В течение небольшого времени автору несколько раз встретился вопрос – что же такое поэт? – в т.ч. и на христианских сайтах. Автор с радостью делится окончательным и неопровержимым ответом на этот вопрос. Все исследования по данной теме на этом могут быть закончены. Автор скромно просит не благодарить за сэкономленное время и разрешенные проблемы.
Для полной ясности ответ надо разделить на две части. Начнём со второй, более простой. В качестве примера привожу «поэтическую дуэль» между писателем Дмитрием Быковым и писательницей Марией Арбатовой. (Быков и др. вступились за С. Бахмину, которая находится в СИЗО на последнем сроке беременности по сфабрикованному властями «делу «ЮКОСА»).
Просьба не обращать внимания на некоторые «мирские» слова «дуэлянтов» – важна суть.
«Проплаченные»
Дмитрий БЫКОВ
Выступая в программе «К барьеру», ведущий В. Соловьев и писательница М. Арбатова дали понять, что компания в защиту Светланы Бахминой небескорыстна. Вот ответ:
Долгие годы народ обрабатывая, вы получили крутую страну: в шоу «К барьеру» писатель Арбатова просит в застенке держать Бахмину. Интеллигенты, довольствуясь кухнями, пишут маляву в защиту ворья. Нету сомнений, что все мы подкуплены. То есть и блоггеры. То есть и я. Можно понять эту отповедь желчную - все солидарны, кого ни спроси: чтобы бесплатно вступиться за женщину—этого нечего ждать на Руси. Помню, когда-то я был помоложе, но нынче в стране победил троглодит: «Раз посадили, то, значит, положено. Если положено—пусть посидит». Это российское новое правило: «Все оправдания ваши—фигня. Раз посадили - то, значит, ограбила. Если ограбила - значит, меня». Сладко нам быть персонажами, куклами, спать, как медведь, и не чаять весны… Все, кто о милости просят - подкуплены. Все, кто о зверстве мечтают - честны.
То-то душа моя так озадачена! То-то в последние несколько лет я себя чувствую как-то проплаченно (денег при этом по-прежнему нет). Кто-то мне платит за это усердие. Думаю, граждане, что Бахмина. Фиг бы я стал проявлять милосердие, если бы мне не башляла она! Что я, наймит капитала проклятого? Что, мне приятна сословная спесь? Фиг ли я буду просить за богатого, даже когда он беременный весь? Если такое случилось приятное - баба из ЮКОСа села в тюрьму - стану ль просить снисхожденья бесплатно я? Значит, подкуплен, но чем - не пойму. Я ведь известен корыстью и жадностью. Чем же мне платят-то, ёк-магарёк? Книгопечатностью? Рукопожатностью? Правом порою писать в «Огонёк»? Правом ночами не спать до полпятого, в номер кропаючи строк до хрена? Видимо, плата - что я не Арбатова. Да, это сильно. Мерси, Бахмина.
Если ж серьезно, то эта компания - явственный знак для огромной страны. Видимо, время сказать «До свидания» мысли, что все феминистки умны. Если в стране правосудья басманного стали басманны акулы пера, милая Родина, что же тут странного? Я-то давно говорил, что пора. Были у нас Пастернак и Ахматова, был Эренбург—беспокойный еврей… Нынче российский писатель—Арбатова. Как говорят, по мощам и елей.
Впрочем, чего это жалуюсь небу я? Мало ли их - не встававших с колен, воя взахлеб и восторженно требуя всех расстрелять, как волков и гиен? Всех их я помню - некстати ли, кстати ли; все они каялись, кстати, потом… Все они были опять же писатели, вскоре пошедшие тем же путем. Все они думали, будто понравились власть предержащим в родном шапито… Так что, когда они следом отправились, их не жалел абсолютно никто. Что тут валить на тирана проклятого? Сами же вызвались, душу губя…
Помните их, дорогая Арбатова? Мой вам совет: берегите себя.
МАРИЯ АРБАТОВА
ОТВЕТ ДМИТРИЮ БЫКОВУ
Долгие годы писателям тыкая
И затыкая им бабками рты,
Вы получили писателя Быкова
Как тамаду для обслуги крутых.
Если богатая в зоне беременна,
Надо немедленно выйти на марш.
И не за чисто конкретную премию,
Просто отметиться: «Братцы, я ваш!
Братцы, навек! Обращайтесь и пользуйтесь!
Гуманитарно-тусовочный фланг
Поднят на акцию рифмой и прозою,
Выстроен, выпрямлен, вывешен флаг!
Всем объявила ВалериИлинична —
У олигарха невидимый нимб.
Он же башляет на сайты и клиники,
Правозащиту, партейки и СМИ.
Кто эти люди, по тюрьмам сидящие?
Быдло и мусор — ни капли не жаль!
Только одна Бахмина настоящая,
Только она там не может рожать!
Пусть за неё посидит Новодворская,
Пусть Шендерович родит за неё,
Есть у нас тайная ложа давосская,
Кто не подпущен — пусть в зонах сгниёт!
Нашим и камеру впредь пятизвёздную,
Нашим и плакальщиц с «Эха Москвы»,
Всем остальным только кучу навозную.
Люди здесь — мы! А не вы, и не вы!»
Лаокоон, сыновей заклинающий —
Пономарёв с дочерями стоит.
Обе они адвокатшами наняты
Юкосом. Быков, а это не стыд?
Семьями куплены правозащитники,
И перекрёстно обвиты баблом.
Нравится, Быков? Вам подпись засчитана.
Взята практически за эталон.
Громко похвалена, жирно отмечена -
Не Ходорковским, таким же другим.
Новой устроенной премией встречено.
Только уж я не подам вам руки.
Вы не Арбатова и не Ахматова.
Принципов нет, деградирует стих,
Рифма помята гнильцой компроматною…
Помните, что человек — это стиль?
Дима, начните бороться за качество.
Хватит обслуживать власть и жульё.
И суетиться вам надо заканчивать.
Дима, ведь видно, как вам тяжело!
Совесть однажды поставит вас к зеркалу,
Будет проклятая грызть и грузить.
Спросит, а что там с обычными зечками,
Что как собаки сидят на Руси?
Быкову - Быково, Богу же Богово,
Внешне бунтарь - в подсознанке наймит.
Разворошив либеральное логово,
Хочется тщательно руки помыть.
Насчёт «деградации стиха» Арбатова лукавит: стихи Быкова на порядок выше. Отличные рифмы, чётко выдержанный ритм, лёгкая речь – чего не скажешь о стихах Арбатовой: фразы вымучены, местами малопонятны, рифмы натянуты – типичный пример рифмоплётства.
Можно было бы сделать вывод: Быков – поэт, Арбатова – нет. Но это поверхностный взгляд на проблему. Человек, легко, как Быков, говорящий рифмами, поэтом может и не быть. Другими словами, не всякий, пишущий стихи, является поэтом. В данном случае стихи Быкова – хорошая иллюстрация ремесла высокого уровня. Человек, так легко и профессионально рифмующий, может этим зарабатывать: писать стихи для рекламы, рифмованные спичи, либретто в стихах, и т.д. Ступенью ниже стоят люди, пишущие, например, тексты для песен – хотя есть примеры как очень качественных, так и весьма посредственных текстов. Ещё ниже стоят «любители» типа Арбатовой – в т.ч. и многие начинающие христианские «поэты». Поэтами назвать большинство этих людей нельзя: почему – объясню ниже. Названия этой категории людей не придумано. Возможно, подходящим названием было бы «рэпер» - ведь рэперы, как и чукчи, пытаются рифмовать то, что видят вокруг. Но поэтами при этом их никто не называет.
Так чего же не хватает рифмующим людям – чукчам, рэперам – чтобы быть поэтом? Первого, важнейшего составляющего, которое и делает человека поэтом – ДАРА.
Объяснить суть этого явления гораздо сложнее – поэтому эта часть и оставлена «на потом».
Дар поэта – это не способность рифмовать, а способность ВИДЕТЬ, и излагать вИдение по-особенному: ярко и образно. Дар этот достаточно редкий и необычный. Является разновидностью пророческого дара. На это указывают следующие признаки: экстатический характер речи; необычная точность и глубина формулировок; взгляд с неожиданной стороны; глубина проникновения: с одной стороны - в проблему, а с другой - в самую глубину сердца человека, «до разделения души и духа», беря его «за живое». Есть примеры того, как поэты заглядывали за грань времени, пророчествуя о грядущем. Поэты являются своего рода «прозорливцами», умеющими видеть скрытую суть вещей и явлений. При акте творения поэт вдохновлён, исполнен духом (в миру это называется «посетила муза»).
В восточных странах поэтов и сумасшедших называют «Меджнун». На Востоке это слово не имеет негативного оттенка – означает скорее «неистовый» - так же в Библии называют пророков.
В отличие от рифмующих, поэт говорит образами.
Кто знает разницу между картиной художника и фотографией – тот знает, чем отличаются стихи поэта от стихов рифмоплёта или рэпера. Художник и поэт – творят новую реальность, в их произведениях есть дух. Нехудожественная фотография и стихи чукчи-рэпера нового не творят – они зеркально отражают действительность:
«Пришла весна, и май настал,
Весь мир вокруг красивым стал» – это стихи рифмоплёта.
«Я сегодня зря занавесился,
И взнуздал сам себя поводьями -
За окном пьяный май повесился
На акациях белыми гроздьями» – это стихи поэта.
Естественно, уровень поэтов может быть разным. У начинающего поэта иногда и образы не совсем удачные, и рифма хромает. Но настоящий поэт растёт – потому что не писать стихи не может. Рифмоплёт, являющийся разновидностью графомана, тоже не может не писать – но роста при этом нет. Поэта увлекает акт творчества; графоману непременно хочется высказаться, заявить о своём существовании (поэтому эти люди пишут на заборах, в лифте, в общественных туалетах, на сайтах и блогах).
Поэт достоин пропитания; графоман – камеры-одиночки.
Поэты, как и пророки, иногда «воюют» с Богом. Светлана Капинос талантливо представила творчество одного «воюющего» поэта – «Финна».
На сайте газеты «Для тебя» представлены обе категории рифмующих: поэты и рэперы. Поэт никогда не бывает простым, а рэперами часто люди становятся от простоты – как и чукчи. Придумав однажды рифму «нога-рука», простой человек думает, что он поэт, и начинает писать стихи о Боге, думая в простоте, что высокая цель оправдывает негодные средства. Критиковать такого человека – сущее мучение: рука не поднимается на простоту.
А что, в самом деле? Пусть себе радуется – а мы потерпим!
Станислав Вершинин,
Наб. Челны, Россия, Татарстан
Пастор тюремного служения
Прочитано 4413 раз. Голосов 8. Средняя оценка: 4.25
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Поэтом можешь ты не быть,
Но рифмовать уметь обязан!
Комментарий автора: Ну, примерно так!
Крылов Олег
2008-12-03 16:03:04
Хорошая статья,по делу.Лично я себя поэтом не считал и не считаю-так(даже не рэпер и не чукча)мысли вслух.Но что моё-то моё.Это то,что тревожит и волнует меня,то,что пережито.Мне интересны все кто печатает свои произведения здесь.Чьи-то мысли и переживания мне близки,чьи-то нет.Я не смотрю на форму,а стараюсь вникнуть в содержание.Согласитесь-сразу заметно что пишется от сердца,а что вымучено "рифмоплётом".Здесь,на сайте очень много хороших произведений и читая их я зачастую или получаю в них поддержку,или урок.И то и другое полезно.Кстати,то как Вы пишите,мне тоже нравится.Другое дело что точки зрения различны,но Ваша убеждённость внушает уважение.Благослави Вас Бог. Комментарий автора: Спасибо, брат. И тебе Божьих благословений в нашем общем деле!
Михаил
2008-12-03 17:53:55
Не по сути статьи а по сути мысли.
Мы - устрояем! Остальные все шалупонь!
Это к сожалению надоело не только мне.
Елена Шабельская
2008-12-04 07:41:21
Слав, я тебя искала на сайте по вопросам тюремного служения (потерялся твой e-mail). И встретила такую интересную публикацию. Задумалась кто я. Спасибо за анализ понятия поэт. Правильно говоришь. Напиши мне пожалуйста. Надо поговорить shalena_04@mail.ru Комментарий автора: Привет, Лена! Послал тебе мейл.
Спасибо за отзыв!
влад
2008-12-04 11:23:12
Видно, ты понимаешь в этом. А взял бы, брат, ла и разослал по имэйлам своё одобрение тем, кто подаёт надежды. Сам же говоришь, что их немного. Но и им надо понимать о себе.
А публично кого-то отмечать - другие обидятся.Ну а кто не получит послание - глядишь, и задумается. И шпынять его не надо при всех. Комментарий автора: Думаю, талантливый человек знает о своём таланте. А остальных "шпынять" бесполезно!
?
2008-12-04 16:00:39
Вопрос серьёзный. Некоторые весьма хороши в рифмовании. А когда читаешь - не цепляет. Где помазание? Комментарий автора: Про это есть в статье. Кто рифмует, но не "цепляет" - это, скорее всего, "рифмоплёт". А кто с помазанием - это и есть поэт!
Лора Попова
2008-12-04 21:18:50
Думаю, талант - это способность слышать духовный мир, "слышать" дух или Дух и являть миру источник, от которого принимаешь. Являть через музыку, слово, живопись и т. д.; т. е. по сути соединять с духовным источником тех, кто знакомится с произведением.
Вы это очень хорошо выразили, наш дорогой брат Станислав:
"При акте творения поэт вдохновлён, исполнен духом (в миру это называется «посетила муза»)."
Муза - это имя языческого божества, подобно Бахусу (бесу пьянства).
Воспевание похотей и страстей человеческих, их приукрашивание - дело Музы.
Слышанье от Бога - это те пророческие слова, то доброе, что способен принять и проявить талант в дар человечеству.
Самым тяжелым для талантливого (т. е. хорошо слышащего духовную сферу бытия и способного её проявить в материальный мир) является неумение хранить себя от лукавого; смешение того, что от Музы, и того, что от Бога в винегрете творчества.
Не став на путь святости талант обречен.
Отсюда "черный человек" Сергея Есенина, трагические судьбы поэтов, писателей, композиторов, художников...
Поклонение твари вместо Творца, особенно когда в это вовлекаются большие массы людей, опасно и для талантливого человека и для делающих его идолом, делающих своим кумиром человека искусства, но по сути поклоняющихся духу, который за ним стоит.
"Я памятник СЕБЕ воздвиг нерукотворный,
К нему не заростет народная тропа;
Воззнесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа. "
Красиво? -да!
А чей дух стоит за этим, ведь стихи "приходят"!
Если поэту не нужна Муза или не нужен Дух, то он не поэт, а рифмоплет.
Но мы - ХРИСТИАНЕ, давайте всё же разберемся и будем просить у Бога нашего ДАР РАЗЛИЧЕНИЯ ДУХОВ в искусстве: с КЕМ оно нас соединяет с Музой или с Духом Святым?!!
Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом! ...а соединяющийся с Музой?...
Если поэт не может сказать людям и Богу о себе, как Давид, "все мои источники в Тебе", то КАК мы, ХРИСТИАНЕ, должны относиться к его творчеству?
Может отделить чистое от нечистого, святое от несвятого и ободрять человека к Богопознанию, а не превозносить, искушая гордостью?
А тем более не унижать, ибо нет ничего, что не получили бы от Бога, а если получили, то чем хвалиться?
А кто не имеет, но ревнует, тому дано будет. В том числе и по молитвам нашим.
Разве в Коринфянах Апостол не говорит: когда собираетесь, и у КАЖДОГО из вас есть псалом (стих с мелодией), есть откровение...
НОРМАЛЬНО! каждому христианину быть поэтом и песнопевцем, и петь духом и в Духе.
Интересно, какой рейтинг поэзия Давида имела бы на нашем ХРИСТИАНСКОМ сайте?
И кто бы поставил вдохновенное слово Давида, его слово-молот и слово-огонь, выше красивых и ритмичных с великолепными рифмами стихов Пушкина?
Комментарий автора: Спасибо, сестрица, за интересные дополнения.
С Пушкиным я всё ещё не разобрался. Большинство его стихов и "шалостей", казалось бы, говорят о его неверии. Но есть несколько стихов, которые явно от Бога! Как он пишет о дружбе! Несколько четверостиший - и какая глубина духовного понимания!
Так же я не разобрался с источником талантов. Иногда один и тот же талант служит поочередно то Богу, то сатане. Иногда приходит после уверования, иногда бывает и до него.
Ещё раз спасибо!
Sam
2008-12-05 07:49:44
Дорогая сестричка Лора не слишком утруждает себя разделением понятий «духовное» и «душевное». Это вообще характерно для интеллигенции. Даже после принятия ею, интеллигенцией, Христа (что случается крайне редко) долго не распадается оный «винегрет» на «ингредиенты».
Пушкин, как и многие другие гении душевной поэзии, увы, не имел возможности услышать живое слово о Христе, как мы с вами сегодня. Посему вряд ли стоит нам судить его по меркам давидовым. Кстати, и о качестве давидовой поэзии судить нам не дано, ибо читаем мы псалмы не в подлиннике, а в прозаическом переводе, причем, двойном. А эффект «глухих телефонов» возрастает с каждой дополнительной передачей в геометрической прогрессии.
Думаю, если бы такой человек как Александр Сергеевич узнал о том, что душевное – определенная помеха для духовного и в чем они различаются, он, скорее всего, переключился бы на второе. Однако созданы-то мы не только духовными, но почему-то еще и душевными, и телесными. И пока мы находимся в «оболочке», все эти три ипостаси вопиют, требуя пищу. Только у каждой из них питание свое, отличное от других двух ипостасей. Не смешивать бы его только в одной тарелке. И правильно ранжировать.
Комментарий автора: Согласен со всем, кроме оценки сестры Лоры. Мне кажется, она как раз и призывает отличать одно от другого.
влад
2008-12-05 15:58:58
"Думаю, талантливый человек знает о своём таланте."
Зря так думаешь. Всем, кто мало-мальски рифмует, друзья и родственники говорят "ты у нас талантливый!" Вот и разберись тут! Комментарий автора: Вот и пробуем разобраться. Прочтёт человек, сравнит между собой и со своими - может, что-то поймёт.
александр быканов
2008-12-07 19:20:52
Интересно,а как Вы Дар определяете?По мне лично пусть пишут все как могут.У нас же христианский сайт,а не трибуна суда.Не судите , и не будете судимы.Человек говорит нам по дружески,делится накипевшим или восприятием мира.А мы :"Ату его! форма не та,слог не тот,рифмоплёт и т.д".Лично считаю многие произведения на Нобелевскую не тянут,но вижу они от души.Да мои сочинения плохи,ну кто понимает их смысл,ему может легче будет.Как и мне благость на душе от многих произведений на сайте,в т.ч. и от Ваших.Мы что тут за 1 место соревнуемся или за деньги,а может выдвигаем кого-то на Нобелевскую?Может попроще,да от души!Храни Вас Господь!Удачи и здоровья! Комментарий автора: Спасибо! Я же конкретно ни на кого из "местных" не нападаю: Ату его! Дар не я определяю, а Бог - а люди видят: есть дар! Говорят же: помазанный человек (или произведение). Думаю, протестанты по своему званию должны стремиться к лучшему: ближе к Богу, глубже видеть, лучше писать. Православные могут оставаться, как есть - все согласно своему исповеданию.
Взгляды есть разные, и сайт этот полезен тем, что они выявляются, обтачиваются друг о друга, подводят ближе к Истине. Ваши произведения мне нравятся - с некоторыми бы я поспорил, с другими согласен. Но запрещать писать никому не собираюсь.
Людям свойственно размышлять. Но если весь контекст заполнить начинающими поэтами...Люди бросят читать. Значит, где-то эта граница есть.
Sam
2008-12-09 11:20:50
Я вот что имел в виду, говоря о разделении душевного и духовного в плане поэзии. Весь литературный опыт свидетельствует о том, что высококлассная поэзия не бывает духовной. К сожалению, наш опыт ограничен незнанием древнееврейского, у нас нет возможности читать псалмы в подлиннике и, следовательно, иметь представление о качестве стихов Давида и Асафа. Что же касается доступной нам христианской поэзии, то качество стихотворных строк здесь довольно невысокое. И, возможно, не стоит требовать, как Лора, духовности от душевной поэзии, а просто получать эстетическое наслаждение от высококлассных стихов – как от образности языка, неожиданностей поворотов мысли, так и от совершенной рифмы и четкого ритма. И стихам, написанным под воздействием Святого Духа и с Его же помощью проникающим в сердца других верующих, может быть, совсем не обязательно быть высочайшего качества с точки зрения техники стихосложения. Комментарий автора: "высококлассная поэзия не бывает духовной" - эх, забыл я название стихотворения Пушкина, где он о дружбе размышляет. Это не только высокая поэзия - это глубина проникновения в Божье, в святое. Есть, есть образцы высочайшего класса - духовные и совершенные по форме. Да вот хотя бы посмотрите на другие виды искусства: музыку, живопись, прозу. Именно глубоко верующие люди создали 99% мировых шедевров. Да и здесь, на сайте есть Поэты!
Действительно, жаль, что мы не слышим "музыку" библейских псалмов. Почитав в первый псалмы в новом переводе, вдруг нашел в них больше поэзии, чем в синодальном.
Спасибо!
Юрий В.
2008-12-10 22:07:49
То, что я хочу предложить, можно назвать и отзывом на статью автора, и его критиков и одновременно личными размышлениями на поднятую тему. В принципе, это может даже быть самостоятельной статьей.
Я имею поэтический опыт, два поэтических сборника, регулярно печатаюсь в периодике, поэтому считаю себя человеком, близким к поэзии.
Для меня немного удивительно слышать о противопоставлении вдохновения от Бога вдохновению от Музы. Как христианин, читающий Библию, знаю, что так называемые боги, вовсе не боги, как бы они не назывались. Конечно, за всеми идолами и языческими божествами стоит сатана, но я не верю, что есть такое божество Муза, которая вдохновляет «недуховных» «неверующих» поэтов. И когда мы произносим фразу «пришло вдохновение от музы», все прекрасно понимают это как поэтическую метафору.
Я понимаю, что все вдохновение, в том числе поэтическое, от Бога. Ведь он Сам есть первый и величайший Поэт. Когда от создавал Вселенную, это не был чисто технически-инженерный процесс, это был в первую очередь творческий акт. Недаром Его называют Творцом – не строителем, не работником, а именно ТВОРЦОМ (вспомните слово «творчество»). И когда был создан величайший Божий шедевр – Человек – Творец вдунул в него Свой творческий дух. Заметьте, никакое живое существо не имеет этого. Если и есть какие-то примеры животного творчества, они, как правило, на уровне инстинктов. Поэтому, мы имеем полное право утверждать, что все возвышенное, что есть в человеке, его высокие чувства и потребность выразить эти чувства в произведениях исскуства, есть от Бога.
Но сатана возревновал этому – и человек добровольно отдал себя в его руки. Сатана пленил не только его тело, но и душу и дух. В душе осталась былая память о возвышенном и прекрасном, осталась потребность делится этим с другими, то так как его дух теперь отделен от Творца и подчинен другому хозяину, человеческие «шедевры» теперь совсем иного качества и характера. Да, неверующий человек может иметь величайший дар от Бога в том или ином виде творчества, его труды могут быть идеальными и вдохновляющими, но служить низменным вещам. Именно в этом главная разница между «верующими», «духовными» поэтами и «недуховными»: какой хозяин возгревает живущий в человеке дар и кому посвящены творческие труды. Я не считаю, что «духовный» поэт, это тот, кто пишет о Боге. Поэт может воспевать родину, природу, маму, любимую, березу в поле, солнечный зайчик на лице ребенка от чувства восхищения плодами рук Господа, а может это делать для собственной славы, ради денег, из-за греховной страсти и других чувств, подогреваемых диаволом. В принципе, он и не может иначе, ведь его дух в плену греха. Возрожденный свыше человек видит окружающий мир совсем иначе, через призму Бога, живущего в его сердце, и, независимо от того, о чем он пишет, его творчество можно назвать духовным.
Поэтому я не могу назвать Пушкина, Есенина, Лермонтова духовными поэтами, хотя в какой-то мере преклоняюсь перед ними как собственно поэтами, достигнувшими высот поэтической мысли. Несомненно, у них есть многие прекрасные произведения, которые воспевают и чистые чувства, присущие любому человеку, верующему и неверующему и даже стихи, которые соответствуют «духовным» меркам и даже используются в богослужениях и христианской периодике. Объяснить это просто: в душе каждого человека есть частица того духа, который вдохнул Творец. И как бы сатана не подавлял этот дух в человеке, он иногда вырывается наружу, особенно у тех, у которых чувствительная, поэтическая душа. И тогда они создают, может даже непроизвольно, настоящие духовные шедевры. Но это скорее исключение и оно только подтверждает правило.
Но…
Но здесь один камень преткновения, об который спотыкается, наверное, каждый «духовный» поэт, особенно начинающий. Преизбыток чувств от Божьего присуствия и потребность поделится этими чувствами с другими в какой-то мере ослепляют человека как первая влюбленность и тогда он не видит другой, далеко не второстепенной составляющей творчества: технической стороны. Многие христианские начинающие поэты говорят приблизительно так: «Бог дал мне поэтическое слово, дал вдохновение и я хочу поделится этим с другими. Как Бог дал, так и пишу. Может это и непрофессионально, но от души». Но, извините, Бог дал только вдохновение, дал мысль, но одеть эту мысль – наше дело. Бог не будет диктовать готовые строфы, они создаются нами в сотрудничестве с Богом. Это нелегкий труд. Это, как сказал Маяковский, надо перелопатить горы словесной руды. Это - перечитать других великих поэтов. Это - штудировать словари и энциклопедии. Это - трудится, трудится и трудится.
Секрет здесь в том, что то, что мы пишем, касается не только Бога, Который понимает нас без слов и пера. Секрет в том, что мы пишем ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ языком, и пишем также для ЛЮДЕЙ. А, значит, наше творчество должно соответствовать не только Божьим стандартам, но и человеческим. Я часто таким поэтам отвечаю так. Если вы пишите для Бога, выйдете в поле или закройтесь в своей комнате и говорите Богу. Ай, нет, так хочется, чтобы это напечатали, чтобы другие цитировали, рассказывали на служениях. Поэзия имеет свои правила и их надо придерживаться. И вопрос не только в отсутствии рифмы, чем страдают многие христианские поэты. На мой взгляд наиболее грубой ошибкой является отсутствие поэтических образов, которые собственно и делают поэзию поэзией. Банальность, «рифмоплетство», как упоминалось в статье, перечеркивают всю так называемую «духовность». И не спасет то, что это «творчество» «от души». Русский человек очень вдохновенно, «от души» умеет матерится, но это не делает его речь высокопоэтической.
Кроме того, для меня особенно важным есть мое отношение к Богу, Которому я посвящаю свои стихи. В Библии в старозаветном служении при жертвоприношении наиболее важной характеристикой приносимой жертвы была ее совершенность. Все должно было быть самым лучшим. Неужели Бог такой капризный, придирчивый, что подавай Ему только самое отборное? Отнюдь. Это было нужно не Ему, а человеку. Этим поступком человек как бы говорил: «Я так Тебя люблю, что отдаю Тебе самое лучшее, над чем я особенно трудился, что стоило для меня многих сил, времени и вдохновения». Приведу аналогию. У меня есть несколько стихов, посвященных жене. Она у меня не литературный эксперт, в высокой поэзии не особенно сильна и поэтому, если в этих стихах и будет какой-то изъян, она его просто не заметит. А если и заметит, из-за уважения и любви ко мне, она ничего не скажет, она будет рада любому стиху от меня. То есть, со своей стороны жена будет рада даже несовершенному стихотворению. Но Я ЛИЧНО не могу позволить себе подарить любимому человеке несовершенный стих. Мы иногда очень тщательно и долго выбираем дорогому нам человеку подарок, чтобы не обидеть его. А вот Богу подарить несовершенный, банальный стих – запросто.
И еще одно. Мы имеем ярчайший пример настоящей поэзии – Библию. Мы иногда не замечаем, что она почти на четверть состоит из поэзии. Иногда она для нас настолько «духовна», что мы забываем, что написана она ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ языком. И не просто языком, а высоким, поэтическим, высокообразным. Помню, в советские времена, когда я был еще школьником, попал мне в библиотеке том из «Библиотеки всемирной литературы», посвященный древней поэзии. К моему величайшему удивлению я нашел там книгу Иова, Псалмы, Песню Песней. Атеистические редакторы причислили библейские книги к сокровищнице всемирной поэтической мысли. Конечно, сделали они это не из-за их духовности. Тогда из-за чего? Из-за высокого литературного совершенства. Заметили ли вы, что Бог очень часто, может быть, даже чаще, чем обычным языком говорит в Библии поэтическими образами? Чего стоят хотя бы такие слова: «Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его, и утвердил ему Мое определение, и поставил запоры и ворота, и сказал: доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим?» Иов 38:3-11). Подобный поэтических россыпей в Библии множество.
Я считаю, что поэтический труд для Бога не ограничивается пришедшем «от Бога» вдохновением. Он требует упорного труда, посвящения, совершенствования, учебы. Это союз Божьего вдохновения и человеческой прилежности, который приносит плод приятный как Богу, так и человеку. А низкопробные, банальные, лишенные рифмы, образности, хотя и говорящие о Боге и будто бы пришедшие от Бога стихи, для меня говорят не об их духовности, а об элементарной лени их создателей. Комментарий автора: Спасибо за прекрасную статью! Неплохо бы её выставить отдельно: она не только расширяет и дополняет тему, но и хорошо написана - будет интересна многим. Может, выставите?
Petrovich
2008-12-13 12:10:54
Дорогой брат Юрий! По мере Вашего духовного роста, которого я Вам от всей души желаю, многие Ваши взгляды будут меняться. Порой кардинально. И дай, Бог, чтобы эти изменения происходили без особо драматических потрясений!
Что же касается музы (Музы) и т.п., то давайте, как и во всем, что касается этого мира, не впадать в крайности. Если мы, используя ту или иную метафору, в том числе и в виде имен собственных, поклоняемся не тому, кто или что изображено данной метафорой, а ТОЛЬКО живому истинному Богу, то речь идет о духовности со знаком плюс. Если кого-то или что-то ставим ВПЕРЕДИ Господа, то это – как минимум бездуховность, а то и духовность со знаком минус.
Стихи, написанные под воздействием Святого Духа, прав Сэм, не обязательно должны быть высококлассными. И я, кстати, тоже не встречал среди полутора тысяч христианских гимнов высококлассных стихов. Но прославление Господа посредством исполнения этих гимнов имеет куда большее положительное духовное воздействие на людей, чем самые замечательные по технике и образности стихи «околохристианских», считающих себя духовными, а на самом деле лишь душевных, поэтов.
И – о творческом духе, вдунутом Творцом в человека. Многим Бог дал самые различные таланты, вплоть до гениальности, но очень немногие используют их на то, ДЛЯ ЧЕГО Бог дал их. Как правило используют для службы самому себе, своим личным амбициям. Большие же таланты и гении практически без исключения служат НЕ Господу. Об этом, кстати, немало сказано в Библии.
Вы правы, не обязательно духовному поэту воспевать Бога только лишь непосредственно. Но если, воспевая мать-природу и пр., он посредством этого НЕ воспевает Бога, то непременно впадет в противоположную духовную позицию. Так Сам Он устроил натуру нашу (и потому не уничтожил пока сатану). И сказал об этом: «Кто не со Мной, тот против Меня».
И еще. Далеко не всякий, говорящий или думающий, что пишет под воздействием Святого Духа, на самом деле движим Им. Распознать же, ho is ho, мы можем только с помощью Самого Духа. Не обязательно самим, это можно постигать, прислушиваясь и присматриваясь к длительному духовному опыту церкви.
Согласен с Вами в той части Ваших посылов, что СТРЕМИТЬСЯ к тому, чтобы плоды ВСЕХ дел наших, в том числе поэтического творчества, были и как можно более духовными, и как можно более высококачественными, не только стоит, но даже СЛЕДУЕТ.
Лора Попова
2008-12-17 21:27:58
Наш драгоценный брат Станислав - рыболов Божий, и забрасывает вдохновенное слово, как крючок.
Вот какой богатый улов имеем в этой публикации. Слава Богу!
Думаю, что во многих статьях за последнее время, Отец призывает меня (тебя) и всех нас вместе ОСМЫСЛИТЬ процесс творчества; свою и Божью часть в творчестве. И соответствующим образом реагировать на похвалы, советы, отзывы разного рода. И улучшать то, что имеем, не на основе души, но Духа!!! И духовными методами и способами.
Проблема не в том, что на ХРИСТИАНСКОМ сайте есть душевные произведения.
Это плюс, а не минус. И имеет право и смысл быть.
Много хороших душевных христианских произведений, побуждающих к размышлению, к осмыслению целей нашего бытия, его радостей и проблем – всё это только достоинство сайта, а не его слабость; потому что Бог говорит многообразно и к духу нашему, и к нашей душе, и даже к нашему телу.
Проблема в том, что рожденное духом и от Духа в отзывах иногда пытаются из самых хороших побуждений “улучшить” душевными рекомендациями о стихосложении, рифме и пр., а также советами КАК, каким образом ДУХОВНЫЕ стихи, творчество сделать “красивее”, душевнее.
И то, что кто-то пытается “улучшить” Дух душевными методами, пагубно тогда, когда из вежливости мы с этим соглашаемся, огорчая и угашая творящий Дух.
Дорогие публикующиеся, драгоценные дети Божьи, просите Дух дерзновения. И не смущайтесь Божье называть Божьим, а свое называть своим, т. е. душевное назвать душевным. В том случае, если допустили творческий “винегрет”, смешав в одном произведении душевное, от духа своего и Духа Божия, то не стоит отстаивать своё, но каяться; разумея, что нам всем есть куда расти и расширяться. И если сегодня мыслю, творю, молюсь так, как год назад, то где духовный рост?
И если кто-то в чем-то меня перерос духовно, и ему больше открыто, то слава Богу. Иногда духовный младенец, которого еще не научили мыслить традиционно, в канонах какой-либо конфессии, такие могучие откровения получает от Бога, просто дух трепещет. По младенчеству не можем уразуметь, ЧТО получили и насколько это ПРАКТИЧЕСКИ полезно. Полезно в практическом применении для меня (и для тебя).
Слава Богу! все вместе мы дополняем друг друга, причащаемся от личного помазания братьев и сестер, усиливая друг друга.
В посте, молитве, Слове, единении с Отцом и Сыном и Святым Духом, в единении с Ангелами Божьими и со святыми детьми Божьими растет талант и зреет красота таланта, красота помазания.
Да поможет нам всем Бог являть Его в Красоте; и силе, и власти Здоровья, Величия, Великолепия, Вдохновения. Красота Божья несет радость здоровья во все сферы нашего бытия: делает общество здоровым. Красота Божьей любви спасает мир, несет радость шалома (мира).
Мир вам, мир дому вашему, мир всему вашему – шалом, возлюбленные братья и сестры!
Успехов всем в творчестве со Христом, с Отцом и Сыном и Святым Духом. Аминь.