Для ТЕБЯ - христианская газета

Начало Пути
Драматургия

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Начало Пути


Владимир Кабаков

Начало Пути

Пьеса в 4 актах

Акт первый.

Картина первая.

Вифлеем. Постоялый двор. Комната хозяина, она же приемная для посетителей. Хозяин сидит и пишет что-то за столом в углу сцены. Рядом топчан, на котором хозяин спит. За топчаном, на табурете бочка с водой и черпаком. Между столом и топчаном окно. Входят Иосиф и Мария. У Марии большой живот.

ИОСИФ. Хозяин, можем мы остановимся у вас на несколько ночей?
ХОЗЯИН. Откуда вы и почему так поздно?
ИОСИФ. Мы идем из Назарета...
ХОЗЯИН (перебивая Иосифа). Увы, люди добрые. Все места заняты. Многие приехали сюда, чтобы участвовать в переписи и живут тут неделями. Все мои запасы продуктов съели. Отправил племянника в Иерусалим на рынок, покупать новые...
Снова что-то пишет. Иосиф и Мария стоят и ждут.
МАРИЯ (Иосифу). На дворе ночь и я устала. Я уже никуда не могу идти. Что нам делать, Иосиф? У меня время подходит...
ХОЗЯИН (отрывается от бумаг). Я уже сказал, мест нет.
Смотрит на Марию, на её живот.
ХОЗЯИН. Хотя, если вы согласны, то можете переночевать в хлеву. Это за стенкой, во дворе. Там чисто. Я приказал убрать, пока животные на пастбищах... Возьмите в углу солому. Не дворец, но ночевать можно...
Иосиф и Мария уходят. Хозяин снова склоняется над столом, что-то пишет. Заходит Иосиф.
ХОЗЯИН (раздраженно). Ну, что тебе?
ИОСИФ. Дайте воды. Моя жена рожает...
ХОЗЯИН (ворчит). Ох уж эти римляне. Сколько людей с мест сорвали. Вся Иудея на ногах...
Ищет таз, наливает в него воду из бочки. Иосиф берет таз с водой и уносит.
ХОЗЯИН. (как бы оправдывая себя) Ничего, сегодня тепло.
Подходит к окну. За окном темно. Хозяин открывает окно. В комнату врывается птичий щебет и пение.
ХОЗЯИН (непонимающе оглядывается) Странно. Никогда такого не было, чтобы птицы ночью пели!
Закрывает окно. Подходит к топчану. Ворчит и укладывается спать. Накрывается одеялом, замирает.

Стук в дверь.

ХОЗЯИН (сбрасывает одеяло, садится) Кого еще бог послал? Входите!
Входят 3 пастуха. Хозяин изумленно смотрит на своих пастухов.
1-й ПАСТУХ. Хозяин, чудо свершилось. На пастбище явился нам ангел с лучом огненным и сказал, что скоро в мир придет долгожданный Мессия и что родится он здесь, в Вифлееме, граде Давидове, сегодня ночью.
2-й ПАСТУХ. И ещё он сказал, что узнаем мы новорожденного Христа Спасителя по тому, как будет он в пеленах повитый лежать в яслях.
3-й ПАСТУХ. И сказал ещё ангел, что это великая радость для всех миров, во всей Земле.
ХОЗЯИН. Не морочьте мне голову, идите лучше к овцам. Но если вы считаете, что должно свершиться чудо, идите в хлев, там какая-то дева из Галилеи рожает. Может она Спасителя и родит. (Смеется)
Пастухи уходят. Хозяин поудобнее устраиваясь на топчане, кряхтит и ворчит.
ХОЗЯИН. И что доброго может придти из Галилеи?

Стук в дверь.

ХОЗЯИН (сбрасывает одеяло, садится) Кто там ещё? Входите!
Входит Симеон.
ХОЗЯИН. А это ты, Симеон, чего тебе?
СИМЕОН. Птицы ночью поют. Это знамение. Ты знаешь, я жду утехи Израилевой, Христа, уже который год. И вот сегодня пастухи сказали, явился к ним Ангел в одеждах белых и возвестил о рождении Господа нашего, здесь в Вифлееме, граде Давидова, как написано в Писании. Где младенец?
ХОЗЯИН. Да вы что сегодня все с ума посходили, сперва пастухи, теперь ты. Какой младенец? Какой Спаситель? Правда в хлеву ночуют старик с женой из Галилеи. Жена у него рожает. Но разве так придет в мир Спаситель? Ты Симеон рехнулся уже от старости. Сходи, посмотри сам, но меня больше не тревожь.

Симеон уходит. Хозяин ложится на топчан, укрывается с головой. Засыпает.
Сильный стук в дверь.
Хозяин вскакивает, одеяло падет на пол.

ХОЗЯИН.(плачущим голосом). Господи, ну когда это кончится? Смогу я сегодня поспать? Кого там опять... Входите!
Входят волхвы, богато одетые, в чалмах и халатах.
1-й ВОЛХВ. (Кланяясь) Хозяин, не обессудь, что будим тебя, но дело святое и важное. Со времен пророчеств Даниила ждут люди явления Владыки Мира, царя Иудейского. Девять месяцев назад явилась на небе новая яркая звезда над страной Иудейской. Пришли мы в Иерусалим к Ироду царю и спросили его о новом царе Иудейском. Но он сказал, что ничего не знает, но просил сообщить ему, если мы найдем этого царя.
2-й ВОЛХВ. Несколько дней назад звезда тронулась и мы пошли за ней. Шли всю ночь. Остановилась звезда над Вифлеемом. Здесь должен родиться тот, кого мы ждем!
ХОЗЯИН. Да, действительно, пришли ко мне вчера старик с женой из Галилеи. Жена у него рожает. Мест нет, так пустил я их в хлев. Может она уже и родила, но вряд ли это Мессия.
Волхвы уходят
ХОЗЯИН. Смешные люди: Ангелы, знамения, звезда тронулась... Суеверия всё это.

Укладывается на топчан.

Свет гаснет.
В темноте сцена поворачивается.

Картина вторая.

Яркий свет. Слышно пение птиц.
Хлев. Иосиф и Мария с ребенком в центре. Рядом теснятся пастухи, Симеон, бедно одетые люди. Входят волхвы, вносят дары, раскладывая их вдоль рампы сцены, падают на колени.

1-й ВОЛХВ. О радость мира! Родился новый свет и Владыка Мира, предсказанный ещё в древности! Да святится имя твоё!
2-й ВОЛХВ. Наши дары (показывает рукой на дары) для него. Здесь золото, ладан, смирна. Да будет он велик и счастлив. Мир и слово ему и людей благоволение!
3-й ВОЛХВ. Но бойтесь царя Ирода, ибо он что-то замышляет против Спасителя. Ревнует его к своей славе, жестокосердный. Бойтесь его и поскорее уходите подальше. Замыслил Ирод недоброе. А мы уйдем, теперь, в радости, к себе на Восток. Но уйдем другим путем, мимо Иерусалима и Ирода-злодея.
1-й ВОЛХВ. Но сначала порадуемся новорожденному.
Поют Славься Господь, совладыка земли и неба. Ты Свет и Надежда Мира
3.ВОЛХВ. Предвидим трудности и страдания на твоем пути. Но ты все преодолеешь и воссядешь одесную Отца небесного. И будут праведники и раскаявшиеся блаженны. И будут наказаны упорствующие в грехе, безверии...
Птицы поют громче. Восходит солнце. Начинается прекрасный день. Все медленно уходят со сцены, кланяясь.
ИОСИФ. Мария, дочь святости, мать Иисуса, мы должны спешить. Ирод - злой и жестокий. Он убил жену и трех своих сыновей только потому, что заподозрил их в заговоре против него. Пока весть о рождении святого младенца не распространилась по Иудее и не достигла Иродовых ушей, нам надо бежать. Куда? Наверное лучше всего в Египет. Недалеко и Ирод не достанет.
Походит к одному из даров, вынимает горсть золотых монет, кладет в карман. Уходит готовить отъезд.
Мария остается одна с сыном. Склонилась над яслями и любуется младенцем.
МАРИЯ. Ой, младенец проснулся! Какие у него глаза! Он всё слышит и понимает. А выглядет совсем как годовалый! Сын Божий, Господин мой!
Мария становится на колени и молится.
МАРИЯ. Отче Благий! Благодарю тебя, что избрал меня для явления в мир Святого младенца сего. Спаси и сохрани нас в эти смутные времена.
ИОСИФ (входит). Все готово. Я купил осла, собрал все для дороги. Идем Мария, да хранит нас Бог!
Мария нагибается над яслями, берет младенца, прижимает к себе и вместе с Иосифом уходят. Иосиф несет дары.

Затемнение. Сцена поворачивается.

Картина третья.

Опять коморка хозяина.
Хозяин стоит на пороге и смотрит вслед удаляющимся Иосифу и Марии.

ХОЗЯИН. Странные люди. Поверили, что Христос может родиться в хлеву. Фарисеи и книжники говорят, что он, Мессия, придет в мир во славе, как богатырь, на боевом коне, и уничтожит врагов детей израилевых и станут иудеи владеть миром во веки веков... А это? Сын плотника из Назарета, разве он может стать Спасителем и Владыкой Мира? Глупые люди!!!
Подходит к топчану, ложится, накрывается одеялом.
ХОЗЯИН (ворчит) Ночь прошла, а сна не было. Надо поспать ещё...

Занавес.

Конец первого акта.


Акт второй

Картина первая

Иерусалим. Иерусалимский храм. У входа в храм сидят старцы-фарисеи. Среди них мальчик Иисус.

1-й СТАРЕЦ. Да! Очень важно, чтобы среди неверующих грешников, бестрепетно преступающих заветы бога, жило хотя бы несколько праведников. Они как свет в ночи будут светить тем, кто ищет Божьей правды и справедливости.
2-й СТАРЕЦ. Да! Это так! Вспомните Содом и Гоморру. Как Лот испрашивал ангелов, посланников Божьих, о десяти праведниках в этих нечестивых городах и как ангелы говорили, что города спасутся, если в них найдется этот десяток праведников среди тысяч и тысяч грешников. Ибо рано или поздно грешники убедятся, что земная жизнь, где зреет зло, разврат и несправедливость, приводит только к ужасной, бессмысленной смерти. И когда это произойдет, то эти грешники могут обратиться к праведникам с просьбой показать путь к богоугодной жизни в которой справедливость и добро являются целью и смыслом.
ВСЕ ХОРОМ. Да! Это так! Ты говоришь правильно!
ИИСУС. Позвольте вас спросить о том, что вы называете справедливость? Но вначале я хочу рассказать о нашем лавочнике...
1-й СТАРЕЦ ВТОРОМУ. Чей это мальчик? Он с нами уже второй день сидит здесь и всё внимательно слушает.
2-й СТАРЕЦ. Говорят это сын Иосифа и Марии из Назарета. И удивительно, что он в его малые годы интересуется делами веры.
ИИСУС. Так вот. В нашем маленьком городке где-то лет пять назад появился человек, который открыл продуктовую лавку. Начал он с малого, продавая уголь и оливковое масло, сыр и пшеницу, инструменты для крестьянской работы. Два года назад случился засушливый год. От жары пострадали все посевы, а в овечьих стадах случилась заразная болезнь. И тогда лавочник, у которого были запасы в закромах и подвалах, сделал должниками своими многих людей, продавая им всё втридорога. Сейчас он один из самых богатых людей в нашем городе. Он купил большое стадо овец и набрал из должников пастухов для своего стада. Этот лавочник, разбогатев, сшил себе широкую налобную повязку, стал старостой в нашей синагоге и молится даже на площади, переходя её, и для этого останавливается, шепчет молитвы и воздевает руки к небу. И это видят все. Так вот я хочу спросить вас, уважаемые учителя, праведны ли его дела и поступки? Многие в нашем городе говорят и спорят об этом, но никак не могут согласиться между собой.
1-й СТАРЕЦ. Да! Трудный вопрос ты нам задал! С одной стороны этот лавочник не крал, не убивал и даже помог городу перенести тяжелый год. С другой... С другой... Ох и трудно же ответить на твой вопрос.
2-й СТАРЕЦ. И ведь как ты говоришь, он молится и днем и вечером, а это говорит о его набожности. Но... Но… Что-то здесь не так... Что-то есть в этом противное праведности... А что, я и сам не знаю!
ИИСУС. Позвольте, уважаемые, сказать, как я это понимаю. Бог создал Адама и Еву безгрешными, но переступив его заветы, соблазненные Сатаной, принявшим облик змия, наши прародители согрешили, были наказаны Богом и изгнаны из Рая. Тот первородный грех довлеет над людьми. Но праведники, сознавая свою изначальную греховность, борются с грехом внутри себя, стараясь жить по любви и правде. Этот лавочник грешен вдвойне. Во-первых: потому, что преступил Божьи Законы, воспользовавшись человеческой бедой и нажив на этом состояние, а во-вторых: потому, что, будучи грешен, изображает из себя праведника и верующего, выставляя это на показ. Он лицемер и гнев Господень рано или поздно падет на его голову... И ещё я думаю о том, что где появляются деньги, богатство там исчезает вера.
1-й СТАРЕЦ. Да он просто маленький мудрец! Он берет на себя смелость судить людей!
2-й СТАРЕЦ. Как смело он говорит. Ведь и мы знаем много таких псевдоверующих и псевдоправедников. Но мы об этом не говорим вслух, потому что эти люди богаты и влиятельны. И вправду говорят: устами младенца глаголет истина.


Из-за угла появляются Иосиф и Мария.

ИОСИФ.(Марии). Мне говорили, что видели его здесь, в преддверии храма.
МАРИЯ. Как он мог? Ведь знает, что мы волнуемся. Он всегда был такой послушный, робкий мальчик.
ИОСИФ. А, вот он где! Иисус, почему ты здесь? Мы вернулись с полдороги, чтобы разыскать тебя!
МАРИЯ. Сынок! Как ты мог оставить нас, своих родителей, зная, что мы будем волноваться?
ИИСУС. Простите меня! Но я вдруг понял, что Бог и истина для меня дороже всего на свете. И решил поговорить с этими уважаемыми старейшинами о тех вопросах, которые меня волнуют больше всего. О справедливости, о добре и зле, искренности и лицемерии. Эти беседы породили новые мысли и новые стремления. Идемте, и благословит Господь этих уважаемых старцев.
Уходят.
ИОСИФ.(уходя) Ну ты хотя бы предупредил нас с матерью, что остаешься.
ИИСУС. Да. И вы бы мне не разрешили...
Скрываются за углом.
1-й СТАРЕЦ. Этот ребенок вырастет великим человеком. Я никогда еще не слышал таких разумных речей от детей.
2-й СТАРЕЦ. Этого человека ждет не только великое будущее, но и великое страдание. Люди не любят, когда говорят правду о них и жестоко расправляются с ними. Дай Бог избежать ему великих несчастий в его взрослой жизни...

Старцы расходятся, обсуждая слова Иисуса:
3-й СТАРЕЦ. Надо же, из Назарета, а такой умный.
4-й СТАРЕЦ. Он говорил, что этот лавочник вдвое грешен. Это опасные рассуждения.

Картина вторая

Иоанн Креститель, Петр, Андрей Иоанн, Иаков на берегу реки Иордан. Иоанн в грубой верблюжьей одежде. Входит толпа фарисеев.

1-й ФАРИСЕЙ. Где же он?
2-й ФАРИСЕЙ. Говорят, он похож на Илию. А ещё говорят, что очень груб.

Подходят к Иоанну.

1-й ФАРИСЕЙ. Говорят, ты крестишь водой, Учитель?
ИОАНН. Да крещу... Но тот, кто будет крестить Духом Святым и Огнем придет после меня. И я говорю вам прямо: покайтесь, змеиное отродье. Кто сказал вам, что вы сможете избежать Божьего гнева? О фарисеи, лицемеры!
2-й ФАРИСЕЙ. Но, как же так, ведь Отец то у нас один – Авраам!
ИОАНН. Не оправдывайтесь тем, что отец у вас один. Бог может, если захочет, из простых камней воссоздать потомство адамово. Прежде крещения покайтесь... Уже и топор лежит у корней неплодных дерев. Поэтому будут они срублены и брошены в огонь

Фарисеи в страхе убегают.

ИОАНН. Они неверные и предадут Сына Божьего, для которого я послан выровнять его пути...

Появляется Иисус. Подходит к Иоанну. Иоанн узнает его, кланяется.

ИОАНН. Зачем, Сын Божий, ты пришел ко мне?
ИИСУС. Креститься!
ИОАНН. Но я недостоин. Это мне надо принять крещение от тебя.
ИИИСУС. Ты должен крестить меня, ибо необходимо исполнить Заветы.
Иоанн окропляет водой Иисуса, крестит его на глазах будущих его учеников. Вспыхивает луч света, который падает с небес на Иисуса Христа. раздается громовой голос: « Сей есть сын мой возлюбленный, в котором мое Благоволение!» Все падают на колени. Иисус медленно уходит. Иоанн Креститель уходит тоже. Андрей, Иоанн, Петр бегут за Иисусом.
АНДРЕЙ. Куда ты идешь, Учитель?
Догоняют Иисуса.
ИИСУС. Настало время проповедей подлинной веры. Ступайте за мной и будьте моими учениками
ПЕТР. Учитель! Мы простые рыбаки, разве можем мы быть твоими учениками?
ИИСУС. А я говорю вам, Блаженны нищие духом, ибо ваше будет Царствие Небесное. Теперь будете ловцами душ человеческих во всем мире.
АНДРЕЙ. Учитель! Но Моисей говорил о Израиле, как о народе избранном.
ИИСУС. Бог один для всех! И все верующие истинно едины в Боге. И когда фарисеи говорят, что только иудей может попасть в царствие небесное – не верьте. Ибо Бог для всех и все для Бога.
Уходят. На сцене появляются стражники.
1-й СТРАЖНИК. Где этот нищий пророк, которого зовут Иоанн Креститель?
2-й СИРАЖНИК. Ирод приказал арестовать его, не бить. Сдается мне, царь боится пророка.
1-й СТРАЖНИК. Может быть! Говорят этот Иоанн делает чудеса и очень груб с фарисеями, никого не боится.
2-й СТРАЖНИК. Я вижу его. Он один, слава Богу!
1-й СТРАЖНИК. Я его боюсь. Если он пророк, то...
ИОАНН.(появляясь на сцене) Что вам нужно?
1-й СТРАЖНИК. Царь велел тебя арестовать, Учитель.
2-й СТРАЖНИК. И доставить во дворец.
ИОАНН.(В сторону зала) Исполняется писание. Настает время моей погибели. Но я видел его, посланца Бога! Теперь могу и умереть.(Стражникам) Идемте.
Уходит. Стражники идут позади.

Картина третья

Гора вблизи Геннисаретского моря.
Иисус, ученики, толпа.

ИИСУС. Я не противник закона. Я пришел на землю, чтобы восполнить его. Фарисеи - лицемеры хотят меня уличить, ибо я обличаю их грехи и неправду, но я долго думал и говорю, что жизнь можно выразить через несколько главных заповедей. Следуя этим заповедям можно достичь святой жизни.
ПЕТР, Учитель, поведай нам их.
ИИСУС. Слушайте и запоминайте:
- Всякий гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду, ибо держит гнев в душе своей и отравляет сердце свое черными помыслами. Очистись душой и дела твои станут чисты..
- Не смотри на женщину, как на предмет любострастия, ибо она половина твоя, равная тебе самому и, заключив с ней брак, знай, что это навечно. Ибо брак установлен Богом как союз нерасторжимый.
- Не клянись, значит, не употребляй имя Божье всуе и во лжи. Но, так как на земле всё сотворено Богом, то и клясться небом или землей, Иерусалимом или своей головой, есть клятва с именем Бога, пустая клятва для достижения мелких мирских целей.
- Не отвечай злом на зло, но только добром и вместе не попустительствуй злу и выражай к нему своё отношение безбоязненно и нелицеприятно.
- Просящему у тебя дай, ибо, давая, берешь для себя Божье одобрение. Не копи, не собирай злата, ибо это против Бога.
- Молись и не унывай.
- Храните сердца ваши, как очи ваши, ибо через сердце проистекает духовный, небесный свет веры. Но так же и злодейство проистекает в мир через сердце. Берегите их вместе.
- Кто думает сочетать службу Богу и Мамоне, тот подобен желающему угодить двум господам. Господь влечет нас к небесному и вечному, а богатство к земному и тленному.
- Заботьтесь о спасении души, а заботы о пище, питье и одежде томительны и отвлекают нас от забот о вечном. А Бог нас не оставит...
- Ищите прежде царствие Божие и Правду его...
- Возлюби ближнего, как себя самого.
ИУДА из Кариот. А кто ближний мой?
ИИСУС. (показывая на нищего и на больного) А ближний, это всякий, кто живет сегодня и сейчас рядом или недалеко. Ибо близость определяется не только родственными узами, но и состоянием души и чувством радости, что каждый, кто живет с вами в одно время, близок вам, особенно близок к вам тот, кто нуждается: увечные, немощные, беззащитные. Богатые и знатные тоже вам близки, но они в вас не нуждаются и потому ваша близость остается в потенции. А вот рабы господ в вас нуждаются, им нужна ваша помощь и сострадание. Они уверуют в первую очередь, ибо они нищие телом и духом. А богатые любят деньги, плотские удовольствия и власть над другими людьми. Им бог не нужен, потому что они считают, что за деньги можно купить все и даже свободу, хотя конечно они не свободны, а рабы денег.
Иисус сделал паузу, задумался. Толпа напряженно слушает и ждет продолжения.
ИОАНН. Учитель, продолжи. Мы внимательно слушаем тебя.
ИИСУС. Сатана соблазняет богатых и фарисеев гордыней, а Бог не может помешать жадности, тщеславию и себялюбию овладевающему их сердцами, мыслями и поступками...И остаются они неприкаянными и в своем падении не любящие не только людей, но и себя. Они играют роль независимых, пока старость или болезнь не покажут им их истинное место в мире. Часто их разочарование становится причиной их ненависти к другим людям, к окружающим и тем более к дальним...
ИУДА. Но могу ли я помочь всем, Учитель? И потом, чем я смогу помочь? Ведь я бедный пастух. Единственное, что я делаю хорошо, так это считаю: овец, людей, деньги...
ИСУС.(Долго смотрит на него) Вот и будешь казначеем! (Обращаясь к народу) Я радуюсь, что меня слушают и понимают, но я знаю, что книжники и фарисеи люди учёные и гордые, будут против меня и тем самым против Отца моего и вашего. Он Отец, Креатор, скрыл великие тайны от умников, ибо они возгордились своею ученостью и, возгордившись, «пасут себя самих», забывая о нуждах, чаяниях неученых, простых людей. Они лицемеры и поэтому выставляют свою веру, которая есть скрытое неверие.
Они носят широкие налобные повязки, молятся всегда на виду, любят занимать первые места в собраниях. Но верить в Отца – значит жертвовать собой, в том числе и материальными благами. А они хотят только преумножать свои богатства. Поэтому они ненавидят меня, посланного Отцом в мир, погрязший во лжи и лицемерии.
Фарисеи, считая себя учителями народа, хотят за это получать награды земные: славу, деньги, почет. Но это гордыня самомнения.
Если раб пашет, или пасет скот, то считает ли это его господин заслугой? Думается, что нет. Так-же веруя и творя добрые дела, мы должны смотреть на это, как на свой долг, а на себя, как на непотребных рабов. В этом суть веры Божьей, а воздаяние придет по делам нашим, не по словам только и жестам. Фарисеи и книжники сделали веру свою профессией, зарабатывают деньги и думают, что служат Богу.
Братия! Время позднее и нам пора расходиться.

Иисус уходит. Люди расходятся.

Картина четвертая


Иисус на берегу Галилейского моря у костра под луной сидит с учениками после дня Нагорной проповеди.

ИИСУС. Я слышал тогда ропот непонимания в толпе. Но я не хотел толковать подробно и только вам открываю.
Ибо люди должны не только слушать, но и думать о сказанном. И когда истина будет результатом их раздумий, тогда они будут верить как себе. Но если чего не смогут понять обратятся к вам, а вы, носители Духа Святого, станете учителями, проповедниками, пастырями церкви верующих и блаженных.
ПЕТР. Учитель. если говорить честно, то я многого не понял, хотя хочу понять и вижу , что ты говоришь истину. Но поясни нам!
ИИСУС. Сегодня я говорил о заповедях Блаженства. И ещё хочу повторить их для вас.
ФОМА. Думаю, что люди в Иудее так развращены, что не верят ни в бога, ни в Сатану и я думаю...
ИИСУС. (Перебивает Фому) Эх, Фома, Фома! Плохо ты знаешь людей. Они могут быть злыми, а могут быть и добрыми. Это зависит не только от того, как с ними говорить и поступать, но и как о них думать. Ищите в человеке хорошее, а не плохое и говори с ним об этом. Но вернемся к заповедям.
ИУДА (из Кариот). Как понять, что «блаженны нищие духом»... и так далее. Нас учили, что быть богатым и сильным, значит соответствовать Божьим установлениям. Только те, кто не имеет - хотят...
ИИСУС. (Прерывает). Это фарисейские установления, но не Божьи законы. Ибо не гордящиеся, но униженные, не богатые. а щедрые духом унаследуют царствие небесное. Всегда и сейчас, на рубеже, мы видим псевдоверующих, озабоченных земным, но не небесным, претендующим на жизнь вечную, говорящих мы вместо я, пытающихся скопом вломиться в царство небесное, будущее царство вечной жизни. Но. повторяю, путь этот тернист, а врата в царствие небесное узки. но зато там на престоле восседают только те, кто не говорит мы избранные, а говорит мы верующие. Да будет так!
ПЕТР. Прости Учитель, но я простой человек и мне трудно запомнить сразу и заветы и их толкования, но я понял, что простые люди, такие, как мы с вами, верят в Бога и Сына Человеческого и войдут в Царствие небесное через свою простоту и веру, а мудрые и гордящиеся останутся вне их пределов. Я знаю хорошую поговорку: «На всякого мудреца довольно простоты» и это истинно.
ИИСУС. Вижу Петр – ты правильно понял. Это вам пригодится, когда меня не будет, а вы будете проповедовать слово Божие по всей Земле...
ПЕТР. Учитель, объясни ещё раз, что значит: «кроткие наследуют землю». Неужели можно уговорами и молитвами заставить злодея и алчного человека отказаться от злобств и поклонения Мамоне?
ИИСУС. А ты попробуй! Объясни, что бог дает силы слабому и мягкому, как зеленый росток, а сильное и жесткое погибает, как гниет и падает большое дерево. Говори, кто много копит. тот много и теряет. И если ты это будешь делать любя и прощая, готовься к гонениям. Бог не забудет тебя. Не бывает так, чтобы человек сохранил силу до глубокой старости. И только кроткий остается таким до конца... Помните это.
Помните! Через праведников спасется мир! Пусть вас пока не много, но никогда много и не будет. Найдите в себе силы в одиночку противостоять лжи и лицемериею наряженных в одежды праведников и подражающих их искренности. Людей можно обмануть, но Бога нет. Бог читает в ваших душах и видит уклонения к Сатане в самых малых проявлениях. Бойтесь неискренности в себе больше внешней лжи. Ибо те, кто открыто лгут, пытаются обмануть людей, а те, кто не искренен внутри, пытаются обмануть Бога. А это преступление намного тяжелее первого, потому что целью обмана становится Бог, Отец небесный, Креатор всего живого и мертвого под небом.
Запомните! Праведник пришел в мир, чтобы страдать. Грешник, чтобы искать радости в земном и животном. Праведник стремится к Богу и тем самым претендует на бессмертие и окружающих призывает и тянет за собой к небу. Грешник всегда живет среди .... земных благ и уверяет себя и других что в этой земной .... можно найти небесные сокровища. Будто можно в животной радости найти божественные ценности. но вы все знаете, что это не так, что это козни Сатаны, который через сиюминутные развлечения подкупает совесть, душу человека, подменяя вечное временным, а потом, когда грешник продаст душу, говорит ему: «Ты сам решил! Это дело твоих рук! Я заманивал тебя, не скрою, но ведь ты сам соблазнился. Это твой грех, тебе и отвечать!..». Бойтесь Сатаны, братия, ибо он стремится проникнуть в души человеческие неслышимый и невидимый и соблазняет, возбудив сомнения и невере в душах уже готовых к восприятию козней лжи!..
ИОАНН ЗАВЕДЕЕВ - Учитель! Что есть праведность?
Иисус продолжает толкование Заповедей Блаженства.
ИИСУС. А я говорю: богатство грех, ибо богатство дает видимость счастья, занимая все помыслы и дела человека богатого. Уже не остается времени, чтобы думать о Боге. Мало того, богатый человек, подобно плохому дереву дает только плохие плоды, ибо через алчность и сребролюбие в мир проникает Сатана.
ПЕТР. Но ведь мы, учитель, живем в таком мире, где и предания поощряют стремление быть богатым.
ИИСУС. Да, это так. Но это, я считаю, есть отступление от закона, извращение его сути. Где и когда вы видели богатых и довольных своими богатствами пророков? А именно они, пророки, а не фарисеи, должны быть примерами для подражания. И когда я говорю, что я не против закона, а пришел восстановить закон, я прежде всего думаю о тех грешниках, которые, считая себя праведниками, торгуют в храме. О тех людях, которым страсть к обогащению заменяет Бога. Простые же люди, глядя на этих псевдо учителей, думают – а я чем хуже. Вот ты, Петр, рыбак. Много ли денег ты зарабатываешь на рыбной ловле?
ПЕТР. Нет Учитель. Едва хватает на еду, на ремонт дома и лодки. Да и едим мы почти-что одну рыбу.
ИИСУС. Ну вот. Ты в поте лица добываешь свой хлеб, а богатый, пользуется услугами других, берет проценты, дает в рост. И его совесть молчит. А там, где совесть замолкает, там уже нет Бога. Там человек заботится о теле, ищет наслаждений и ненавидит праведников, потому что его больная совесть ему покоя не дает. Ему хочется, чтобы все стали такими же – потерявшими совесть. Когда мы просим у Бога того, что нам недостает, тогда мы умаляем себя, а его превозносим, верим, что он поможет нам! И тогда он откликается.
- «Блажены плачущие, ибо они утешатся».
ИОАНН. Учитель, почему есть зло, почему люди страдают и умирают?
ИИСУС. Поставим вопрос иначе... Что происходит, когда люди страдают и умирают? Праведник в этом мире страдает, но радуется, ибо это испытание, которое посылает Бог. Праведность и вера, это смирение и упование на Бога, ибо Царствие Божие не от мира сего. Но человеческий эгоизм, безразличие, сопротивление добру, глупость, гордыня, нахальство – всегда были и будут причиной страдания и горя. В человеке живет первородный грех. Но я пришел спасти род человеческий, пострадать за вас! Думая о себе, думайте как о постороннем. Вначале Бог, потом другие и только потом я. Если вы будете повторять это, Бог вам поможет.
ИОАНН. Чем Бог может утешить нас?
ИИСУС. Он придает нам мужество, вселяет успокоение, становится нашим старшим другом, сострадает нам, ставит новые цели. Но путь в Царство Божие лежит через узкие врата и лишь праведники спасутся!!!
- «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».
Иначе говоря, это стойкие люди, которые выстояли против бед и несчастий, не озлобились, а остались кроткими.
- «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».
Правда здесь - это правда царствия Божьего. Ищите правду, а остальное приложится. И когда мы стремимся к правде Бога, мы не испытываем разочарования потому, что эта правда вечна!
- «Блаженны милостливые, ибо они помилованы будут».
Это путь прощения и отсутствия мести. Простить и забыть, зная это, здесь мы все находимся между жизнью и смертью. Заботьтесь о других и о вас позаботятся. Простите своим обидчикам и вам Богом воздастся.
- «Блаженны чистые сердцем ибо они бога узрят».
Чистые сердцем – это те, кто способен любить, то есть сострадать другому. Любить других – это свойство души выработанное в человеке через личный опыт сомнения и даже отрицания. Не бывает веры без любви. Но любовь без веры бывает. Мы не всегда чисты и не все. Кто грешил и покаялся – тот очистился. Кто совершил проступок, кто содеял преступление, тот может очиститься, покаявшись и раскаявшись. Люди грешны первородным грехом и каяться – это значит преодолеть эту греховность. Не всегда и не всем это удается. Но те, кто очистились, те уверовали. Вечная борьба Бога и Сатаны за человеческие души, это борьба чистоты с грехом. Чистые сердцем – это те, кто отказался от эгоизма и пришел через любовь к Богу. Но борьба эта продолжается всю жизнь. Только Иисус безгрешен – тот, кто это понимает, тот чист помыслами.
- «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими».
Все мы под Богом ходим. А Бог говорит – живите дружно, любите не только родственников, друзей, но и врагов своих и мы, исповедуя мир, будем Божьими детьми. Бог вас любит. Любите других так, как любит вас Бог – прощая ваши грехи и надеясь на вас...
- «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царствие небесное».
Не уставайте твердить о Божьих принципах, о заветах Божественных и вы в награду станете Блаженным. Вас будут поносить и гнать, но вы радуйтесь, потому что в мире существует только одна правда – Божья и потому – радуйтесь.
- «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за меня. Радуйтесь и веселитесь тогда, ибо велика ваша награда на небесах». Если вас будут поносить, притеснять и лживо говорить о вас худое и все это вы будете терпеть за свою веру в Меня, то не печальтесь, а радуйтесь потому что вас ожидает великая, самая большая награда на небесах, то есть особенно высокая степень вечного блаженства.
Мне бы хотелось объяснить вам, что Заповеди Божие о жизни – это путь к радости и счастью, уже здесь в грешном мире, потому что исполнение этих Заповедей приведет вас к спокойствию и удовлетворенностью вашей жизнью. Исполнение Заповедей поможет вам относиться и к смерти надлежащим образом как к порогу, через который обязательно переступят все. Вы будете лишены страха небытия, ибо Бог позволит вашим душам, воспитанным на Заповедях, чувствовать радость единения со Всевышним после земной смерти. Вы сможете за гробом обрести вечность и войти в Царствие небесное. Не бойтесь потерять тело, но бойтесь потерять душу. Поэтому будьте преданы делу Веры и вам воздастся...
Луна уходит с неба, костер гаснет, Иисус и его ученики засыпают. Наступает темнота ночи...

Картина пятая

Сцену на 23 разделяет стена между дворами Каиафа и Анна. Двор Каиафа. Входят Анна и Каиафа.
Диалог Каиафа и Анна.
АННА. Кто он такой? Я слышал что-то о нем и знаю, что среди своих он называет себя Сыном Божьим.
КАИАФА. Я думаю, что это очередной псевдопророк. Хотя, рассказывают, что он творит чудеса, что он оживляет даже людей. Какой-то Лазарь ожил после трех дней в гробу. Ещё он говорит, что его последователи будут жить с ним вместе на небе.
АННА. Он опасный человек. Даже если он чудотворец. Ибо основа еврейской идеи в богоизбранности народа, не человека, или каких-то людей. Сегодня мы терпим римское владычество, но придет время и от Рима камня не останется, а еврейский народ, Израиль будет жить. Римский гнет – это Божье испытание за грехи израильского народа. Мы его забудем, рано или поздно, но такие, как этот Христос – опасны, ибо они вносят смуту в сердцевину веры. Они противопоставляют слабого, жалкого одиночку целому народу. И вправду, трудно представить, что Бог будет разбираться с каждым в отдельности. Только весь народ может рассчитывать на милосердие Божье, как впрочем, и на его гнев. Личное бессмертие, личные заслуги перед Богом – это просто глупая иллюзия и потому он опасен, этот назарянин. Возможно он посланец, но не Бога а Сатаны, а потому он достоин смерти.
КАИАФА. Я тоже так думаю. Даже если он кроток, как Агнец, а так рассказывают, он может принести еврейскому народу много горя и страданий. Все, кто его слушает и верит ему разбегутся, как только мы его возьмем. Он говорит смешные слова: Если ударили по правой щеке, подставь левую. Ха! Вот и посмотрим!
АННА. Рано смеетесь, его надо ещё схватить.
КАИАФА. Я уже распорядился. Среди его учеников есть один по имени Иуда. Он из Кариот. Мы уже сговорились, что он приведет нас к нему и укажет.
АННА. Это лучше сделать здесь, в Иерусалиме, но поскорее, до Пасхи. Иначе он может уйти, укрыться в многолюдье праздника. Этот Иуда надежный человек?
КАИАФА. Очень любит деньги. Поэтому он у них казначей. (Смеется ). Эх, грехи, грехи-и-и наши!!
АННА. Значит, быть тому. А грех убийства будет на этом гордеце Пилате.
КАИАФА. Решено! Ну, мне пора идти.
АННА. И мне тоже.
Оба уходят. Каиафа в свой дом, Анна к себе во двор. Сцена темнеет
Занавес.

Конец второго акта.

Акт третий

Картина первая

Дом одного из старцев, с которыми Иисус беседовал в юности. Большая горница. Пятница перед Пасхой. Иисус и ученики сидят вокруг стола.
ИИСУС. Пасха в таком виде, как мы её совершаем сегодня, не повторится более, пока в будущие века в торжествующей церкви не совершится записанное в книгах Бытия.
ПЕТР. Позволь, Учитель, начать нашу Пасху и поедание закланного агнеца.
ИИСУС. Приступим и выпьем первую чашу после согласной молитвы Отцу нашему небесному.
Отче наш, иже еси на небесах, да святится имя твоё; да приидет царствие твое; да будет воля твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого; яко твое есть царствие и сила и слава вo веки. Аминь
Прочитав молитву и отпив глоток, передает Петру, который справа и так по кругу до Иоанна, который слева. Потом в тишине вкушают агнеца, закусывая опреслоками (пресным хлебом) и горькими травами.
Затем Иисус выходит из-за стола и сняв верхнюю одежду, остается в тунике. Берет полотенце. перепоясывается им, наливает воду из кувшина в таз и начинает мыть ноги ученикам. начав с Петра.
ПЕТР.(Испуганно) Не дам! Не дам умыть мои ноги. Не достоин я. Нет, не достоин! Лучше я сам!
ИИСУС. Ты Петр не знаешь моих мыслей! Зачем прекословишь?. Или ты ставишь свой ум выше моего? Если так не будешь иметь чести со мной и будешь отлучен.
Петр соглашается и Иисус омывает ноги ему и всем ученикам.
ИИСУС. Все сделал я, чтобы показать вам как надо служить с любовью друг другу, что бы не гордились вы друг перед другом, а услужали бы. Это символ. Ибо вы чисты. (подумав, глядя на Иуду, добавляет) Но не все. Истинно, истинно говорю вам, один из вас предаст меня!!!
За столом шум.
ФИЛИП, ИОАНН, АНДРЕЙ. Не я ли, господи?
ИУДА (Тихо) Не я ли, Учитель?
ИИСУС. Ты сам сказал...
ИОАНН. Господи, кто это? Ты знаешь?
ИИСУС. Тот, кому дам хлеб, омочив его, тот... И горе тому, ибо предает Сына Человеческого.
Видя, как Иуда, злобно сверкнув глазами, смотрит ему в лицо, махнул рукой, прощаясь.
ИИСУС. Делай скорее, что ты задумал.
Иуда, схватив ковчежец с деньгами, выскакивает из-за стола и убегает.
ИИСУС. А теперь. (Берет заранее приготовленный хлеб). А теперь. (Смотрит вверх и шепчет молитву, преломляет хлеб и раздает по кусочку ученикам). Сиё есть тело моё!
Берет чашу с вином.
ИИСУС. Пейте из неё все. Сиё есть кровь моя Нового Завета, пролитая за многих во оставление и искупление их грехов. Новый Завет, взамен Ветхого скрепляется кровью моею, которая должна пролиться... Творите сие в моё воспоминание.
Все едят и пьют.
ИИСУС. Ныне прославится Сын человеческий и Бог прославится в нем. Ибо, дети, не долго мне с вами быть, Как я говорил прежде иудеям, так теперь и вам говорю, что отхожу от вас путем, которым вы не можете идти за мной, оставляя вас в мире для продолжения дела моего. Оставляю вам заповедь новую, любить друг друга, как вы мною были любимы.
ПЕТР. Господи, куда ты уходишь от нас?
ИИСУС. Вы за мной не можете идти. Но в будущем, Петр, пойдешь ли ты тем же путем мучения?
ПЕТР. Господи, возьми меня с собой, ибо я самый верный твой ученик! Пойду за тобой на смерть и терзания...
ИИСУС. Симон, Симон. Это Сатана такими речами искушает тебя. Но я буду молиться за всех вас, и за тебя Петр, хотя предашь меня трижды, когда ещё петух не пропоет. Потом ты станешь каяться и станешь примером самоотверженности для всех!
ПЕТР. Не может быть, Господи! За ради тебя я готов идти и в темницу.
ИИСУС. Истинно, истинно говорю тебе. Ещё и петух не пропоет, как трижды отречешься от меня. Поэтому не гордись, а свершив проступок, покайся. В этом твой подвиг будущий.
А всем вам говорю. После ухода моего, жизнь ваша переменится и будете вы оставлены без еды, пития, одежды, ибо злоба людская противу меня падет на ваши головы. А потому надо будет брать вам и питье, и одежду. Когда придет на то время, возьму вас к себе в Вечные обители Отца Небесного.
ФИЛИПП. Господи! Но мы не знаем, куда ты уходишь.
ИИСУС. Я есть Путь и через меня вы попадете в Вечность к Отцу моему.
ФИЛИПП. Господи, покажи нам Отца!
ИИСУС. Зная меня, видя мои дела, вы уже видели Отца моего. Ибо он Отец и я есть одно...
В утешение я пошлю вам Духа Святого, духа истины и будете вы мудры и святы с этим Духом. Лишь бы любили Бога и исполняли Заповеди. Не оставлю вас сиротами и приду к вам!!!
ИУДА (Левей). Но почему ты явишься только нам, но не всему миру?
ИИСУС. Я явлюсь последователям, но не тем, кто не верит в Отца моего, кто гонит меня. К последователям моим, кто верит мне и кто исполняет мои заветы. И тот Дух Святой, что ниспошлю на вас, научит вас всему, откроет тайну жизни духовной и объяснит вам всё, что я хотел сказать вам, и говорил и думал... А теперь мир мой даю вам и перед расставанием говорю вам: Радуйтесь, что отхожу я к Отцу моему, ибо Отец более меня есть, ибо он Бог, а я Сын Его - Богочеловек. Сатана не может победить меня, ибо нет более того, в чём он может властвовать. И на вас перейдет благодать Божья и вы не будете бояться Князя Тьмы. А теперь восстаньте и выходим, ибо время близится.
Все выходят на улицу. На улице, возле дома.
ИИСУС. Еще хочу сказать вам... Я есть лоза истинная, а Отец мой есть Делатель. И я послан в мир для плодоношения. Кто не плодоносит, не доказывает веры своей делами своими, тот будет отсечен от лозы. Через молитвы, общаясь со мной, вы получите по вере своей. Вы мои друзья и продолжатели дела моего на Земле. Любите друг друга, и через дела добра и веры обретете жизнь вечную. Не бойтесь ненависти мира сего, ибо он погряз в грехе и упорствует. Отец через меня ниспошлет вам Духа Истины, который через вас будет свидетельствовать обо мне. Иудеи будут убивать вас под видом дела богоугодного, но не смущайтесь, ибо правда и истина за нами. И одержите вы победу над миром сим, во зле лежащем.
ИОАНН. Господи! Если ты хочешь основать Царствие Небесное, то почему ты уходишь? А если не хочешь, то почему обещаешь вернуться опять?
ИИСУС. Не долго вы будете не видеть меня. Через Духа Святого сможете общаться со мной, и когда поскорбите и восплачете, потом и возрадуетесь, но только узнав, что мои предсказания истинны. Я воссиял от Отца и пришел в мир, а оставляя мир, я иду к Отцу.
УЧЕНИКИ. Истинно! Истинно! Ты Господь, Сын Божий!!!
ИИСУС. Ныне веруете?! Но вера ваша пока не совершенна. И это проявится вскоре. Все это говорю я вам, чтобы имели во мне мир, чтобы не пали духом в предстоящих испытаниях, помня, что я предупреждал вас заранее. (Поднимает голову и шепчет) Отец, приходит час. Прославь Сына своего и Сын прославит Тебя
ПЕТР. Учитель, куда мы идем?
ИИСУС. Хочу я помолиться в тиши и уединении в последний раз. Идем мы в Гефсиманию, где мы с вами уже не один раз проводили дни и вечера в беседах. Приблизился час испытаний и близко время предательства и страданий моих. Скоро расстанемся мы и хочу я, чтобы вы были рядом со мной в минуты страданий и горя.
ИОАНН, ПЕТР, ИАКОВ... Мы с тобой идем, Учитель. Веди нас Господи!..

Занавес. Конец третьего акта.

Акт четвертый.

Картина первая

Елеонская гора. Гефсиманский сад. Ночь. Полнолуние.
Входят Иисус с ученикам.
ИИСУС. Все побудьте здесь, а я отойду, помолюсь Отцу.
ПЕТР. И я с тобой, Учитель!
ИАКОВ, ИОАНН. И мы, если позволишь, Учитель!
ИИСУС. Идемте дети. Не долго осталось ждать!
ПЕТР. Что он говорит? Мы к нему должны быть поближе. Я опасаюсь за него...
ИИСУС. Подождите здесь, но не спите. Уже время при воротах...
Отходит, падает на колени, плачет и плача молится:
ИИСУС. Отец мой, если можешь, да минует меня чаша сия. Но если ты решил, то и я согласен... Ибо смерть страшна и противна сути моей, как Богочеловека. Но Отче Благой, как ты решишь, так и будет. Только помоги пройти через боль страдания и унижения достойно.
Возвращается к ученикам.
ИИСУС. Не спите братия, молитесь, ибо дух бодр, когда плоть немощна. Бодритесь. Скорбит душа моя в преддверии испытаний.
Отходит.
ИИСУС. Боже, зачем оставляешь меня одного, чтобы проверить меня, подготовить? На все воля твоя, Отче!
Подходит к ученикам.
ИИСУС. Снова дремлите? Приближается час, когда Сын Человеческий будет предан в руки врагов его, грешников...
Слышен шум. Мелькают огни факелов. Все сбиваются в кучу, прикрывая Иисуса.
ФОМА. Господи! Что делать нам? Их так много, нас так мало.
ИИСУС. Идем им навстречу, ибо так решил Всевышний!
Толпа римских воинов и служителей первосвященников и фарисеев входят на сцену. Впереди Иуда из Кариот и командир отряда.
ИУДА. (Командиру). Кого я поцелую, тот и есть... Возьмите его и ведите осторожно. Учеников же не опасайтесь. Слабые люди!!! (Подходит к Иисусу) Учитель! Учитель!
ИИСУС. Зачем ты пришел?
ИУДА. Радуйся, Учитель!
Целует Иисуса.
ИИСУС. Целованием ли предаешь Сына Человеческого?
Отряд окружает Иисуса.
ИИСУС. Кого ищете вы?
ГОЛОСА ИЗ ТОЛПЫ. Иисуса Назарея!
ИИСУС. Это я!
Толпа отхлынула
ИИСУС. Кого ищете, спрашиваю вас?
ГОЛОСА ИЗ ТОЛПЫ. Иисуса Назарея!
ИИСУС. Я сказал, что это я. (Указывая на учеников, сбившихся вокруг него в страхе.). Если меня ищете, то оставьте их. Пусть идут!
Ученики отходят в сторону.
ПЕТР (Обращаясь к Учителю) Господи, не ударить ли по ним мечом?
Размахивается и отсекает правое ухо у раба первосвященника по имени Малха
ИИСУС (Петру). Возврати меч твой в его место, ибо все взявшие меч, мечом и погибнут.
Протягивает руку и исцеляет Малха.
ИИСУС. (Обращаясь к Петру). Или думаешь, ты, что не могу ныне умолить Отца моего дать мне бесчисленные легионы ангелов в защиту мою? Как должно быть по писанию, так и подобает быть!
Ученики уходят.
ИИСУС (Обращаясь к толпе). Как будто на разбойника вы вышли с копьями и кольями! Однако сейчас ваше время и ночь темна!
Толпа окружает Иисуса, связывают ему руки и ведут прочь. Ученики все убежали, но в толпе остались Петр и Иоанн.

Картина вторая

Сцена, как и во втором акте картине третьей разделен на двор КАИАФА и Анна.
Двор дома Анна. Бывший первосвященник Анна встречает толпу. Во дворе горит костер, вокруг которого располагаются вошедшие, Петр среди них. Начинается допрос Иисуса.
АНА. Расскажи мне Иисус Назарей, чему ты учил народ и кто твои ученики.
ИИСУС. Я всегда говорил в синагогах, в храмах явно не скрываясь... Спроси людей!
Подскочил слуга и ударил Иисуса по лицу.
СЛУГА. Так-то отвечаешь ты первосвященнику?
ИИСУС. Если я сказал худо, покажи, что худо. А если это правда, за что бьешь меня?
АННА. Ведите его к Каиафе.
Иисус проходит во двор КАИАФА. Там его уже ждут сам первосвященник и почти все старейшины, книжники и фарисеи из Синедриона.
КАИАФА.(Глядя на Иисуса) Приведите свидетелей!
Входят двое.
КАИАФА. Что говорил этот лжепророк, чему учил неподобающе.
1-й СВИДЕТЕЛЬ. Он говорил в храме великом, что он может разрушить храм и в три дня воздвигнуть его.
2-й СВИДЕТЕЛЬ. Ещё он говорил, что он сын Божий.
КАИАФА. Что же ты молчишь Иисус Назарей? Что же ты молчишь? Заклинаю тебя Богом живым, говорил ли, что ты есть Христос – Мессия -Сын Божий?
ИИСУС. Да, верно. Я Христос. Отныне увидите Сына человеческого, сидящего рядом с Вседержителем и летящего на облаках небесных.
КАИАФА.( В возмущении разрывает свои одежды и обращается к старейшинам) Что вы думаете об этом богохульнике?
ГОЛОСА В ТОЛПЕ. Повинен смерти! На крест его! Смерть! Смерть!
Толпа окружила Иисуса. Толкала его. Кто-то плюнул в лицо. Кто-то ударил по голове. Кто-то по щеке и хохоча спрашивали: «Угадай Христос, кто ударил тебя?»
Молчание Христа приводило их в ярость
Во дворе.
ПРИВРАТНИЦА.(Обращаясь к Петру) И ты с Иисусом Назарянином был!
ПЕТР. Женщина! Не знаю я его!
Отходит от костра в тень. Вдали кричит петух. Женщина нагоняет Петра.
ПРИВРАТНИЦА. Ведь ты его ученик! Я узнала тебя!
ПЕТР. Нет! Я не знаю его.
Толпа стала прислушиваться к разговору привратницы и Петра.
ГОЛОС ИЗ ТОЛПЫ. Он галилеянин. я по разговору слышу. Ведь он тоже был там, в Гефсиманском, да еще с мечом!
ПЕТР. Не знаю человека сего! Не знаю!!
Петух поет снова. Петр встречается глазами с глазами Иисуса, машет руками, плачет и убегает со двора.
КАИАФА. Предадим сего богохульника, лжемессию суду наместника Рима Понтию Пилату и будем требовать смерти.
Появляется Иуда из Кариот. Трясется. Держит в руках сребреники
ИУДА. Но он не говорил, что разрушит храм. Он говорил, что если храм разрушен, то он в три дня сможет его восстановить.
КАИАФА. Прочь. Не мешай Синедриону. Он виноват и должен умереть.
ИУДА. О, будьте вы прокляты! Возьмите свои деньги назад. Согрешил я. Предал душу невинную смерти.
КАИАФА. Спрячь деньги. Это твоё. Ты их заработал! (Смеется).
ИУДА. Да, будьте вы прокляты! (Бросает деньги под ноги фарисеям). Прости меня, Господи, если сможешь! ( Убегает)
Смотритель подбирает деньги
КАИАФА.. (Брезгливо) Деньги эти нельзя класть в казну храма. Это цена крови. Пусть на эти деньги будет куплена земля Горшечника, ибо она неплодородна и грязна, как эти деньги...

Картина третья

Претория. Пилат сидит на возвышении, окруженном колоннами. За его спиной римские воины, знать. Толпа вталкивает на сцену Иисуса и откатывает обратно, оставляя на сцене Каиафа и старейшин. Иисус оказывается напротив Пилата.

ПИЛАТ. (Обращаясь к Каиафа). В чем вы его обвиняете?
КАИАФА. Если бы он не был злодеем, мы не стали бы тебя беспокоить, Прокуратор.
ПИЛАТ. Я не могу осудить, не выслушав дела. Это римский закон. Поэтому сами судите его и покажите что бы помнил наперед.
КАИАФА. Но его надобно предать смерти, а мы не можем, только ты. Злодей сей развращал народ лжеучением, говорил, чтобы не давали кесарю дани и называл себя Христом, Царем Иудейским.
ПИЛАТ. Хорошо. Ждите здесь, я допрошу его!
Уводит Христа в соседнюю комнату.
ПИЛАТ. Ты действительно Царь Иудейский?
ИИСУС. Сам ли ты обвиняешь меня в этом, или повторяешь только тех, кто винит меня?
ПИЛАТ. Ответь мне иудей, за что тебя привели сюда и в чем винят?
ИИСУС. Да, я Царь. Но царство мое не от мира сего.
ПИЛАТ. А что, разве таковое есть где-то?
ИИСУС. Есть. И я пришел сюда свидетельствовать об Истине, а подданные мои, те, кто может воспринять эту Божественную Истину.
ПИЛАТ. Однако скажи, что есть истина? Молчишь! То-то!
Выводит Иисуса к толпе.
ПИЛАТ. Не вижу в нем никакой вины. Просто сумасшедший какой-то. Его бы надо отпустить.
КАИАФА. Прокуратор. Мы, Синедрион, приговорили его к смерти за его богохульство и утверждение что он Царь Иудейский, что он может разрушить храм и воссоздать его в три дня. Он опасен, ибо сбивает нестойких своим учением. Он достоин смерти.
ПИЛАТ. У вас есть обычай перед Пасхой отпускать одного преступника, осужденного на смерть. Кого вы хотите, чтобы я помиловал Варавву или этого Иисуса, называемого Христом?
ТОЛПА Варавву! Помилуй Варавву!
ПИЛАТ. А что же хотите, чтобы я сделал с Иисусом, называемым Христом?
ТОЛПА. Распни его!!! Распни!!!
ПИЛАТ. Не вижу вины его и потому накажу сам. (Отдает Иисуса на бичевание).
Иисуса выводят. Слышен свист и щелканье бичей. Потом избитого и окровавленного Иисуса, одетого в насмешку в багряницу и с терновым венцом на голове, выводят снова на судилище.
ПИЛАТ. Я его наказал и вывожу к вам, но думаю, что он не имеет большой вины, чтобы казнить его. Он человек!
ТОЛПА. Распни его!!! Распни его!!!
ПИЛАТ. Ну, тогда возьмите его и распните, отвечая за это. Я в нем такой вины не вижу.
КАИАФА. Мы знаем закон и по закону нашему должен он умереть, потому что вообразил и провозгласил себя Сыном Божием.
Пилат уводит Иисуса и снова спрашивает
ПИЛАТ. Откуда ты, и почему так думаешь и говоришь?
Иисус молчит, не поднимая головы.
ПИЛАТ. Мне ли, прокуратору, не даешь ответа?
ИИСУС. То, что я в ваших руках, это не ваша власть, а замысел Божий. На все воля Божия!
ПИЛАТ. А ты меня не боишься?!
Иисус молчит.
Пилат выводит Иисуса к толпе.
ПИЛАТ. Думаю, что он невиновен.
КАИАФА. Виноват он, виноват. А если отпустишь этого мятежного лжемессию, то ты не друг Кесарю, ибо он, Кесарь, за Закон...
ПИЛАТ. Это царь ваш!
ТОЛПА. Распни его! Распни! Смерть ему!
ПИЛАТ. Царя ли вашего распну?
ТОЛПА и КАИАФА. Не имеем царя кроме Кесаря!
ПИЛАТ. Да будет так! Вы этого хотели (Умывает руки и уходя). Невиновен я в крови этого человека. Вы ответственны...
ТОЛПА. Да, да. Кровь его на нас и детях наших. Мы хотим!!!...
ПИЛАТ. (В ярости кричит). Отпустите им Варавву...

Гул толпы. Свет гаснет.

Картина четвертая.

Дорога на Голгофу. Избитый воинами и переодетый в свою одежду, с терновым венком на голове, Иисус сгибается под тяжестью креста.
СОТНИК. Мы этак и к полудню не доберемся. Эй, крестьянин, поди сюда! Как тебя зовут?
СИМОН. Симон Киринеянин.
СОТНИК. Помоги ему нести крест. Он уже при смерти.
Симон принимает крест на себя. В толпе, сопровождающей Иисуса, раздается плач женщин о нем.
ИИСУС. Не плачьте обо мне, плачьте о чадах ваших. Ибо Бог милостив, но и справедлив!
Выходят на Голгофу. Там уже два разбойника стоят возле своих крестов. Сотник подходит в осужденным и дает им вино с желчью для облегчения страданий на кресте.
ИИСУС. (Отстраняя вино) Нет, мне надо все претерпеть до Конца.
СОТНИК. Выпей, легче будет.
Стражники раздевают Иисуса и разбойников и, повалив, прибивают к крестам, а потом поднимают кресты. На кресте с распятым Иисусом дощечка с надписью «Иисус, Царь Иудейский»
ИИСУС.(Молится громко). Отче наш! Отпусти им грехи их. Ибо не ведают, что творят
Стражники в стороне делят одежду Христа и кидают жребий, кому достанется хитон.
ТОЛПА.(шумит). Если ты Христос, то сойди с креста! Если ты Царь, то вели освободить себя!
1-й РАЗБОЙНИК.(Насмешливо) Эй ты, Сын Божий! Где твой Отец? Почему он тебе не помог? Никакой ты не пророк. Поделом тебе...
2-й РАЗБОЙНИК. (Первому) Побойся Бога! Нам с тобой по делам нашим. Этот же ни одного злого дела не сделал. Он праведник! Других спасал и лечил! (Иисусу). Помяни меня Господи, когда будешь царствовать, ибо страшно умирать врагом людей, разбойником.
ИИСУС. Днесь со мною будешь в Раю. За веру и раскаяние.
К кресту приближаются Иоанн и плачущая Мария.
ИИСУС.(Марии, указывая головой на Иоанна). Женщина, се сын твой! (Иоанну, указывая на Марию). Это матерь твоя!
Сцена темнеет, шум толпы смолкает. Ярко высвечен Иисус на кресте.
ИИСУС. Боже мой, Боже мой! Для чего ты меня оставил?
ГОЛОС В ТОЛПЕ. Бога зовет, Предтечу своего!(неуверенный смех)
ИИСУС. Жажду... Да сбудется Писание...
Стражник, намочив губку уксусной водой, насадил на палку и поднес к устам Иисуса.
ИИСУС. Свершилось. (Со стоном). Отче! В руки твои предаю дух мой!
Голова Иисуса падает на грудь, он умирает. Земля сотрясается. Ударяют молнии, гремит гром.
СОТНИК. Воистину, Божеский Сын был сей!
Толпа загудела, женщины заплакали громче, все расходятся. Воин подходит в разбойникам и перебивает им колени. Прокалывает Иисусу грудь под сердцем. Капает кровь с водой.
СОТНИК. Он мертв. Но вижу, что это праведник. Боюсь, что падет кара Божия на наши головы за невинно убиенного. Ведь кричали: Распни его, распни его! И ещё кричали: Кровь его на нас! Несчастные!!!
Уходят. Сцена светлеет. Входят Иосиф Аримафейский и Никодим.
ИОСИФ. Господи, что они с тобой сделали!
НИКОДИМ. Боже, прости нас, не причастных к злодеянию сему!
ИОСИФ. Помоги Никодим.
Распихивают камни, опускают крест, освобождают тело Иисуса.
ИОСИФ. Жестокие люди! Казнили праведника и разошлись! Доколе будут они безнаказанно гнать и убивать праведников и пророков?!
Покрывают тело благовониями, заворачивают в плащаницу.
НИКОДИМ. Надо спешить. Пятничный вечер заканчивается.
ИОСИФ. Здесь недалеко гробница, которую я приготовил для себя. Надеюсь, праведнику Иисусу понравилось бы это место. Господи, прости нас грешных.
НИКОДИМ. Прости нас Господи! Спешим, потому, что начинается суббота...
Кладут тело Иисуса в гробницу. Приваливают большой камень. Уходят. Свет гаснет.

Картина пятая

Ученики и последователи Иисуса сидят в большой горнице дома одного из старцев, беседовавших с Иисусом в юности.
ПЕТР.(Иоанну) Ты проверил, двери заперты ли?
ИОАНН. Да, я на два засова закрыл.
ПЕТР. Нам пора уже помолиться. Вечер на дворе. Надо бы нам его молитву прочесть сообща и воспеть во славу его, страдавшего и умершего за наши грехи.
Читают молитву, ту, что он им сказал в тайную вечерю. Потом поют псалом.
ФОМА. (Обращаясь к Магдалине) Ну расскажи же ещё раз о том, что ты увидела у гроба Иисуса утром.
МАГДАЛИНА. Я ведь уже рассказывала, но вы все не верите.
ФОМА. Ну ведь в это поверить трудно. И все-таки я хочу ещё послушать, что случилось там.
МАГДАЛИНА. Когда мы подошли к гробнице, в которую его положили Иосиф и Никодим, то увидели, что камень от входа отвален. Со страхом глянула я внутрь и увидела юношу в белом. Я так испугалась, что не могла двинуться, а он мне сказал: «Иисус воскрес и взят на небо». Я ничего не смогла ответить и убежала к вам.
ФОМА. Чудно все и я в это не верю. Что значит видеть умершего живущим?
МАГДАЛИНА. Но ведь говорят, что его уже видели в Эмманусии. И говорят, что он разговаривал неузнанный...
ФОМА. Не поверю все равно, пока не вложу персты свои в раны его.
ИОАНН. А я ещё слышал, что нашли в Гефсимании Иуду из Кариот, который повесился и чрево его распалось. И говорят, что первосвященник КАИАФА приказал его тайно захоронить без обряда.
ПЕТР. Собаке собачья смерть!
АНДРЕЙ. И я видел в последние дни, что наш казначей не в себе. Он стал забывчив и не аккуратен. Раз забыл сумку с деньгами на постоялом дворе и спохватился только тогда, кода я ему её отдал.
ПЕТР. Он – он предатель!!! (Спохватившись, тише, грустно). Терзает меня мысль, что и я ведь от него отрекся тогда, ночью во дворе первосвященника, испугался, что убьют. А потом и стыдно было, рад бы умереть, но не воротишь. А ведь он и здесь был прав...
Неслышно, словно пройдя сквозь стены, появляется Иисус.
ИИСУС. Мир вам!
Все образованно зашумели.
ФОМА.(Твердит негромко) Не верю! Не верю!
ИИСУС. Мир вам!
ФОМА Не верю! Не верю!
ИИСУС. (Приблизившись к Фоме) Подай перст свой сюда и посмотри руки мои и ноги. Подай, подай и вложи в ребра мои. И не будь Фомой неверующим, но верующим!
ФОМА.(В страхе и в восторге). Теперь верю Господь мой и Бог мой! Ты наше спасение!
ИИСУС. Ты поверил, потому что увидел и осязал меня. Блаженны не видевшие и уверовавшие!
ВСЕ. Господь наш! Бог наш! Избавитель Святый!
ИИСУС. Мир вам! Как послал меня Отец, так и я, видя веру вашу, посылаю вас в мир. (Поднимает руки обнимая всех, дует на них) Примите Духа Святого!
Гул удивления и радости.
ИИСУС. Кому простите грехи, тому простятся. На ком оставите, на том останутся.
Иисус исчезает, пройдя сквозь стену.
ПЕТР. Братия! Помолимся во имя Господа нашего Иисуса Христа. Ниспослал он на нас, как и обещал, Духа Святого и словно озарился мир светом единым. И осознал я и вы, мы вместе тайную истину, недоступную .... мучительно искомую. Царство Небесное, спасение, жизнь вечная, освобождение от грехов и страстей – всё одно... Путь к Царству, истина в нем, жизнь в нем слиты воедино и даются верующим через единение со Христом, ибо он есть Путь, Врата, Истина и Жизнь. Восславим Господа и устремимся к служению его Благовестия Блаженств...

Все крестятся. И поют молитву: Отче наш, иже еси на Небесах, да святится имя Твоё...

Занавес.

Лондон, Сентябрь 2002 года

Другие произведения Владимира Кабакова вы можете посмотреть на сайтe (http://russianalbion.narod.ru) или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?" (http://russianalbion.narod.ru/linksIstina.html)





Об авторе все произведения автора >>>

Владимир Кабаков Владимир Кабаков, Лондон, Великобритания
Владимир Кабаков – родился 1946г. Иркутск.
В 16 лет пошел работать на стройку. С 17 лет стал ездить в дальние командировки по Восточной Сибири. В 19 лет призван в армию во Владивосток на остров Русский. Закончил службу в 1968 году, работал в Иркутском Университете, учебным мастером. Поступил в Университет, но ушел с первого курса, так как понял, что радиофизика не моё. Учился в Университете Марксизма-Ленинизма, занимаясь философией и социологией, удовлетворяя свою страсть. Потом работал слесарем, плотником, стропальщиком, бетонщиком. В 1977 году уехал на Бам, где работал на сейсмостанции в поселке Тоннельный. С 1979 года выехал в европейскую часть России и стал интерьерщиком. В 1984 году написал свой первый сценарий документального фильма «Глухариная песня»(http://www.tvmuseum.ru/card.asp?ob_no=3335), который был поставлен на Иркутской студии телефильмов. В течении нескольких лет работал внештатным корреспондентом молодежной редакции Иркутского телевидения. Чуть раньше начал писать рассказы и повести о тайге, о природе и человеке. 1988 году поселился в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Там-же стал тренером в общественнo-подростковом клубе «Березка», продолжая работать в интерьерной фирме. В 1990 году стал штатным тренером, а в 1993 году директором подросткового клуба «Березка». За время работы в клубе начал печататься в сборниках русских литераторах. В 1998 издал книгу рассказов «Говорят медведи не кусаются». В том же году уехал в Англию, где жила семья: жена-англичанка и двое детей. Долгое время сидел без работы, затем работал уборщиком. За это время написал много пьес, рассказов, повестей, в общей сложности около 10 книг. Собираюсь издавать их в Санкт-Петербурге и в Сибири.

e-mail автора: russianalbion@narod.ru
сайт автора: личная страница

 
Прочитано 5691 раз. Голосов 2. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Михаил 2009-02-03 18:28:42
во время пути собака могла подрасти
 
читайте в разделе Драматургия обратите внимание

Розмова колосків - Лидия Гапонюк

Помилованный - Николай Агапьев
В отличии от многих моих произведений, эта работа отличается большим объемом и множеством сцен. Если расписывать каждую понадобится книга. Описание драмы дается в виде набросков. Сцена сложная и многоплановая. Многие ситуации из драмы взяты из реальных событий, на основе свидетельств, преобразованных автором. В сцену можно добавить слова автора. Желаю вам всех благословений!

Свет спасенья - Лидия Гапонюк

>>> Все произведения раздела Драматургия >>>

Для детей :
Внутренняя сила (Стихи для детей) - Александр Грайцер

Теология :
Основа религиозных знаний - Александр Комар

Поэзия :
Снежная сказка - Виталий Иванов

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Драматургия
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100