17-20 век с полным правом можно назвать Эпохой больших открытий. За этот период человечество узнало об окружающем мире намного больше, чем за всю свою многотысячную историю. А конец 20-начало 21 веков уже можно было бы назвать эпохой супероткрытий. И не удивительно — на нас хлынула лавина научной и технической информации, в которой мы чувствуем себя, как пловец во взбудораженном море.
Но время, в котором мы живем, без преувеличения можно было бы назвать и эпохой Больших закрытий. А взял я эту фразу с известного советского мультфильма «38 попугаев». Один из ее разделов так и называется: «Большое закрытие».
Начинается эта поучительная история тем, что один из героев Удав, глядя на кокосовый орех, сосредоточенно размышляет: «Если его бросить вверх, он упадет. Почему?» Впоследствии возле него собирается немалая компания, которая шумно и остроумно решает этот сложный вопрос. Особенно шумит Мартышка, потому что Удав, пытаясь наглядно показать суть своих размышлений, бросил орех вверх и тот упал обезьянке на голову. Мудрый Удав пытается объяснить: «Орех упал по закону природы». Мартышка, почесав голову, отрицает: «Нет таких законов, чтобы по голове бить». — «Есть, и он говорит, что все брошенное вверх, обязательно упадет на вас». — «Это какой-то неправильный закон. Не нужен нам такой закон. И откуда он взялся? » — «Был. С самого начала природы». Здесь в дискуссию вмешивается попугай. Он авторитетно заявляет: «Нет, сначала его не было. А затем его открыл один мудрый человек. Однажды этому умнику упало на голову яблоко — и он сразу открыл этот закон». И здесь у Мартышки появляется гениальная мысль: «Открыл? А нельзя ли его как-то закрыть? Если оно открывается, то и должно закрываться!» Все сосредоточенно думают над большой головоломкой: как этот закон закрыть, чтобы больше по голове орехами не било. Логика простая: нужно сделать все наоборот — если орех упал на голову, то нужно его бросить Удаву на хвост, и тогда закон «закроется». Что и было без колебаний сделано. Орех бросают из пальмы на хвост Удаву, который сначала визжит от боли, но впоследствии радостно выкрикивает со всеми в честь «большого закрытия»...
Остроумная и веселая история, смотря которую, можно было бы посмеяться над наивностью лесных зверюшек. Вот только они мне удивительно напоминают кого-то очень знакомого. Знаете кого? Нашего современника. Да, да: тысячи, миллионы людей сегодня рассуждают именно так, как герои упомянутого мультфильма. И что наиболее грустно, эти люди не пациенты «палаты № 6», а лица с мировыми именами, которые стоят у руля власти и вершат судьбу стран и целых континентов.
Каждый школьник знает, что в окружающем мире существуют законы. Согласно им каждое утро из-за горизонта появляется солнышко, тучи дают дождь, который пьет земля, на земле растут прекрасные цветы и деревья, ими лакомятся тысячи представителей животного мира. По этим законам дорогами бегут автомобили, а в небе летят самолеты, им подчиненные планеты и целые галактики. Потому что так запланировал Великий Творец. Все видимое и невидимое, то, что человек уже исследовал и открыл, и то, что для нее еще является тайной — все подчиненное четким и вечным законам. Некоторые из них люди поставили себе на службу, некоторые никак не могут укротить.
Но окружающий мир, природа, не единственный участок, где действуют законы. Соответствующие законы работают и в других сферах: есть государственные законы, философские, общественные.
И есть законы моральные.
Человек двадцатого-двадцять первого веков не только сумел понять, открыть, укротить законы природы, он замахнулся и на законы моральные. Именно наше время характерно особенным скептицизмом относительно моральных законов. То, что веками считалось нормой и не подлежало никакому сомнению, сейчас не просто переосмысливается или редактируется, а часто полностью отбрасывается, как сор, как «пережиток прошлого». Светлые головы, на которые все чаще сыпляться «орехи», ничего лучшего не могут придумать, как «закрыть» невыгодные для них нормы поведения. Они рассуждают по логике героев сказки: «Если эти законы бьют меня по голове, это неправильные законы. И если их кто-то когда-то установил, (или языком сказки «открыл»), то так же можно и отменить, «закрыть». И закрывают. Мировую эпидемию приобрело откровенное игнорирование основными моральными законами, на которых веками держалось общество: семейные отношения заменены «свободной любовью», «гражданскими браками», а высокое понятие любовь превратилась в грубый, животный секс. Более того, мир захлебнулся от нового увлечения: оказывается, семью могут создать не только мужчина и женщина, но и две женщины, или двое мужчин. И не обязательно двое: втроем или четырем интереснее...
Сегодня не модно быть добрым и сочувственным — это признак слабости, кумирами и носителями морали (точнее отсутствия морали) стали герои боевиков, для которых единственный аргумент и метод общения — грубая сила и жестокость. Наиболее популярными и интересными стали телепрограммы, на которых перед камерами семьи или знакомые выясняют далеко не безоблачные отношения, сериалы, в которых за одну серию герои успевают несколько раз влюбиться, разлюбиться, расстаться и опять жениться. Девиз искателей славы и популярности — отбрось всякую мораль, шокируй сторонников эпатажным поведением — и станешь известным и культовым. Иными словами — чем грязнее, чем аморальнее, чем бессмысленнее — тем нормальнее. Ненормальные — это те, кто старомодно держится какой-то там морали.
Как правило, подобные действия объясняются очень просто: человек должен быть свободным от каких-нибудь законов, что сдерживают его жизнь и так званое «гармоничное развитие». А все моральные законы, к которым апеллируют устаревшие и недальновидные консерваторы, были пригодные лишь временно, для определенного периода, определенного общества и для определенных обстоятельств. Теперь, когда человечество вступило в эру новых отношений, эти законы нужно просто «закрыть». Чтобы не били меня по голове.
Странно выходит. Почему-то никто не пытается отменить закон всемирного тяготения. Мы лишь смеемся над героями сказки, которые хотят это сделать. А вот моральные законы отменяем с легкостью.
Ну, кто-то скажет, это же законы природы, они вечны, неизменны, а мораль, она «как дышло: куда повернул, туда и вышло». Их же устанавливали люди, так вот люди и могут отменить.
К сожалению, подобные философы забывают одну истину: Тот, Кто установил законы природы, одновременно установил и законы морали. Установил по той причине, что Он Сам — наиболее высоконравственное существо. И создав человека «за Своим образом и Своим подобием», вложил в человеческую сущность моральные законы и чувства ответственности за их соблюдение. И впервые человек почувствовал это на себе, когда за нарушение этих правил был изгнан из рая. Это было следствием пренебрежения моральными законами, которым, как это ни странно, подчиненный даже Сам Бог.
Как-то к Иисусу Христу подошли лукавые слушатели и спросили: «Можно ли человеку разводится с женой? Ведь Моисей, через которого были установлены законы Израиля, позволил это делать!» И что ответил Христос? «Моисей позволил это через ваше жестокосердие, через ваше низкое моральное сознание, а сначала так не было». «Сначала» — имеется в виду до Моисея, до грехопадения, даже еще до созданию самого человека. Эти законы, как и законы природы, существовали вечно, Моисей их лишь «открыл». Они такие же неизменные, как и законы, за которыми Земля вращается вокруг Солнца. Они не зависят ни от времени, ни от общества, ни от развития науки или техники. И установлены они не известными учителями или религиозными деятелями, а Самим Творцом. Трезвомыслящий человек не будет их отменять. Для того, чтобы эти законы не «били» нас по голове, как орех Мартышку, их нужно просто придерживаться. Тогда эти законы будут для нас благословением. И тогда не нужно будет выдумывать замысловатых теорий о том, что склонность к жестокости, насилие, разврату, сексуальным извращениям, гомосексуализму прячется в генах. Мол, в человеческом организме существует такой ген, который провоцирует подобное поведение, так что я, видите ли, здесь не виноват, так природа меня создала. Но если и есть в человеке какой-то ген, что толкает ее к нарушению закона, то это ген греха. Но его легко лишиться. Стоит лишь попросить об этом у Бога, Который является наилучшим примером соблюдения моральных законов. Лишь Он имеет право изменять законы, которые Сам и установил. Но Творец моральные законы поставил выше собственной воли. Когда Адам с Евой, а в их лице и все человечество, согрешили, Господь вынужден был выгнать их из рая — этого требовал закон справедливости. Но выше этого закона стоял закон Любви. Собственно эта любовь и была сущностью Бога. И тогда Он, чтобы не нарушать собственных моральных законов, оставляет небо, принимает образ человека, приходит на землю, умирает позорной смертью ради того, чтобы «выполнить закон». Он не «закрывал» Своих законов, как это делают современные умники, а большой ценой выполнил его. Сын Божий умер, чтобы закон Любви, Справедливости и Добра не был нарушен и человечество могло быть спасенным.
Если Сам Творец не осмелился нарушить больших моральных законов, спасая аморальное человечество, то имеем ли право нарушать, а тем более отменять, «закрывать», их мы?
Достоевский как-то сказал знаменитую фразу: «Если Бога нет, то можно все». А отрицать отсутствие Бога может, по словам мудрого царя Давида, лишь неумный. Человек, лишенный здравого смысла, будет наперекор логике закрывать то, что закрыть невозможно. Он становится просто одним из героев знаменитого мультфильма.
Кстати о мультфильме. Заканчивается он тем, что Удав берет орех и со всех сил бросает его вверх, уверенный, что он уже больше не принесет вреда. Звери весело пускаются в танец по случаю «большого закрытия». И вдруг... С огромной скоростью орех ударяется Удаву в голову. Немая сцена. Бедный Удав, почесав огромную шишку, философски изрекает: «А все-таки он действует...»
Люди, вы слышите, ОН ДЕЙСТВУЕТ!
Комментарий автора: Статья впервые была напечатана на украинском языке в журнале "Благовісник".
--- Авторские права на произведение принадлежат газете "Для ТЕБЯ". Публикация произведения допускается только по согласованию с редакцией газеты.
Вавринюк Юрий,
Луцк
Работаю главным редактором христианского журнала "Благовісник", автор двух поэтических сборников "Чекання", "Дзвони вічності", публицист. e-mail автора:poet@online.ua сайт автора:личная страница
Прочитано 4013 раз. Голосов 2. Средняя оценка: 4.5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности