В возрасте примерно пятнадцати лет занесло меня, помнится, на Морское кладбище.
Известное кладбище во Владивостоке.
Нет, я не была готкой (ни тем более сатанисткой :)), о сем мировоззрении в те годы даже не помышляли; а была я хорошей девочкой, комсомолкой и активисткой (хотя, надо заметить, изрядной лентяйкой и пофигисткой в т ч).
А на Морское занесло меня (с подругой и двумя нашими собаками) простое желание «а куда бы сходить - пошарахаться», столь свойственное молодёжи.
Подруга та старше меня на три года и выше на целую голову… И вот, значит, разбрелись мы между могилками – гуляем, пока наши собаки могилки эти самые по-собачьи оскверняют… Замечу, что в то время для меня не было «ничего святого», и могилы, в моём представлении, были всего лишь вместилищем человеческих трупов (дабы не воняли, разлагаясь). Вот такой я была практичной девочкой!
И вдруг я наткнулась на памятник, выполненный из серого камня, в виде спиленного дерева – сучковатого пня, на котором выгравирована надпись: «Дерсу Узала» и год смерти (без года рождения!). Я тотчас окликнула подругу, но на неё впечатления памятник не произвел: «подумаешь, Дерсу как Дерсу!» Но я, будучи весьма начитанной девочкой, не могла прийти в себя от изумления – ведь, согласно запискам Арсеньева, Дерсу отправился помирать в тайгу!!! А тут такая находка! Да и вообще, ЧТО памятник (могила?) Дерсу делает на Морском кладбище?! В те годы не было Интернета, а все краеведы и прочие умные люди Владивостока лишь снисходительно мне улыбались: какая, мол, глупость: могила Дерсу Узала на Морском кладбище, да ещё и заброшенная, заросшая, без оградки… «гон»!
И вот решила я как-то «пробить» в интернете эту тему и обнаружила весьма любопытные материалы. Во-первых, «завещание Арсеньева» (от 10.01.2007):
«Во Владивостоке сегодня представили уникальную находку – завещание известного исследователя Владимира Арсеньева. Раньше считалось, что о его жизни и творчестве известно всё.
Он был коренным петербуржцем, родился в 1872 году. Около тридцати лет изучал таёжные дебри Дальнего Востока, совершал экспедиции в Уссурийскую тайгу. Как говорят исследователи, это одно из самых загадочных и уникальных мест на Земле. Здесь север встречается с югом – рядом с таёжным кедром растёт теплолюбивый виноград. За свою жизнь Арсеньев совершил 12 экспедиций. Вот, к примеру, маршрут одной из них. В 1907 году исследователь прошёл по побережью Японского моря по реке Максимовке, через перевал Сихотэ-Алинь, вниз по реке Бикин до посёлка Красный Яр. В общей сложности – 400 километров пешком. Проводником был удэгеец Дерсу Узала, ставший главным персонажем знаменитой книги.
Арсеньев умер в 1930 году, его похоронили на Морском кладбище во Владивостоке. Но, как теперь выяснилось, последняя воля этнографа была другой. «Убедительно и горячо прошу похоронить меня в лесу», – сказано в найденном письме. Неизвестный ранее документ случайно обнаружил в букинистическом магазине Москвы ректор Дальневосточного Технического университета Геннадий Турмов».
Вот ещё любопытные данные по теме:
«Последняя просьба известного путешественника стала известна спустя 80 лет после его смерти. Исследователь Дальнего Востока Владимир Арсеньев написал в завещании, что хочет быть похоронен в тайге.
Завещание исследователя уссурийской тайги Владимира Арсеньева профессор Геннадий Турмов обнаружил совершенно случайно в одном из букинистических магазинов Москвы. О последней просьбе знаменитого путешественника до этого дня ничего не было известно.
Скончался Владимир Арсеньев от воспаления легких после очередной таежной экспедиции. В своем завещании он просит похоронить его не на кладбище, а в лесу. Также исследователь хотел, чтобы на его могильной плите было высечено обращение к путникам. Почему к словам ученого никто не прислушался, история умалчивает.
Игорь Арсеньев, внук В. К. Арсеньева: «Не стоит его трогать. Раз уже человек умер, и похоронили его на Морском кладбище, так пусть он там и лежит. Туда хоть люди ходят, за могилами присматривают. А в тайгу если прах перенести, там могут захоронение разграбить».
После себя Владимир Арсеньев оставил более 130 научных работ и литературных произведений. Но главным его трудом считается монография о жизни приморских аборигенов «Страна Одыхея». Она пропала после смерти ученого и не найдена до сих пор».
А во-вторых, сама «балуясь литературой», полагаю, что Арсеньев вполне мог «отправить» Дерсу «помирать в тайгу» ради красного словца, ибо так «красивше»!
В доказательство сего предположения следующие цитатки:
«Книги Арсеньева при всей своей документальности отнюдь не документы, строго фиксирующие хронологию и характеры людей, описанных в них. Это произведения художественные, где правда жизни образует такой сплав с художественным вымыслом, какой только и должен отличать истинную литературу… Читая «В дебрях Уссурийского края», мы верим автору и не сомневаемся в том, что его знакомство с Дерсу произошло именно в том году, о событиях которого рассказывается в книге, то есть в 1902-м. В действительности же всё обстояло несколько иначе. Арсеньев познакомился с Дерсу в августе 1906 года, и не на реке Лефу, как о том говорится в книге, а на реке Тадушу. Этот факт отмечен Арсеньевым в его экспедиционном дневнике за 1906 год. Кроме того, из книги же нам известно, что Дерсу одинок – его семья погибла во время эпидемии, тогда как подлинный Дерсу Узала имеет брата Степана, и этому есть доказательство – снимок братьев, сделанный Арсеньевым в сентябре 1906 года».
Таким образом, на Морском кладбище вполне может находиться настоящая могила Дерсу Узала, рядом с другой могилой… о которой рассказывать пока я погожу…
Прочитано 19959 раз. Голосов 18. Средняя оценка: 4.72
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Не осмелюсь сказать даже мысли о "могиле Дерсу", т.к в свете недавно опубликованых документальных исследованиях, действительно имеет место расхождение между датами знакомства В.К. Арсеньева со своим другом.
Совершенно не укладывается в голове - откуда взялось в Москве, да еще в "в одном из букинистических магазинов", завещание -(его часть), да еще с готовой эпитафией ?
Следы пропавшего семейного архива ?... Интересно, особенно если это связано с одной из последних работ - этнографическим трудом (все же в современной транскрипции принято считать - "В стране Удэге")хотя могу ошибаться. Ибо такие вещи бесценное наследие.
C уважением.
Ани Руксорп ((Бельды)
2010-04-25 03:54:11
А мне понравилось.!!!!!!.. Я не буду соревноваться с учеными людьми в применениии прфессиональных словоборотов... просто скажу. что я очень признательна тем людям , которые не дают уйти в забвение имени Дерсу Узала.. И раскрывают тайны, связанные с его именем... Низкий поклон вам....
Бакиров Булат
2012-02-01 16:49:30
Jxtym gjyhfdbkjcm
Юрий Удовиченко
2012-04-18 13:06:03
Здравствуйте, Светлана. Я сам не читал и не совсем помню фильм, но считается, что Дерсу убили грабители в районе пос. Корфовского под Хабаровском.
Но дело не в этом. А в том, встречалась ли вам такая версия, что Дерсу на самом деле являлся шпионом? Не помню всех тонкостей, но знание нескольких языков, слишком непохожее поведение на Нанайцев или других местных жителей (а ближе к Японцам), все эти упущения или приписки Арсеньева - навают на такую мысль. И я склонен ей верить. 1906 год, к тому же - год войны России с Японией. Не скажу сейчас ссылку - но можно поискать в интернете. Если начать разбираться (а вы уже начали) - думаю будет очень интересная тема. Если есть возможность - поднимите информацию. И по возможности напишите мне, на ossorian@mail.ru Я представляю ДВИС - Дальневосточный институт исследований. Удачи!
rojdestvenskiy
2012-12-20 11:23:57
спасибо что выкладываете подобные факты нашей истории...это интересно!
Крячун Александр.
2012-12-27 13:41:13
Если обнаружен подлинник Арсеньева через 80 лет - это большая удача для лингвистов. Я этому не удивился т.к. со мной произошёл удивительный случай. Работая в топографической экспедиции на Тянь-Шане, однажды в юрте у пригласившего нас чабана увидел на стене карандашный рисунок в рамке под стеклом. Он очень напоминал картину Верещагина "Киргизский охотник с соколом". Но когда я увидел в правом углу рисунка автограф художника, я спросил у чабана о рисунке. Оказалось, что его прадед кочевал по Борскоону, когда встретил русского художника. С него Верещагин и сделал несколько набросков, один из которых подарил. Чабан не согласился обменять рисунок даже на новое ружьё. Спасибо ему за такую память о художнике.
Крячун Александр.
2012-12-27 13:59:47
Я, немного отвлёкся. Собирая материалы о Н.М.Пржевальском (его первая экспедиция по Уссурийскому краю), мне попадались материалы об Арсеньеве и его проводнике Дерсу Узала. Когда Арсеньев пригласил Дерсу к себе в город жить - он пробыл там некоторое время и болел. В больницу отказался ложиться и выпросился уйти в тайгу(это известные факты). Возвращался проводник несколько раз,приносил дрова, но вновь уходил. (К сожалению не могу вспомнить источник из Нац.библиотеки в СПб, т.к. не имел прямого поиска именно Арсеньевского материала).
Крячун Александр.
2012-12-28 07:06:37
На вопрос Юрия Удовиченко - что Дерсу знал несколько языков. Работая в экспедициях по Средней Азии, брать проводников и "толмачей" из местной "интеллигенции" - не было смысла. Обычно к нам попадали они сами - это были люди(дервиши, паломники, пастухи и простые бродяги), которые знали прекрасно местность. Мой проводник Карагул по Тянь-Шаню,Памиру и пустыням Азии имел образование 4 класса.Знал 6 языков (русский,киргизский, узбекский, казахский, Туркменский и таджикский), умел изъясняться с китайцами, уйгурами и каракалпаками. С ним было беседовать интересней, чем с каким нибудь высокообразованным учёным.
Александр Аладов
2013-01-09 07:24:49
В целом неплохо.В свое время проживал в трех км.от Корфовского.И многократно слышал,что могила Дерсу находится на сопке возле поселка.
Александр Серов
2013-10-09 07:41:28
Спасибо за статью. С недавнего времени интересуюсь историей ДВ. Очень хочется узнать о родственниках Дерсу. Действительно ли, что не осталось потомков? Кто знает - откликнитесь!
Пётр Титов
2013-12-12 15:05:21
Молодчина! Всё написано правильно и вполне логично, желаю дорогому автору творческих успехов в изучении родного Уссурийского края и известных всему миру людей, которые сто лет назад открыли нам этот сказочный мир!
биолог
2015-09-18 00:00:51
Московский зоолог рассказывал,что к ним обращались родсвенники с желанием опубликовать дневники,но разговоры зашли в тупик, т.к. они боялись выпустить их из рук - некоего "кидалова". Если выше речь о дневниках, то, возможно, о других. в инете ходит такая история: "Второй после Миллера иуда земли русской – Владимир Клавдиевич Арсеньев.
Он ведь историческая личность. Вы, возможно, в детстве читали его книги. Но вы, наверняка, читали их именно в детстве. Иначе бы обратили внимание, что всем падям, ручьям и рекам Приморья, Володя Арсеньев с упорством маньяка вместо их древнерусских, нанайских и удэгейских названий давал китайские. Понимаете – китайские? Не верите - возьмите старые до 1902 года карты Приморья и сверьте их с теми, которые оставил после себя Владимир Клавдиевич. На арсеньевских картах – сплошная китайская топонимика.
Кстати, процесс изменения древнерусских, казачьих и гольдских названий, хорошо прослеживается и по художественным работам Арсеньева, таким как «В дебрях Уссурийского края» и «Дерсу Узала». Просто надо повнимательнее их читать.
Китайцев здесь никогда и в помине не было. А сейчас с подачи «великого русского землепроходца исследователя» (скорее землепроходимца)- названия сплошь китайские! Только по одному Сихотэ-Алиню их более трёхсот!
До «подвижничества» Арсеньева, китайская топонимика вообще в Приморье отсутствовала. У него же река Ломоватая вдруг стала Ле-фу-хэ, речка Арзамасовка превратилась в Дадун-Гоу, залив Владимира стал называться заливом Хулай, залив Талоуза почему-то принял странную «кликуху» Да-пао-цзы…" "Японцы даже сняли фильм о Дерсу Узала. Кстати, Куросавой с нашим гениальным Соломиным в роли Арсеньева. Может, вы его видели.
Зачем японцам понадобилось ставить фильм о российском подданном? Они не стали создавать фильм о том же Улукиткане, Семёне Лиханове или проводнике-эвенке Тиманчике – героях книг Федосеева. Они тоже монголоиды. Родственники по расе. Да и подвиги у этих ребят посерьёзнее, чем у проводника Арсеньева. Нет, подавай японцам – Дерсу!" Зная историю Рериха и вообще насколько всё мифологизируеьтся "для масс" - и не такое возможно.
биолог
2015-09-18 00:07:26
поправка, пишут что это цитата из книги на всю голову нездорового СИДОРОВа Г.А. (но если это не так, тем лучше,чтобы страна знала своих шизофренизаторов-"неоязычников "):
ещё: С головой у Владимира Клавдиевича было всё в порядке. Просто он, как русский масон и ставленник Ватикана на Востоке, усердно выполнял возложенную на него миссию. Не удалось только выяснить: является ли Владимир Клавдиевич агентом британской разведки? Хотя некоторые его действия косвенно указывают и на эти связи. И не только в пользу британской разведки, но и японской.
Он топонимику наносил на карту совсем не японскую, но для японцев. Японцы всегда считали Китай своей провинцией. Кроме того, Арсеньев имел дело с загадочным Дерсу Узала. С человеком, которого в Уссурийской тайге из местных жителей мало кто знал. Гольды же, за кого он себя выдал, своим его так и не признали. Были попытки нащупать хоть кого-то из его рода. Каких-либо родственников Узала или что-то подобное. Всё оказалось тщeтным. Комментарий автора: В пользу версии о принадлежности Арсеньева к масонам говорит также тот факт, что памятник Дерсу, установленный возле могилы Арсеньева (прах его был перенесен на Морское кладбище в середине двадцатого века, я об этом еще напишу), выполнен в виде пня со спиленными сучьями (это означает, что род прервался на этом человеке). Подобные памятники обычно устанавливали масоны.
А то, что памятник не имеет широкой огласки, говорит о том, что он установлен для тех, кто "в теме".
Алексей Чумаков
2015-12-22 05:34:56
Интересная статья. Афанасьева читал тоже в детстве. То, что политолог написал, что он был масон, - вполне возможно. т.к. захватчики послать кого абы не могли в экспедиции, тем более они имели и карты от прошлых хозяев и прочее. Я так понимаю, что прошло уже 5 лет со дня выходя статьи? Есть что новенького по этой теме? Я сам из Комсомольска-на-Амуре, сейчас работаю в Хабаровске. 4 года проработал в Лучегорске. На Красный Яр так и не съездил, но сторожилов этого посёлка видел и с их детьми дружил. Комментарий автора: Да, материал интересный собирается, надо как-нибудь выложить...
Спасибо за внимание!
Алексей Чумаков
2015-12-22 05:39:21
Прошу прощения, фамилия перепутал не Афанасьева, а Арсеньева. Афанасьева недавно читал.
Версавия
2024-01-25 16:01:22
Желаете увеличить поток посетителей и чтобы ваш сайт вошел в первую страницу Яндекса? Например, за одну-две недели? Мы докажем, что это реально. Благодаря нашему опыту с 2019 года и более 400 успешных кейсов на канале t.me/top1boost положительный результат обеспечен! Договор гарантирует надежность нашего сотрудничества, чтобы вы могли быть полностью уверены в нас. Главное — вы платите только за видимый и достигнутый результат. Сначала проводится тест (бесплатный), а затем вами принимается решение. Без подводных камней, нет роста позиций — вы нам ничего не платите. Хотите более детальную информацию? Оставьте заявку — Telegram: t.me/top1booster или WhatsApp: wa.clck.bar/79802050964 Доверьте продвижение своего сайта профессионалам и взлетите в ТОП 10 Yandex!Мы уверены в результате, именно поэтому делаем бесплатный тест.
Столы накрыты - Наталия Минаева Ну, что ж, Слава Богу за изобилие! Отличительной чертой последнего времени является ЛИЧНАЯ близость с Богом и умение сохранять себя в любви, то есть мир Божий внутри себя. Пристегните ремни, если вы хотите успевать за Господом.