ИОАНН ЗЛАТОУСТ
--------------------------------
Беседа 52
Советы мужу и жене о взаимной любви и согласии (*)
У нас жена справедливо подчинена мужу, потому что равночестие могло бы произвести вражду и потому, что вначале от жены произошло обольщение; она подчинена не тотчас в сотворении; когда Бог привел ее к мужу, она не слышала от Бога ничего такого, и муж ничего подобного не выразил ей, а сказал, что она кость от костей его и плоть от плоти его, о власти же и подчинении ничего не говорил; но когда она злоупотребила своей властью, сделавшись из помощницы обольстительницей, и погубила все, тогда справедливо услышала слова: к мужу твоему обращение твое (Быт. 3:16). Так как этот грех мог возбудить вражду в нашем роде, ибо после такого события не послужило бы к миру то, что жена произошла от мужа, напротив, то самое, что, произшедши от него, она не пощадила собственного члена, еще более раздражало бы мужа, — то Бог, видя злобу диавола, оградил их этим словом, как бы стеной, уничтожил таким определением вражду, поставив как бы плоть против естественной страсти — происходящего от греха злопамятства... Следовательно, власть мужа над женой естественна. И прежние жены называли мужей своих господами и уступали им первенство.
«Потому, — скажешь, — что и они любили своих жен»? Знаю это и не забываю, но когда мы говорим о твоих обязанностях, то не указывай на обязанности других... Адам также слагал вину свою на жену, а она на змия, но это нисколько не помогло им. Не говори мне этого, но постарайся со всяким благоразумием исполнять свои обязанности в отношении к мужу. И мужу твоему, когда увещеваю его любить и уважать тебя, я не дозволяю указывать на заповедь, а требую от него исполнения предписанного ему. Посему и ты старайся исполнять свои обязанности и оказывай покорность своему мужу. Если хочешь повиноваться мужу для Бога, то не представляй мне его обязанностей, но тщательно исполняй те, которые Законодатель возложил на тебя. В том особенно и состоит повиновение Богу, чтобы не нарушать закона даже в том случае, если сама терпишь противное. Кто любит любящего его, тот не делает ничего важного; а кто любит ненавидящего его, тот преимущественно достоин венцов. Так размышляй и ты: если будешь сносить жестокость мужа, то получишь светлый венец, а если имеешь тихого и кроткого, то за что Бог будет награждать тебя? Говорю это не для того, чтобы подать мужьям повод к жестокостям, но чтобы убедить жен — сносить и жестоких мужей. Ибо когда каждый будет стараться исполнять свои обязанности, то и ближний не замедлит сделать то же. Так, когда жена бывает готова сносить гневливого мужа, тогда во всем будет у них мир, подобный пристани, не возмущаемой волнами.
Так и было у древних: каждый исполнял свое, не указывая на обязанности ближнего. Смотри: Авраам взял с собой племянника, и жена не укоряла его за это. Он велел ей идти в дальний путь, и она не воспротивилась этому, но повиновалась. Потом, после многочисленных бедствий, усилий и трудов, сделавшись господином всего, он уступил первенство Лоту, и Сарра не только не огорчалась этим, но даже не открыла уст и не сказала ничего такого, что многие жены говорят ныне, когда видят, что мужья их при подобных разделах получают менее других, особенно низших себя: порицают их, называют и глупыми, и несмысленными, и робкими, и беспечными, и ленивыми. Она же не сказала и не подумала ничего такого, но осталась довольна всем, что он сделал.
И еще более: когда Лота постигла великая опасность после того, как он сам сделал выбор и предоставил дяде худшую часть, и когда праотец, услышав об этом, вооружил всех своих домочадцев и с ними одними пошел против целого персидского войска, она не удерживала его и не сказала, например, так: «Куда идешь ты, ввергая сам себя в пропасть, подвергаясь таким опасностям, готовясь пролить кровь за человека, который обидел тебя и похитил твою собственность? Если ты не думаешь о себе, то пожалей меня, оставившую дом, отечество, друзей и родных и последовавшую за тобой в такой путь, не подвергай меня вдовству и соединенным с ним бедствиям». Ничего такого она не сказала и не подумала, но все перенесла молча.
Затем, оставаясь неплодной, она не скорбит и не плачет, подобно другим таким женам, но проливает слезы он, — впрочем, не пред женой, а пред Богом. И заметь, что оба они соблюдают должное: он не презирает Сарры за ее неплодство и не укоряет ее, и она со своей стороны старается найти для него некоторое утешение в бесчадии посредством рабыни. Тогда не запрещалось это, как запрещается ныне; ныне же не позволительно ни женам делать такое угождение мужьям, ни мужьям с ведома ли или без ведома жен вступать и такие связи, хотя бы они в тысячу раз более чувствовали бесчадие, ибо иначе им будет сказано: червь их не умирает, и огнь не угасает (Мк. 9:44); ныне это не дозволяется, а тогда не запрещалось. Посему, когда жена предложила это, он послушался и поступил так не из угождения ей.
«А посмотри, — скажешь, — как он потом по се же требованию изгнал служанку». Но этим я и хочу доказать, что как он во всем слушался ее, так и она его. Притом, кто говорит это, пусть обратит внимание и на предыдущее, на то, что служанка оскорбила ее, стала гордиться пред госпожой, а что может быть прискорбнее этого для свободной и честной жены? Посему ты, жена, не ожидай доброты от мужа, чтобы после того показать и свою, в этом не будет ничего важного; и ты, муж, не ожидай благонравия от жены, чтобы после того и самому быть любомудрым, это уже не будет подвигом; но каждый, как я сказал, пусть первый исполняет свои обязанности. Ибо, если и посторонним, ударяющим по одной ланите (2), должно обращать другую, то тем более должно сносить жестокость мужа. Говорю это не для того, чтобы муж бил жену; нет, это крайнее унижение не для той, которую бьют, а для того, кто бьет; но если по каким-нибудь обстоятельствам ты, жена, сочеталась с таким мужем, то не предавайся скорби, представляя ожидающую тебя за это награду и добрую славу еще в настоящей жизни.
И вам, мужья, скажу: никакой проступок не должен вынуждать вас бить свою жену. Что я говорю — жену? Благородному мужу не позволительно бить даже служанку и налагать на нее руки. Если же весьма бесчестно для мужа бить служанку, то тем бесчестнее налагать руку на свободную. Это внушают и внешние (языческие) законодатели, которые не принуждают жену жить вместе с бьющим ее мужем, как с недостойным ее сожительства. Подлинно, крайне беззаконно — сообщницу жизни, издавна разделяющую твои нужды, позорить, как рабыню. Такой муж, если только можно назвать его мужем, а не зверем, по моему мнению, равен отцеубийце и матереубийце. Ибо если нам заповедано оставлять для жены отца и мать, не в оскорбление им, но в исполнение закона Божия, и для самых родителей это столь вожделенно, что они, будучи оставляемы, радуются и совершают брачное соединение детей с великим усердием, то не крайнее ли безумие оскорблять ту, для которой Бог повелел оставлять родителей? И безумие ли только? А бесчестие? Кто, скажи мне, может перенести его? Какое слово может выразить его, когда крики и вопли разносятся по улицам, когда соседи и прохожие стекаются к дому совершающего столь гнусное дело, как будто какой-нибудь зверь сокрушает все, находящееся внутри? Лучше, если бы земля поглотила такого безумца, нежели после того ему опять показаться на торжище.
«Жена, — скажешь ты, — поступает дерзко»? Но вспомни, что она — жена, слабый сосуд, а ты — муж. Ты для того и поставлен над ней начальником и главой, чтобы сносить слабость подчиненной. Старайся сделать свое правление славным, а славным оно будет тогда, когда ты не будешь бесчестить подчиненной. Как царь является сам тем более достойным почтения, чем более возвышает честь подвластного себе начальника, а когда унижает и бесчестит его достоинство, тогда немало уменьшает и собственную славу, так и ты, бесчестя подвластную тебе начальницу, немало унижаешь честь и своей власти. Итак, представляя все это, будь благоразумен, а вместе с тем вспоминай и о том вечере, в который отец, призвав тебя, отдал тебе дочь свою, как бы некоторый залог на сохранение, и, отлучив ее от всего: от матери, от себя самого и от дома, вручил все попечение о ней твоей деснице (1). Подумай, что после Бога ты от нее получил детей, сделался отцом, и потому будь кроток в отношении к ней.
Не видишь ли, как земледельцы удобряют всеми способами землю, принявшую семена, хотя бы она имела тысячи недостатков, хотя бы, например, не плодоносна, произращала дурные травы, подвергалась наводнениям по свойству местоположения? Так же поступай и ты; тогда ты же первый и насладишься и плодами, и спокойствием. Жена есть пристань и важнейшее врачевство от душевного расстройства. Если эту пристань ты будешь соблюдать свободной от ветров и волнения, то найдешь в ней великое спокойствие, возвратившись от торжища, а если будешь возмущать и волновать ее, то уготовляешь сам себе опаснейшее кораблекрушение. Итак, пусть не будет этого, а да будет противное тому. Если случится в доме что-нибудь прискорбное по ее вине, то утешай ее, а не увеличивай ее скорби. Хотя бы ты лишился всего имущества, это не будет прискорбнее неприязни с сожительницей; какую бы ты ни представил вину, ничто не будет несноснее раздора с женой.
Посему пусть любовь к ней будет для тебя драгоценнее всего. Если должно носить тяготы друг от друга, то тем более сносить недостатки жены. Если она бедна, не укоряй ее; если неразумна, не осуждай ее, а лучше постарайся научить ее, ибо она — член твой; вы — одна плоть.
«Но, — скажешь, — она болтлива, склонна к пьянству, гневлива»? В таком случае должно не гневаться, а скорбеть, молиться Богу, увещевать, вразумлять ее и делать все, чтобы истре-бить страсть ее. Если же будешь бить и мучить ее, то не исцелишь ее болезни; грубость исправляется кротостью, а не взаимной грубостью. Вместе с тем не забудь и о награде от Бога. Ибо если ты, имея возможность отвергнуть ее, не сделаешь этого по страху Божию, но станешь сносить недостатки ее из уважения к закону, возбранившему отвергать жену, то сколь ни велика была бы болезнь ее, ты получишь неизреченную награду, и еще прежде награды получишь великую пользу, сделав ее более благопокорной и себя приучив к большей в отношении к ней кротости. Рассказывают, что один из внешних философов (Сократ), имея жену злую, болтливую и склонную к пьянству, на вопрос, для чего он терпит ее, отвечал, что она служит для него домашним училищем и упражнением любомудрия, «ибо, — продолжал он, — упражняясь ежедневно с нею, я делаюсь более кротким и с другими». Вы пришли в восторг? А мне весьма прискорбно, что язычники превосходят любомудрием нас, которым заповедано подражать в кротости Самому Богу. Сказанный философ по этой причине не изгонял своей злой жены, а некоторые говорят, что по этой причине он и женился на ней. Но так как многие из людей не столь благоразумны, то я советую наперед всячески стараться о том, чтобы избирать жену благонравную и исполненную всякой добродетели; если же случится сделать ошибку и ввести в дом свой невесту недобрую и даже негодную, тогда подражать этому философу, всеми мерами исправлять ее и считать это дело важнее всего.
Купец не спускает в море корабля и не принимается за торговлю, прежде нежели заключит со своим товарищем условий, которые обеспечили бы взаимное их спокойствие. Так и мы будем принимать все меры, чтобы внутри своего корабля сохранять мир с сообщницей нашего житейского поприща; тогда и все прочее будет у нас спокойно и мы безопасно переплывем море настоящей жизни. Об этом мы должны пещись более, нежели о доме, рабах, деньгах, полях и даже делах гражданских; всего драгоценнее должно быть для нас то, чтобы не иметь вражды и распри со своей сожительницей, ибо и все прочее пойдет у нас хорошо, и в делах духовных мы будем иметь благоуспешность, когда станем с единомыслием нести бремя настоящей жизни; а исполнив все, получим и уготованные для нас блага, которых да сподобимся все мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу вместе со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
(1) - Из Беседы 26 на Первое послание к Коринфянам // Творения. Т. 10. Кн. 1. С. 255, 261-266.
Комментарий автора: Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощ-нейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах (1Пет.3:7).
К верности данному Апостолом обетованию призывает нас еще один вели-кий сподвижник Иисуса Христа – Иоанн Златоуст. 1600 лет прошло с тех пор, как Господь призвал сына Своего в Небесные обители, но слова его, осиянные Духом Святым, вновь и вновь достигают нас – сегодняшних, научая, обличая и наставляя.
Благословение вам и мира в доме вашем!!!
Сергей Сгибнев,
Новосибирск, Новосибирской обл.
Верующий. Люблю хорошую христианскую и классическую музыку. Люблю говорить о Боге. Люблю жить! сайт автора:Персональный дневник
Прочитано 5760 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Спасибо,очень понравилось,только не понятно,почему Адам не забил тревогу,что Ева дает не ту пищу,ведь ему был дан наказ,а не Еве.Адам был не разборчив в пище,но может плод был похож на остальные плоды,а может ему только сказали,но не показали,судя по тому,когда змей указал ей на плод,вдруг Ева увидела,и остальное нам известно.Адам,получив наказ от Бога,не подвел Еву и не показал ей,что с этого дерева есть нельзя,и почему нельзя,мало того его ничего не насторожило,он взял и ел.Вот так как то рассуждаю,это мои вопросы,может кто то знает ответ.Мир Вам Божий.