Ты снова на грани миров, в молчаливом пространстве,
С душой в пояснице, свернувшейся в серый клубок,
Стучится в крестцовую кость твой израненный бог,
И внемлет ему Бог Отец, в несказанном убранстве.
Спеши же Невестой на лоно сердечной любви
в объятья Святого,- нужны лишь надежда и вера,
Чтоб слиться в одно. Обнимая, Божественный Эрос
Тебя вознесет в Небеса, и Сияющий Вихрь
Позволит вкусить от блаженства, на время…
Не время, и снова душа в пояснице свернулась в клубок,
И снова Отец наш Небесный безропотно внемлет,
Как бьется в крестцовую кость твой израненный бог.
Прочитано 3692 раза. Голосов 9. Средняя оценка: 2.89
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Божественно только Агапэ, Эрос- это не наш метод! Комментарий автора: Скажите, вы действительно, ничего не знаете о Божественном Эросе? Об этом пишут испокон веков, начиная от средневековых мистиков искателей Бога, до католических святых и православных святых отцов.А по вашему эрос это изобретение сатаны?
***
2008-07-30 12:05:22
Что Вы мне всё про авторитеты средних веков? Вы НАПИШИТЕ о божественном эросе в Исусе Христе.
В греческом языке есть три слова для обозначения любви (возможно
и больше) - Агапе(любовь к Богу,которой учит сам Бог) Эрос -
пламенная и возрастающая любовь к женщине,и Филия,дружеская любовь.
Почему то в Вашем стихе божественен только Эрос.
Мой вопрос воть в чём: зачем воспевать идола? Впрочем человек всегда старался заменить Бога идолом. Зачем это нужно поэтам?
P.S. Я смотрю, мимоходом, Вы уже кого то на этом сайте охристианили своими коментариями, ставит единицы без коментариев. Ставлю вам пятёрку за стиль в двенадцать строчек. Как он хоть называется? Комментарий автора: И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца.
Общеизвестно,что Церковь Божья является Невестой Христа, а следовательно, и каждый верующий, независимо от пола, ибо на Небесах все будем как Ангелы, Божественный Эрос нельзя путать с либидо. Любите Христа, как его верная Невеста, ожидающая своего Небесного Жениха.
1-***
2008-07-30 13:17:12
Жалко, что три звёздочки мои используют, заглянул и чуть в обморок не упал. Теперь выглядит, как буд-то я это написал.Ладно, меняю имя. Светлана, где написано, что ЦЕРКОВЬ - невеста Христа? А если считать, что речь о жене - это речь об Израиле, породившем Христа? Церковь - это тело Христа, где Христос является головой. 1 Коринф.10:17, 1 Коринф.12 (особо 27 стих).Ефефс.1:22-23!!! Может ли тело являться собственной невестой. И что это за жена (невеста) породившая младенца и скрывшаяся в пустыне? Вы воспитаны на парадигме, это и есть Ваше "здравое" толкование Библии? Комментарий автора: Прочтите вот это, хороший проповедник
http://forum.4oru.org/viewtopic.php?t=3830Вечная цель Духа Святого в нас - это привести нас домой, к Иисусу Христу, как Его вечную беспорочную Невесту.
Дух Святой пришёл, чтобы обитать в вас и во мне, чтобы запечатлеть, освятить и приготовить нас всех для брачного пира со Христом. Он был послан в наш мир приготовить Невесту для брака со Христом!
Образ этих отношений между верующими и Духом Святым мы находим в Ветхом Завете в 24 главе книги Бытие. Авраам послал своего старшего слугу Елиезера найти невесту для сына Исаака. Имя "Елиезер" значит "великий Божественный помощник." Это прообраз Духа Святого. И точно так, как Елиезер вернулся с евеккой, чтобы представить её, как невесту, для Исаака, таким же образом Дух Святой доставит Невесту для нашего Господа Иисуса Христа. "
"
Чёрный Георг
2008-07-30 13:35:51
Свет, не знаю, что здесь сказать по сути. Очень спорный стих. В смысле - взгляд очень спорный. Вы смешиваете здесь эллинизм и христианство... Не знаю, насколько это канонически-корректно. В принципе, в Библии упонинаются 4 вида любви: любовь между родителями и детьми, любовь дружеская, любовь к Богу и любовь эротическая. У Вас здесь проиходит интересное смешение двух последних. Но комментировать такую
Из чисто практических мелочей: я бы посоветовал поставить запятую и тире после "святого".
Чёрный Георг
2008-07-30 13:38:14
Извините, неполностью скопировалось из транслита:
"Но комментировать такую смесь с богословской точки зрения я бы не взялся." В любом случае, стихотворение подталкивает к размышлениям. Комментарий автора: Благодарю за отзыв. Уверена, что вы не правы,это далеко не эллинский взгляд, а для католиков, к примеру,вполне канонический.
К примеру, чтобы не быть голословной
Адам познал Еву, жену свою, и она зачала" (Быт. 4,1) - эта фраза сразу вводит читателя в глубину древнерелигиозной мысли. "Познал" здесь означает "совокупился". Познание (в любви) здесь понимается как половое соединение. Половое соединение должно быть познанием, видением себя в другом и другого в себе ради более полноценного приобщения к Божественной жизни, ибо половое соединение двоих в любви есть ступенька к соединению их с Творцом. Кстати, после такого рода познания происходит зачатие новой жизни, и человек приобщается, как со-творец Бога, к тайне творения.
Но любовь-познание между людьми должна быть осознана как земное отображение любви-познания между Ягвэ и Его народом: "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими". (Втор. 6,4-5). Поистине, такое с трудом можно отыскать в другой религии или философии: страх, трепет, ужас пред Богом у одних, растворение в Нем у других, отчаяние, сомнение, равнодушие у третьих. Но здесь от человека требуется именно любовь. Что значит для в.з. человека любить Бога, "как это может быть?"
По мере проникновения в книги В.З. становится ясно: на протяжении истории Израиля происходит, если можно так выразиться, взаимное узнавание Бога и избранного народа, и чем глубже познание Его премудрости и Слова, тем яснее вырисовывается образ: Бог любит Свой народ и требует от него свободного произволения в любви, требует верности Завету, исполнения заповедей, требует ответного проявления воли. Бог - муж, а Израиль - жена. Жена эта столь часто не желает быть ею, что названа неверной женой, даже Блудницей. Между Богом и народом Израиля "завязывается связь, соединяющая последний с Ягвэ в Божественном эросе
Но апогеем ветхозаветного гимна Божественному эросу является Песнь Песней. Даже современного читателя она привлекает своим эротизмом, и он бы очень удивился узнав, что в древности эту книгу рекомендовали для чтения совершенным монахам. Включение этой древнейшей венчальной песни, этого возвышенного панегирика чувственной любви в канон Библии - книги о спасении, не должно выглядеть странным в свете всего высказанного о Ветхом Завете
за упоением взаимного любовного созерцания и полового обладания как бы присутствует все тот же второй план: Жених - Ягвэ, Невеста - это непорочный "остаток" Израиля, а земной восторг половых отношений предугадывает духовное восхищение
У ап. Павла мы находим дальнейшее развитие ветхозаветной темы любви Бога и человека; оказывается, что христианские брачные отношения связаны с тайной и жертвой Христовой любви: "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос - глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям... Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за Нее... должны мужья любить своих жен, как свои тела; любящий свою жену любит самого себя... Тайна сия велика... по отношению ко Христу и к Церкви" (Еф.5,22-25,28,32).
http://www.krotov.info/lib_sec/25_sh/shih/shihlyar.html
Вышеславцев"Этика преображенного эроса"
такое платоновское выражение, как именно "эрос" очень рано приобретает права гражданства в христианской богословской литературе и даже в частности в аскетических трактатах. Но по неведению, и во всяком уж случае не по бедности языка, отцы церкви часто прибегают к термину "эрос", как и св. Григорий Нисский охотно называет нашу любовь к Богу словом φιλτρον, τ. е. придавая этой любви смысл чего-то чарующего, опьяняющего, увлекающего. Западные писатели, как это указал Шольц, в процитированной выше книге, следуют скорее за ап. Павлом, но они в большом числе пользуются своим латинским "caritas". Таков был блаж. Августин, Данте и Паскаль.
Как бы то ни было, слово "эрос" часто и охотно употребляется нашими святыми подвижниками, нашими аскетами, нашими мистиками. Слово это могло, конечно, иметь и тот свой смысл, какой оно приобрело в обывательском сознании, т. е. любви специально чувственной, приближающейся таким образом к "libido" фрэйдовского психоанализа. Это и побудило псевдо-Ареопагита написать несколько строк в защиту употребления этого слова, вульгаризированного "чернью". Но образованные богословы, например: Св. Исповедник Максим, возвышенный аскет и тонко образованный эллин, неоднократно пользуется этим именем для обозначения нашей любви к Богу. Его мы найдем особенно часто у св. Фотия Константинопольского, у св. Григория Паламы и у многих мистиков православного Востока.
Проф. Вышеславцев построил свою яркую и столь полезную книгу на этой мысли о возможности развития "эроса" от форм низших, вульгарных, т. е. от чисто чувственной любви до форм самых возвышенных, духовных, исходя из учения того памятника, который в историко-богословской науке известен под именем "Ареопагитик" или творений некоего автора конца V или начала VI века, который долго отождествлялся с апостольским мужем св. Дионисием Ареопагитом, но не имеет с ним ничего общего. В трактате "О божественных именах", входящих в состав Ареопагитик автор говорит о том, "что толпа не понимает смысла божественного имени "эрос", отождествляя его с чувственным и телесным "эросом", что не является истинным "эросом", но его отображением" (гл. IV, пар. 12). Несколько выше автор зовет не смущаться именем "эрос", так как это понятие может быть возведено, т. е. возвышено, преображено и просветлено. Ниже (пар. 15) говорится о разных ступенях этого "эроса" как "силы единения и смешения"; "эрос божественный, эрос ангельский, эрос разумный (духовный), эрос душевный и эрос физический". Важно то, что автор этого замечательного трактата, прекрасно знакомый с духом греческого языка и его богатством, не колеблясь, применяет то же самое слово, как к ступеням любви, так и к высшим, — ангельскому и божественному
1-***
2008-07-30 15:52:14
Насчёт 24й главы Бытия. А нельзя её понимать как подтверждение того, что Бог среди народов просто выбрал один для Своих целей. Тогда речь идёт об Израиле. Церовь, как тело Христово, может присутствовать на бракосочетании, но не в качестве невесты. Вы конкретно можете указать, что церковь названа невестой Христовой? Меня интересует Ваше личное исследование, а не взгляды на это, скажем, католиков или кого-то ещё? Кстати, это не мой вопрос. Комментарий автора: Что для вас Церковь?
"Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос - глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям... Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за Нее... должны мужья любить своих жен, как свои тела; любящий свою жену любит самого себя... Тайна сия велика... по отношению ко Христу и к Церкви" (Еф.5,22-25,28,32).
Как муж и жена ствновятся одна плоть, так и Церковь единым телом со Христом т.е телом Христа
*****
2008-07-30 18:32:29
Ваши стихи-чудесны. Ваши теории из области речи адвоката, защищающего серийного насильника: всё насилие представляется как божественный Эрос.
Давайте выпустим насильника, если он так божественен, пусть эросирует и далее, если это так божественно.
Да разные были философские школы в разные времена. Люди очень странны и не последовательны в своих умозаключениях, при чём здесь Божественная Любовь?
Церковь представленна Невестой, но где Вы откопали, что брачная ночь обещанна каждому верующему как члену Церкви? Комментарий автора: Ни Божественный Эрос, как одно из качеств Бога, как одна из составляющих любви Агапе,ни сам Бог, не нуждаются в адвокатах, так как ничего не делает насильно, уважая свободную волю и право выбора каждого человека. С насильником мне сталкиваться приходилось, он так же не нуждается в адвокатах, но очень нуждается в рабах, этот насильник сатана.
Каждый верующий является членом тела Христова, а так же Его Невестой.
Чёрный Георг
2008-07-31 10:51:11
Свет, я о католичестве знаю, думаю, куда больше, чем о православии (просто не хочу здесь на сайте об этом рассказывать). Так вот, я могу сказать со всей уверенностью одно: католическая церковь эротику особо не приветствует. Она от нее отстраняется (не то, чтобы отрицала либо запрещала, но - предлагает обращаться с ней осторожно). И - в любом случае - не поощряет. У Вас здесь в стихе звучат дохристианские мотивы, - это скорее похоже на митраизм (из которого христианство, собственно, и возникло). Вот там эротика, действительно, провозглашается чем-то культовым, чему следует поклоняться... Боюсь, христианская церковь - в том числе и католическая - придерживается куда более аскетических позиций в этих вопросах. Комментарий автора: Проповедовать эротику в церкви небезопасно, с этим не могу не согласиться, и тем не менее Песнь Песней включена в канон, прежде, чем говорить о Божественном Эросе, необходимо понять, что такое аскеза, и что тело наше не для блуда, но для Господа, и что Божественный Эрос не то же, что и либидо. Это в церкви, но у нас то с вами другие задачи это поэзия.
Хочу предложить вам внимательно прочесть статью самого главного католика, скопирую ее сюда
"Эрос" и "агапэ" - различие и единство
3. Любовь между мужчиной и женщиной, которая рождается не из мысли и воли человека, но каким-то определенным образом внушается ему, античная Греция назвала эросом. Скажем сразу, что в греческом переводе Ветхого Завета слово эрос использовано всего дважды, а в Новом Завете оно не используется вообще: из трех греческих слов, связанных с любовью - эрос, филиа (дружеская любовь) и агапэ - новозаветные писания предпочитают последнее, которое в греческом языке было почти вытеснено из обихода. Что касается дружеской любви (филиа), то значение этого слова было рассмотрено и углублено в Евангелии от Иоанна, чтобы выразить отношения между Иисусом и Его учениками. Этот отказ от слова эрос, вместе с новым видением любви, выражающей себя через слово агапэ, несомненно, выявляет в новизне христианства нечто существенное, именно в связи с пониманием любви. В критике христианства, которая, начиная с эпохи Просвещения, развивалась с возрастающей радикальностью, эта новизна была оценена абсолютно негативно. Христианство, согласно Фридриху Ницше, дало эросу выпить яду, от которого он хотя и не умер, но выродился в порок.1 Тем самым немецкий философ выразил широко распространенное представление: разве своими приказаниями и запретами Церковь не делает горьким для нас то, что в жизни является самым прекрасным? Разве она не выставляет запретительных знаков именно там, где радость, предназначенная для нас Творцом, предлагает нам счастье, позволяющее предвкусить нечто Божественное?
4. Так ли это на самом деле? Действительно ли христианство разрушило эрос? Взглянем на дохристианский мир. Греки -без сомнения, по аналогии с другими культурами - видели в эросе прежде всего некое опьянение, "божественное безумие", которое охватывает разум и вырывает человека из ограниченности его существования, и, - в этом состоянии потрясения божественной силой, - дает испытать ему наивысшее блаженство. Все остальные силы между небом и землей кажутся, таким образом, имеющими второстепенное значение: "Omnia vincit amor", - утверждает Вергилий в Буколиках - любовь все побеждает, - и добавляет: "et nos cedamus amori" - так покоримся же и мы любви.2 В религиях это отношение нашло свое выражение в культах плодородия, к которым принадлежала и процветавшая во многих храмах "сакральная" проституция. Таким образом эрос прославлялся как божественная сила, как соединение с божественным.
Этой форме религии, которая в качестве сильнейшего искушения препятствовала вере в единого Бога, с величайшей строгостью противостоял Ветхий Завет, борясь с ней, как с извращением религиозности. Вместе с тем он, однако, вовсе не отрицал эрос как таковой, но объявил войну его разрушительному искажению, поскольку имеющее здесь место ложное обожествление эроса лишает его присущего ему достоинства, делая его бесчеловечным. В самом деле, проститутки в храме, которые должны дарить божественное упоение, воспринимаются не как человеческие существа и личности, но лишь как средство для достижения "божественного сумасшествия": действительно, они не богини, а человеческие личности, подвергающиеся насилию. Поэтому опьяненный и неупорядоченный эрос является не восхождением, "экстазом" к Божественному, а падением, деградацией человека. Таким образом, становится очевидным, что эрос нуждается в дисциплине, в очищении, чтобы подарить человеку не только мимолетное удовольствие, но и определенное предвкушение вершины жизни, того блаженства, к которому мы стремимся всем своим существом.
5. Из этого брошенного вскользь взгляда на понятие эроса в прошлом и настоящем возникает два ясных вывода. Прежде всего это вывод о том, что между любовью и Божественным существует некая связь: любовь несет в себе обещание бесконечности, вечности, - некоей реальности, большей по отношению к повседневности нашего существования, и полностью отличающейся от нее. Но, одновременно с этим выясняется, что путь к этой цели лежит не через покорное следование инстинкту. Необходимы очищение и зрелость, которые достигаются, в том числе, и путем отказа. Это не отказ от эроса, не его "отравление", но исцеление, с целью восстановить его истинное величие.
Это зависит прежде всего от конституции человеческого существа, состоящего из тела и души. Человек становится поистине самим собой, когда тело и душа находятся в глубоком единстве; вызов эроса может считаться действительно преодоленным, когда это единство становится фактом. Если человек стремится быть лишь духом и желает отвергнуть плоть, как некое исключительно животное наследие, тогда дух и тело утрачивают свое достоинство. И если, с другой стороны, он отрицает дух, и, следовательно, считает материю, плоть единственной реальностью, то он также утрачивает свое величие. Эпикурей Гассенди, шутя, обращался к Картезию с таким приветствием: "О Душа!". На что Картезий отвечал: "О Плоть!".3 Однако ни душа, ни тело не могут любить сами по себе: любит человек, личность, как цельное творение, состоящее из тела и души. Лишь когда обе эти части действительно сливаются в единстве, человек полностью становится самим собой. Лишь таким образом любовь - эрос - может созреть до своего истинного величия.
Христианство прошлого сегодня нередко упрекают за то, что оно было противником телесности; действительно, тенденции подобного рода были всегда. Но и чрезмерное восхваление тела, свидетелями которого мы сегодня являемся, обманчиво. Эрос, сведенный исключительно к "сексу", становится товаром, простой "вещью", которую можно купить и продать; больше того, - сам человек становится товаром. В реальности это вряд ли можно назвать великим "да" человека своему телу. Напротив, теперь он воспринимает тело и сексуальность лишь как материальную часть самого себя, которой следует пользоваться и расчетливо эксплуатировать. Впрочем, он не рассматривает эту часть как сферу своей свободы, скорее, считает чем-то, что он, по-своему, пытается сделать одновременно приятным и безвредным. В действительности мы стоим перед лицом деградации человеческого тела, больше не вписывающегося в совокупность свободы нашего существования; оно больше не является живым выражением целостности нашего бытия, но относится, как бы отвергнутое, к чисто биологической области. Кажущееся восхваление тела может очень скоро превратиться в ненависть к телесности. Христианская же вера, напротив, всегда считала человека существом единым в своей двойственности, в котором две части - дух и материя - глубоко проникают друг в друга, и именно таким образом они обе облагораживаются на новом уровне. Да, эрос желает вознести нас "в экстазе" к Божественному, вывести нас за пределы нас самих, но именно поэтому ему требуется пройти путь восхождения, отречения, очищения и исцеления.
6. В чем конкретно заключается этот путь восхождения и очищения? Как следует переживать любовь, чтобы полностью исполнилось ее человеческое и божественное обещание? Первое важное указание на это можно найти в Песне Песней, одной из книг Ветхого Завета, хорошо известной мистикам. Согласно преобладающему сегодня толкованию, стихи, содержащиеся в этой книге, были изначально любовными песнями, вероятно, предназначенными для исполнения на праздниках израильской свадьбы, где должны были восхвалять супружескую любовь. В этом контексте весьма поучителен факт, что на протяжении книги встречаются два разных слова для обозначения "любви". Сначала это слово "dodim" - во множественном числе, выражающее еще неуверенную любовь, в состоянии какого-то неопределенного поиска. Это слово затем заменяется словом "ahaba", которое в греческом переводе Ветхого Завета передано созвучным ему словом "agape", ставшим, как мы видели, характерным выражением для библейского понимания любви. В противоположность неуверенной, находящейся еще в поисках любви, это слово выражает опыт любви, уже ставшей поистине открытием другого человека, любви, преодолевшей эгоистический характер, который вначале был несомненно преобладающим. Теперь любовь становится заботой о другом и ради другого. Любящий больше не думает о себе, о том, чтобы погрузиться в упоение счастьем; он, напротив, ищет блага любимого человека: его любовь становится самоотречением, он готов к жертве, и даже стремится к ней.
Он развивается вместе со своей любовью, которая становится более возвышенной, глубоко очищенной, чтобы теперь искать определенности, и это - в двойном смысле: в смысле исключительности - "только этот человек", - и в смысле "навсегда". Любовь охватывает все существование в каждом из его измерений, включая измерение времени. Это не могло бы быть иначе, поскольку ее обещание нацелено на определенность: любовь стремится к вечности. Да, любовь - это "экстаз", но не в смысле упоительного мгновения, а в смысле пути, как постоянный исход из замкнувшегося в самом себе "я" к его освобождению через самопожертвование, и именно так - к обретению себя, и даже к открытию Бога: "Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее " (Лк 17, 33), - говорит Иисус, - это Его утверждение встречается в Евангелиях в разных вариантах (ср. Мф 10, 39; 16, 25; Мк 8, 35; Лк 9, 24; Ин 12, 25). В этих словах Иисус описывает Свой собственный путь, ведущий Его через крест к воскресению: путь пшеничного зерна, которое падает в землю и умирает, принося таким образом обильный плод. Исходя из сути Своей личной жертвы и любви, достигшей в Нем своего совершенства, Он описывает этими словами также сущность любви и человеческой жизни в целом.
7. Эти изначально несколько философские размышления о сущности любви привели нас теперь своей внутренней логикой к библейской вере. В начале был поставлен вопрос: есть ли различия, или даже противопоставления в значениях слова "любовь", подразумевают ли они какое-то глубокое единство, либо, напротив, должны оставаться порознь, одно рядом с другим. Однако, прежде всего возник вопрос: имеет ли весть о любви, возвещаемой нам Библией и Преданием Церкви, какое-либо отношение к общечеловеческому опыту любви, или они скорее противопоставлены друг другу. В связи с этим мы сравнили два основных слова: эрос как термин для обозначения "земной" любви и агапэ как выражение для любви, основанной на вере и сформированной ею. Эти два понятия часто противопоставляются между собой как любовь "восходящая" и любовь "нисходящая". Есть и другие классификации, похожие по смыслу, как, например, различие между любовью собственнической и любовью самоотверженной (amor concupiscentiae - amor benevolentiae), к которым иногда добавляется любовь корыстная.
В философской и богословской дискуссии эти различия часто радикализировались, вплоть до их противопоставления между собой: согласно такой точке зрения нисходящая любовь, самоотверженная, именно агапэ, является типично христианской, в то время как нехристианская культура, особенно греческая, характеризуется восходящей любовью, жаждущей и собственнической, то есть эросом. Если эту антитезу довести до крайности, то сущность христианства оказалась бы отделённой от фундаментальных жизненных связей человеческого бытия, и она, по сути, стала бы миром в себе, который, вероятно, мог бы считаться восхитительным, но решительно выброшенным за пределы целостной реальности человеческого существования. На самом деле эрос и агапэ - любовь восходящая и любовь нисходящая - никогда не могут быть полностью отделены друг от друга. Чем больше эти две формы любви, пусть в разных измерениях, находят правильное соединение в единой реальности любви, тем больше выявляется истинная природа любви вообще. Даже если эрос изначально проявляет себя прежде всего жаждущим, восходящим, - очаровывающим своим обещанием великого счастья, - затем, в процессе сближения с объектом любви, он будет все меньше задумываться о себе, будет все больше искать счастья другого, будет о нем больше заботиться, посвятит всего себя ему и пожелает "жить ради" другого. Таким образом к восходящей любви, эросу, присоединяется элемент любви нисходящей, агапэ; иначе эрос деградирует и утрачивает даже саму свою природу. С другой стороны, человек не может также жить исключительно в самоотверженной, нисходящей любви. Он не может всегда только отдавать, он должен также и получать. Желающий дарить любовь должен и сам получать ее в дар. Конечно, - как говорит нам Господь, - человек может, стать источником, от которого проистекут реки воды живой (ср. Ин 7, 37-3. Но чтобы стать таким источником, он сам должен пить, вновь и вновь, из того первого, изначального источника, который есть Иисус Христос, из пронзенного сердца Которого проистекает любовь Божия (ср. Ин 19, 34).
В рассказе о лестнице Иакова Отцы Церкви усматривали различные символы этой неразрывной связи между восхождением и нисхождением, между эросом, ищущим Бога и агапэ, передающей полученный дар. В этом библейском тексте повествуется о том, что патриарх Иаков видит во сне, как над камнем, служившим ему изголовьем, уходит вверх лестница до неба, по которой восходят и нисходят ангелы Божии (ср. Быт 28, 12; Ин 1, 51). Особенно впечатляет толкование, которое дает к этому видению Папа Григорий Великий в своем Пастырском правиле. Хороший пастырь, - говорит он, - должен быть погружен в созерцание. Только так он сможет постичь нужды других своим сердцем, настолько, что они станут его нуждами: "per pietatis viscera in se infirmitatem caeterorum transferat".4 Св. Григорий ссылается здесь на св. Павла, который был восхищен на небо, до самых великих тайн Бога, и именно так, вернувшись оттуда, он может стать всем для всех (ср. 2 Кор 12, 2-4; 1 Кор 9, 22). Он приводит в пример также Моисея, который вновь и вновь входит в скинию, оставаясь там подолгу в беседе с Богом, чтобы, вернувшись от Бога, служить своему народу. "Внутри [скинии] восхищенный созерцанием в небеса, вне [скинии] он спешит принять на себя бремя страждущих: intus in contemplationem rapitur, foris infirmantium negotiis urgetur".5
8. Таким образом, мы нашли предварительный, пока еще довольно общий ответ на два вышеизложенных вопроса: "любовь" в своей основе является единой реальностью, имеющей пусть даже разные измерения; иногда то одно, то другое из них может проявляться в большей степени. Однако там, где два измерения полностью отделяются друг от друга, появляется карикатура на любовь, либо, во всяком случае, обедненная форма любви. Мы также вкратце рассмотрели, что библейская вера не является параллельным миром, либо миром, противостоящим тому изначальному человеческому феномену, которым является любовь, что эта вера приемлет всего человека, вторгаясь в его поиски любви, чтобы очистить ее, одновременно раскрывая перед ним ее новые измерения. Эти новые стороны библейской веры проявляются прежде всего в двух аспектах, которые заслуживают того, чтобы они были рассмотрены отдельно: в образе Бога и в образе человека.
Новизна библейской веры
9. Она заключается прежде всего в новом образе Бога. В культурах, окружающих мир Библии, образ бога и богов остается, в конце концов, малопонятным и противоречивым. И, напротив, по мере приближения к библейской вере становится все более ясным и однозначным то, что основная молитва Израиля, Shema, кратко выражает в словах: "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть" (Втор 6, 4). Существует один единственный Бог, Творец неба и земли, а потому Он есть также Бог всех людей. В этом уточнении исключительно важны два момента: что воистину все другие боги не есть Бог, и что вся реальность, в которой мы живем, восходит к Богу, ибо она сотворена Им. Конечно, идея сотворения существует во многих культурах, но лишь здесь становится абсолютно ясно, что не какой-то бог, а единственный истинный Бог, Он Сам является творцом всей реальности; она рождена силой Его сотворяющего Слова. Это означает, что Его творение дорого ему, поскольку именно Он пожелал его, Он Сам его "сделал". И, таким образом, появляется теперь второй важный элемент: этот Бог любит человека. Божественная сила, которую Аристотель, в период расцвета греческой философии, пытался постичь с помощью размышления, является, несомненно, для каждого существа объектом желания и любви, - и как объект любви, это божество движет миром,6 - но оно само ни в чем не нуждается и не любит: оно только любимо. Единственный Бог, в Которого верит Израиль, напротив, любит Сам. Кроме того, Его любовь избирательна: из всех народов он выбирает Израиль и любит его - но делает Он это с намерением исцелить, именно таким образом, все человечество. Он любит, и эту Его любовь можно квалифицировать, вне всякого сомнения, как эрос, и тем не менее, она также является абсолютным проявлением агапэ.7
Пророки Осия и Иезекииль, - особенно они, - описали эту страсть Бога к Своему народу смелыми эротичными образами. Связь Бога с Израилем характеризуется метафорами обручения и супружества; следовательно, идолопоклонничество является супружеской изменой и проституцией. Тем самым конкретно указывается, - как мы уже видели, - на культы плодородия и их злоупотребление эросом, но одновременно также описываются отношения верности между Израилем и его Богом. История любви Бога к Израилю состоит главным образом в том, что, даруя ему Тору, Он открывает глаза Израилю на истинную природу человека и указывает ему путь истинного гуманизма. Это история о человеке, который, живя в верности единственному Богу, ощущает Его любовь к себе и открывает радость в истине, в справедливости, - радость в Боге, Который становится его главным счастьем: "Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле... А мне благо приближаться к Богу!" (Пс 73 [72], 25. 2.
10. Эрос Бога к человеку, - как было сказано, - является одновременно абсолютным проявлением агапэ. Не только потому, что она даруется абсолютно бескорыстно, без какой-либо предыдущей этому дару заслуги, но также потому, что это любовь прощающая. Осия особенно красноречиво показывает нам измерение агапэ в любви Бога к человеку, намного превышающее аспект бескорыстия. Израиль допустил "супружескую неверность", он нарушил Завет; казалось бы, Бог должен осудить его и отвергнуть. Однако именно здесь выявляется, что Бог - это Бог, а не человек: "Как поступлю с тобою, Ефрем? как предам тебя, Израиль? ...Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя! Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я Бог, а не человек; среди тебя Святый" (Ос 11, 8-9). Страстная любовь Бога к Своему народу - к человеку - является одновременно любовью прощающей. Она настолько велика, что обращает Бога против самого Себя: Его любовь одерживает верх над Его справедливостью. Христианин видит в этом черты уже проявляющейся скрытым образом тайны Креста: Бог настолько любит человека, что, Сам став человеком, последовал ему в смерти, примиряя, таким образом, справедливость и любовь.
Философский и религиозно-исторический аспект, который следует подчеркнуть в этом видении Библии, состоит в том, что, с одной стороны, перед нами - строго метафизический образ Бога: Бог есть абсолютное начало всего сущего; но это сотворяющее начало всех вещей, - Logos, начало всех начал, - одновременно является любящим, со всею страстью истинной любви. Таким образом, эрос становится максимально облагороженным, и одновременно очищенным, чтобы слиться воедино с агапэ. Из этого можно понять, что введение Книги Песни Песней в канон Священного Писания объяснялось скорее всего тем, что эти любовные песни являются, по своей сути, описанием отношений Бога с человеком и человека с Богом. Таким образом, Песнь Песней в христианской, равно как и в иудейской литературе, стала источником мистического знания и опыта, в котором выражается сущность библейской веры: да, конечно, единство человека с Богом существует - такова изначальная мечта человека, - но это единство не означает какого-то взаимного слияния, погружения в безымянный океан Божественного; это единство, рождающее любовь, в которой они оба - Бог и человек - остаются самими собой и, тем не менее, полностью становятся единым целым: "А соединяющийся с Господом есть один дух (с Господом)", - говорит св. Павел (1 Кор 6, 17).
http://www.benediktxvi.ru/re-2005/enciclica.html
Дерзкой может показаться даже сама мысль, что цель нашей жизни заключается в том, чтобы стать богами по благодати, И однако ни Священное Писание, ни Отцы Церкви не скрывают от нас этой цели,
Но многие - вне Церкви и даже внутри её - остаются равнодушными. Они полагают свою цель, в лучшем случае, в нравственном исправлении, чтобы стать лучшими людьми. Но не эту цель указывают нам Евангелие, Церковное Предание и Святые Отцы. Мало только усовершать себя, становиться совестливее, справедливее, целомудреннее
Игорь
2008-07-31 11:46:02
«ибо половое соединение двоих в любви есть ступенька к соединению их с Творцом».
Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. (Пс. 50)
Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,
ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. (Матф. 23;29-30)
7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. (Бытие 3)
16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. (Бытие 3)
«и он бы очень удивился узнав, что в древности эту книгу рекомендовали для чтения совершенным монахам».
Монахи тоже были разные...
Игорь
2008-07-31 13:39:21
7 Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
8 Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь , когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь .
13 Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению. (К Евр. 8)
Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу (1 Петр 2;11)
12 Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся.
13 Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами.
14 Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия…
18 Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.
19 Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.
20 Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. (2 Петр)
16 Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. (Иоан. 1)
…что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя.
11 Горе им, потому что идут путем Каиновым… (Иуда 1)
5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; (Рим 7)
5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу -- о духовном.
6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные -- жизнь и мир, 8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; (Рим 8)
25 Относительно девства я не имею повеления Господня , а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.
26 По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. (1 Кор)
Комментарий автора: Игорь, простите, но не нужно сюда копировать Библию, поверьте, мы знакомы с ней. Лучше обратите внимание на то, что Господом было дано повеление плодиться и размножаться, это касалось и человека, до грехопадения, а не после
Л.М.
2008-07-31 14:06:36
НИКОГДА ещё не слышала такого бреда! Светлана, вы меня пугаете. У вас не стихи, а проповедь ереси получается!(((((((
Светлана Бабак
2008-07-31 14:58:59
В ЧЕМ ересь, уважаемый? Хотя, это вы не ко мне, скорее всего, а к Папе Бенедикту,кстати, не мешало бы указать свое имя, раз обвиняете
Светлана Бабак
2008-07-31 15:01:37
АХ,уважаемая, оказывается, извините
Игорь
2008-08-05 09:23:44
Если у вас хватило терпения прочитать первую цитату из Евангелия, которую я привел, то вы бы увидели, что между Ветхим Заветом и Новым разница есть. Так что если вы далее Ветхого Завета не продвинулись (я вас вполне понимаю, для многих Песня Песней наверное самая живая часть), стоит все же почитать и Евангелие.
Что же касается заповеди плодиться и размножаться, то вы правильно отметили, что эта заповедь была дана до грехопадения, а после она исказилась греховной сутью человека. Как, например, и еда до грехопадения не могла бы стать источником грехов – чревоугодия и гортанобесия.
Комментарий автора: У ап. Павла мы находим дальнейшее развитие ветхозаветной темы любви Бога и человека; оказывается, что христианские брачные отношения связаны с тайной и жертвой Христовой любви: "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос - глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям... Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за Нее... должны мужья любить своих жен, как свои тела; любящий свою жену любит самого себя... Тайна сия велика... по отношению ко Христу и к Церкви" (Еф.5,22-25,28,32).
наблюдатель
2008-08-16 20:10:28
Что-то туманно... Нельзя ли посветлее и прозрачнее. А в общем-то это "навеяное".
Александр Кожохин
2008-12-13 06:28:59
Всё очень интересно.И стихи и комментарии.А о чём спор-то ? Я думаю Светлана хотела сказать о глубоких личных отношениях с Господом ,к которым призван каждый спасённый.Лично моё мнение ,что прообразом этих отношений издавна были отношения невесты и жениха.Если кто-то так не считает чтож,в библии и без этого всё говорит о необходимости больше познавать Господа и прилепляться к Нему.Кстати оба эти глагола используются для определения отношений мужа и жены.Конечно не жениха и невесты .Но если разобраться ,противоречия-то нет.Ведь мы и стремимся к Царству Небесному , и уже имеем жительство на небесах(духом).Так же уверовавшие описаны как познавшие Бога и говорится чтобы мы стремились познавать Его.Всех благословений автору и комментаторам!