Для ТЕБЯ - христианская газета

Советы начинающему писателю
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Советы начинающему писателю


Несколько советов начинающему писателю
Что мне нужно, чтобы достигнуть цели?
1. Мне нужна сама цель.
2. Нужна идея соответствующая моей цели.
3. Нужен материал: готовый или сотворенный мною.
4. Нужны инструменты.

Цель.

С этим проще всего. Какая цель может быть у христианина? Только прославить Господа и дать назидание в вере для тех, кому мы служим.
Если наша цель иная: развлечься, самореализоваться, самоутвердиться, прославиться, заработать деньги или что-то другое, то в лучшем случае наш труд будет бесполезен, в худшем – вреден.

Идея.

Тут сложнее. Мало того, что идея должна соответствовать основной цели, так ее зачастую нужно еще поискать и приложить к этому некоторые усилия.
При этом важно позаботиться, чтобы идея была от Духа Святого. Таким образом, она будет соответствовать цели на все 100%.

Как ее искать? Можно просто молиться и ждать, когда подействует Господь. Возможно, у кого-то будет получаться именно так. Но я на этом не останавливаюсь. Обычно идея приходит неожиданно во время чтения Слова Божьего, или трудов одаренных Божьих детей, или возникает в процессе нашей повседневной жизни, когда мы внимательно наблюдаем за происходящим и находим то, чем Господь желал нас назидать. Личное назидание, из которого мы извлекли пользу для себя, с большой долей вероятности сможет принести пользу и другим.
Допустим, вы читали послание к Римлянам, и Господь открыл вам, что можно жить безгрешной жизнью, но только являясь по истине Божьим рабом (пример Рим.6:22). В условиях современного и повсеместного порабощения грехом, эта идея может дать назидание вам и, в таком случае, может послужить замечательным основанием для вашего произведения.
Покажите людям путь к совершенной жизни – это будет соответствовать основной цели.

Берегитесь банальностей! Если ваша идея не потрясла вас самих, то она вряд ли впечатлит кого-то еще. Банальные вещи, пусть даже «правильные» могут принести только вред.

Материал.

Бог дал вам идею. Замечательно. Но идея – это еще не произведение. Идея – жизнь, и этой жизнью надо оживить «кости» и «мясо». Кости – сюжет, мясо – детали.
Хорошо если идею вы почерпнули из жизни. Тогда, по всей вероятности, у вас не будет недостатка в материале, и вам может быть придется изменить только некоторые детали и перенести историю на бумагу. Для этого у вас должны быть всего лишь необходимые «инструменты».
Сложнее тогда, когда вам не чего изменять, когда есть только идея, и нет ни сюжета, ни деталей. (Как в нашем случае из послания к Римлянам)
Поэтому вам придется творить самому. Это интереснее, но сложнее. Тут вам поможет и фантазия, и образное мышление, и юмор, и усидчивость.
К примеру: почему бы ни написать произведение о верующем подростке, который ни как не мог решить проблемы взаимоотношений с родителями, с учебой, с гневом и злоречием, потому что он считал, что сам уже достаточно взрослый и во всем хорошо разбирается. В результате, он ни когда не слушался голоса Духа Святого, Который учил его поступать по Божьему? Помните нашу идею? Хочешь жить святой жизнью – будь на деле Божьим рабом.
Далее вы, используя инструменты и фантазию, прорабатываете сюжетную линию, а затем, творчески наращиваете на этот скелет подробности.
Цель можно считать достигнутой только тогда, когда после прочтения книги читатели смогли сформулировать для себя основную идею, которую Бог ложил вам на сердце.



«Инструменты».

1. Индуктивное или дедуктивное раскрытие идеи.
2. Жанр.
3. Сюжетные времена (хронология эпизодов).
4. Стили.
5. Образы.
6. Диалоги.
7. Времена глаголов.
Если Бог дал вам литературный талант, то инструменты, возможно, пригодятся более всего. Они нужны как дилетанту, так и мастеру, и их не бывает много. Вероятно, некоторые из них вы применяете бессознательно, когда творите, но осознанное применение их с большей долей вероятности сделает ваши произведения более яркими.

Индуктивное и дедуктивное раскрытие идей.

Одна из первостепенных наших задач – раскрытие идей. Мы должны преподнести читателю идею таким образом, чтобы она, не утратив целостности и привлекательности, максимально четко и однозначно была им усвоена.
У нас есть, как минимум, два принципиально различных подхода к будущему произведению. И для начала необходимо как бы взглянуть на наше творение «с высоты птичьего полета», охватить то несуществующее и неопределенное взглядом, чтобы определиться с тем, будет ли читатель с первых же страниц знать какова наша идея, или же он будет приближаться к ее пониманию постепенно, и только в конце он ясно поймет то, что мы хотели сказать. Первый подход будет дедуктивным, второй – индуктивным.
И в том и в другом случае есть свои преимущества.
Как правило, дедуктивный метод проще для написания и в некоторых случаях для понимания (особенно в коротких произведениях для детей, так как у них проблемы с коротким временем внимания). Этот принцип так же позволяет на протяжении всего произведения повторять основную идею несколько раз, что может послужить хорошим поводом для ее запоминания.
Книга Иова яркий пример дедуктивного подхода. С первых же страниц мы видим, что страдания Иова не являются последствием его грехов, но страдает он невинно, защищая ту оценку, которую дал ему Господь. Если бы ни это обстоятельство, то мы до конца произведения терялись бы в догадках, у кого правда у Иова или его товарищей.
Для индуктивного метода характерно постепенное раскрытие идеи. Обычно индуктивно писать сложнее, так как поначалу совершенно непонятно, что вы хотите сказать. Это может быть дополнительным интригующим фактором и будет побуждать читать дальше, но может обернуться и полной потерей интереса читателя, особенно если плохо продуман и затянут сюжет.
История о «ближнем» рассказанная Иисусом в Луки 10 главе построена индуктивно. Слушатели ожидали услышать от Него «кто наш ближний», но в конце истории выясняется, что тут другая идея – «нам не нужно искать ближнего, надо быть самому ближним для каждого».

Жанр.

Иногда, перед тем, как приступить непосредственно к практической стороне дела, сначала полезно рассмотреть вопрос жанра. Можно написать роман, повесть или рассказ; то может быть историческое произведение или фантастика; трагедия, сатира или утопия. Это далеко не полный список обобщенных характеристик произведения, которые мы условно называем жанром.
Именно автор решает в каком жанре будет лучше всего раскрыта основная идея. Бывает, что чувствуешь, исторический роман – самое лучшее для моей идеи, но выбираешь другой жанр, потому что им легче писать.
Историческое произведение требует к себе особенного подхода, многих специфических знаний, чтобы автор не попал впросак, если его детище попадет в руки действительного специалиста. Как минимум придется изучить исторический период, в котором будут разворачиваться наши события, и не поверхностно, а глубоко, с учетом культурного фона, этнических особенностей и множества важных деталей, таких как принятое в то время летоисчисление, распространенные имена, кулинарные пристрастия и т.д. Все это требует многих дополнительных усилий и времени. И без этого не получится ни чего стоящего.
Проще писать о своем времени и местности, потому что не требуется дополнительно готовиться. И может быть полезно подумать над тем, нельзя ли туже идею хорошо передать в нашем современном контексте?
Фантастический жанр еще проще. Можно смоделировать любой контекст, чтобы он хорошо подходил к идее. Однако есть один существенный недостаток, не все люди воспринимают фантастику. Многие же из тех, кто воспринимают ее, относятся к ней, как к развлекательной литературе, и не придадут серьезного значения самому главному – идее.
Бывает, встретишь роман, основная идея которого не тянет и на рассказ. Такого несоответствия следует опасаться, и если произведение вытекает в рассказ, не стоит на этом замешивать эпопею. Лучше качественный рассказ, чем бессмысленная мыльная опера.
Когда есть желание сотворить роман, необходимо вымолить у Господа соответствующую идею. Но лучше, чтобы идея появилась раньше желания написать что-то большое.

Работа над сюжетом.

Предположим, что у нас есть идея «Будь Божьим рабом по истине и пойдешь путем совершенствования» (Рим. 6:22). Есть пару набросков про мальчика-неудачника, который верит в то, что он со всем справится самостоятельно, и поэтому не хочет слушаться голоса Духа Святого. И мы уже глянули на нашу идею и будущее произведение «с высоты» и выбрали дедуктивный принцип раскрытия идеи, так что главная тема должна быть ясна с первых страниц.
Писать будем в реальном времени, чтобы избежать дополнительной подготовки. Это будет небольшой рассказ, который закончится естественным образом, когда придет к полноте выражение главной идеи. И это будет простая драма.
У нас нет ни какого дополнительного материала, так что весь сюжет и детали мы вынуждены придумать. Для тех, у кого нет проблем с фантазией это благословение, для других «проклятие». Этим другим остается только посоветовать заняться чем-нибудь другим, потому что писатель без фантазии все равно что слепой художник.
Начать фантазировать нужно с основной сюжетной линии. Сначала мы придумываем хребет. Для этого нам надо иметь ввиду, что самые замечательные идеи на этом этапе зачастую безнадежно утопают в банальностях так, что потом ни какие детали уже не в состоянии сделать наше произведение привлекательным для читателя. Сюжет должен быть увлекательным, как в общем, так и в деталях. По этой причине лучше всего начать с чего-то острого, необычного, с такого события, которые часто делают нашу жизнь такой яркой и гротескной.
Например.
Наш герой подросток из семьи верующих родителей готовящийся к крещению решается отправиться на дискотеку со своим школьным товарищем, для того, чтобы обратить его в веру. В сложных обстоятельствах он не справляется с ситуацией и втянут в преступный поступок, так что попадает на скамью подсудимых. Перед лицом страшной неизвестности в памяти возникают эпизоды, в которых Дух Божий явным образом говорил к нему, но он не желал быть послушным. Он раскаивается, и Бог дает ему новый шанс, который он не упустит.
Хребет есть. Его может хватить на повесть или на коротенький рассказ, многое будет зависеть от наших желаний и средств. Эта прямая сюжетная линия может обрасти подробностями и превратиться в замечательное произведение, но с ней можно сделать кое-что еще.
Существует понятие о так называемых «сюжетных временах». Это когда прямая сюжетная линия разбивается на эпизоды и хронология произведения нарушается автором, т.е. эпизоды переставляются местами, так что конец истории может оказаться в начале, а дальше будет то, что предшествовало этому концу.
Вариации с сюжетными временами подходят не для каждого произведения, потому что иногда вносят не нужную путаницу, так что читатель не может понять, что вообще происходит. Но если этот прием правильно применен, то во многих случаях он может быть оправдан, так как часто добавляет в произведение живость и остроту.
Мы можем начать с того, как наш герой договаривается с товарищем о дискотеке, потом эпизод с мамой, которая не желает пускать его, затем вечерние неприятности, потом подавленность и ожидание страшных последствий, суд и благополучный исход дела. Это будет соответствовать нашей прямой сюжетной линии.
Но мы можем использовать и сюжетные времена, чтобы добавить остроты в нашу историю. Начнем со скамьи подсудимых. И в процессе суда один эпизод за другим всплывают в памяти нашего героя, и всякий раз ретроспективно он вспоминает, как доходчиво и ясно говорил с ним Дух Святой, и как он отвергал этот заботливый голос.
В таком расположении наша основная идея прозвучит особенно отчетливо в каждом эпизоде, потому что читатель будет смотреть на нее с перспективы судебного заседания. Кроме того, начало будет более острым и интригующим, что немаловажно для общего впечатления о произведении и усвоения основной идеи.

Стиль.

Приступая непосредственно к написанию нужно иметь ввиду, что проделанная подготовительная работа может быть сведена на нет такой вещью, как стиль.
Вечерняя одинокая баржа по Москве-реке, по той самой мутноводой и местами покрытой цветными масляными разводами, иногда покрытой мелкой рябью, но сегодня особенно спокойной, лишь слегка шепчущей прибрежными камышами, печально наклонив в сторону берега коротенький кран, плывет, покачиваясь, время от времени причаливая к посеревшим от грязи пристаням.
Основа стиля это те предложения в совокупности, которыми мы выражаем свои мысли в письме. В разговорной речи может быть все в порядке, но когда доходит до письменного изложения мысли, часто возникают проблемы. Как правило, эти сложности не свидетельствуют об отсутствии таланта, а скорее о малом опыте письменного изложения мысли. Это вполне поправимо, и путем тренировки многое можно исправить. Но важно при этом понимать, чего надо опасаться и с чем бороться.
Посмотрите на представленное выше предложение. В нем показаны несколько основных неприятностей, которые поджидают нас, когда мы начинаем писать.
Самым неприятным для читателя в данном случае будет «глагольный отрыв». Это когда функциональный глагол (сказуемое) отделяется от главной темы предложения (подлежащее) большим отрезком текста. Между словом баржа и словом плывет расположено по меньшей мере 27 слов. Подобные разрывы сильно ухудшают читабельность текста и утомляют читателя, тем, что в процессе чтения теряется нить рассуждения и приходится перечитывать заново все предложение. Но хуже то, что подобное выражение мысли быстро входит в привычку и из стилистической ошибки превращается в плохой стиль произведения. Подобное замысловатое изложение может показаться автору блистательным остроумием, но вот читать такие книги одно наказание.
Тавтология или неоправданное повторение одного слова в предложении тоже сильно бросается в глаза, но, похоже, что это не входит в привычку. Вероятно, это простое последствие невнимательности. Для того чтобы избавиться от этого недостатка, обычно достаточно дать прочитать написанное ближнему, и он укажет на все, что режет глаз.
В больших предложениях важно также оберегаться от частого употребления причастий, деепричастий и их оборотов, так как большое их наличие нарушает логические связи существительное-глагол. Читателю, в таких случаях приходится сосредотачиваться, чтобы верно понять смысл написанного, от подобного чтения человек быстро утомляется. Мы же не хотим, чтобы читатель утомился и отложил книгу раньше, чем дочитал ее до конца?
В конце концов, каждый человек, который пишет сколько-нибудь, вырабатывает свой стиль, неповторимый и замечательный. Я лично верю, что если мы будем воздерживаться только этих трех вещей, то остальные недочеты стилистики нам простят редакторы, а читатели даже не заподозрят об их существовании.
Если говорить о том, чего нам опасаться не следует, то не лишним будет упомянуть о лицах. Прежде чем приступить непосредственно к написанию, необходимо определиться от какого лица будет повествование. Это может быть очень важно, так как различные жанры предполагают разные подходы в выборе лица. Например, автобиографии лучше воспринимаются, когда они написаны от первого лица. Приключенческий же сюжет очень сложно выразить от первого лица, гораздо проще от третьего и написать и прочитать.




Образы.

Разговор о стиле может показаться немного теоретическим, но только до тех пор, пока мы всерьез не займемся делом. Если же мы шагаем далее, то от сюжета и стиля мы неминуемо должны прийти к тем деталям, которые составляют существенную часть нашего произведения.
К образам относится все то, что представляет себе читатель, когда читает то, что мы пишем. Прежде всего, это конечно образы героев.
Образы героев должны быть яркими и конкретными. Недопустимо, чтобы разные люди, читая, представляли себе различные образы. Прежде всего, это конечно же не цвет волос и форма тела, а скорее психологический портрет, сущность человека, его образ мысли и мотивации. Надо помнить о том, что каждый человек – особенная личность, и поэтому не могут наши герои на одну и туже ситуацию реагировать одинаково. Не могут они одинаково выражаться, так как даже словарный запас у них различный. Кто-то из них скучен и занудлив, кто-то замкнут и немногословен, кто-то напротив болтлив и легкомыслен. И прежде чем писать о каждом из них писатель должен сам определиться в подобных вещах достаточно точно, чтобы образы не получились размытыми. Если мы не представляем себе своего героя отчетливо, то лучше пока о нем не писать, лучше поразмышлять о нем, помолиться, чтобы Господь послал ясное представление.
Когда же образ «созреет», тогда все, что выйдет из-под нашего пера, будет соответствовать ему, и не создаст у читателя противоречивого чувства. В процессе написания мы будем думать так, как думает наш герой, мы будем чувствовать, что он хочет сказать, или как склонен отреагировать на сложившуюся ситуацию. Важно дать возможность читателю сопереживать героям, иначе наше произведение ни кого не заинтересует. В каждой книге есть хотя бы кусочек жизни. Лучшие книги это те, чьей жизнью вы живете, когда читаете их.
Каким же образом мы можем передать тот образ, который созрел в нашей голове. Для этого, как говорится, все средства хороши. В нашей повседневной жизни на что мы обращаем внимание, когда складываем впечатление о каком-то человеке? Буквально на все: привычки, ужимки, слова паразиты, стиль изложения мысли, тип характера, запах, физические недостатки и т.п. Все эти вещи можно использовать в изложении между прочим, вскользь, формируя представление читателя. Лучше всего, когда это происходит ненавязчиво, на протяжении, возможно, всего произведения. Потому что сухие описания, оторванные от течения жизни, выглядят монотонно и нудно, а порой так нарочито, что отпадает желание дальше читать.
Кроме того, между делом можно передать такие нюансы, которые практически невозможно красиво выразить через обычное перечисление особенностей.
Когда дубовая дверь медленно отварилась, и в зал степенно вступил судья, сердце Славика сжалось, к горлу подкатил ком, а по ребрам побежали неприятные прохладные капли. Он ненавидел себя за эти капли, и ему, как всегда в подобных ситуациях, показалось, что все почувствовали этот отвратительный резкий запах. Он затравленно обернулся и встретил ободряющий взгляд маминых заплаканных глаз. Рука произвольно скомкала бумажную салфетку…
Он печально улыбнулся ей, и маленькая ямочка показалась на щеке. Она неуверенно протянула нежную руку, коснулась его лица и дрожащим пальцем смахнула набежавшую слезинку. За последние пару дней ее теплые голубые глаза заволокло мутной печалью. Сколько может выдержать материнское сердце?..
Кроме того, важно параллельно с образами героев передавать и образы фона. Читатель должен как можно отчетливей представлять себе окружающую героев атмосферу или даже мог погрузиться в их реальность в своем воображении. Благодаря фону изложение получается более жизненным.
…Зал заседаний встретил его ярким светом, смешанным запахом лака, резины и духов. Вокруг царила деловая суета. Приглушенные голоса сливались в тревожный гул, словно отдаленные раскаты грома перед грозой…
…Вдруг все смолкло. В давящей тишине Славик услышал как запертая муха отчаянно бьется в окно, но мир был равнодушен к ее судьбе, как впрочем и к его. Неподвижные караульные чопорно уставились куда-то вдаль. Судья поднялся и обратился к окружающим хрипловатым, прерывающимся от одышки голосом…
Природные описания добавляют особенную чувственность и с большим успехом, чем скажем описания внешности, передают душевное состояние героя, когда автор желает приоткрыть его внутренний мир.
…Утреннее солнышко уже начало пригревать, и если бы не прохладный северный ветер да желто-красная листва на деревьях, можно было бы подумать, что лето еще не оставило наш край. Легко и непринужденно опавшие листья перелетали с места на место и попадали под ноги мягким покрывалом. Он шел медленно, аккуратно ступая на этот очаровательный живой ковер, и полной грудью вдыхал прохладный немного влажноватый воздух. Этот день для него сотворил Господь, и это был первый день его новой жизни…
В отношении образов надо вспомнить еще про то, что не бывает абсолютно негативных людей и совершенно положительных героев. Если вы не ставите перед собой цели писать про Христа или дьявола, то этих крайностей стоит остерегаться. Читатели хорошо воспринимают фантазию, но плохо относятся к неправде. То, что они ни когда не встречали в повседневной жизни, но встречают в наших книгах, может стать серьезным препятствием для усвоения ими тех истин, которые мы желаем передать. Человек подсознательно чувствует, что истина базируется только на правде. Поэтому, если ваш главный герой ни когда не совершает промахов, то это либо Христос, либо не «настоящий» персонаж, на который ни кто серьезно смотреть не будет. Также обстоит дело и с «отрицательными» героями. Они тоже люди – кого-то любят, о ком-то по своему заботятся и иногда тоже делают кому-то добро. Образы должны быть максимально жизнеспособны, подобны живым людям, которые окружают нас.

Диалоги.

Диалоги очень важная часть любого художественного произведения. Мало серьезных вещей обходится без них. Именно диалоги очень глубоко и красочно рисуют характеры героев. Поэтому они тесно связаны с образами. Ведь диалогами можно передать не просто обмен словами, но и настроение, и образ мысли, и интонацию, и недостатки (акцент например), и уровень воспитания и образованности героев.
Чем больше в произведении диалогов, тем ярче и конкретнее будут образы героев, тем живее и интереснее будет чтение.
Диалоги могут быть открытыми – между людьми, и нести в себе практически любую информацию, которую автор желает донести до читателя. Но могут быть и «внутренние», когда герой разговаривает с кем-то в мыслях. Подобными диалогами можно с успехом передавать истинное состояние героя, когда он не искренен с окружающими, или его внутренний мир, состояние души в конкретный период времени.
Огромные объемы скучных описаний могут быть с успехом заменены несколькими предложениями в разговоре между героями. То, что требует детальных разъяснений в описании, в диалоге идет подтекстом и понимается читателем «с полуслова».
К остановке подкатил старенький троллейбус. За стеклом маячила нарисованная неумелой рукой восьмерка.
- В город? – спросил в открывшиеся двери Гена.
Водитель устало кивнул.
- Через Заречный. – Равнодушно бросил он в ответ.
Гена только безразлично дернул плечами и ступил на подножку.
Из такого короткого диалога читатель сделает массу выводов. Гена вышел на остановку, чтобы ехать в город. Города, по-видимому, он не знает и в отношении маршрутов общественного транспорта тоже не в курсе. Чтобы в повествовательной форме красочно передать эту информацию, вероятно, потребуется гораздо больше усилий и объема текста.
Если автор желает красочно выразить образы героев, ему надо стараться разговорить их. Ибо в разговоре ярче всего передаются многочисленные качества личности, которые читатель будет улавливать и строить свое представление о нашем герое.
Кроме того, вместе с диалогами можно легкими мазками очерчивать детали фона, на котором происходит действие, можно передавать различные ужимки, привычки характерные для конкретных героев жесты, так что читатель будет буквально видеть каждого героя в своем воображении.
…- Как только его увидишь, тебе надо будет сделать три вещи: поклониться, подать руку в ответ на его приветствие и… - Надя немного замялась, а за тем уверенно загнула третий палец у самого лица Славика, - передать ему этот конверт.
- С чего ты взяла, что это хорошая идея?
Надя нахмурилась.
- И не подумаю вступать с тобой в пререкания! Сделаешь так, и баста! – Отрезала она и для выразительности рубанула в воздухе ребром ладони, как это делают каратисты.
Славик хотел еще что-то возразить, но, видя, как упрямо нахмурился ее лоб, только безнадежно махнул рукой и повернулся к Виктору, ища сочувствия. Но тот все еще смотрел на Надю и отчаянно грыз ногти. Все располагало к тому, что Виктору пока сказать было не чего…

Времена глаголов.

Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики. (Мф.26:34-35)
В разговорной речи, к сожалению, мы мало используем те возможности, которые язык технически дает нам. Научись мы делать это, наша речь стала бы куда выразительнее, краше. Но на бумаге мы можем сделать кое-что не прилагая больших усилий. Достаточно поразмышлять о временах глаголов и поэкспериментировать с ними, чтобы на деле иметь возможность оживить наши повествования.
Обратите внимание на эту цитату из Писания. Обычное описание, как правило, приводится в прошедшем времени. Когда мы что-то кому-то рассказываем, то используем глаголы: был, пришел, узнал, ответил и т.д. Тем самым мы предлагаем собеседнику окунуться в прошлое, косвенно даем понять, что все это было, но теперь уже не имеет места. Тогда как зачастую настоящие последствия того, о чем мы говорим в прошедшем времени более важны и актуальны сейчас, чем само событие в прошлом. Как же нам выделить в описании наиболее важные моменты, оживить их, сделать на них особенный акцент? Многие языки позволяют сделать выход из прошедшего в настоящее, с тем, что собеседник понимал – описываемые события происходят в прошлом.
Иисус сказал ему. Говорит Ему Петр. Переходом из прошедшего времени в настоящее евангелист желает особенно обратить наше внимание на слова Петра, потому что как мы знаем, далее следует продолжение этой истории. Когда же речь заходит о других учениках, то мы воспринимаем информацию как бы вскользь, между прочим, потому что евангелист опять использует прошедшее время.
Используя этот несложный прием, мы с успехом можем оживлять важные моменты в нашем повествовании.
… Эти двое, по обыкновению, проводили вечер в таверне. Уже заканчивалось пиво в кружках, так что Гендель начинал подумывать о чем-то покрепче. Как вдруг дверь таверны распахнулась и с мороза на теплые доски падает женщина, и изумленные мужчины слышат ее сдавленный крик:
- Немцы в городе!..
Евангелие буквально пестрит этими приемами, так что, обращая на них внимание, мы могли бы получать дополнительное назидание, следуя за тем, что автор хотел подчеркнуть.

Временем глагола так же можно украсить повелительное наклонение. Обычно повелительное наклонение мы реализуем простым глаголом, отвечающим на вопросы: что делай? Что сделай?. Мой посуду, помой посуду.
Но фразу подобную иди и сделай можно нетрадиционно заменить глаголами будущего, прошедшего и настоящего времени, и при этом смысл повелительного наклонения остается, но появляются новые акценты и разнообразие в повествовании.
Ты пойдешь и сделаешь!
Быстро пошел и сделал!
Ты идешь и делаешь!

«Материал».

В том случае, если мы уже имеем какой-то объем материала и желаем его использовать, чтобы максимально объективно представить происшедшее для нашего читателя, почти наверняка имеющийся багаж будет не полный, или что-то из него мы просто не сможем использовать, например, из этических соображений.
Прежде всего, если мы используем реальные события, нам надо помнить о том, что мы необдуманно можем осветить чью-то личную жизнь и нанести тем самым вред конкретным людям. С этой целью большинство писателей предпочитают, как минимум, изменять имена своих героев на вымышленные, не использовать описания мест их реального проживания и искажать образ героя так, чтобы этого было достаточно для безопасности реально живущего человека.
Лучше воздерживаться от интригующих тайн, которые имеют место в реальной жизни, так как этим может быть причинен психологический вред для тех людей, кого это касается, даже если нам кажется, что для них это уже не имеет значение.
Жизненные ситуации порой изобилуют всевозможными подробностями, которые не относятся к нашей идее. Подобный литературный мусор будет сильно отвлекать читателя от главной мысли, рассеет его внимание, и в результате, мы не достигнем поставленной цели. Поэтому большое значение имеет наше чувство меры, там где дело доходит до подробностей. Порой приходится без сожаления откинуть 95% информации, только потому, что она не имеет прямого отношения к нашей идее. Возможно, вас будет мучить мысль, что полнота и правдивость повествования одно и тоже. Не смущайтесь, это не так. Для нас важна идея, которую мы почерпнули из жизни и желаем передать читателю. Чем лучше мы выкристаллизуем ее, чем гармоничнее подадим, тем лучше читатель ее усвоит. В этом смысле краткость по истине – сестра таланта.
Иногда наша идея рождена во время исследования Писания. Часто в этом случае у нас не достаточно информации для сто процентного воспроизведения истины. Мы можем быть правы в смысле идеи, но чтобы облечь ее в литературные формы придется добавить к библейским фактам не существующие, но возможные подробности. Иногда это оправдано, иногда без этого вообще обойтись не возможно.
Множество библейских сюжетов могли бы дать читателям колоссальное назидание, но остаются вне внимания писателей. Слишком много сил приходится затрачивать на исследование Писаний, чтобы написать что-то стоящее. Кроме того нас пугает ответственность. Всегда остается не нулевая вероятность извратить истину. Но у того, кто не пробует получается гораздо реже, чем у того, кто пытается совершить.

Об авторе все произведения автора >>>

Павел Сильчев, Екатеринбург Россия

e-mail автора: silchev@ukr.net

 
Прочитано 8561 раз. Голосов 6. Средняя оценка: 4
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Светлана Капинос 2008-08-24 05:52:49
Удивительно, что нет отзывов, ведь статья-то Ваша весьма актуальна и полезна.
Спасибо, что поделились!
 Комментарий автора:
Благодарю!
Нет отзывов, возможно, потому что слишком низок уровень подачи материала. Когда Господь меня подрастит, то будет все по другому.

александр быканов 2008-08-25 07:54:46
Во многом очень полезно!Лично я с жалостью отношусь тем ,кто страдает тщеславием или желанием самоутвердиться.
Цель у писателя должна быть только одна-если кому то будет легче или кто-то приобретёт твой опыт в той или иной ситуации после прочтения.Удачи Вам,храни Вас Господь!
 
Ворчливый Petrovich 2008-08-26 08:08:17
Я бы добавил пятый пункт и поставил его на первое место: грамотность. О стилистике вы упомянули, но орфографические ошибки и фактологические неточности (исторические, географические и пр.) – тоже, как жирные кляксы в школьной тетрадке. Такая вот история с географией.
 Комментарий автора:
Простите, почему вы выбрали себе такое имя, ведь где зависть и сварливость, так неустройство и все худое?
К сожалению, я с вами не согласен. Мне приходилось и в школе, и в университете читать всякого рода грамотную галиматью. А если галиматья безграмотная, хоть не так обидно, можно подумать, что человек только начинает, делает первые шаги... Да, к тому же, у нас должно быть достаточно любви к людям, чтобы ее хватало хотя бы покрывать орфографические ошибки и неточности истории и географии. Гораздо страшнее не знать Христа, не ведать Его жизни.

Оксана Кальник 2009-11-24 07:07:45
Спасибо. Понятие и осмысление правил написания литературного произведения- очень важно для меня. В сознании своем я все это понимала , но куда лучше прочесть с листа.
 
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Радующимся гонениям на христиан в России - Igor Kolgarev

Разве вы не читали? - Николай Николаевич

Всласть имущие или о необходимости политической реформы - Александр Грайцер

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
*** - Андрей Блинов

Поэзия :
*** - Светлана Краскова

Проза :
И блудницы тоже каются - Ирина Платонова

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100