Беседы 1977.
Статью написал старец, пустынник, почивший во Христе – Боге, Георгий Дорогуш
Апостол Петр сказал ''... Мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших." 2 Птр. 1,19.
О каком светильнике идет речь? - О пророчестве, о Священном Писании.
Темное место - что это? Это, вероятно, состояние души, ищущей Бога, но еще не просвещенной настолько, чтобы ясно представлять себе волю Господа. В этом случае светильник, светит нам в темном месте. До каких пор светит? В тексте сказано "доколе". Доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших. Начнет рассветать день... Вероятно, имеется в виду не натуральный день, но здесь кроется какое-то иносказание. Ведь и утренняя звезда подразумевается не просто как рассвет нового дня, но утренняя звезда в сердцах ваших. Следовательно, должно наступить новое духовное состояние человека, которое можно сравнить с начинающимся днем.. И утренняя звезда... Посмотрим, где еще упоминается об утренней звезде. В Откровении Господь говорит одному из ангелов церкви: "... и дам ему звезду утреннюю". Откр. 2, 28. А в конце книги Откровение сказано: "Я, Иисус, есть звезда светлая и утренняя" Откр. 22, 16.
Здесь Христос говорит о Себе. Эти мысли мне напомнились для того, чтобы нам подумать о том, когда, в сердце взойдет звезда ясная и утренняя. Когда наше сердце откроется, и в нем постоянно будет владычествовать Иисус Христос? Как назвать такое состояние? Это - совершенство. О совершенстве у нас сказано много. Мы неоднократно касались этой темы, но не занялись подробно этим вопросом. Сейчас мне хочется говорить именно о совершенстве.
Что мы понимаем под словом 'совершенство'? Какое-то абсолютно полное качество. Качество, доведенное до предела, доведенное до идеала. Совершенство - это состояние в котором нет. Никакого недостатка, в котором полнота. Мы знаем, что совершен Бог. В Нем - истинное совершенство. Может ли быть совершенным человек? Мы знаем, что Спаситель наш Господь Иисус Христос был Человек совершенный; Бог истинный и Человек совершенный. Это - Христос, это Тот, Который не был рожден так как все, и не наследовал порочности наших прародителей Адама и Евы; Он Тот, который принял образ человеческий, будучи Сыном Божьим. Это Тот Самый, Который и веки, сотворил, и в последнее время принял образ человека, и умалил Себя до человеческого достоинства, до греховной человеческой природы, для того, чтобы все недостатки, немощи и слабости человеческой натуры побороть Своей Божественной любовью.
Он - Совершенный. Он явил Себя Человеком совершенным. Он прямо
свидетельствовал: "Вот идет сатана и во Мне не имеет ничего". В Нем не было ни малейшего пятна или порока, который дал бы повод сатане наложить свою власть на Иисуса. Он не был подвластен ему, единственный из всех людей, ибо все дети Адамовы были подвержены игу рабства; над ними господствует смерть, даже и над не согрешившими.
Как мы относимся к этому? Если Иисус Христос совершен, а мы преклоняемся перед Ним и признаем Его совершенство, то что нам с этого?
Кроме Господа, может ли еще кто-нибудь быть совершенным? Священное
Писание многими местами свидетельствует, что может. И не только может быть совершенным, но Писание прямо призывает им стать. Читаем 1 Кор. 13, 8-10: "Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то. что отчасти, прекратится." Что здесь имеется в виду: настанет совершенное? Вероятно мы, хотя и говорим, что стараемся возрастать в любви, но пока еще нуждаемся в пророчествах, знаем и языки, и все
мы пользуемся знанием нашего ума, знанием учения Христова, пользуемся как путеводной нитью при исполнении своих желаний, - то уже это свидетельствует, что совершенство для нас в полной мере еще не наступило.
Итак, до тех пор, пока именно знание учения Христова для нас имеет еще решающее значение, мы совершенства не достигли. Ибо сказано: когда настанет совершенное, тогда и знание упразднится. Тогда наше непосредственное общение с Господом будет настолько действенным, что знание, приобретенное нашим умом, не сможет прибавить что-либо существенное к духовному общению с Господом.
Следовательно, совершенство - это такое состояние, когда мы имеем непосредственное общение с самой святыней Господней, с Его Духом, с Его истинным естеством, то есть, когда мы увидим лицо Божие. Ведь не зря было сказано, что Бога никто никогда не видел и видеть не может. И Исайя говорит: "Горе мне, что я человек с грешными устами и живу среди народа с грешными устами, и очи мои увидели Господа". Итак, Исайя осознавал, что увидел он, что несовершенный человек видеть не может. Но тогда был послан ангел, который, увидев его смущение, очистил его и удалил его беззаконие, прикоснувшись угольком с жертвенника к его устам, и сказал: "Беззаконие удалено от тебя, итак успокойся и иди". Если бы и мы достигли такого состояния, чтобы была уверенность, что вина наша удалена от нас, тогда мы могли бы спокойно и с уверенностью сказать, что мы совершенны.
Если я начинаю говорить об этом как о вполне доступном, то кто же можетдостигнуть совершенства? Может ли кто-либо из нас, живя здесь на земле,сказать: я достиг совершенства? Есть ли вообще такие люди, которые говорили о том, что они достигли совершенства? Те, которые дерзают назвать себя совершенными, - такие есть. Но когда мы говорим о том, как мы понимаем слово 'совершенство' по Писанию, то мы испытываем сомнение, спрашиваем сами себя, вместимо ли нам, что человек может достигнуть совершенства. В самом деле, апостол Павел говорит о себе в этом же примере: когда настанет совершенное, тогда то что отчасти, прекратится. У него сомнения нет: совершенное настанет; и слово 'когда' указывает на это время.
Когда же апостол стал таким? "Когда я был младенцем, по-младенчески говорил, по-младенчески рассуждал, по-младенчески мыслил, а когда стал мужем, то оставил младенческое". Следовательно, быть совершенным - равнозначно выражению: быть мужем, мужем веры. Оказывается, апостол Павел говорит - я стал мужем, уже стал. Другое место говорит об этом состоянии как о будущем. "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же я познаю совершенное лицом к лицу, теперь знаю я отчасти, а тогда познаю подобно как я познан."
Познаю как я познан. Отсюда видно, что апостол надеется, в жизни достигнуть совершенства - иметь совершенные познания о Господе Иисусе Христе. "А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь и любовь из них больше". Так апостол говорит о - своем стремлении к совершенству. Спаситель наш об этом тоже напомнил. В нагорной проповеди Иисус Христос, обращаясь к народу, закончил Свои слова так: "Я говорю вам, любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас... Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный". Мф. 5, 44-48. Здесь дано повеление, к нам направлено повеление:будьте совершенны.
После такого прямого повеления разве может оставаться сомнение в том, что совершенство доступно для всякого уверовавшего в Евангелие? Совершенство не. только доступно для каждого уверовавшего, но прямо предписывается стремиться к этому. И какими средствами? Средствами, вполне доступными в нашей жизни.
Итак, мысль, проводимая мною, такова: Если совершенство Господа Иисуса Христа было абсолютным совершенством, то и мы призваны к совершенству, причем пути к нему вполне доступны, вполне понятны каждому. Вот сказано, как нужно исполнять заповеди нагорной проповеди. Если мы будем исполнять их, если мы будем благословлять проклинающих, молиться за обижающих нас; если будем приветствовать не только братьев, но и тех, которые не знают и не разделяют наших познаний; если мы будем бдительно хранить свое сердце в непоколебимом мире от каких бы то ни было воздействий окружающего мира, - то мы можем приблизиться к этому совершенству.
Духовое состояние человека, приближающегося к совершенству, показывает апостол Иоанн в Первом послании. Там есть выражение, в котором он подчеркивает роль своего послания. "Пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала; заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. Но при том и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем, и в вас: потому что тьма проходит и. истинный свет уже светит. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет, в нем соблазна; а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза". Вот рассуждение о том, какая заповедь, и что есть ходить во свете. Иоанн отвечает на этот вопрос обращением: "Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его."
Эти слова о совершенной заповеди и о любви к брату говорит Иоанн, обращаясь к детям. Дети - возраст духовный. Прощены вам грехи ради имени Его. Это те, которые возрадовались, что принесли покаяние перед Богом, и приняты Им как дети, как рожденные свыше, рожденные от слова. От Него лишь рождение. И к этим детям обращается заповедь о любви к ближнему, к брату, и о хождении во свете. И дальше апостолговорит: "Пишу вам, отцы, - совсем противоположного возраста, - потому что вы познали Сущего от начала." Апостол обращается и к отцам. Эта заповедь касается их тоже, и им надо помнить: кто ходит во свете, тот должен любить брата своего.
А кто такие отцы? Тут дальше есть объяснение. "Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого, пишу вам отроки, потому что вы познали Отца."
И Иоанн посчитал нужным еще раз обратить внимание на это; он еще говорит; "Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального." Кто из нас мог бы сказать, что познал Бога? Апостол Павел сказал, что "когда буду совершенным..." И мы, когда будем совершенными, то познаем Его, как ныне мы Им познаны.
А теперь подумаем, можно ли тех, которые познали Безначального, назвать совершенными? Вот, к духовно совершенным обращается апостол и напоминает им и древнюю, и новую заповедь: любите братьев, любите друг друга. "Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого". А эти какие? Какого они возраста? Вероятно это возраст тоже вполне солидный. Это тот, который различает искушения от мира и от лукавого, и вступает с ними в борьбу. Как и об отроках сказано, что они познали Отца... Так
вот ко всем ученикам Христа различных возрастов апостол обращается с напоминанием о заповеди, показывая своим обращением к отцам то, что и
совершенные могут быть в церкви. О совершенных указывается определенно, что они вот такие.
О возрастах учеников Христовых говорит и апостол Павел. У него есть
совершенно точные выражения, которые показывают его духовный путь. Прежде всего он сказал: "Господи, что повелишь мне делать?" Чуть-чуть позже он говорит: "Бедный я человек, кто избавит меня от сего тела смерти?" Потому что не хочет делать грех, а грешит. А еще позже говорит: "Оставляя заднее, простираюсь вперед к почести высшего звания во Христе Иисусе". И это он сказал. А затем через некоторое время говорит: "Не я живу, живет во мне Христос". Это уже приближение к совершенству, не правда ли? А в конце он говорит: "Веру сохранил, течение совершил, а теперь готовится мне венец правды". Надо иметь большое дерзновение, чтобы сказать так. Апостолу пришлось сказать это вслух перед всеми, на все века, сказать перед Богом, будучи абсолютно уверенным, что Церковь Христова, при участии его труда созданная и утвержденная, не пропадет
без него; все это строение держится уже не на его руках. Ему уже можно и уходить, а чему положил основание, то будет жить в веках и не поколеблется. Уже невозможно погасить этот разгоревшийся огонь. И тот поток, который полился, уже не преградишь никакой плотиной; он уже сделал свое дело. Такое сознание апостола Павла показывает о высокой степени его совершенства.
Мы тоже призваны в нашей жизни стремиться к этому. Личное совершенство, личное стремление к совершенству вовсе не предосудительно. Не предосудительно, что апостол Павел стремился, хотел достигнуть этой цели. Но ради этого он почел за сор все, все почел тщетою: свое положение в обществе, свою известность, свою фарисейскую чистоту, свою праведность и ученую образованность, - всем пренебрег и остался человеком, странствующим проповедником, который работою своих рук едва-едва обеспечивал свое пропитание. И целью его было: идти без задержки, идти и сеять, говорить. Это тот делатель, который вышел на поле. Поле обширное, это поле простерлось от Палестины до Рима. Во всех этих странах апостол бывал и трудился не раз, и бедствия терпел многократно, - вот это труженик.
В наше время о таких подвигах мечтать неуместно, потому что тогда было время бурного роста церкви. Но для каждого из нас и теперь найдется достаточно труда. Каждый, сколько бы он ни имел энергии и сил, может найти что делать.
Хотя бы то, что нас всегда окружают братья и сестры, которые постоянно нуждаются в нашем присутствии и в нашем общении, и не просто с нами. Дело в том, чтобы в любой час в нас можно было найти свет Христа. Но почему в нас доныне этого света так мало? Мы сами нуждаемся в том образе Христа, который лично наполнял бы нас. Итак, речь идет о том, что мы вообще нужны не как просто братья, а как сосуды, в которых пребывает благодать Божия. Есть она в нас, - тогда все в порядке, тогда люди находят утешение и воздают славу Господу.
Тогда есть нам смысл выходить перед народом. Но если этой благодати нет, то напрасно, напрасно старание кого-то утешить, кому-то доказать. А благодать, она не дается так просто. Кто прилагает все усилия, тот восхищает Царство Божие. И сколько нужно, может быть, приложить еще молитв, сколько нужно проявить смирения, сколько раз нужно благословлять проклинающих; сколько раз, может быть, еще придется сказать о том, что я еще немощен, я еще бедный человек, и кто бы избавил меня от сего тела смерти! Сколько раз еще придется осознать свои несовершенства, прежде чем эта благодать действительно станетдейственной через меня.
Но ведь и это все надо пережить на пути к совершенству. Сказано: "Когда вы исполните все, то скажите: 'Мы рабы Твои, Господи, ничего не стоящие, и сделали только то, что Ты повелел нам". Вот это слова совершенства.
Итак, совершенство возможно. Оставим начатки и поспешим к совершенству, ибо о начатках можно говорить, можно рассуждать; но к совершенству приблизиться через наставление невозможно. Посмотрите, как много написано в Евангелии о спасении. Все они излагают начало учения: обращение, покаяние. прощение грехов, познание, дары, силы. Но почему так мало написано о совершенстве? Каким путем отцы познали Безначального, где об этом написано?
Этого вопроса, возможно, и коснулся апостол Павел и написал: "Великая
благочестия тайна: Бог явился во плоти..." и вот дальше я боюсь читать. Когда я испытываю свое благочестие, свою праведность, то вижу, как я далек еще от того, что должно уже быть во мне. И я умолкаю, дальше не иду...
Во многих других случаях мы находим такие же места, которые говорят, что достигнуть Господа можно не умом, не силою воображения, но для этого надо жить по Его примеру, душу отдать, построить свою жизнь так, чтобы славился Господь. "Верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубинам высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божьею" Еф. 3, 17-19. Прежде всего нам дается признак: уже утвержденными укорененные в любви, должны еще будем уразуметь
превосходящую человеческое разумение любовь Христову. А сегодня я и эту мысль, превосходящую мое разумение, прочитаю не до конца: не постигаю я ее... А если постигну, тогда прочитаю до конца слова Павла: "дабы вам исполниться всею полнотою Божьею."
Исполниться всею полнотою... Это же предел совершенства! Всею полнотою, которая была во Христе. Если эта полнота исполнит нас, то чем мы отличаемся от Бога? Ведь нас наполнит то же самое. Это то же, что говорит и апостол Петр, когда призывает достигнуть Божеского естества, уподобиться Ему. Поэтому то и сказано, что мы, начиная от состояния человеческого, должны возрасти во Христа, чтобы и нам можно было достигнуть совершенства не по своей воле, не пустым словом, но воистину сказать: не я живу, но живет во мне Христос. Тогда и поймем, к концу жизни, когда исполнятся эти слова.
Пусть благословит вас Господь на этот трудный подвиг. Действительно, кто берется, тот выходит как жнец на ниву Господню. Благослови вас Бог. Аминь.
Старец, пустынник, почивший во Христе – Боге, Георгий Дорогуш.
Комментарий автора: Даю братьям на обозрение этот труд. Это работа моего учителя, наставника во Христе, почившего в Господе. С любовью L-mir.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Это важная богословская идея, которую еще надо обсуждать. Пока только хочу поправить второстепенное: "едва-едва обеспечивал свое пропитание". Павел говорит, что не только обеспечивал, но еще и делился с другими.
Насчет совершенства пока могу с осторожностью сказать, что человек способен достигать его по крайней мере в некоторых аспектах своей жизни. Например, когда человек всем сердцем прославляет Бога, в этот момент он становится равным в справедливости ангелам и даже Богу! Ибо это высшая справедливость - славить Бога. Увы, позже тот же самый человек может совершить и неблаговидный поступок, демонстрируя свое несовершенство. Когда я вижу небольшой, но очень явный недостаток у очень благословенных в Боге людей, мне кажется, что им это оставлено специально, по 2 причинам: 1) чтобы сам не возгордился 2) чтобы люди видели - вот это в нем - Божье; а это - человеческое, и воздавали славу Богу, а не ему. Комментарий автора: Духовный человек приходит в мир, чтобы давать. Вспомните, как отметил Христос нищую старушку, что отдала все свои деньги в Храм, которые впрок оставила себе на пропитание. Научиться давать - очень сложно, потому, что мы привыкли брать. И потому-то Павел, при всей скудности своего заработка, еще мог и давать. Таким образом он был и отмечен.
Почему ты славишь Бога? Потому, что сам любишь славу и желаешь быть прославленным? Или - что-то другое?