Очень многих людей, как верующих, так и не
верующих, часто волнуют вопросы, связанные с церковной десятиной. Что это за
налог такой? Или, может, это ещё одна обираловка трудового народа? За что, и
кому нужно (или не нужно) платить десятину!? Давайте попробуем разобраться в
этом вопросе, вместе с Библией!?
Первое упоминание о десятине можно встретить в
книге Бытие 14 глава:
14 Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил
рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал
[неприятелей] до Дана;
15 и, разделившись, [напал] на них ночью, сам и рабы
его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска;
16 и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и
имущество его возвратил, также и женщин и народ.
17 Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и
царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что
[ныне] долина царская;
18 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он
был священник Бога Всевышнего, -
19 и благословил его, и сказал: благословен Аврам от
Бога Всевышнего, Владыки неба и земли;
20 и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов
твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего.
(Быт.14:14-20)
Второе упоминание о десятине находится в 28-й
главе книги Бытие:
Когда Иаков по наущению своего отца Исаака шёл в
Месопотамию, что бы взять себе там жену по дороге ему приснился сон. Это был сон
от Бога.
Пробудившись от сна Иаков сказал: истинно Господь
присутствует на месте сем; а я не знал!
17 И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не
иное что, как дом Божий, это врата небесные.
18 И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он
положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его.
19 И нарек имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того
города было: Луз.
20 И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною
и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду
одеться,
21 и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет
Господь моим Богом, -
22 то этот камень, который я поставил памятником, будет
домом Божиим; и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую
часть.
(Быт.28:16-22)
Как видим, Иаков пообещал Богу именно 10-ю
часть. И знаете, что здесь интересно. Ведь тогда ещё не было постановлений о
колене Левия, да и самого колено появилось ещё не скоро.
Так кому же Иаков собирался давать 10-ю часть?
Вот следующее упоминание о десятине, уже в виде заповеди,
данной всему израильскому народу:
30 И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов
дерева принадлежит Господу: это святыня Господня;
31 если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть
приложит к [цене] ее пятую долю.
32 И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из
всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу;
33 не должно разбирать, хорошее ли то, или худое, и не
должно заменять его; если же кто заменит его, то и само оно и замен его будет
святынею и не может быть выкуплено.
(Лев.27:30-33)
Здесь снова ни слова о том, кому и как давать.
Идём дальше! Открываем книгу Числа, 18-ю главу
и читаем с 20-го стиха:
20 И сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь
удела и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой среди сынов
Израилевых;
21 а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из
всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в
скинии собрания;
22 и сыны Израилевы не должны впредь приступать к скинии
собрания, чтобы не понести греха и не умереть:
23 пусть левиты исправляют службы в скинии собрания и
несут на себе грех их. Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых
они не получат удела;
24 так как десятину сынов Израилевых, которую они
приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я
им: между сынами Израилевыми они не получат удела.
(Чис.18:20-32)
Это была книга Чисел 18 глава, с 20-го по 32-й
стихи.
Идём дальше: Открываем книгу Второзаконие 14-ю
главу и читаем с 22-го стиха:
22 Отделяй десятину от всего произведения семян твоих,
которое приходит с поля [твоего] каждогодно,
23 и ешь пред Господом, Богом твоим, на том месте,
которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там; десятину хлеба твоего, вина
твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего,
дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни.
24 Если же длинна будет для тебя дорога, так что ты не
можешь нести сего, потому что далеко от тебя то место, которое изберет Господь,
Бог твой, чтоб положить там имя Свое, и Господь, Бог твой, благословил тебя,
25 то променяй это на серебро и возьми серебро в руку
твою и приходи на место, которое изберет Господь, Бог твой;
26 и покупай на серебро сие всего, чего пожелает душа
твоя, волов, овец, вина, сикера и всего, чего потребует от тебя душа твоя; и ешь
там пред Господом, Богом твоим, и веселись ты и семейство твое.
27 И левита, который в жилищах твоих, не оставь, ибо нет
ему части и удела с тобою.
28 По прошествии же трех лет отделяй все десятины
произведений твоих в тот год и клади [сие] в жилищах твоих;
29 и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с
тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые [находятся] в жилищах твоих, и
пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле
рук твоих, которое ты будешь делать.
(Втор.14:22-29)
Что мы видим? Какой вывод можно сделать,
прочитав последние стихи? Оказывается, десятину нужно было откладывать только
лишь для того, что бы один раз в году совершить паломничество в то место,
которое укажет Бог и там, на этом месте, всё весело прогулять во славу
Всевышнего!
Притом, если дорого будет для тебя длинной и трудной, то
часть этой десятины можно было запросто прогулять прямо по дороге!
И только раз в три года нужно было класть
десятины у себя в хранилище, и за ними сам должен был прийти кто-нибудь из
колена Левина, и не только, на эти десятины имели право так же и пришельцы, и
сироты, и вдовы!
Но! Как же это согласуется с Чис.18:24? Ведь
там очень чётко сказано, что десятина принадлежит колену Левия!
Всё очень просто, речь идёт о двух разных
десятинах.
ТРУМОТ - ПОЖЕРТВОВАНИЯ, и МААСРОТ – десятины.
Итак, друзья, десятина – это часть закона,
данного народу Израиль через Моисея.
И тут мы невольно, как обычно, сталкиваемся с
вопросом, о котором спорят христианские богословы уже на протяжении 2000 лет.
Закон – быть или не быть? Соблюдать или не соблюдать? Ведь всем известно, что
мы, новозаветние христиане живём не по закону, а по благодати, дарованной и
ниспосланной нам Богом, через Его Сына Иисуса Христа.
Давайте теперь откроем Библию на книге Деяний
святых апостолов, откроем 15-ю главу и начнём читать с 22-го стиха:
22 Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью
рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и
Варнавою, [именно]: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих
между братиями,
23 написав и вручив им следующее: "Апостолы и пресвитеры
и братия - находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников:
радоваться.
24 Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас,
смутили вас [своими] речами и поколебали ваши души, говоря, что должно
обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали,
25 то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав
мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом,
26 человеками, предавшими души свои за имя Господа
нашего Иисуса Христа.
27 Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то
же и словесно.
28 Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на
вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:
29 воздерживаться от идоложертвенного и крови, и
удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие,
хорошо сделаете. Будьте здравы".
30 Итак, отправленные пришли в Антиохию и, собрав людей,
вручили письмо.
31 Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении.
(Деян.15:22-31)
Здесь не слова не сказано о десятине!
Значит ли это, что десятину давать не нужно? Да, мы уже не
под законом, мы под благодатью, но разве благодать даёт нам право грешить?
Никак, нет!
Если мы прочитаем 28-ю главу книги Деяний с
самого начала, то увидим, что камнем преткновения (предметам спора) стало
обрезание (необрезание) у обратившихся язычников.
Вообщем и целом мы приходим к простой
дилемме – если хоть одну заповедь закона можно не исполнять, то не значит ли
это, что можно не исполнять и весь закон?
И наоборот, если хоть одна заповедь закона
обязательна к исполнению – то не значит ли это, что нужно исполнять и весь
закон!?
Позвольте мне высказать своё предположение о
том, как разрешить эту дилемму:
Закон свят, и заповедь свята! Ничто худое не может исходить
от Бога. Если Бог дал закон, значит это было нужно. В своём послании к Тимофею
апостол Павел пишет, что всё писание богодухновенно и полезно.
На мой взгляд, мы должны принимать заповеди
закона, впрочем, и всё Писание, как Полезный совет от Бога! Что мы делаем, когда
нам нужно решить проблему, найти выход, руководство к действию? Мы ищём совет
мудрых людей. Людей, которые старше и умнее нас. Но, советы этих людей бывают,
полезны лишь отчасти. Почему? Потому что они не находились точно в тех же
обстоятельствах, в которых находитесь вы. И их советы могут вам послужить лишь
пищей для размышления, или общим указанием к действию.
Так же и закон. Закон был дан Богом через
Моисея народу Израиль при определённых условиях и в определённое время. В
дельнейшем Бог посылал Израилю своих пророков, через которых Он продолжал давать
новые повеления.
Да, мы не под законом! Мы пользуемся
благодатью! Но это никак не даёт нам права грешить! А как познаётся грех? Как
можем знать, грешим мы или не грешим? Одна из возможностей это узнать –
прочитать закон! Если Бог называет что то грехом, то значит – это грех.
Является ли невыполнение заповеди о десятине
грехом?
Давайте вспомним, кому давалась десятина?
Колену Левия, потому что их Бог избрал священниками им не
было удела среди других колен Израиля. Давайте с вами сейчас откроем книгу
откровение 1-ю главу и прочитаем стихи с 4-го по 6-й:
4 Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам
и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед
престолом Его,
5 и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный,
первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас
от грехов наших Кровию Своею
6 и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу
Своему, слава и держава во веки веков, аминь.
(Откр.1:4-6)
Обратим внимание на 6-й стих:
и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу
Своему, слава и держава во веки веков, аминь
В Новом Завете Бог всех нас сделал
священниками, то есть, даже если принять, что мы всё же должны исполнять закон о
десятине, то эту самую десятину мы должны отдавать самим себе.
J
------------------------------------------------
Давайте теперь отойдём от темы закон и
благодать и поговорим на другую тему, тему материального служения.
Иисус дал повеление своим ученикам – "идите и
научите все народы". Вы помните притчу о талантах (о минах)? Притчу о жемчужине,
найденной на поле? Всё, что у нас есть – всё принадлежит Господу. Всё, что Бог
даёт нам мы должны использовать на дело Царства Божия, ибо для того мы, и
призваны, что бы возвещать всему миру святую благость Бога.
У каждой поместной церкви обычно есть
определённые нужды, связанные со служением. Во 1-х – это здание церкви или любое
другое место, где верующие собираются для прославления Бога и служения друг
другу. Здание нужно строить, а потом ещё оплачивать коммунальные услуги, делать
ремонт, покупать мебель и прочее.… Всё это требует материальных затрат, и эти
затраты составляют немалую сумму денег.
Хорошо, если у церкви есть богатые спонсоры,
жертвующие необходимую сумму ежемесячно, но чаще всего их нет, поэтому церковь
обычно живёт своими маленькими пожертвованиями.
Кто-то может сказать, - "Давайте, исчислим все
наши нужды, разделим их поровну, и каждый пусть даёт ежемесячно свою часть".
Казалось бы, что может проще? Однако, не всё так просто. При исчислении нужд
может оказаться, что для кого-то его доля составляет 50% от его доходов, для
кого-то всего лишь 5%, а ещё для кого-то это доля может оказаться вообще выше
всех его доходов.
Что же делать? Как быть? В идеале нужно было бы
применить дифференциальный подход, соотнести доходы каждого с его долей,
предварительно высчитав коэффициент корреляции. Но ведь для этого пришлось бы
создавать чуть ли не целый налоговый внутрицерковынй орган.
Не проще ли каждому давать десятину, и смотреть хватает ли
этого на нужды церкви!? Если нет, тогда есть два варианта. Либо урезать расходы,
либо по обоюдному согласию давать больше.
Другая ситуация: Если после уплаты всех
церковных нужд остаются излишки. Точно так же можно решить всем собранием, либо
давать каждому меньше в процентном соотношении, либо использовать эти излишки на
другие нужды, связанные с делом служения или пожертвования.
Знаете, друзья, а ведь на практике всё
усложняется ещё и тем, что в церкви могут быть постоянно новые люди. Одни
уходят, другие приходят. Вводить каждого в курс дела и требовать у
новообращённого его долю, всё это занятие чересчур сложное и никому не нужное.
Проанализировав всё вышеописанное мы неизбежно
приходим к простому выводу, что десятина – это просто УДОБНО. И лишний раз
убеждаемся, что Бог, Он - мудр и Он давал очень мудрые законы Израилю, и нам
очень даже стоит их стараться исполнять для нашего же общего блага.
Итак, десятина – это очень мудро и удобно! Но,
не всё так просто. Пред нами предстаёт другая проблема, проблема контроля над
использованием поступающих средств, а так же ещё одна проблема, это проблема
социального неравенства среди разных групп населения.
Ситуации могу возникать самые разные. Многие
христиане живут в очень бедных странах. Или, в странах, где доходы населения
распределены крайне неравномерно.
Представим ситуацию: допустим, у меня есть
выбор пожертвовать десятину или купить своему сыну новые ботинки, потому что ему
не в чём ходить в школу. Ведь для одного десятая часть его доходов может быть
теми деньгами, которые, он всё равно потратит на развлечения.
А для другого это могут быть те деньги, которых ему не
хватает на еду, или на одежду.
Кто-то мне может возразить, что, мол, бедность
этого человека рождена скупостью. "А вот, если бы он давал десятину, то Бог
обязательно Его бы благословил". Знаете друзья, я думаю, что Бог видит
расположение сердца каждого человека, и если этот человек скажет Богу – "Вот,
моя десятина, но она мне нужно на то, что бы купить себе одежду или одежду моим
детям", или "моим детям нечего есть, Господи позволь мне потратить эти деньги на
еду для своих детей".
Не думаю, что Бог из-за этого перестанет
благословлять этого человека и его семью.
Однако, друзья, мы все живём, в тех странах,
где люди чаще переедают, чем недоедают. Поэтому вряд ли у кого-то в жизни
возникают такие крайности. Вообщем и целом дилемма выглядит примерно так –
"Должен ли я жертвовать, если я вижу, что мой пастор, и служителя моей церкви
живут намного богаче меня, и при этом, они не работают так тяжело, как я? Должен
ли я в таком случае жертвовать свои кровные, тяжко заработанные?!"
Вопрос действительно очень сложный и очень
важный. Ведь для многих это служит камнем преткновения. Не даёт им прийти к
Христу. После развала Советского Союза по стране прокатилась целая волна разных
афёр, пирамид, лохотронов. Люди перестали доверять друг другу, каждый ждёт, что
его обманут. Мне лично много раз приходилось слышать упрёки неверующих, о том,
что тебя де, обманывают, ты даёшь десятину, а кто-то на эти деньги покупает себе
новые шикарные автомобили и строит большие дома.
Конечно, плохо завидовать, кому бы то ни было,
в том числе своему пастору или кому нибудь из служителей. Но ведь, мы не станем
отрицать и того, что всё должно быть справедливо и никакие действия служителей
не должны служить поводом к соблазну для кого бы то ни было, как верующих, так и
неверующих.
Апостол Павел, прощаясь с жителями города Ефес,
произнёс в своей прощальной речи так же и такие слова:
33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не
пожелал:
34 сами знаете, что нуждам моим и [нуждам] бывших при
мне послужили руки мои сии.
35 Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно
поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал:
"блаженнее давать, нежели принимать".
(Деян.20:33-35)
Павел успевал, и проповедовать и зарабатывать
себе на жизнь, как вы помните из Деяний 18:3, его ремеслом было делание палаток.
Из примера Павла мы видим, что истинный
служитель должен стремиться к тому, что бы зарабатывать себе на жизнь своим
трудом. Однако, ситуации бывают самые разнообразные. Любой человек, неся
служение, всегда жертвует своим временем. Конечно, он делает это служа Богу. Но
если другой человек, видя нужду и жертвенность первого захочет благословить
этого человека, даровав ему, часть своих средств, та таким образом можно
сказать, что тот пожертвовал эти деньги Богу и принял участие в служении этого
человека.
И всё же, мы так и не ответили на вопрос: Что
же делать человеку, который хочет жертвовать на дело Царства, но у него есть
сомнения, будут ли его деньги использованы по назначению? Как вариант, если вы
не знаете, сомневаетесь, не уверены, пойдут ли ваши деньги по назначению, и куда
их пойдёт больше, на личные нужды служителей или на дело Царства Божия!
Вы можете для начал придумать себе свой
маленькое служение, и тратить свою десятину туда, где вы видите реальную нужду в
ваших деньгах. Если не можете найти для себя такое служение, можете для начала
хотя бы начать аккумулировать средства своей десятины. Просто подсчитывайте,
сколько вы уже можете отдать на дело Царства Божия. Откладывайте эти деньги, не
тратьте их. Пусть они у вас лежат на счету в надёжном банке или в любом другом
месте.
Только помните, это не ваши деньги, это деньги,
которые вы собираетесь истратить на дело Царства Божия! Постоянно молитесь и
спрашивайте Бога – "Куда мне лучше употребить эту сумму"? Может быть,
разобравшись, что к чему, и заимев доверие к вашим служителям, вы решите всё же
отдать эти деньги своей церкви? А может быть, вы захотите пожертвовать их
миссионеру? А может, вы накопите их столько, что сами, за свой счёт, сможете
совершить миссионерскую поездку!?
Вариантов использования этих средств может быть
очень много, думаю, что через ваши молитвы Бог вам обязательно укажет, где нужны
ваши деньги больше всего.
Однако, давайте вернёмся и ещё немного
порассуждаем о том, какую пользу может принести дисциплина в отношении десятин
конкретной поместной церкви.
Мне иногда приходилось слышать о том, что в
некоторых церквах предлагают отдавать десятины в подписанных конвертах. Многим
это не нравится. Многие находят в этом, что то сродни нарушению тайны исповеди.
Некоторым просто не устраивает то, что они должны перед кем-то отчитываться.
А всё же! Давайте представим ситуацию, когда
каждый член церкви будет давать строго десятину и будет строго подписывать свое
конверт. Что тогда смогут сделать служителя? Они смогу составить списки, где
будет стоять фамилия каждого члена церкви, а напротив будет стоять средняя сумма
пожертвований за месяц, скажем, в течении одного года.
Допустим, что просматривая списки, пастор
видит, что, например Иванов А жертвует ежемесячно в 10 раз больше чем Петров Б.
Что из этого следует? Ну конечно, только то, что у Иванова А ежемесячный доход в
10 раз больше, чем у Петрова Б!
Следующим действием пастора может быть нанести
визит Иванову А и Петрову Б. Поговорив с каждым, поинтересовавшись, чем они
зарабатывают но жизнь пастор может, к примеру, предложить Иванову А взять к себе
на работу Петрова Б. Если Петров Б – это старая больная женщина, или инвалид
пастор может предложить Иванову Б проявить заботу о больном человеке.
Я не буду больше строить предположений, о том,
какие ещё могу возникнуть ситуации, а они могут быть самые разные. Но я думаю,
что вам ясно общая суть и идея! Располагая всей информацией о членах своей
церкви, пастор сможет лучше выполнять своё пасторское служение, делая его более
эффективным и приносящим большую пользу членам церкви.
Можно пойти дальше! Многие поместные церкви
являются частью объединений, и перечисляют часть своих средств в некий общий
фонд, таким образом, аккумулируя средства в одном месте. Это позволяет
реализовывать проекты, которые не смогла бы потянуть одна, пусть даже очень
богатая, поместная церковь.
Кроме того, часть аккумулированных средств можно
направлять в те места, где видно особую нужду. И где эти средств могут принести
особую пользу! Все мы знаем, что такое один доллар для американца, и что тот же
доллар для, например, нигерийца.
Такая система взамовспомоществования использовалась уже в
самых первых церквях и о ней есть упоминание в посланиях апостола Павла.
Например, в своём письме к церкви в городе Коринфе Павел просит их оказать
помощь церкви в Македонии, при этом он пишет:
13 Не [требуется], чтобы другим [было] облегчение, а вам
тяжесть, но чтобы была равномерность.
14 Ныне ваш избыток в [восполнение] их недостатка; а
после их избыток в [восполнение] вашего недостатка, чтобы была равномерность,
15 как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и
кто мало, не имел недостатка.
(2Кор.8:13-15)
Итак, друзья, давайте, как попробуем подвести
итоги!
Должны ли мы давать десятину!?
Нет, мы никому ничего не должны! Но вот считаем
ли мы нужным давать десятину?
В большинстве случаев – да! Только это не значит, что есть
случаи, когда мы можем оставить эту десятину себе, а значит это совсем другое.
Это значит то, что помимо тех случаев, когда мы может не дать десятину есть
гораздо больше случаев, когда мы можем дать больше чем 10% своих доходов.
Вспомните о первой церкви!? Люди приносили в
неё всё своё имение! Представляете, все, что они имели они продавали и приносили
на дело Царства Божия.
А сейчас, друзья, давайте с вами попробуем
ответить на ещё один вопрос!
Откуда нам давать десятину? С дохода? До вычета
налогов или после?
Позвольте мне с вами поделиться тем, что я
думаю по этому поводу! А думаю я что десятину нужно давать после вычета всех
налогов с нас! Почему? Да потому, что налоги они могут быть любыми! Их могут
взвинтить вплоть до 90%! Это то, что мы не контролируем! Именно то, что мы
получаем "на руки", на руки, я имею ввиду условно, эти деньги могут лежать и в
банке. Именно эти деньги являются нашим чистым доходом!
Если же это связано с выплатами, которые мы
может контролировать, то есть, в нашей воле, сделать некие выплаты больше или
меньше, то эти деньги уже наши, мы можем ими распоряжаться по своему усмотрению,
а значит, можем и отчислять из них десятину!
Ну и под конец, думаю, будет уместно привести 2
стиха из послания Павла к коринфской церкви:
6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а
кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
7 Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с
огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
(2Кор.9:6,7)
Благодарю всех за проявленное внимание!
|