Поводом для написания этой статьи послужили два события. Одно случилось в начале 20 века, другое – в начале 21.
1.
В 1917 году две девочки (одна, Элси, англичанка, другая, Френсис, только что переехавшая из Южной Африки двоюродная сестра первой) действительно сделали фотографии, на которых видны феи. Вот они:
Всего их было пять.
Недавно «по мотивам» этих событий был снят фильм, в котором показана более или менее точная история: мать одной из девочек отнесла фотографии в теософское общество, их напечатали. Сэр Артур Конан-Дойль, который впал в глубокую депрессию после смерти жены, сына, брата и братьев жены и увлекся спиритуализмом, поверил в сфотографированных фей. Именно он и способствовал тому, что к фотографиям отнеслись с такой серьезностью. В фильме еще фигурирует Гудини, знаменитый фокусник и эскапист, оказывающий покровительство девочкам.
На самом деле Гудини действительно интересовался сверхъестественным, но все его проверки спиритуалистов показали, что они шарлатаны. Он был разочарован, но не видеть очевидного не мог – такого мастера как он обмануть было трудно. Конан-Дойль же продолжал настаивать на истинности спиритуализма. Они начинали вместе, но потом разругались.
Пресса не раз возвращалась к теме бредфордских фей, пытаясь вытянуть признание у девочек, которые к тому времени уже стали дамами в возрасте. Сначала они либо отказывались прямо отвечать на вопрос о подделке, либо утверждали, что фотографии реальные. В 81 году уже бабушка Френсис призналась в том, что все фотографии, кроме пятой (у меня она - вторая) – подделка, и что феи вырезаны из бумаги и скреплены шляпными булавками. Но она утверждала, что они действительно видела фей и что пятая фотография – аутентичная.
В 82 – старушка Элси заявила, что ранее они не могли признаться в том, что одурачили автора Шерлока Холмса, и поэтому не раскрывали своих секретов столь долго. Это было не введение в заблуждение, а всего лишь игра, которую Конан-Дойль воспринял всерьез и этим перекрыл девочкам путь к отступлению.
Забавно на самом деле, что эскапист Гудини проявил волю и желание докопаться до истины, а автор Шерлока Холмса, который всегда узнавал правду, оказался не в силах посмотреть правде в глаза и предпочел психологических эскапизм.
2.
Примем во внимание еще один факт: какое это время было! Начало двадцатого века, период зарождения великой мистификации под названием Нью-Эйдж. Люди к этому времени уже устали от гуманизма и рационализма в чистом виде и их тяга к познанию неизвестного (в том числе и сверхъестественного) перестала удовлетворяться научными открытиями, сколько бы их ни было. Церковь (особенно протестантская) под нажимом разных обстоятельств тоже стала осторожно и даже враждебно относиться ко всяким чудесам. При этом как раз в это время начались чудеса в общинах различных протестантских конфессий, вызвавших резкое разделение в христианской среде. В 1906 году в Лос-Анджелесе произошли знаменитые события на Азуза-стрит, когда присутствующие начали говорить языками. Они утверждали, что это происходит при наполнении ими Святом Духом, и приводили пример аналогичных событий, описанных в книге Деяний. Еще раньше в 1904 году подобное произошло в Уэльсе, когда почти вся область была захвачена таким же странным и совершенно сверхъестественным проявлением присутствия Божьего Духа. Похожее происходило и раньше, в других веках. Даже в общине Святого Франциска Ассизского наблюдалось что-то подобное.
«На третий раз он (Франциск) дунул на Брата Массео, который, к своему великому удивлению, поднялся в воздухе над землей, и упал недалеко от Святого. Позже он поведал своему спутнику, что в тот момент, когда поднялся над землей, он ощутил небывалую сладость в своей душе, и обрел столь великое утешение от Святого Духа, каких никогда ранее не испытывал»
Но это все были только «Цветочки», ягодки без сомнения пришлись на 20 век. Неудивительно, что события, сопровождавшиеся массовыми обращениями, чудесами и исцелениями, оставляли след в истории в виде вновь образовавшихся групп. Франциск подчеркивал бедность, как высокую добродетель, и последователи отстаивали именно эту сторону его учения больше всего. А вот уже в начала 20-го упор стали делаться на дарах Святого Духа (так образовались пятидесятники), в первую очередь на глоссолалии, даре говорения ни иных языках. Во второй половине 20-го века началось харизматическое движение, которое захватило не только пятидесятнические церкви, но и другие протестантские конфессии, в том числе и так называемые традиционные (англикане, лютеране, и др). Собственно, Википедия предлагает нам считать, что все началось именно в епископальной церкви, которая практически является частью англиканской церкви в Америке. И по сей день большинство представителей так называемого евангельского крыла англиканской церкви – харизматы. Особенной известностью пользуется приход в Лондоне Холи Тринити Бромптон, в котором придумали и разработали знаменитый Альфа курс. Харизматическое движение существует и в католицизме: представителей его можно встретить и в монастырях и в простых приходах, они духовно и социально активны. В православии они не так многочисленны, но все же способны громко заявить о себе благодаря своей благотворительной и миссионерской деятельности. В независимых евангельских церквях самые знамениты имена это Джон Уимбер, Ренди Кларк, Джон Арнотт - они противопоставляется учению процветания, многими не признаваемому.
С общиной, которой руководят супруги Арнотт, связано явление, называемое Торонтовским благословением, по поводу которого тоже было очень много споров. Суть этого явления в целом заключается опять же в необычайном присутствии Святого Духа и бурной реакции на это присутствующих.
История харизматического движения представлена здесь в очень кратком виде, так как большинство читателей с ней знакомы. О большом же количестве конфузов, связанных с этими вроде бы новшествами, нужно поговорить отдельно.
Основные претензии к ним – это невыверенная теология, манипуляция сознанием людей, введение их в транс с целью контроля и выкачивания денег.
Выглядит список ужасно, но пугаться не стоит. Что касается теологии, то, как у любого молодого движения, у харизматов были с этим проблемы, но им на сегодняшний день удалось поставить все на свои места и выработать учение, которое было бы вполне ортодоксальным, но и включало бы разумное библейское обоснование их нового харизматического опыта, со всеми его преимуществами. В этом тоже нет ничего удивительного: первой церкви для составления учения понадобилось несколько веков. Результат не заставил себя ждать: это привело к «принятию» харизматов большинством остальных конфессий. Исключение составляет движение «процветания» или «движение веры». В то время как Иисус говорит о приходе Своего Царства и рассказывает именно о Нем, как о воплощении своего плана на будущее, движение веры делает упор на возвращении в Эдем, где у человека не было ни болезней, ни нужды, и говорят о праве верующего на такую жизнь. Это, несомненно, противоречит как классическому христианскому богословию (все же никто не обещал, что мы никогда не будем болеть и нам предстоит жизнь в роскоши), так и реальной христианской жизни (христиане болеют и далеко не все становятся миллионерами). Хотя нельзя не признать и того, что Иисус действительно говорил о вере, способной двигать горы, и Писание напоминает, что Бог «воздаст за те годы, что пожрала саранча». Но это, конечно, не повод пересматривать учение о Царстве. Вопрос в том, что во все эти споры слишком часто замешивается личностный фактор, когда одним людям становится трудно пойти на попятную, а другие не хотят смягчиться. Такие противоречия вполне могут быть преодолены в течение ближайших 10 лет. К тому же споры о блаженстве и страданиях, о бедности и богатстве церкви ведутся примерно с того же времени, как возникла сама церковь. В связи с богатством и бедностью вспоминается дебаты бенедиктинцев с францисканцами, описанные Умберто Эко в романе Имя Роза. Как современно звучали эти слова именно в свете споров о теологии процветания!
Что же касается манипулирования сознанием, то этот вопрос как раз и является основным яблоком раздора. То, что одни называют присутствием Божьего Духа, приносящим исцеление души и тела и желание познания Бога, другие продолжают считать экстрасенсорикой, управлением психикой или просто слабостью людской, которая приводит к тому, что желаемое выдается за действительное . Аргументы у обоих сторон всегда почти одни и те же, которые в целом можно свести к диалогу вроде: так не бывает – нет, так бывает. У тех и других находятся цитаты из Библии, как апологетические и объяснительные, так и обвиняющие и обличающие. Все это повторилось и когда в Лейкленде, небольшом городке во Флориде, стало происходит нечто необыкновенное.
3.
Это и есть то второе событие, которое мы собираемся противопоставить мистификации, на которую поддался Артур Конан-Дойль. В целом в Лейкленде не происходит ничего такого, чего не было бы раньше, просто излияние Святого Духа. Практически то же, что было в Торонто. И можно было бы просто начать ломать все те копья, которые уже были сломаны тогда: то есть спорить о том, от Бога это все или нет, искать аргументы в пользу той или другой точки зрения, выставлять свидетелей, которые что-то получили или не получили и пр. Но в связи с феями и Конан-Дойлем, мы поставим себе другую задачу и обратимся снова в культурологическое русло.
Благодаря психоанализу и вообще распространению психологии, 20 век приоткрыл человеку тайны глубин его души. При ближайшем рассмотрении там не обнаружилось много хорошего, но мы стали понимать, откуда растут корни наших помыслов и поступков. Психология оказалась способной в большой степени анализировать, но в качестве радикального средства ничего, кроме гипноза, предложить она не смогла. Потому что всем нам приходится жить с последствиями того, что сделали мы и что сделали с нами. Это, конечно, сильно отрезвило нашу гуманистическую культуру, стоящую на том, что человек сам по себе наивысшая ценность. Но торжество науки налицо. Казалось бы, такое положение вещей должно было бы поставить христианскую церковь, всегда претендующую на роль душеспасителя, в неловкое положение. Но как раз в это время и стали происходить все события, описанные выше. И хотя во всех случаях таких пробуждений, как еще принято называть излияние Святого Духа, люди пытались концентрироваться на физических исцелениях и еще чем-то, что можно было бы увидеть и услышать, вскоре внимание переключилось именно на изменения скорее душевного характера. Даже послание церкви о переменах, к которым приводит человека обращение ко Христу, стало концентрироваться на внутренних вещах: я меняюсь не потому, что заставляю себя, а потому что что-то меняется у меня внутри. Теперь уже не исцеления от болезни вышло на первый план, а именно исцеление отношений с окружающими людьми благодаря исцелению внутреннего человека, если можно так выразиться. И это не подгон богословия под меняющиеся стандарты современной жизни и не «наш ответ Чемберлену». Потому что вне всякого сомнения исцеления души и работа Святого Духа в церкви были всегда, но такой концентрации внимания на этом не было. За сто лет церковь сотрясалась от споров о внутреннем исцелении (полезно или опасно?), о личном консультировании (необходимо или вредно?), о каких-то особенных молитвах (недопустимо или желательно?), и видениях и личных откровениях (возможно или невозможно?). Споры продолжаются, но понимание того, что Бог вмешивается в деятельность подсознательной сферы и исцеляет ее уже «переварено» христианством. Остаются детали.
Детали создают и картину в Лейкленде. Десятки людей буквально со всего мира приезжают сюда на весь свой отпуск. Иные просто заезжают по дороге на побережье, и остаются на весь срок. Еще больше смотрит трансляции через Интернет. Никакого особенного учения на этих собраниях не дают, практически все время занимает прославление, молитва, пророчества. Выступают разные люди, приглашенные на определенный вечер. Среди людей в зале встречаются люди всех конфессий, включая и традиционных, например, католиков. Никаких «техник» или «методик», все как всегда, просто когда заходишь в зал, присутствие Святого Духа ощущается как бы в очень большой концентрации, опять же если можно так выразиться. В зале порядка 1000 мест, к концу прославления почти все они бывают заняты. В углу может валяться бомж, а дети играют в свои игрушки на полу возле родителей. Обстановка супер дружелюбная, совершенно незнакомые люди запросто общаются между собой.
Церковь это постоянно рапортует о случаях исцеления и даже воскресенья из мертвых, которые так или иначе связаны с этими собраниями. Они делают медицинские освидетельствования, но в прессе продолжают появляться сомнения насчет их подлинности.
Вопрос исцелений всегда тяжело и доказать, и опровергнуть именно потому, что непонятно, каких факторов достаточно, чтобы что-то доказать. Документы медицинские пациентами предоставлялись, но этика (иные утверждают, что не только этика, но и закон, но врачебной этики вполне достаточно) предусматривает вычеркивание имен врачей, сестер и название госпиталя, а таким бумажкам никто не верит. Врачам не очень нравится, когда их фамилии и названия больниц оказываются в подобных «ненаучных» материалах, и они никогда не дают своего согласия на это. Христианским врачам тоже не верят, потому что считают их ангажированными. В церковной среде к подобному пренебрежению уже привыкли, хотя своих врачей они все же просят осматривать пациентов, чтобы не было ошибок со стороны самих пациентов. Потому что часто людям кажется, что они исцелились, а на самом деле этого не произошло. Или их диагноз был не подтвержден лабораторно. Например,человеку сообщают, что у него опухоль, похожая на злокачественную. Он идет в церковь молиться, и опухоль исчезает. Само отсутствие опухоли налицо, но исцелением от рака это нельзя признавать, потому что пока не получены результаты биопсии, раком это считаться не может. Но для исцеленного больного, надо думать, этот факт не имеет такого уж большого значения, так что факт исцеления остается между ним Богом.
Созданный неким Джеймсом Ранди, (Википедия называет его магом и скептиком) фонд предлагает миллион тому, кто докажет сверхъестественное научным образом. Та же Википедия считает, что раз этот приз все еще не у Лейклендской церкви, то их чудеса сомнительны. Но многим представляется сомнительным, что церковь вообще будет требовать что-то у мага, поскольку это все шоу-бизнес, который ничего общего с наукой не имеет.
И конечно, у всех на устах личность самого Тодда Бентли.
Пробуждение началось именно с него. Они приехал в Лейкленд проводить обычную конференцию, и вдруг церковные собрания изменились, люди стали переживать необычайное присутствие Святого Духа. Никто этого не планировал, хотя они и слышали пророчества о том, что в их маленькую, в общем, церковь, будут съезжаться со всего мира. В итоге там действительно уже побывали люди со всей планеты.
Для самого Тодда это, похоже, не было такой уж неожиданность. Стивен Стрейдер, пастор Игнайтед, рассказывал, что той силе веры, что возможны абсолютно все чудеса, описанные в Библии и бывшие раньше, он учился у Тодда. Когда же речь заходит о возможном разводе Тодда, он рассказывает, что Тодд вырос в наполовину бандитской среде в неполной семье, и никогда не имел нормальных семейных отношений. Такой опыт ему только предстоит наработать, что он и сам не отрицает. К тому же на отношения Тодда и его жены повлияло долгое пребывание его в Лейкленде (они сами живут в Канаде) и напряженный график служений. Ничего другого за Тоддом не удалось раскопать: никаких финансовых злоупотреблений не обнаружилось, он живет очень скромно.
Стивен также подчеркивает, что проблемы Тодда не остановили самого пробуждения.
На вопрос о том, насколько это пробуждение способствовало привлечению неверующих людей в церковь, Стивен говорит, что у его удивлению, они не видели так уж много обращений. От 3-х до 20 человек на каждом собрании. Но, учитывая, что собрания проходят два раза в день ежедневно, да еще в городке, где 80 процентов людей уже являются членами церквей, это не такой уж и плохой результат. К тому же на служениях в будние дни там почти все приезжие (около 85 процентов), а, значит, приезд их был целенаправлен, то есть они уже были верующими.
4.
Забавно, что в нашей второй истории тоже появился оккультист, на которого ссылаются нежелающие верить в чудеса. Начали с фей, спиритуалистов и пятидесятников, кончили противостоянием начала 21 века тех же, но уже повзрослевших пятидесятников и теперь уже светских СМИ, ссылающихся на магов, проводящих теле-шоу. Круг как бы замыкается, вопрос чудес никуда с повестки дня не делся.
Да, чудеса всегда будут вызывать у скептиков подозрения, но с другой стороны, формула «век чудес прошел» выглядит для мира еще более подозрительно. Если чудес нет сейчас, то почему я должен верить, что они были раньше? Никакого разумного объяснения прекращению чудес никто предложить не может, и сверхъестественные явления, такие как исчезновение раковой опухоли после молитвы, оказываются как те фотографии фей: то ли было, то ли не было – науке это неизвестно. А ведь когда речь идет об исцелении, то это не игра, как в случае с девочками, а вопрос жизни и смерти определенного человека, возможно, переосмысления его жизненного пути, способности нашей сострадать ему и молиться за него, и самое главное – вопрос о власти Бога (а это один из самых важных богословских вопросов), а также его желании делать невозможное ради нас, обычных, в общем, людей.
Eвгения Игнатьева (псевдоним),
Чикаго, США
Евгения Игнатьева - моя девичья фамилия и псевдоним. РАньше я часто писала под имеенм Анна ЖУковская. ПОд этим псевдонимом шла моя пьеса Винный погреб в тетаре NOTE BENE в Москве. Я устала от того, что меня называют Аней и мой предполагаемый издатель предложил в виде псевдонима девичью фамилию.
Я сейчас живу в Чикаго, где работает мой муж. Осенью должна выйти поя первая большая книга Повести Лисицына.
Пока жила в Москве я печаталась в различных журналах, редактировала газету "Харизма" e-mail автора:eukteam@yahoo.com сайт автора:мой жж
Прочитано 5343 раза. Голосов 2. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Ну, начать хотя бы с того, что Бог не фокусник. Иисус говорил, что знамения не даются равращенным людям. Какова цель доказывания неверующим, было чудо или нет? Люди должны верить через веру, а не через факт. А верующим доказывать наличие чудес не нужно: они знают. Любое чудо атеисты имеют право объяснить "научно". Другими словами, "чудес не существует" - всему должно быть "реальное" объяснение. Например, исцеления - результат самовнушения. Когда явится Иисус - скажут, массовые галлюцинации. А нам то что от их объяснений? Пусть себе внушают, а мы будем исцеляться и исцелять. В нашей церкви несколько бесплодных родили после молитв. Ну, и кто из атеистов поверит бывшим блудницам и наркоманкам, например? Несколько человек исцелились от туберкулеза, несколько - от гепатита. Единицы - от рака и СПИДа. Ну и что здесь такого, что наука не могла бы объяснить (если не можеть исцелить)? Никто не считает за чудо внутренние перемены, когда человек "забывает" вдруг мат или теряет тягу к водке или наркотикам. Другими словами, мир верующих наполнен чудесами, но в мире неверия ничего особенного не происходит. Это нормально, и пытаться менять - напрасная трата сил. Комментарий автора: ДА, так примерно все и считают, поэтому и отношение спокойное. В целом необъяснимые явления происходят довольно часто, поэтому скептики к этому уже привыкли. Удивительно то, что такие судеса становятся предметом спора среди самих верующих разных конфесси, вот это плохо.
Станислав
2008-09-26 03:41:43
Да, к сожалению, есть "Станиславские" и среди "верующих". Вспомним 2 способа форсирования водной преграды. Чермное море Бог был вынужден всю ночь гнать сильным восточным ветром, так что к утру образовался проход, и евреи прошли. Этих Бог назвал неверующими, они все полегли в пустыне. Иордан форсировали иначе: помолились, очистились - и пошли В ВОДУ. Вода расступилась. Вот здесь и проходит водораздел. Наука может только объяснять совершившийся факт. Вера этот факт творит. Неверующие могут форсировать Чермное море (избежать опасностей этого мира своей религиозностью). Но перейти Иордан, войти в обетование - не могут: нужна вера, религиозности недостаточно. Комментарий автора: Наверное, это правильно. Сколько же нужно веры, чтобы в России что-то изменилось.
александр быканов
2008-10-07 17:15:25
согласен с Станиславом и с Вами по поводу веры.Только могу также спросить,сколько же нужно веры,чтобы в Америке тоже что-нибудь изменилось.Вера индивидуальна,каждый отвечает сам за себя перед Всевышним.Так что не упоминайте наверно ни Россию,не Америку.Храни Вас Господь! Комментарий автора: Как в Америке изменится, мы скоро увидим, и в какую сторону.