья сов
Взметнулись, воздух рассекая
Нарушив праздность и покой,
Как будто призрак, приглашая,
Махнул невидимой рукой,
И указуя на пещеру, исчез,
Унес остатки сна.
Погонщик, цепкою пантерой,
Достиг невидимого дна,
Где свет в расщелине чуть брезжит.
"Увижу ль там свою овцу?"
Шагнул и вдруг, услышал скрежет.
Пот заструился по лицу.
Преодолев испуг, нагнулся,
Подняв расколотый сосуд.
Папирус древний развернулся
В его руках. "Тебя зовут!",-
На ухо эхо прошептало,
Разверзлась времени дыра,
Века откинули забрала:
"Иди туда! Тебе пора".
И видит юноша:клокочет
Песчаной бури круговерть,
И отпускать его не хочет,
А за спиною дышит смерть.
1.
Полуденный зной и безжалостный огненный ветер.
"Спасут ли лохмотья? И с ног непредвиденность валит.
Бреду сиротой по пустыне. Один я на свете.
Кусают как осы песчинки - неистово жалят.
Скорее к пещерам, укрыться от бешеной бури.
А дальше... не знаю, быть может, податься к эссеям?
Они бы меня накормили, одели, обули" :
Так думал мальчишка, спускаясь в пещеру,робея.
«Я слышал, эссеи живут не богато, но чинно,
Трудами , без устали хлеб добывают насущный.
Равны все как братья. Лишь Бога зовут господином,
Что им вожделенье и жадность совсем не присущи".
Пугающий сумрак окутал сырое пространство.
Лишь скрип под ногами тугой каменистой породы.
Как будто подходит к концу обездоленность странствий,
И там, в глубине будто плещут Хароновы воды.
О,ужас! Огонь! Он плывет в темноте, приближаясь.
Мальчишка беспомощно жмется к замшеловым стенам.
Душа, как ягненок пред смертью опутанный, сжалась,
И меркнет сознанье, сужаясь к нулю постепенно.
2.
Старик бородатый в бесхитростной скромной одежде,
Укрытый от взглядов людских в непролазном ущелье,
Склонился над свитком, прищурив усталые вежды,
И свет от лампады раскидывал тени по келье.
Отшельника шум, что раздался у входа, тревожит,
Прервав постоянство и важность привычных занятий.
"Скиталец иль зверь, вдруг, нежданно пожаловал, кто же?
Всевышним ли послан во благо, иль тьмой - на проклятье?
Мальчишка! Подкидыш, подарок священному братству.
О, слава, Всевышний, тебе за спасенную душу.
Взрастая, обрящет он Духа Святого богатство,
Когда предписанья прослушав, он клятв не нарушит."
3.
Безжизненный берег, смолою пропитано море.
Вокруг ни травинки, ни птицы, ни рыбы, ни зверя.
Лишь серые волны шипением с бездною спорят,
Как будто они в омертвелость пространства не верят.
И пенятся воды, кислотной струей омывая,
Покрытую серой, навечно уснувшую сушу.
Задумчивый ветер бесцельно парящий над краем,
Вздымает песок, беспокоя умершие души.
И в этом краю неприветном, у Мертвого моря,
Надежно укрылся поселок избранников Света.
Старик седовласый спасает мальчишку и вскоре
Приводит его в поселение, к членам Совета.
"Скажи-ка нам юноша, хочешь ли жить в благочестье,
Презреть суету и отвергнуть земные утехи,
Чтоб быть тебе с братьями в этом очищенном месте,
Иметь при себе только мудрость, познанья доспехи?"
И принят новвицием мальчик. Приверженцы Света
К всходящему солнцу воздели торжественно руки.
Мелькают зарницы, несутся по небу кометы.
Звучание гимна рождает волшебные звуки.
И тьма отступает пред грозною силой молитвы,
И мир сотрясают, бушуя, вселенские ветры.
И ходит принявший обет, как по лезвию бритвы,
Боясь оступиться, но верою в Слово согретый.
4.
Вот Слово, сошедшее с Неба уложено в свитки.
"Блажен человек, просветляемый мудростью свыше.
Познает нетленье душа, коль прибудет в избытке
В ней мир, от того, что она голос праведный слышит."
Так учит наставник новвиция. Юноша внемлет,
Как губка впитав откровения Божьего гласа,
Спускаясь с учителем в келью сырую, под землю,
Душой воспарив к приближению светлого часа,
Когда посвящение в таинства братьев Завета,
Его облачит в белый плащ, в знак избрания Богом.
Он будет одним из приверженцев Вечного Света,
Допущенным к трапезам, станет как братья, пророком.
Пустыня, ущелье...оторван от внешнего мира
Кусок мирозданья, затерян в пространстве вселенной.
А рядом, как темные пятна, как злачные дыры,
Бурлят Иудея и Рим, в море злобы и тлена.
К войне против римского ига призвали зелоты.
Народ взбунтовался и кровью окрасились стены.
Разрушенный храм иудейский - предвестник исхода
Кровавой резни, что закончится смертью иль пленом.
"Сынок, в Иудее война, близок час испытаний.
Должны мы надежно упрятать священные свитки".
И юноше братский Совет поручает задание:
"В окрестностях Рима живут наши братья. Ты прыткий,
Ты сможешь пройти незамеченным вражеским станом.
Оденься в лохмотья, спеши, отправляйся в дорогу.
У братьев писанья забрав, возвращайся. Тем самым
Исполнишь ты важное дело, угодное Богу
5.
Рима развращенные уста
ненасытны. Роскошь и богатство
Повергают юношу в экстаз.
Позабыв о наставленьях, братстве,
Он глядит, косясь по сторонам,
И плывут, качаются колонны,
И зовут в величественный храм
Прелести Венеры обнаженной.
Садик, расположенный кольцом,
Брызги серебристые фонтанов,
Римлянка с божественным лицом,
Как цветок душистого шафрана.
С плеч ее приспущена тога,
Пальцы цедят розовую воду.
Опрокинут мир к ее ногам
Чувственности, праздности в угоду.
Взгляд и трепетание ресниц
Юношу приводят в иступленье,
И готов он пасть пред нею ниц,
Встать, как пред богиней, на колени.
Вдруг, толчок : "А ну-ка, нищий, брысь!
Вон из сада!" Грозные дубинки
Над спиной парнишки вознеслись.
Спотыкаясь, к узенькой тропинке
Юноша спешит, чтоб избежать
Избиений, горечи плененья.
Пред глазами римлянка : " Прижать
К сердцу безупречное виденье,
И хранить волшебную мечту
В глубине прозревшего сознанья.
Преступив запретную черту,
Ожидая кару и изгнанье,
Все ж лелеять милые черты,
Поклоняясь дивному цветку,
Зная, что не сбудутся мечты,
За собой беду они влекут,
Непрестанно в мыслях обнимать
Стройный и величественный стан,
Плечи обнаженные лобзать,
Волю дав бессовестным устам...
6.
Но вспомнив о том,с какой целью был в город он послан,
Парнишка спешит на окраину, к хижине братьев.
"Спрячь свитки в лохмотья, спеши, налегая на весла,
У берега лодка, ты должен быстрее отдать их
Священному братству, чтоб спрятали свитки в пещере".
Парнишка торопится к берегу. "Нищий, а ну-ка,
куда так спешишь?" Воин, взглядом презрительным смерив,
Хватает бегущего юношу крепко за руку.
"За пазухой что у тебя? Иудейские свитки?
Так ты иудей! Ты - лазутчик из вражьего стана!
Молчишь? Ничего, скоро все нам расскажешь под пыткой".
Темница. Промозглое утро, и тело, как рана.
Под пытками содрана кожа и сломаны кости,
Не сломлен лишь дух, что воспитан в пещерах Кумрана.
Усилия тщетны врагов, побелевших от злости,
И город укрылся от стонов во чреве тумана.
О, Рим, вознесенный богами к вершине Олимпа,
Поправший народы кровавой рукой исполина.
В тумане, окутавшем город, безумная Нимфа,
Под аркою цирка колоннам подставила спину.
Сквозь слезы ей видится: падают, гнутся колонны,
И Рим, превратившись в могилу, покрылся камнями.
А к цирку ведут арестантов, их скорбные стоны
Невидимо тянутся к Небу. Измерив цепями
Дорогу от пыток до жуткого смертного часа,
Ступает новвиций под крики толпы на арену.
Он станет доступной добычей огромного барса,
И молится юноша Богу, упав на колени.
Толпа так безлика, как чудище, ждущее крови.
Во взглядах стеклянных нет даже намека на жалость.
Но что это? Профиль, и губы, ресницы и брови
Возлюбленной римлянки, той, что виденьем осталась
В измученном сердце. Но, Господи, взглядом стеклянным,
Исполненным жажды увидеть чужие мучения,
Богиня жестоко наносит предсмертную рану
Юнцу, что пред смертью смиренно стоит на коленях.
В истошной мольбе, обращенной к Всевышнему Богу,
Душа воспарила, отвергнув земные услады,
Над куполом цирка, оставила стены острога,
И в райские кущи влетела под пенье рулады.
Утеряны свитки, что прятались в темной пещере,
Надежно укрывшись камнями от вражьего взгляда,
Мелькают столетья, но люди пришедшие к вере,
Уносятся душами к Небу, под пенье рулады.
Прочитано 4724 раза. Голосов 8. Средняя оценка: 2.63
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Света,это исторические факты?Поэма впечатляет. Комментарий автора: Да,спасибо
крылов олег
2009-07-22 15:20:05
Поэтично?Да.Красиво?Да.Романтично?Да.Исторично?Нет.Нельзя смешивать художественный вымысел и историческую действительность.Как бы этого ни хотелось...А прочёл с удовольствием. Комментарий автора: Специально изучала исторический материал по эссеям и Кумранским пещерам перед написанием, так, что это вы зря
крылов олег
2009-07-23 15:05:37
Если не секрет-чем пользовались? Комментарий автора: Знаете, такое чувство после вашего вопроса, именно У вас истина. а может, вы нашли свитки? ЧТО ЖЕ ВЫ СТОЛЬКО ВРЕМЕНИ ДУРАЧИТЕ ВСЕХ НАС? Что там? мы хотим знать
Олег, ....в инете столько материала об чем угодно...
крылов олег
2009-07-24 03:12:47
Вы превратно поняли мой вопрос,жаль.Я спрашиваю совершенно искренне,материала много,но может я что-то пропустил.
Наташа
2009-07-24 08:29:21
А у нас соседка Нюра - дура! У неё извилин мало, это мама так сказала...
Виктор Павлович
2009-07-25 04:14:13
"Нарушив праздность и покой,
Как будто призрак, приглашая,
Махнул невидимой рукой,
И указуя на пещеру, исчез,
Унес остатки сна."
Здесь проблема с ритмом
Посчитайте хоть слоги для начала. А то стыдно за вас. Вы же профисионал, как ни как.
Виктор Павлович
2009-07-25 04:18:15
Ветер-свете
валит-жалят
чинно-господином
Это не рифмы. Если это белый стих, то нужно и писать, как белый. А не так, то есть рифма, то нет. Комментарий автора: не позорьтесь
Игорь
2009-07-30 16:18:12
самовлюбленная и не терпящая критики, старая дева. Комментарий автора: Я мать четверых детей, бабушка двоих внуков, в браке 26 лет, а вы просто хам
Виктор Павлович
2009-08-01 06:13:35
В 1947 году мальчик бедуин пас овец и развлекал себя тем что бросал камешки в пещеру, услышавши необычный звук заинтерисовался что там такое. Зайдя внутрь пещеры он нашол сосуд в котором находились старые кожаные свитки.Непонимая их ценности он продаёт их за бесценок.Археологи вскоре узнали о находке и организовали поиски.Всего было найдено больше чем 400 свитков и т.д.А ваше произведение есть ничто инное как ЕРЕСЬ и тарабарщина,и вообще вам пора уже на пенсию. Комментарий автора: я понимаю...зависть. Сочувствую
Урок литературы в 5-м классе по теме: "Правда истории и вымысел в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино" (программа "Школа-2100")
Ефремова Любовь Романовна, учитель русского языка и литературы
Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы
Цели:
* формирование представления о том, как исторические события отражаются в искусстве;
* развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
* воспитание гордости за свой народ, уважения к великому прошлому России.
Оборудование:
* портрет М.Ю.Лермонтова,
* карта “Отечественная война 1812 года”,
* список непонятных слов с иллюстрациями,
* репродукция картины П.Гесса “Сражение при Бородине, 26 августа”,
* репродукции фрагментов панорамы Ф.А.Рубо “Бородинское сражение”, репродукция картины В.В.Верещагина “Конец Бородинского сражения”,
* выставка портретов “Герои Отечественной войны 1812 года”,
* выставка книг и детских иллюстраций к стихотворению “Бородино”,
* аудиозапись стихотворения “Бородино” в исполнении В.Зозулина.
План урока:
1. Вступительная беседа.
2. Слово о поэте.
3. Историческая справка о Бородинском сражении.
4. Словарная работа.
5. Выразительное чтение стихотворения.
6. Работа с текстом.
7. Итоги урока.
8. Домашнее задание.
Эпиграф урока:
“Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!” (М.Ю.Лермонтов)
Ход урока
1. Вступление.
Слово учителя. У нас сегодня необычный урок. Необычен о тем, что на уроке литературы мы будем говорить не только о художественном произведении, как это бывает обычно, но и поговорим об истории, о том, как она отражается в литературе.
Итак, тема урока – правда истории и вымысел в стихотворении М.Ю. Лермонтова “Бородино”. Посмотрите на тему, попробуйте определить, чем мы будем заниматься на уроке.
(Поговорить о Лермонтове, о его стихотворении, о том, что в стихотворении – правда, а что – вымысел, какую роль они играют в тексте.)
Основная мысль нашего урока заключена в эпиграфе урока: “Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!”
2. Слово о поэте.
Знакомо ли вам имя Лермонтова? Когда жил? Чем занимался? Что знаете вы о поэте?
(Дети отвечают, и заполняется таблица “Знаю”.)
Цель первого задания – продолжить знакомство с личностью поэта М.Ю.Лермонтова.
Возьмите статью о Лермонтове и отметьте условным знаком (+), что нового вы узнали о поэте.
Самостоятельная работа со статьей.
Вам в школе надо было учиться, а вы, наверное, бкуварь скурили.
Литература нашего столетия — как и ранее — широко опирается и на вымысел, и на невымышленные события и лица. При этом отказ от вымысла во имя следования правде факта, в ряде случаев оправданный и плодотворный, вряд ли может стать магистралью художественного творчества: без опоры на вымышленные образы искусство и, в частности литература непредставимы.
Посредством вымысла автор обобщает факты реальности, воплощает свой взгляд на мир, демонстрирует свою творческую энергию. З. Фрейд утверждал, что художественный вымысел связан с неудовлетворенными влечениями и подавленными желаниями создателя произведения и их непроизвольно выражает.
Понятие художественного вымысла проясняет границы (порой весьма расплывчатые) между произведениями, притязающими на то, чтобы быть искусством, и документально-информационными. Если документальные тексты (словесные и визуальные) с «порога» исключают возможность вымысла, то произведения с установкой на их восприятие в качестве художественных охотно его допускают (даже в тех случаях, когда авторы ограничиваются воссозданием действительных фактов, событий, лиц). Сообщения в текстах художественных находятся как бы по ту сторону истины и лжи. При этом феномен художественности может возникать и при восприятии текста, созданного с установкой на документальность: «... для этого достаточно сказать, что нас не интересует истинность данной истории, что мы читаем ее, «как если бы она была плодом сочинительства».
Формы «первичной» реальности (что опять-таки отсутствует в «чистой» документалистике) воспроизводятся писателем (и вообще художником) избирательно и так или иначе преображаются, в результате чего возникает явление, которое Д.С. Лихачев назвал внутренним миром произведения: «Каждое художественное произведение отражает мир действительности в своих творческих ракурсах. Мир художественного произведения воспроизводит действительность в некоем «сокращенном», условном варианте. Литература берет только некоторые явления реальности и затем их условно сокращает или расширяет».
Виктор Павлович
2009-08-02 01:08:49
Какая там зависть. Я стихов не пишу. Удивляюсь стихоплётам. Комментарий автора: Зачем же судите тогда о том, чего не понимаете? Если я не строитель, и ничего в строительстве не понимаю, пойду ли указывать строителю:ты не так строишь?
Виктор Павлович
2009-08-02 17:14:08
Если я не пишу стихов, то это не значит, что я ничего в них не понимаю. Для христианина важен смысл стихотворения, а не просто переливание водички (вокруг да около). Если стих пишет верующий человек, то читатель сразу это заметит и его сердце воспринимает написанное. Вы же совершенно неверующий человек, судя по отзывам. А ещё берётесь учить других. Комментарий автора: если вы не восприняли - однозначно - не христианин. Не расстраивайтесь. все еще возможно
Размышление... - Тамара Локшина Ответственность за детей Бог возложил на родителей, но никак не на школу. Понять бы это...
А пока... - Ирина Иванченко 12 Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
(1Кор.13:12,13)