Впервые о создании Своей Церкви Господь Иисус Христос ясно говорит в Евангелии от Матфея, гл. 16, 13-16: "Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?” Они сказали: “одни за Иоанна Крестителя, другие за Илью, а иные за Иеремию, или за одного из пророков”. Он говорит им: “а вы за кого почитаете Меня?” Симон же Петр, отвечая, сказал: “Ты Христос, Сын Бога живого." Как видите, Господу Иисусу Христу было не безразлично, как народ относится к Его служению и к Его пришествию.
Господь Иисус Христос пришел от начала своего служения благовествовать Евангелие Царства Небесного (Мф. 4, 23). Многие ученики Христовы в последующие века проповедали Иисуса Христа, Его жизнь, Его учение. Его подвиг, Его страдания, Его смерть и Воскресение. Сам же Христос главным содержанием Своей проповеди имел Евангелие Царствия.
Как видите, слово 'Царствие Божие' в Евангелии употребляется очень часто. Первоначально оно понималось очень живо, очень конкретно, ибо израильский народ, измученный многолетним господством многих завоевателей, а в последнее время - римлян, томился в ожидании желанной свободы. Иудеи первоначально мыслили о своей национальной свободе и ожидали реального освобождения таким образом, чтобы их Царь-освободитель принес им земное благополучие (Деян. 1, 6). Да и многие и-з них не имели другого основания, чтобы мечтать о жизни вечной и думать иначе, ибо весь Ветхий Завет говорил о пришествии Избавителя и Помазанника как о явлении вождя сильного, могучего, который отвратит нечестие от Иакова и дарует вечный мир и покой дому Израилеву.
Но вот явился Иисус Христос и заговорил об этом Царстве и засвидетельствовал Иоанну о том, что Он и есть тот, который должен прийти; что Он тот. Который берет на себя грех мира (Ин. 1, 29). Однако Евангелие Царства Христова возвещало не земное царство силы и владычества, но нечто новое: царство мира, покоя и, главным образом, Царство полной свободы от зла и власти греха.
Именно внутренний покой, внутреннее блаженство, мир и радость возвещает Евангелие Царствия. Христос говорил о том, что Царство Его не есть пища и питие, но праведность, мир и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17). Вот к такому Царствию стал призывать Господь. Ученики Господа шли и тоже благовествовали Царствие. Но ученики, для того чтобы правильно понять сущность этого Царствия, должны были понять, кто же есть Христос. И многие поняли. Народ иудейский считал, что Иисус Христос это Илья или Иоанн Креститель, или Иеремия, или какой-то другой пророк из числа прежде посланных к народу израильскому. А Петр исповедует: 'Ты Христос, Сын Бога живого'. Такое исповедание было желанным для Господа- Ибо только когда уверуют в Него, что Он Спаситель и Сын Бога живого, только тогда есть основание верою принять Царство Христово, которое никогда не было прежде;
Царство вечное, новое, духовное, идущее не в жизнь земную, но в жизнь вечную. Об этом-то и пекся Господь, чтобы Его приняли не как Царя земного, воина сильного, вождя народа, но приняли бы как Избавителя духовного, дающего свободу.
Здесь же Господь говорит Петру в ответ: "Блажен ты, Симон Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах." (Мф. 16, 17-19). Тогда Иисус запретил Своим ученикам, чтобы они никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос (Мф. 16, 20). С того времени Он начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, и первосвященников, и книжников, и быть убитому, но в третий день воскреснуть (Мф. 16, 21). Именно такое исповедание Иисус Христос ожидал услышать от учеников в результате долгой проповеди, долгого обучения. И Петр понял Господа. Возрадовавшись этому сердцем, Господь сказал: не человеческая природа, не плоть и кровь дают уразумение о духовном Небесном Царстве, но открыть это может только Небесный Отец. Это было открыто Петру, а через Петра - другим ученикам, и в том числе и нам.
Следовательно, целью Господа Иисуса Христа было основать Церковь, и прямо сказано, для чего. На Петре как на основе, на его исповедании как на первом утверждении истины, будет создана Церковь, общество святых. Царство Небесное, которое будет стоять так прочно, что никакие силы, никакие ухищрения царства диавола, ада, не смогут победить ее (Мф. 16, 18). Цель создания Церкви заключается в борьбе. Христос пришел в последнее время, чтобы совершить окончательную и последнюю битву с силами тьмы, зла и греха. Христос пришел, чтобы победить диавола. И победа Христова - это основание Церкви. Не было до Христа Церкви, не было и времени окончательного сражения. Именно со времени основания Церкви здесь, на земле, воинствуют, противостоя друг другу, две духовные силы. Христос во главе Своей Церкви, Царь во главе Царства, которое есть праведность, мир и радость во Святом Духе, противостоит другому царству - царству тьмы. Оно тоже оказалось свергнутым на землю, ибо сказано, что Христос видел сатану, спадшего. с неба в великой ярости (Лк. 10, 18). И вот две силы противостоят на земле. И сражаются они не непосредственно сами между собою, сражаются они за души и в душах человеческих.
Итак, друзья, все мы, - если только мы осознали свою принадлежность к Царству Христа, Сына Божьего, если только мы осознали что принадлежим к Церкви Христовой, - то мы воины Христовы, и наша принадлежность к этому Царству уже определена. Следовательно, наше призвание здесь на земле заключается в том чтобы, несмотря на все искушения, на все обольщения со стороны мира, наших похотей и диавола, сохранить веру и остаться преданным Господу.
Господь знает, что не бывает так, чтобы воины совершили победу и вышли из сражения, и не были бы ни разу поражены вражеским оружием. Господь знает, что будут среди нас раненые, будут изнемогающие, может некоторые из нас будут убиты коварным оружием врага, но победа Христова совершается не в одном ком-то, а во всех нас. Каждый из нас в Царстве Христовом составляет его частицу; если Церковь Христова это дом Божий, то мы являемся живыми камнями, из которых слагается этот дом (1 Тим. 2, 5; 3, 15). Если Господь -Глава Церкви, то мы - Тело ее; мы, многие члены, связанные, образуем одно Тело, через которое исполняет Свою волю наш Господь Иисус Христос. Так велико призвание Церкви.
Итак, Церковь - это не мыслимое только, воображаемое объединение душ, любящих и стремящихся к Господу. Нет. Церковь это союз действенный, живой, реальный; и мы, входя в него, являемся членами Царства Христова.
Царство Христово является царством небесным и не ограничивается только местом нашего пребывания на земле и сроком нашей жизни. Если бы Царство Христово имело распространение только среди людей, живущих земною жизнью, то оно не было бы Небесным. Господь основал Царство вечное, и всякий, кто вошел в него, кто принял Христа как Учителя и Царя, кто стал Его верным воином, - тот уже не подвержен смерти и вечному осуждению; он уже имеет жизнь вечную. Христос сказал, что Он для того пришел, чтобы мы имели жизнь и имели с избытком. (Ин. 10, 10).
Поэтому Царство Христово, Церковь, - это не только союз ныне живущих наших современников, объединенных с нами общим стремлением исполнить волю Божию по вере. Нет, в Церкви Божией живы все: и те, которые от начала угодили Богу. И ранние христиане, которые кровавыми подвигами засвидетельствовали свою верность Ему, которые не желали исполнять языческие обряды и предпочитали для себя лучшим лечь жертвою за исповедание имени Господа Иисуса Христа, - все они рядом с нами в Церкви, так же как и апостолы: Петр, и Павел, и Стефан; - и все мы вместе принадлежим Церкви Христовой.
Мы составляем один союз, который начинается от Воскресения Христова, от дня Пятидесятницы, и продолжается и доныне, и будет стоять вечно; силы ада не разрушат этот союз, и Церковь не поколеблется.
Но в Церкви наш союз с прежде отошедшими воинами Христовыми ограничен тем, что, пребывая во плоти, мы не имеем прямого общения с духами других святых: они находятся на покое, они нашли покой и утешение, как это сказано в притче о богаче и Лазаре (Лк. 16, 19-31). Как бедняк Лазарь нашел утешение на лоне Авраамовом, так и каждый из верных воинов Христовых, совершив свой путь, оказывается на покое и в утешении. Единство внутри Царства Христова поддерживается тем, что хотя мы не видим духов прежде отошедших людей и не имеем живого общения с ними, но они являются живыми свидетелями нашей борьбы, наших удач и наших поражений. Они видят, как разворачиваются судьбы Церкви и будучи свободными от плоти, видят гораздо больше духовных тайн, которые подчас бывают сокрыты от нас (Лк. 16, 29; 20, 38). Можно представить, как печалятся праведники, видя нашу нетвердость в вере, наши колебания, неустойчивость, отпадение от истины. Можно понимать, как радуются они всякому успеху верного воина, который истиною и любовью утверждает имя Иисуса Христа и прославляет Его. Можно понимать, как в это время радуются ангелы на небесах, ибо если они радуются одному грешнику кающемуся, то несомненно они радуются и одному воину побеждающему (Лк. 15, 7).
Глаза наши не дают возможности видеть все великолепие Царствия Христова сейчас, всю полноту Церкви. Все, что нам дано, - это только та часть Церкви, которая совершает свой подвиг на земле, это Церковь воинов, вышедших на сражение, которая именно в земной жизни может поражать врага, не уступая его соблазнам. А сами воины могут быть подвержены и печали, и скорби, и искушениям, и испытаниям, потому что - это война. В этой борьбе должен победить наш Господь, наш Военачальник, наш Царь и Спаситель Иисус Христос. И наступит день победы. Тогда каждый из нас, исполнивший свой долг и увенчавший свой труд успешным исповеданием имени Господа, предстанет перед Ним. И когда совершится Победа, тогда Сам Господь явится в блеске сияния Своей славы, и все святые явятся с Ним, каждый облеченный той славою, которую заслужили во время своего земного подвига. Тогда настанет время, когда будет повергнут окончательно последний враг -6 смерть, диавол. Тогда восторжествует Господь Иисус Христос и предает власть Богу Отцу, покорившему Ему все. И будет все во всем Бог. Ему слава. Аминь (1 Кор. 15, 28).
Перед днем Пятидесятницы, прежде Своего Вознесения, когда Господь явился Своим ученикам, Он объявил им о том, что они вскоре получат силу Духа Святого и будут свидетелями Его Воскресения. И ученики, уже знающие Евангелие Царствия, с трепетом в сердце предвкушали: "Не в это ли время •восстанавливаешь Ты, Господи, царство Израилю?" (Деян. 1, 6).
Они ожидали, что Царство Божие, которое вот-вот должно открыться, начинается и утверждается именно в это время. Иисус Христос, видя, что они склонны были ожидать утверждение Царства Божьего видимым земным образом, через восстановление славного царства Израиля, ответил им: "Не ваше дело знать времена или сроки, которые положил в Своей власти Отец; но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете мне свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли." (Деян. 1, 7-8).
Итак, Господь в свое время возвестил о том, что вскоре должно быть явлено Царствие Божие, пришедшее в силе, ибо Господь словом верным сказал, что некоторые из вас не умрут, но увидят Царствие Божие сошедшее в силе. Это должно было исполниться, и оно исполнилось в день Пятидесятницы. Именно в этот день сила Духа Святого с необычайными знамениями, со свидетельствами чрезвычайными положила начало Церкви Христовой, ибо действительно вышел Петр и молвил слово к народу. Он, как камень живой, первый лег в основание Церкви, ибо тысячи людей умилились сердцем своим, слушая свидетельство апостола Петра, увлеченные истиною и красотою благовествования, обратились и вошли в Церковь. Петр просто указал им путь: "Итак, покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Господа Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа." (Деян. 2, 38).
Вот все действия, которые необходимо совершить, чтобы стать членом Церкви Христовой. Это искреннее покаяние, крещение для прощения грехов и получение благодати Духа Святого для исполнения служения в Царствии Господа Иисуса Христа.
Церковь начала свою жизнь, она начала жить на земле практической жизнью. И с первого же дня тысячи людей покаялись и вошли в нее. Люди в своем крайнем самоотвержении были готовы отдать для Бога все. Они приносили цену своих проданных имений и все слагали к ногам апостолов. Они оставались непрерывно в наставлениях, молитвах и поучениях апостолов. Они имели все общее и в радости и простоте сердца проводили время в молитвах и преломлении хлеба по домам (Деян. 2, 46). Уже в это время в общине сложились какие-то обычаи, какой-то порядок в ежедневной жизни Церкви. Первая Церковь, которая для молитв собиралась в притворе Иерусалимского храма, вела свою жизнь в поучениях, в радости и ликованиях. Она же была первой христианской коммуной, которая имела все общее; и благословение Божие чувствовалось на всех, и все умилялись сердцем, и благодарили Бога за такую жизнь (Деян. 4, 32).
Но благополучие продолжалось недолго, ибо Церковь только выходила на борьбу, и врата ада должны были открыть сражение против нее. Эти сражения шли длинной чередой, но Церковь прошла через все. В первые дни Церкви были преткновения о распределении средств пропитания, были гонения на Церковь со стороны иудейских первосвященников, старейшин народа иудейского, римских властей. Так что некоторых из учеников Христовых убили, некоторых побили камнями, а многие, устрашившись, оставили Иерусалим и разошлись в окружающие земли.
Итак, ранний этап жизни Христианской церкви быстро сменился другим, и повсюду стали возникать небольшие группы учеников Христовых, которые составили новые общины; и эти общины, местные церкви Христовы, вели самостоятельную жизнь. Из обрядовой практики иудеев ранние христиане не позаимствовали ничего. Были попытки сохранить в христианстве что-либо из практических законов Ветхого Завета. Так было стремление сохранить день субботний в его фарисейском понимании, и даже обрезание и различие между нечистой и чистой пищей. Но большой приток уверовавших христиан из языческих народов вызвал затруднения в приобщении их к этим правилам. И Дух Господень через апостолов определил как лучшее, чтобы были оставлены все обычаи, и во все народы было принесено только чистое благовествование Евангелия Царствия. И церкви умножались и возрастали.
Собрания в общинах были бесхитростны и просты. Когда собирались ученики Христовы, то они назидались псалмами, духовными песнями, унаследованными от иудейского богослужения, читали пророков Ветхого Завета и истолковывали их, передавали из уст в уста краткие изречения Христа, повествования о событиях Его жизни, о Его страданиях и Воскресении. В общинах были учителя, которые истолковывали духовный смысл страданий Христовых и силу Нового Завета.
Но верно то, что было принято от самого начала: это вступление в Церковь непременно через водное крещение погружением всего тела. Водное крещение совершалось только по вере. Значит тот, кто пожелал стать христианином, прежде должен дать свидетельство твердой веры, что он признает Господа Иисуса Христа своим Спасителем, действительно признает Его Царем в Царстве Небесном, Которому он отдает свои силы и волю, подчиняет Ему себя самого и желает всю жизнь посвятить служению Христу.
И еще одно служение, которое заповедал Сам Христос перед Своим страданием, неукоснительно исполнялось от первого же дня и во все апостольские времена. Это - тайная Вечеря Господня (Мф. 26, 26-29). Перед наступлением иудейской Пасхи Сам Господь впервые совершил Вечерю Господню, где преподал практический пример, как надо верою воспринимать Его слова о том, что Он даст есть тело Свое и пить Кровь Свою Нового Завета для утверждения нового закона, более совершенного, чем закон, преподанный через Моисея. Через Новый Завет Господь утверждал освобождение от смерти и греха всякого человека, который соединяется с Ним.
Итак, соединение с телом Господа Иисуса Христа означало единство Церкви. Всякий, кто составляет одно целое с Церковью, с народом Божиим, тот является и участником в этом священнодействии; тот не мог быть в стороне и не участвовать в принятии святого Тела Господнего. И Кровь Нового Завета, принесенная для прощения грехов, для омовения многих наших согрешений, является сильнейшим свидетельством любви Христовой. Ибо Он как Царь, как Спаситель, как Военачальник сделал самое большее, что можно было сделать: даровал непобедимое оружие всякому воину. Ибо верно, что всякий согрешающий достоин смерти, но Господь устранил эту убийственную силу греха тем, что Своей искупающей жертвой. Своими страданиями даровал способ верою достигнуть сознания, что и согрешения наши, если они принесены в исповеди перед Господом Иисусом Христом, не могут убить нас и лишить жизни вечной.
Таким путем воины Церкви, воины Христовы стали могущественны, стали неуязвимы стрелами греха, ибо если кто и согрешил, то мы имеем Ходатая, Господа Иисуса Христа - Сына Божьего, и Кровь Его омоет от всякого греха (1 Ин. 1, 7). Теперь воины Христовы не уязвимы смертью. Каждый из нас, кто только не колеблется верою, но, осознав себя согрешившим, греховным, обратится после исповеди к чаше Крови Христовой, тот получит совершенное прощение, обновление. И таким образом снова и снова, с новыми силами воин вступает в борьбу за истину Евангелия Христова.
Значит ли это, что мы можем многократно грешить безнаказанно? Нет! Никто из нас не может любить Христа, если одновременно будет любить грех. Всякий делающий грех по желанию, по своей охоте, по расположению воли и духа - не любит Бога. Следовательно, мы в натуре своей возненавидели грех тогда, когда мы пришли ко Христу. Но дело в том, что не всегда мы имеем силу исполнить желаемое, и переживаем печальное раздвоение души, когда, мы делаем не то, чего желаем, но что ненавидим, то творим. Вот эта печаль духа нашего, когда мы огорчаем Господа, может быть устранена только общением с Самим Господом. Это Он, как Первосвященник, предоставил средство умиротворения нашего духа и примирения с Богом, когда Он передал нам святыню Нового Завета.
Неприкосновенной, тайной святыней, единственной святыней Нового Завета, которая передана нам для исполнения по вере, является Вечеря Господня. В ней мы действительно получаем прощение наших согрешений, соделанных от дня уверования и до момента нашего участия в этом священнодействии.
Поэтому Вечеря Господня имеет громадное значение в Церкви. Нет церкви, если нет в ней Вечери Господней; нет общения, нет общества святых, если они не освящаются постоянно; нет дома Господнего, если в нем не присутствует Сам Господь; нет тела Христова, если его глава не пребывает вместе с ним, и если Он не освящает Тело. Итак, только тогда есть жизнь в церкви, тогда есть жизнь в общине, когда есть исполнение этой воли Божией; когда Господь своим присутствием и первосвященническим служением омывает нас от наших грехов и утверждает в истине и жизни вечной. Аминь.
Мы имеем возможность по вере в Господа Иисуса Христа и в Его животворящую жертву получать постоянное освящение и утверждаться в силе жизни вечной и достигнуть спасения душ. Это освящение совершается через Кровь Нового Завета, предлагаемую Господом, о Которой Он Сам сказал: "Пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов " (Мф. 26, 27-28).
Мысль об оставлении грехов через пролитие крови вообще не нова; она была известна и до Христа. Еще закон Моисеев утвердил правила жертвоприношения за грех; но все жертвоприношения животных, которые совершались в Ветхом Завете в Иерусалимском храме по постановлениям Моисеева закона, могли только напоминать о том, что человек сделал грех, нарушение воли Божией по заповедям, и признает себя виновным, осознает свою вину. Однако совершенно изгладить эту вину перед Богом кровь животных никак не могла. Следовательно, закон Моисеев был только правилом, которое приучало народ к постоянному осознанию своих согрешений и к постоянной необходимости исповедать эти согрешения лично перед Богом и перед священником в храме.
Это было только признанием греховной природы человека, признанием того, что ни один человек своими силами или праведностью от дел не мог найти спасения и достигнуть жизни вечной. Истинная жизнь вечная открылась через благодать Господа Иисуса Христа, ибо не от дел наших и не от способностей наших, но по Своей милости Бог открыл нам эту возможность освящения, где только верою в Иисуса Христа, истинного Сына Божьего, Спасителя нашего мы получаем по благодати прощение грехов.
Итак, праведности от дел не достиг ни один из живущих в Ветхом Завете. Поэтому Ветхий Завет никого не привел к совершенству; никто не достиг такого совершенства, чтобы во времена Ветхого Завета иметь вечную жизнь по своим делам. А в Новом Завете жизнь открылась во Христе Иисусе, Едином совершенном, и Он как Первосвященник Нового Завета пришел во святилище не с кровью баранов или агнцев, или волов, но со Своею собственною Кровью. Он принес совершенную жертву, отдав Свою жизнь по человеческому естеству на страдание, и Тело Свое на растерзание, и Кровь Свою на пролитие ради того, чтобы, будучи Человеком совершенным, вменить эти страдания и эту жертву в искупление многих человеческих грехов. Итак, Он, уже будучи не человеком, но Духом совершенным, вошел в самое святилище, духовное, вечное, и предстал как Первосвященник для всех родов и поколений.
Сейчас нет нужды восставать другому Первосвященнику, который мог бы что-либо дополнить или изменить. Ибо Господь Своей совершенной жертвой привел к совершенству всякого, кто имеет живую веру в Него. Земная жизнь Господа Иисуса Христа кончилась на кресте примерно две тысячи лет тому назад. И ныне Он, обитая в небесах, каким образом явится нам для исполнения этого первосвященнического служения для искупления наших грехов и очищения нашей совести перед Богом? Для этого Господь положил как раз такие действия священнослужения, которые исполнили бы нас верою в Его присутствие и Его служение. Это и есть Вечеря Господня, преподанная Им.
Первую Вечерю Господню Сам Господь преподал двенадцати ученикам, затем - повторил хлебопреломление двум ученикам в Эммаусе. Возможно, Он совершал это и некоторым ученикам на берегу озера после удачного лова рыбы. (Мк. 14, 22-24; Лк. 24, 13-30). Апостолы совершали хлебопреломление регулярно. В первой Иерусалимской церкви, когда ученики имели в ней все общее, Вечеря Господня совершалась ежедневно, ибо все в радости и простоте сердца преломляли хлеб по домам и славили Господа (Деян. 2, 46).
В последующие годы не так ясно можно проследить время, когда совершалась Вечеря Господня. Во всяком случае, есть свидетельство о том, что ученики в первый день недели собрались для хлебопреломления; значит, Вечерю Господню совершали каждую неделю. (Деян. 20, 7. 11).
В Евангелии от Матфея, 26 глава, стих 27, говорится о том, что Сам Господь Иисус Христос, совершая Вечерю, взял чашу и, благодарив, подал ученикам и сказал: "Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета за многих изливаемая во оставление грехов". На основании этих слов мы принимаем верою, что воистину Сам Господь позаботился о том, чтобы каждый из нас, - в любом месте и в любые годы - имел бы доступ к ней, этой великой Крови Господней, и этим самым был бы очищен от грехов и имел бы жизнь вечную для исполнения воли Божией.
И далее, Иисус Христос знал, что никто из подлинных учеников Его - не посмеет самовольно приступать к святыне и совершать священнодействие, и не дерзнет от имени Его объявлять прощение грехов. Чтобы это служение было доступно Церкви, Он после своего Воскресения обратился к ученикам с такими словами. "В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от иудеев, пришел Иисус и стал посреди, и говорит им: .'Мир вам!' Сказав это Он показал им руки и ноги, и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: 'Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.' Сказав это, дунул и говорит им; 'Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся.' (Ин. 20, 19'23). Итак, Господом нашим были сказаны замечательные слова. Некогда прежде, когда ученики исповедали Его Иисусом Христом, Сыном Бога живого, Господь сказал Петру:
"Вот Я даю тебе ключи Царства, и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах." (Мф. 16, 19). Следовательно, распоряжение входом в Царство Христово уже тогда было передано Петру.
Что это за ключи, какая это власть, которая может впускать в Царство Христово? Здесь Господь Иисус Христос говорит конкретно, что: 'Ныне Я посылаю вас так, как послал Меня Отец'. Вначале Отец Небесный послал Сына Своего для спасения рода человеческого, для основания Церкви, для утверждения Царства Небесного. И сейчас уходя из этой земной жизни, Сын Божий посылает Своих учеников точно для того же дела, и предоставляет им эту власть: "...дунул и говорит: 'примите Духа Святого". Итак, поверьте, примите, что в этот момент на вас сходит особая благодать Духа Святого. И ради этой благодати вы получаете власть от имени Христа прощать грехи: кому вы простите грехи, тому простятся. Вы, став священниками, получаете власть поднять чашу Нового Завета от имени Господа Иисуса Христа, призвать Его имя и объявить прощение грехов.
Итак, мы видим, что не каждому из уверовавших в Господа Иисуса Христа, но определенным ученикам через особое подаяние благодати Божьей передана власть быть священством Нового Завета.
Поскольку Иисус Христос, оставаясь Первосвященником Нового Завета, Свое служение совершает через Своих учеников, в которых Он являет Свой Первосвященнический образ, то понятно, что власть Иисуса Христа осуществляется через священническое служение.
Когда наш священник поднимает чашу и призывает имя Господа, мы верим, что в это время Сам Первосвященник и Спаситель Иисус Христос устами брата священника благословляет эту чашу, воистину, как чашу Нового Завета для прощения наших грехов. Как велика власть, которую Господь передал Своим священникам! Ибо им сказано, что им дана власть прощать грехи, и если они что простят на земле, то простится в вечности, на небесах. И нам не дано другого пути к очищению от грехов, минуя это служение священника. Нет другого пути. В Священном Писании сказано и о том, что могут быть прощены грехи тяжело больному человеку. Но опять для этого нужно призвать пресвитеров церкви, чтобы они помазали елеем, и молитва веры исцелит болящего, и грехи, которые он сделал, простятся ему (Иак. 5, 14-15). Это происходит опять-таки не без власти священника. Следовательно, Церковь имеет священнодействие, утвержденное постановлением Христа, - это Вечеря Господня. И дерзать на совершение ее могут только те, которые имеют особую благодать, специальный дар, дар священства, переданный от Христа. Церковь жива силою Духа Святого, которая передана от Господа Иисуса Христа через дар священства. Первосвященник Иисус Христос через дар священства может каждого из нас, верою принимающих этот дар, очистить, освятить и даровать совершенное прощение грехов и дерзновение в день суда перед лицом Господа и Спасителя нашего. Аминь.
Итак, Господь, утвердив Царство Свое и поставив в Церкви во-первых, апостолов, пророков, учителей, даровав им дар священства и другие дары Святого Духа, этим дал каждой общине возможность беспрепятственно умножаться и возрастать к совершенству, не имея недостатка ни в чем, ибо в каждой церкви, каждой общине апостолами был поставлен единый муж, служитель, которому и вручался дар священства, пастырское служение и наблюдение за духовным благополучием всех душ, состоящих в церкви, и попечение о том, чтобы всякая душа, которая если и согрешит, могла бы прийти к покаянию и полному очищению от греха. То есть, чистота и святость церкви была вверена определенному стражу церкви, чтобы он хранил ее святость и чистоту и представил чистою девою в день пришествия Иисуса Христа (Еф. 4, 11-13; 2 Кор. 11,2). Такова роль служителя в Христовой церкви.
Священник, как это было и прежде в Ветхом Завете, нужен всегда и везде для того, чтобы предстоять перед лицом Бога от имени народа и приносить молитвы народа об умилостивлении Божеского правосудия за грехи народа и за его неправды и несправедливости. Священник нужен для того, чтобы освящать. Священническое служение нужно для того, чтобы всякой душе приносить примирение с Богом. В Ветхом Завете служение священника было только символом примирения. Это было только образное служение, только признание согрешений и покаяние, а совершенное служение Нового Завета дает возможность и уверенность в том, что все, что прощается в Новом Завете от имени Господа Иисуса Христа здесь, во время земной жизни, не упомянется и в день суда, когда мы предстанем перед Богом дать отчет о всех делах, которые делали, живя во плоти. Ибо то раскаяние, которое вы принесли здесь, и то прощение, которое вы получили по вере в Иисуса Христа через Его живительную Кровь и Его святое Тело, - оно остается действительным и перед Богом.
Церковь Христова представляет собою как бы монолитный дом, сплоченный воедино. И сейчас нет различия между ныне живущими и упокоившимися с верою; между теми, которые утешаются на лоне Авраамовом, и теми, которые еще проходят долиной смертной тени. Между теми, которые несут оружие и сражаются против врага, и теми, которые поют хвалебную песнь Господу, - все находятся в единой Церкви. Об этом прекрасно сказано в Послании к евреям. Когда полагался Ветхий Завет на горе Синае, то так величественно было откровение, что Израиль по плоти не мог стерпеть это. "Они не могли стерпеть того, что было заповедано: 'Если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями'. И столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: 'Я в страхе и трепете'. Тем более замечательным оказывается наше приобщение к Новому Завету, ибо дальше, Евр. 12, 22 говорится: "Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к судьи всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю Нового Завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева." Это место показывает, как величественно, как прекрасно в духовном смысле это создание, этот храм, эта Церковь Христова. Ибо, в самом деле, к горе Синаю приступали Моисей и израильтяне, а мы приступили к городу Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, то есть, к самому тайному, скрытому от нас, ко множеству духов, служащих во свете на небесах Богу.
Итак, вы уже не просто жители земли, вы уже участники этого небесного торжества. Ибо там предстоит торжествующий собор, то есть собрание всех победивших, которые торжествуют, и церковь первенцев, написанных на небесах, то есть, все те которые угодили Богу, будучи первенцами от рода человеческого, написаны на небесах, - они единодушно славят Бога, и мы приступили к их славному общению. Эта Церковь и есть дивное множество праведников.
Мы приступили к Судии всех. Богу, и к духам праведников, достигших совершенства. Не всякий находится там, но достигший совершенства упокоится во Христе. Как величественно то, к чему приступили мы! Недаром говорит Исайя: "Не хотите ли знать, се творю новое, новую землю и новое небо". (Ис. 65, 17). Вот новое небо, которое сотворил Господь во времена служения Иисуса Христа и доныне пополняет его духами. Это то, что не заканчивается с концом нашей жизни земной, но идет в вечность.
К Нему-то, к Господу, Который положил основание этому Царству Небесному, к Нему мы приступим как к Ходатаю Нового Завета; к Иисусу и к Крови кропления, говорящей лучше нежели Авелева. Господь является Ходатаем и залогом нашего участия в этом дивном торжественном Царстве Его. Если мы все это принимаем верою, то блаженны мы. Но как трудно принять верою и сказать, что мы находимся среди покоя и радости, среди торжествующего собора первенцев, среди радующихся духов праведников, когда не деле в жизни нашей подстерегают нас уныние и искушения, скорбь и разочарования;
маловерие сопровождает нас и малодушие утомляет наше сердце. Неужели все это совместимо с тем торжествующим собором и Церковью первенцев? Да. Это совместимо, потому что нам не сказано, что мы уже вошли в это блаженное торжество. Мы приступили к нему. Само слово 'приступили' показывает, что мы пришли в непосредственную близость, стали на пороге, однако нам надлежит еще влиться, войти вовнутрь этого города. Поэтому в Деяниях апостолов сказано, что нам надлежит еще многими скорбями войти в Царство Небесное, ибо мы уже являемся членами Царствия и Церкви Христовой, но мы - воины, посланные на сражение (Деян. 14, 22). И милосердный наш Царь, при всей своей любви к нам, не может ожидать от нас другого, как только того, что мы мужественно перенесем все скорби и печали, все тяготы земного сражения, все трудности походов, всю отчаянную тяжесть исповедания Его имени перед врагами Христа. И проявим стойкость до конца, чтобы и в уничижении, и в презрении, в одиночестве, или забытые всеми, в обольщении или во многих тревогах и заботах смогли мы сохранить веру и исповедать Его нашим Господом, Спасителем и Царем.
Итак, мы приступили к вратам Царства. Но мы, как верные воины, посланы на служение. Когда же совершится служение наше, тогда и мы получим свою награду, найдем покой в Церкви Христовой, в торжествующем соборе, который есть уже ныне, сейчас, рядом с нами; но мы еще не видим его, поскольку мы еще не закончили свой подвиг здесь, в земной жизни во плоти. Когда же совершится все, тогда будет слава Господу всегда и везде. Аминь.
Святой старец, пустынник, почивший во Христе Боге. Георгий Дорогуш.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Замечательная проповедь дорогого старца. Надо исправить описку: "к Нему мы приступОм" в конце.
Единственное, с чем можно поспорить - с тем местом, где говорится, как Иисус дунул и сказал :примите Святого Духа. Он сказал это ВСЕМ присутствующим, без исключения - и вдруг на основании этого делается вывод, что Иисус обращался только к некоторым, которых избрал для священства. Это противоречит и посланиям апостолов Павла и Иоанна, где они в один голос называют "царственным священством" ВСЕХ уверовавших без исключения. Также указывается на то, что, якобы, по первым церквям было поставлено по ОДНОМУ старшему служителю - священнику. Наоборот, в Писаниях всегда упоминается множественное число, как и во главе Иерасалимской церкви. Есть даже место, где можно усмотреть явное недовольство тем, что первенствует ОДИН человек - Диотреф.
Несомненно, из священников, каковыми названы мы все, всегда выделяется Богом кто-то особым образом помазанный и одаренный - и люди подтверждают это Божье избрание тем, что ставят одного священника пастором, другого - учителем и т.д. Но основывать это избрание на данных местах Писания - неудачная мысль. Нельзя подтасовывать даже самое правильное богословие.
Vit
2008-07-30 09:20:58
И еще настораживает фраза: «Священник, как это было и прежде в Ветхом Завете, нужен всегда и везде для того, чтобы предстоять перед лицом Бога от имени народа и приносить молитвы народа об умилостивлении Божеского правосудия за грехи народа и за его неправды и несправедливости». Для чего ж тогда Новый Завет и многие предыдущие и последующие, совершенно замечательные утверждения почтенного старца?
Есть административная иерархия, без которой любой коллектив другим словом должен называться. А вот духовную иерархию Иисус отменил смертью и воскресением Своим. Теперь у каждого из нас только один духовный Посредник перед Отцом. Иные посредники – первейший признак тоталитарной секты.
Христианин
2008-08-01 17:49:06
Цитата:
"Итак, Господь, утвердив Царство Свое и поставив в Церкви во-первых, апостолов, пророков, учителей, даровав им дар священства и другие дары Святого Духа, этим дал каждой общине возможность беспрепятственно умножаться и возрастать к совершенству, не имея недостатка ни в чем, ибо в каждой церкви, каждой общине апостолами был поставлен единый муж, служитель, которому и вручался дар священства,..."
О-о-о-очень интересное заявление. Т.е. слова Писания "Вы - род избранній, царственное священство, народ святый..." имеют отношение, оказывается, только к ОДНОМУ священнику в собрании? Ересь николаитства! Еще Лютер сказал: "Если кто-то скажет, что христианин и священник - это не одно и тоже, это будет проклятая речь!"
Уборка - Пауль Элита размышления со шваброй в руках и Богом в сердце)...
а вообще может быть это и не лучшее сравнение, ведь Господь живет в нашем сердце и желательно,чтобы Он не покидал нас никогда!Давайте будем содержать себя в чистоте для Него!
Рождённым жить в объятиях Творца - Анна Дмитриева Как-то один человек сказал:"Чтобы освободить наркомана, служитель Бога должен Бога любить больше,чем наркоман наркотик" и здесь я хочу внести поправку.
Наркоман ненавидит наркотик. Поверьте это правда! И чтобы освободить наркомана надобно служителю больше зависеть от Бога,чем наркоман или преступник зависят от зла.
Поверьте я видела многие чудеса Христа,преображающие сердца, исцеляющие души никому не нужных людей. Не осуждайте таковых, БОГ силён спасать и ныне Его Кровь особенно бурным потоком извлекает находящихся на дне общества.