«Самостоятельный православно-славянский путь», «высокая миссия вести за собой народы и государства в лучшее, гарантированное будущее», «спасительный цивилизационный проект». Эти фразы без конца звучат с экрана телевизора и заполняют Интернет пространство. С каждым годом интенсивность их употребления нарастает. Порой, доходя до истеричности и фанатизма. Все это заставило меня, россиянку, задуматься о том, что же собой представляет этот пресловутый, «православно-славянский путь». И отражается ли он на укладе жизни общества, в общем, и на других видах путей в частности?
Могу биться об заклад, что нигде в мире не уделяют такого внимания цивилизационной модели развития мира, как это делается теперь в России. Как будто на ней свет клином сошелся! Говорят о ней все, начиная с министра иностранных дел и заканчивая простыми обывателями. Причем, стержнем подобных разговоров является книга профессора гарвардского университета С. Хантингтона «Конфликт цивилизаций». Хотя, кажется, совсем еще недавно, его взгляды большинством российских политологов всерьез не принимались. А тут, все, вдруг резко изменили свое мнение.
Теория цивилизаций возникла под влиянием эволюционизма. Каждая цивилизация почиталась отдельным организмом, живущим своей жизнью и развивающимся только ей присущим путем. Дарвинизм оказал влияние не только на создание цивилизационной модели, но также на геополитику начала прошлого века, повлиявшую на становление фашизма и принесшую в мир парадигму неоязычества – парадигму «крови и почвы». Мы – особенные и ни на кого не похожи.
Пожалуй, в каждой статье, в каждом выступление, где упоминается фраза «православная цивилизация» речь идет о цивилизационном конфликте, о врагах, об осаде, в которую попали мы – православные. Причем, ополчилась против нашей цивилизации, не многомиллиардная конфуцианская и даже, не активно расширяющая свои пределы исламская, а, казалось бы, сходная по вере, — западная. «Чтоб ей, претендующей на гегемонию и всеобщую вестернизацию, поперхнуться, проглатывая нас, самобытных. Дабы не удалось ей задушить нашего православно-славянского духа».
Еще в самом начале 90-х годов прошлого века — времени относительной свободы и надежды — многие российские политологи предупреждали, что вскоре все вернется на круги своя. Планируется создание единой партии, идет поиск мощной мобилизующей идеи. Элита готовится к крупномасштабному рывку. К сожалению, наш великий народ, веками живший в закрепощении, оказался несведущим в вопросах демократии и свободы. И при помощи политтехнологий ему оказалось не сложно внушить мысль, что, всё идущее с запада — будь то протестантские церкви или непривычные ему политические идеи являются для него чужеродными и даже враждебными. И в очередной раз он был одурачен.
Играя на примитивных чувствах национальной гордости и самолюбия, элита раскопала в чемоданах истории призрак почвенничества, знаменитое уваровское «православие-самодержавие-патриотизм». Этот то призрак и вцепился мертвой хваткой в теорию Хантингтона. Сразу же, как по взмаху дирижера, все стали громко говорить о том, что на смену идеологическим конфликтам пришли конфликты между цивилизациями. И вмиг мы узнали, что оказывается Россия, находится под угрозой потери своей самобытности. И мы вот-вот лишимся возможности доказать всему миру насколько мы велики и могучи. «Сознавая, что мир переживает переломный момент истории, стоит перед угрозой конфликта цивилизаций, - Всемирный Русский Народный Собор от имени самобытной православной цивилизации ….». Итак, бей чужих, чтобы свои боялись и ценили то, что имеют.
Так какой же видит свой путь самобытная православная цивилизация? Или какой она пытается стать в будущем, черпая корни в прошлом, в том числе в почвеннических, славянофильских идеях 19 века, и подготавливая к этому будущему народ и общественное мнение?
Прежде всего, это – путь империи. Отсюда войны в Осетии и Абхазии, газовые конфликты с Украиной, удерживание на коротком газовом поводке Белоруссии и без конца поднимаемый Россией вопрос о региональной валюте на базе своего рубля. И становится неважно, кто всадник, а кто лошадь – Медведев или Путин, если в любом случае мы готовы пригнуться под сильную власть, принять на «ура» отсутствие конкуренции, межпартийной борьбы и подавление конфликтов в самом зародыше. Сплошная единая Россия. Может быть, и правы часто повторяемые пророчества, которые сулят восстановление СССР в прежних границах? И беда не столько в том, что границы вернутся, а в том, что возвращается рабское, ограниченное мышление. А когда ограничены границы мышления, то человеку и не нужны открытые границы на карте.
Эту православно-славянскую цивилизацию отличает сильное убеждение, что только она имеет ключ к вечной жизни и воскрешению. Наступит время, когда, движимая своей высокой миссией, она поведет за собой «народы и государства в лучшее, гарантированное будущее». В контраст таким далеко идущим планам, эта цивилизация в течение многих веков постоянно пренебрегала жизнью своих рядовых солдат, держа их на грани, близкой к вымиранию. А народ все терпел и шагал по этому пути вперед, к «светлому будущему», надеясь, что еще немного и оно вот-вот придет.
Ну, а пока оно не пришло, мы можем наслаждаться лишь реальностью других путей – железнодорожных, автомобильных. Ведь они являются прямым отражением пути цивилизационного. Только на этих путях, высоко подпрыгивая на ухабах российских дорог, как-то поневоле забываешь о великом. Забываешь о великой миссии, когда проводницы в вагонах только при подъезде к Западу начинают почему-то старательнее вычищать эксклюзивные российские тамбуры и туалеты. Вроде бы, особенные мы, а вычищают для них. К сожалению, забываешь и об отходах, вываливающихся из вагонов прямо на путь. А ведь именно это делает путь таким особенным.
Российские цивилизационщики абсолютно правы. Западный цивилизационный путь для человека православного, самобытного – непривычен, и ни к чему хорошему привести нас не может. Вот, к примеру, я – исконная россиянка, взращенная на особенном православно-славянском цивилизационном пути, ехала недавно в скоростном поезде Лондон-Глазго. Смотрю, знакомая возвращается из туалета, смущенно хихикая. «Странно», - подумала я, - «не первый же она раз за границей, было время адаптироваться к другой цивилизации». «С кнопками поаккуратнее», - напутствовала она мой отход в том же направлении, - «а то я службу охраны нечаянно вызвала». «Что я, английского языка не знаю! Разберусь, ведь их пути хоть нашему человеку непривычные, но ничего особенного из себя не представляют!». Подошла к туалету и как будто оказалась в космическом корабле будущего. Находясь внутри, я призналась себе, что такого чуда туалетной техники ни разу в своей жизни не видела. Кнопка на кнопке и в кнопку перетекает. «Вот это да! Нужно заранее посмотреть, где находится кнопка слива. А то тоже опростоволошусь, охрану вызову. Вроде бы здесь. Да, точно, это она. Нажала... «Вам чем-то помочь?» - грянул как с неба голос из динамиков. Я с испугу отпрянула в сторону. «Да нет, спасибо! Я как-нибудь сама справлюсь».
Направляясь в WC, я даже мысли не допускала, что окажусь несведущей в том, с чем я столкнулась. Хочется признаться, что самомнение – это первый шаг к падению. Даже будучи предупрежденной, я думала, что моего знания английского языка вполне хватит, чтобы нажать те кнопки, которые следует нажимать. Я не стала ни у кого спрашивать, ни у кого учиться. Как же нам учиться, если мы такие великие?. Когда я услышала голос, который предлагал помощь, я испугалась. Ведь кто-то мог увидеть, что я опростоволосилась. Попросить помощи? Да никогда! Сами справимся. А когда мы не справляемся, нам легче спрятаться за ширму. Мы будем продолжать выбрасывать мусор из окошек вагонов и загрязнять отходами наши пути, чем пользоваться биотуалетами. Но мы не пустим вас через наши границы, чтобы вы видели это! Потому что свою уникальность легче ощущать, не сравнивая себя с лучшим.
Поистине, у православно-славянской цивилизации свой самобытный путь, которым она шла, идет, и будет идти, отметая по ходу движения все другие предлагаемые ей варианты и увлекая за собой соседние государства. И неважно, что ее путь время от времени вымазывается отходами. А обустройство не идет далее потемкинских деревень или вымощенных наспех дорог, по которым должен проехать Президент. Неважно, что смертность превышает рождаемость, большинство людей до пенсии так и не доживают, а дожившим ее едва ли хватит на оплату коммунальных услуг. Главная задача - сохранить индивидуальный стиль и выполнить ту великую в мировом масштабе миссию, к которой эта цивилизация призвана.
Да… действительно, России есть, что сказать всему миру, а вот показать…? Боюсь только, что когда весь мир всё же воспримет наш «цивилизационный» путь, то спустя короткое время, глядя на свои железнодорожные, автомобильные и другие дороги, у них появится желание затянуть нашу, ставшую уже народной, а к тому времени и международной, песню, о том, что на этих путях никакая бомбежка уже не страшна.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Хорошая статья.Хочу оговориться-я православный,но к идее "великой России" и "особенности православного пути" отношусь отрицательно.Согласно Библии у нашего мира два пути-путь веры в Иисуса Христа;-путь преклонения перед "князем мира сего".Поэтому нет ни западного,ни восточного пути,и дело здесь не в туалетах...Всё гораздо глубже и серьёзнее.Поймите,нет никакого преимущества ни у православия,ни у католицизма,ни у протестанизма друг перед другом.Каждый из нас сам даст ответ Господу и за слова,и за поступки.Благославлений Вам.
Sam
2009-03-13 21:55:58
Подписываюсь. И вот еще что. Как в реке нельзя войти в одну и ту же водную массу, так и в истории повторить что-либо можно разве что в виде фарса. Хотят, видимо, совсем стать и нас всех сделать посмешищем для народов. В советское время мы были источником страха для всей планеты; в 90е – объектом сочувствия, участливого отношения; сейчас же, пытаясь реанимировать одновременно сталинизм и уваризм и свалить их в одну кастрюлю, усиленно, тяжело сопя, лезем в предметы насмешек.
Моя Пятидесятница - Николай Николаевич Для тебя мой рассказ может показаться нелепостью, но я применяю знамения и дары много лет. Многие люди благодарны тому, о чем я пишу. Многие люди благодарны за то, что молился за них и они исцелились или освободились.