Католическая мысль Латинской Америки о путях "освобождения".
Латиноамериканская религиозно-философская мысль, конечно, не оторвана от традиционных и обновленных вариантов католичества как такового. Но она вносит в современное христианство целый ряд важных акцентов и нюансов. Латиноамериканская "теология освобождения" тяготеет к общефилософским размышлениям о свободе, но особенно - к социальнофилософским идеям труда, освобождения от эксплуатации, социальной справедливости, к темам отчуждения и гуманизма. И, конечно, все это густо замешено на проблемах антиколониальной борьбы, критике империализма, потребностях и трудностях развивающихся стран. Едва "теология освобождения" сделалась заметным явлением как ее радикализм был осужден Ватиканом. В 1968 г_ папа Павел VI критически высказался по поводу этой концепции. В конце 70-х, а также в середине 80-х годов латиноамериканские радикальные теологи и поддерживающие их идеи священнослужители не раз осуждались папской конгрегацией. К началу 90-х годов гибкая социальная политика Иоанна Павла II в определенной мере смягчила, хотя, видимо, не устранила конфликт официальной и "леворадикальной" линии в рамках католической идеологии.
Наиболее известные католические мыслители, которых называют "теологами освобождения", - это латиноамериканцы У.Ассмах, Г.Гутиеррес, Ж.Миранда, Ж.Л.Сегундо и др. Несмотря на различия оттенков их философских позиций, у них есть сходныеположения. Ж Л Сегундо в книге "Теология освобождения" (Нью-Йорк, 1979) излагает их кредо следующим образом. Давнее повышенное внимание к индивидуальному спасению в мире ином представляет собои искажение Учения Христа. Христос был заинтересован в полном и целостном освобождении, процесс которого уже вершится в истории при использовании исторических средств. Нет двух раздельнных сфер - сверхъестественного порядка вне истории и естественного порядка в истории. Одна и та же благодать поднимает людей до сверхъестесственного и обеспечивает необходимые им средства для достижения их подлинной судьбы в одном и том же историческом процессе. В числе идейно-теоретических источников латиноамериканской теологии освобождения и "обновляющие" тенденции внутри католической мысли - от энциклик Иоанна XXIII и Павла VI, решений Второго ватиканского собора до идей "интегрального гуманизма Маритена, Мунье, Тейяра де Шардена, - и особым, критическим образом истолкованный марксизм, и западная "философия кризиса например философия франкфуртской школы (впрочем, все-это тоже подвергается критике). Однако главную роль играют все-таки больные и коренные проблемы Латинской Америки и других развивающихся стран, страстное переживание трудностей и противоречий процесса их освобождения от наследия колониализма. Свою задачу теологи освобождения видят в "исторической конкретизации" христианства, в создании социальной философии, способной ответить на запросы сегодняшней практики. Отсюда критическое отношение к тем философам католичества и протестантизма, которые, как считает, например, Сегундо, неоправданно ставят во главу угла абстрактно-всеобщие ценности, пренебрегая фактом сугубой конкретности социальных конфликтов и жестокостью человеческих страданий.
В социально-философских исканиях теологии освобождения на первый план также выдвигается критика империализма и колониализма, обличение буржуазного либерализма и обоснование специфических вариантов христианского социализма. Теологи освобождения - например, Гутиеррес или Миранда - считают, что утопия играет в процессах радикальных изменений позитивную мобилизующую роль. Правда, теологи освобождения - особенно в последнее десятилетие - все чаще отмежевываются от "ошибок мирового социализма", видя в христианском социализме скорее идею и идеал, чем конкретную социально-экономическую и политическую модель. Подобным же образом они все решительнее требуют освободить идеи Маркса, которым следуют, от "искажающего" влияния современного марксизма. (Наиболее показательны в этом отношении работы Э. Дюсселя.) Большую роль в теологии играют такие (в наибольшей степени заимствуемые из марксизма) понятия как "социалистическая революция" и "классовая борьба".
Христианским философам наших дней принадлежит ряд инициатив в отстаивании общечеловеческих ценностей, в борьбе против ядерной опасности. Они считают необходимым вести полезный диалог по этим проблемам с верующими всех конфессий и с атеистами. Ибо сохранение дара жизни, цивилизации, планеты Земля - задача, которая не может быть решена без сотрудничества людей разных убеждений.
Георгий Тюрин,
Магнитогорск. Россия
Я облако, что ветер рвёт на части. Ещё пока я здесь, но лишь отчасти. В чём наше счастье? Надеяться, терпеть и верить. Ну, а любовь? Она же как награда. Так надо постараться и успеть. Ту песню, что Господь нам дал, её бы до конца пропеть... e-mail автора:tuorin@mail.ru сайт автора:личная страница
Прочитано 3778 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Спасибо Георгий за просветительскую работу, которую Вы делаете. Очень удобно и интересно. Комментарий автора: Спасибо, Тамара за интерес и понимание. Всех благ.
Михаил
2009-06-07 17:15:01
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг
И случай, бог изобретатель Комментарий автора: "Парадоксы? О, я люблю парадоксы"...(Камлай Гаруспик - "Человек эпохи заблуждения").
***
2009-06-08 06:22:27
Набор фамилий и терминов. В голове ничего не осталось. Комментарий автора: Жалко..