Зинаида - жертва своей всеобъемлющей любви. Увидит, к примеру, на улице пустую бутылку и давай ругать того, кто ее оставил. Как, дескать, не стыдно засорять родной город. Споткнется о поломанную ветку и обратно примется распекать тех негодяев, которые уничтожают зеленый покров планеты и не думают о глобальном потеплении.
Телевизор для нее и вовсе источник постоянной нервотрепки. Увидит Зинаида бомжей в Москве - тут же разгневается и будет Лужкова с Путиным чихвостить; переключит ли на тбилисские каналы, тем более до белого каленья дойдет. Тут уж Саакашвили от нее достанется на орехи. Да еще и какие!
На старости лет себя не переделаешь. Любит Зинаида от всей души и Россию, и Грузию, вот и переживает на всю катушку, последних нервных клеток не жалея.
Варвару бестолковую Зинаида тоже любит, а, значит, и ругает ее во всю ивановскую. Вот как сейчас, например:
· …Ты патологическая авантюристка! Твоя наглость не знает границ! - а сама, значит, мясо рубит, да так яростно, что во все стороны мясные ошметки летят. - Как только тебя эта художница Марика в дом пускает?! Разве ты можешь сделать нормальную уборку? Халтурщица!
· Что делать, - блеет обличаемая постным голосом, стараясь не улыбнуться, - «В бездне греховной валяюся!»
· Тьфу! Глаза твои бесстыжие! - отмахивается Зинаида в праведном негодовании.
· Марика мне много чего интересного рассказывает на духовные темы.
Варвару испепеляют красноречивым взглядом, не гарантирующим понимания. Надо срочно прояснять ситуацию.
· Например, она мне недавно рассказывала, как ездила в Зедазени.
Настроение у Зинаиды тут же меняется.
· Ну и как там? - ее нож замер в воздухе…
Об этом месте Варвара знала следующее. Дескать, "к...
северо-востоку от древней столицы Грузии - Мцхета, на левом берегу реки Арагви, уступами уходит в небо одна из вершин Сагурамского хребта гора Зедазени. Высота ее 1350 метров над уровнем моря, склоны покрыты густым лесом. Говоря образным языком народных преданий, «Зедазени стоит лестницей к небосводу». Предания эти повествуют, что некогда на горе Зедазени обитал сказочный дэв, который сторожил Мцхета. На заходе солнца он спускался к реке и, преклонив колени, пил воду.
Народные сказания и некоторые письменные исторические документы свидетельствуют, что в древности, при четвертом царе иберов Парнаозе (112-99 гг. до н.э.) на горе был установлен идол божеству Задени - Юпитеру - великому герою и воителю, полководцу, павшему на поле брани.
До принятия христианства, как государственной религии Грузии (ок. 337 г.н.э. ), идолу Задени приносили жертвы.
Идол Задени был низвергнут после принятия Грузией христианства. На вершине горы Зедазени сохранились развалины крепости, воздвигнутой в 109 г. до н. э. и монастырь Иоанна Зедазенского - памятник церковного зодчества VII века.
В полутораста метрах от развалин Зедазенской крепости расположен памятник VII в - монастырь Ионна Зедазенского. История его такова: Приблизительно спустя два века после принятия Грузией христианства, в Грузию из сирийского монастыря Симеона Столпника прибыли проповедовать слово божье тринадцать старцев во главе с отцом Иоанном. Местом деятельности Иоанн избрал Зедазенскую гору. Тринадцать святых сирийских (каппадокийских) отцов вероятно были грузинами, получившими духовное образование в знаменитой Лавре святого Симеона Столпника и в других монастырях Сирии и Месопотамии с целью вернуться на родину и содействовать ее христианскому просвещению. Святой Иоанн Зедазнийский, глава этих подвижников, получил духовное образование в Антиохии. О месте его рождения и о родителях сведений не сохранилось. В молодые годы он принял монашество и предался уединенной аскетической жизни, стяжав впоследствии удивительную кротость, смирение и дар чудотворения. Слава о духовных подвигах привлекла к нему множество учеников, из числа которых святой Иоанн Зедазнийский избрал по жребию 12 человек и, исполняя повеление Божией Матери, отправился с ними в Грузию. Во Мцхета, древней столице Грузии, они, перейдя "немокрыми ногами" реку Куру, были радостно встречены народом, царем Парсманом (542-557) и Католикосом-Архиепископом Евлавием (552-560). Летописцы повествуют, что святые каппадокийские отцы обратились к встречавшим их на грузинском языке, а войдя в соборный храм Светицховели и простершись ниц перед Животворящим Столпом славили и благодарили Бога. По благословению Католикоса Евлавия святой Иоанн вместе с учениками поселился на горе Зедазени (отсюда наименование святого Иоанна - Зедазнийский), где некогда было языческое капище и возвышался идол. Подвижники жили в шалашах, питались травами и кореньями, постоянно пребывая в молитве и духовных размышлениях. К ним притекало множество больных, получавших исцеления по их молитвенному предстательству. Святому Иоанну явилась во сне Божия Матерь и повелела ему послать своих учеников по разным местам Грузии для проповеди Слова Божия и пастырского назидания
Справедливости ради стоит начать с Марики, как с источника информации.
Ей 25 лет. Глаза серые, доверчивые. На вид подросток- школьница, в толпе пройдешь - не заметишь.
-… Мы на машине поднялись в прошлое воскресенье на Зедазени, - так начала Марика свой рассказ об проведенных выходных. -…Машина с трудом шла по крутой дороге в гору. Очень труднодоступное место. Но зато какая красота, когда ты на самом верху! Вся Грузия, как на ладони: тут Мцхета, там Лавра Давида Гареджийского. … Стали мы осматривать монастырь. Он небольшой, но впечатляет. Особенно меня удивил колодец.Все вокруг - огромная скала вулканической породы. Откуда здесь взяться воде? Какова сила молитв святого Иоанна Зедазнийского!
· Видели ли вы крест? Кто его строит? - Варвара от Гочи слышала о ведущейся грандиозной постройке. Гоча часто в Зедазенский монастырь пешком поднимается и многих там знает.
· Конечно, мы видели этот огромный крест. Он должен достигать 50 метров и покрывать своей тенью всю долину. Думали, что постройкой руководит Патриархия Грузии, но, оказывается, мы ошиблись. Ее осуществляет кучка добровольцев. Возглавляет их некто Борис Николаевич. Говорят, что он пришел пешком из России после того, как имел видение, призывающее его начать стройку.
Он не подчиняется ни одному из Патриархов и действует сам по себе. Среди строителей, которые пришли к нему кто откуда, Борис Николаевич пользуется непререкаемым авторитетом и славой блаженного.
· А деньги на стройку откуда?- Варварино неистребимое сребролюбие снова вылезло наружу.
· Деньги им жертвуют, - спокойно ответила Марика. - И довольно большие суммы… Дело в том, что среди рабочих мой муж Нугзар увидел своего друга. Бросился его обнимать, целовать, и, конечно, обо всем расспрашивать. В разговоре и выяснились все эти малоизвестные детали об этом проекте энтузиастов. А среди прочего - и то, почему Ираклий бросил работу в клинике, дом в Тбилиси и поднялся сюда, чтобы изо дня в день в любую погоду класть кирпичи.
Несмотря на то,что рядом Зедазенский монастырь, эти труженники-бессеребренники вообще не заходят туда. Монахи со своей стороны не общаются с ними, считая их всех вроде еретиков-раскольников.
Нугзар, хоть и сам недавно воцерковился, стал с жаром убеждать Ираклия вернуться к Матери-Церкви.
Ираклий слушал все доводы и по его лицу было видно, что он колеблется. Но тут появился Борис Николаевич и всем своим видом дал понять, что такие разговоры здесь неуместны. Мой муж замолчал, а его старый друг снова с головой ушел в работу.
Больно мне за Ираклия, - вздыхала Марика, - такой хороший парень и вне церкви. Почему так получается, что так много хороших, чистых людей в наше время, когда так важно духовное возрождение всего народа, живут вне церкви или уходят в секты?
Не много найдется таких, кто в наше время способен на такое: бросить деньги, комфорт и уйти копаться в грязи - строить крест во Славу Божью?
· А может такое быть, - у Варвары опять забурлили в голове бредово-крамольные идеи, - что со временем этого Бориса Николаевича резко переоценят? Вот, например, о. Гавриила (Ургебадзе) при жизни многие священники не воспринимали, а теперь книги за книгами выходят и чудеса на могиле у Самтавро творятся. Жанну Д”Арк, как ведьму, сожгли, а теперь, пожалуйста, канонизировали. В истории церкви много печальных мест, которые со временем пересматривали. Может, вместо того, чтоб не общаться с этим человеком, стоит, наоборот, поближе познакомиться? В конце концов крест строит для будущего, а не казино.
· Н-не знаю, - осторожничает Марика, косясь на искусительницу. Она, вообще, человек аккуратный, все сомнения свои и грехи на бумажку записывает и к духовнику несет для детального разбора. А разные скользкие темы за километр обходит, чтоб не согрешить.
Вдруг Марика, что-то вспомнив, бросилась к святому углу и бережно вынесла оттуда бумажную иконку.
· …А на обратном пути мы встретили монахов из Шиомгвимского монастыря и они нам подарили 2 иконки своего основателя, - и протянула Варваре образ св. Шио Мгвимского…
… Вот это все и вывалила Варвара на свою обличительницу. Зинаида монотонно резала зелень - слушала. Потом тряхнула седой головой и высказала свой вердикт.
· Темная история.
· Что тут темного? Крест-то на Зедазени стоит! Факт!
· Ну и что! - устало вздохнула Зинаида, уставшая от Варвариной теософской недалекости. - Они же раскольники. Раз церковные журналы о них не пишут - значит, закрытая тема. Есть догмы и все. Мы люди маленькие. Нам рассуждать не надо. Надо веровать, а не лезть, куда не просят. - И окончательно припечатала. - Будь моя воля, я таких, как ты, в церковь не пустила!
Варвара на сей раз язык прикусила, а про себя помыслила: «Хорошо, что Господь - Само Милосердие и пока еще меня, несмотря на все мои сомнения, в церкви терпит". По Варвариному грешному разумению в церкви закрытых тем быть не должно.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности