ИОАНН ЗЛАТОУСТ
------------------------------
— Беседа 87 —
Наставление женам (1)
Господь повелевает нам убегать торжищ, шума и смятений, чтобы молиться в тишине — в своей клети (см.: Мф.6:6). Ибо пребывание «В уединении и удалении от сообщества злых люден приносит нам великую пользу. И корабль, не подверженный буре, плывет благополучно, так и душа, не занятая общественными делами, находится в пристани». Поэтому-то женам следовало бы быть любомудрее мужей, так как они по большей части привязаны к занятиям домашним. Оттого именно Иаков был нелукав, что жил дома и был свободен от внешних тревог, ибо не без причины Писание заметило о нем: живый в дому (Быт. 25,27).
Но и в доме много беспокойства. Это оттого, что ты сама того хочешь и сама себя окружаешь множеством забот. Муж, общаясь на торжищах и в судилищах, очевидно, обуревается внешни¬ми хлопотами, как бы некоторыми волнами, а жена, сидя дома как бы в некоем училище любомудрия и сосредоточив в себе свои мысли, имеет возможность заниматься и молитвою, и чтением, и другими делами любомудрия. И как живущие в пустынях не имеют никого, кто бы беспокоил их, так и жена, находясь всегда дома, постоянно может наслаждаться тишиною. Если ж иногда представится ей необходимость и выйти из дома, то и тогда нет для нее повода к беспокойству. В самом деле, женщине нужно бывает выходить из дома или для того, чтобы прийти сюда (в церковь), или когда надобно омыть тело в бане; затем большую часть времени она сидит дома. Поэтому она может и сама любомудрствовать, и, принимая растревоженного мужа, утишать и успокаивать его, разгонять излишние и тяжелые его мысли и, таким образом, снова отпускать его из дома уже без тех неприятностей, какие он принес с собою с торжища, но с добрым расположением, которое приобрел дома.
Подлинно, жена благочестивая и разумная, скорее всего, может образовать мужа и настроить его душу по своему желанию. Ибо ни друзей, ни учителей, ни начальников не послушает он так, как свою супругу, когда она увещевает и дает советы. Это увещание доставляет ему и некоторое удовольствие, потому что он очень любит эту советницу. И я мог бы указать на многих суровых и неукротимых мужей, которые смягчены таким образом. Ибо жена участвует с мужем и в трапезе, и в ложе, и в рождении детей, и в делах явных и тайных, во входах и выходах, и в весьма многом другом; она во всем ему преданна и соединена с ним так, как тело соединено с головою. И если она будет разумна и рачительна, то всех других превзойдет и победит в попечении о своем супруге.
Поэтому убеждаю вас, жены: считайте это обязанностью и давайте мужьям надлежащее советы. Женщина имеет великую силу как для добродетели, так и для порока. Она погубила Авессалома (см.2 Цар.18), она погубила Амнона (см. 2 Цар.13), она намеревалась погубить Иова (см. Иов 1:9), — но она же избавила Навала от смерти (см. 1 Цар.25), она спасла целый народ (см. Иудифь). Так, Девора (см. Суд. 5) и Иудифь выказали доблести мужей-военачальников. Таковы же были и многие другие жены. Поэтому и Павел говорит: Что бо веси жено, аще мужа спасеши? (1 Кор. 7:16). И мы знаем, что в те времена Персида, Мариам и Прискилла (см.: Рим. 16:12; 6:3; Деян. 18:2,26) приняли на себя подвиги апостольские. Этим-то женам и вы должны ревностно подражать, и не словами только, но и делами наставлять своего супруга.
Как же мы можем учить его делами? Ты научишь его, когда он увидит, что ты не злонравна, не роскошна, не любишь украшений, не требуешь излишних денежных доходов, но довольствуешься тем, что есть, потому что в этом случае он непременно послушает и твоих советов. Если же ты на словах будешь любомудрствовать, а на деле станешь поступать напротив, то он обвинит тебя в великом пустословии. А когда вместе со словами ты представишь ему наставление и делами, тогда он и похвалит тебя, и скорее послушает. Так будет, например, когда ты не станешь искать ни золота, ни жемчуга, ни драгоценных одежд, но вместо этого будешь искать скромности, целомудрия, любезности и, поступая так сама, будешь требовать того же и от него. Если же надобно что-нибудь делать для угождения мужу, то нужно душу украшать, а не тело наряжать и погублять. Не столько золото, которым ты украшаешься, сделает тебя любезною и приятною для него, сколько — целомудрие и ласковость к нему и готовность умереть за своего супруга. Это по преимуществу пленяет мужей. То украшение (внешнее) не приятно мужу, потому что приводит в стесненное положение его имение и требует больших издержек и забот, а это, о котором сказано выше, привяжет мужа к жене. Ибо ласковость, дружба и любовь ни забот не приносят, ни издержек не требуют, но доставляют все противоположное. Притом тот наряд от привычки делается приторным, а украшение души цветет каждый день и возжигает сильнейший пламень любви.
Итак, если хочешь нравиться мужу, украшай душу целомудрием, благочестием, попечением о доме. Эта красота и более пленяет, и никогда не прекращается. Ни старость не разрушает этой красоты, ни бо-лезнь не уничтожает. Красоту телесную и время продолжительное разрушает, и болезнь истребляет, и губит многое другое, а что украшает душу, то выше всего этого. Кроме того, та красота и зависть возбуждает, и ревность возжигает, а эта чиста от такой болезни и свободна от всякого тщеславия. Таким образом, и в доме все будет идти лучше, и доходы будут изобильнее, когда золото не будет лежать вокруг твоего тела, нe будет связывать твоих рук, но будет употребляться на необходимые нужды, как, например, на содержание слуг, на необходимое попечение о детях и на другие действительные потребности. Но если ты будешь поступать не так, — если тело будет украшено золотом, а необходимые нужды будут со всех сторон пред глазами и стеснять сердце, то какая тебе прибыль? Какая польза? Печаль сердца не позволяет замечать того, чем обыкновенно пленяются глаза. Ведь вы знаете, что если бы кто увидел женщину, даже лучше всех украшенную, он не может находить в том удовольствия, когда у него душа болезнует. Ибо кто хочет находить удовольствие, тому наперед нужно быть веселым и иметь расположение к радости. Между тем, если золото все растрачено на украшение женина тела, а в доме обитает скудость, то для супруга нет (в том) никакого удовольствия.
Итак, если желаете нравиться мужьям, приводите их в приятное расположение духа, а приведете их в это расположение, когда отвергнете наряды и украшение. Все это по видимому имеет для него некоторую приятность во время брачного торжества, но впоследствии, с течением времени, теряет свою цену. Если от привычки мы не очень удивляемся небу, которое так прекрасно, и солнцу, которое так блиста-тельно, что ты не можешь сравнить с ним ни одного тела, то каким образом будем всегда дивиться украшенному телу? Это говорю я, желая, чтобы вы украшались красотою истинною, которую заповедал Павел: не златом, или бисерми, или ризами многоценными, но, еже подобает женам, обещавающимся благочестию, делы благими (ср. 1 Тим. 2:9-10).
Или ты хочешь нравиться лицам посторонним и от них получать похвалы? Но это желание отнюдь не жены целомудренной. Впрочем, если хочешь, то и они будут очень любить тебя и хвалить за целомудрие. В самом деле, ту (любящую наряды) не похвалит ни один скромный и порядочный человек; похвалят разве люди распутные и сладострастные, или, лучше сказать, и они не похвалят, а напротив, станут говорить о ней худо, когда заметят, что ее бесстыдство возбуждает в них вожделение. А эту (не любящую украшаться) и те, и другие, и все похвалят, так как не только не получают от нее никакого вреда, а напротив, получают еще наставление в любомудрии. И от людей ей будет великая похвала, и от Бога великая награда. Итак, будем ревновать об этой красоте, чтобы и здесь пожить в безопасности, и достигнуть будущих благ, которых да сподобимся все мы по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь.
Комментарий автора: Надеюсь, что не обижу представителей прекрасной половины, предложив поразмышлять о супружестве (будущем, настоящем или, увы, прошедшем). Поразмышлять о своих избранниках, о том, что происходит между вами. В начале приведу выдержку одного из наших современников, а затем - из глубины веков – от ИОАННА ЗЛАТОУСТА, жившего и служившего Господу 1600 лет назад.
Итак,
А ваш предполагаемый супруг – равная ли вам пара? Это вечная истина, что никому не удастся что-либо изменить в человеке, которого он выбрал. Если вы вышли замуж за “фольксваген” телом, духом и душой, не ожидайте, что в браке нечто вдруг превратит его в “роллс-ройс”.
Итак, если ваше тело, дух и душа готовы к свершению, и ваш избранник тоже, и если вы стремитесь к соглашению о взаимной любви длиной в жизнь, то вы, наверное, как никто, готовы вступить в брак. Только помните: в день свадьбы вы вступаете в брак не с одним человеком, а с тремя. С тем, кто, как вы думаете, он есть. С тем, кто он есть на самом деле. Но, главным образом, – с тем, кем он станет потому, что будет жить с вами.
Приведенные слова - наши с вами современники. И, возможно, что многие их уже слышали. Ну, а теперь, милости просим - в вечность...
Сергей Сгибнев,
Новосибирск, Новосибирской обл.
Верующий. Люблю хорошую христианскую и классическую музыку. Люблю говорить о Боге. Люблю жить! сайт автора:Персональный дневник
Прочитано 5581 раз. Голосов 3. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Что вы все же хотите доказать, человек может измениться или не может в течении жизни в браке? В одном месте говорите, может, в другом, не может в цитате Златоуста.
Комментарий автора: Видимо, следующая мысль нашего современника повергла вас в смущение, - ... с тем, кем он станет потому, что будет жить с вами.
Так ведь, противоречия-то нет. Если вы оба, ставши супругами, будете меняться во Христа, то это и есть истинная жизнь Христианина. Это и есть процесс освящения или обожения, который длится все время нашего странствования на этой земле. Как говорил нам Апостол Павел, - чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию (1Тим.2:9,10).
Ему же вторит Апостол Петр, - Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие (1Пет.3:1,2).
Вот о чем речь.
Если же вы считаете возможным изменить своего супруга "под себя", - оставьте надежду...
С Богом!
sljut
2010-03-10 20:53:09
А вот Вы,были женой!?.. Комментарий автора: Бог миловал... ;-)))
Коль я - муж, то мне мужем и должно быть.
С Богом!
Светлана Мус.
2011-03-08 18:42:42
О! Сколько мудрости у Иоанна Златоуста! Комментарий автора: От Господа!
С Богом!