«Мы проповедуем Христа распятого,
для Иудеев соблазн, а для Эллинов безумие»
Апостол Павел, 1 Коринфянам, 1:23
Крест Христа занимает центральное место в христианстве, но оттого, что эта истина известна всем, проще она не становится. Потому что смысл креста в том, что Христос умер за грехи людей, иначе бы они погибли навеки. Тяжелая истина - признать, что ты настолько грешен, что заплатить за твои грехи можно было только смертью безгрешного Сына Божьего. Павел Тарсянин писал, что люди скорее склонны воспринимать распятие как оскорбление их порядочности или безумие, чем спасительную истину. У веры человека в крест Христа есть еще одно неожиданное следствие – влияние на то, какую политику этот человек поддерживает.
Если мы верим в то, что на кресте Иисус умер за грехи всех людей, значит, мы соглашаемся с тем, что все люди, без исключения, грешны, склонны к злу, нуждаются в спасении, исправлении, обучении. Практический результат этой веры – мы не очень будем рассчитывать на высокую нравственность и добродетели, как отдельных людей, так и всего общества в целом. Скорее наоборот, мы будем понимать, что власть развращает людей, а абсолютная власть развращает их абсолютно. А значит, постараемся ограничить власть, вверяемую людям, держать их под постоянным контролем. Это то, что называется системой противовесов, взаимного контроля разных ветвей власти. Нашей любимой поговоркой, возможно, будет знаменитая «доверяй, но проверяй!» Мы будем поддерживать журналистов, чтобы те постоянно проливали свет на дела властей. «Делающий зло ненавидит свет» - это еще Христос говорил. Осознание того, что их деятельность у всех на виду, поможет чиновникам удержаться от многих искушений (трудно представить себе коррупционера, берущего взятку в прямом эфире). А вы помните, крест Христа напоминает о том, что каждый человек подвержен искушениям. Нам не понравится, если нам подсунут кота в мешке в качестве кандидата в президенты, о котором мы практически ничего не знаем. И все из-за того, что мы будем понимать: каждый человек, даже если он плюшевый как медвежонок, испорчен, подвластен искушениям, ограничен в своих познаниях и талантах, нуждается в постоянном контроле. По большому счету, мы даже не будем многого ожидать от нашей власти, понимая, что все зависит от Бога и нас. А от властей будем требовать разве что элементарного: чтобы не душили налогами, чтобы не мешали заниматься любимым делом, не влезали в нашу личную жизнь, не навязывали идеологию, чтобы поддерживали порядок на улицах и без идиотизма вели международные дела. И, наконец, мы будем о них серьезно молиться, сознавая, что они – такие же, как и все, люди-человеки: «Боже, сохрани их от искушения, пошли им мудрости и ответственности».
Существует и другой подход, тоже обусловленный пониманием смысла креста. То есть, «Христос, конечно, умер за людей, но люди, в общем, не так уж и плохи. По крайней мере, не от рождения и не все. Много, конечно, злых, но есть и хорошие. Вот, я, например, никого не убил, не грабил, старался делать добро…» Опять же, не буду вдаваться в богословские тонкости, а скажу только о социально-политических последствиях такого взгляда.
Итак, если мы верим, что люди, в сущности, не являются испорченными от самого рождения, то будем надеяться, что найдутся хорошие люди, которые создадут хорошее правительство, заботящееся о нас. А еще лучше - найдется один мудрый и честный руководитель, который за всем усмотрит, и твердой рукой решит все проблемы общества – преступность, коррупцию, ложь, насилие, бедность, воспитание нового поколения и т.д. Этот подход хорошо известен большинству читателей, потому что он практиковался в народе со времен царя Гороха.
Если мы верим в то, что есть такие хорошие, неиспорченные грехом люди, у нас постоянно будет искушение надеяться на этих добрых людей: на доброго царя, на хорошего президента, мудрое правительство... Мы не будем докучать им надоедливыми расспросами, чтобы не отвлекать от подвижнического труда на благо отчизны, мы будем шикать на въедливых журналистов, чтобы те не отвлекали важных людей, несущих на своих плечах бремя государственных забот. Поскольку все же все люди, в том числе и власти, грешны и допускают массу просчетов, а то и совершают преступления, мы, чтобы не расстаться с верой в природную доброту наших вождей, будем склонны объяснять неустройства либо происками врагов, либо саботажем чиновников, по принципу «царь – хорош, да бояре плохи». Мы не будем настаивать на постоянном контроле над властями, откажемся от выборов («начальству виднее»), и чем хуже будут обстоять дела вокруг, тем больше будем идеализировать вождей, до тех пор, пока не лопнет наше знаменитое терпение. Но даже и после этого, на смену развенчанным идолам, выберем других, на которых снова возложим свои надежды. «Ведь, в конце-то концов, есть же хорошие люди, хорошее начальство, хорошие цари…»
Нет их, нет таких людей в природе: «Все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного…» - убеждает нас факт распятия. Вот так неожиданно крест Христа влияет на политику. Да что там, политику. От отношения к кресту и понимания человеческой природы зависит вся наша жизнь, до мелочей. Как мы будем воспитывать детей (по Споку или по Добсону), какую работу выбирать (рискованную, с перспективой роста, или низкооплачиваемую государственную, но с гарантиями безопасности), за каких политиков голосовать (за тех, кто создает условия для свободы предпринимательства или за тех, кто обещает манну небесную), на кого надеяться, с какой мыслью просыпаться в очередное утро...
Комментарий автора: фото с сайта http://calstaging.bemidjistate.edu
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
С автором-то согласен, только во многой мудрости много печали...Начинаешь скрести затылок - а как же презумпция невиновности? Понятно, что чиновники - взяточники...но не эти, конкретные. И страна со времен Рюрика все не может найти порядок в себе самой, и уповает на царя, и говорит ему: ты с нами построже! Только ведь не я, и не Петр, и еще человек 40 найдется...
Легко Петру говорить оттуда о правильных вещах - он среди них живет. А мы здесь живем среди людей, которые живут именно так, как Петр не советует. И советов Петра нет читают. И так продолжается уже более 10 веков, так что оптимистом быть очень трудно. Зная тот прискорбный факт, что всякая идеология в этой стране всегда спускалась сверху, на кого же еще уповать, как не на умного и жалостливого царя?
Мусин Ренат
2011-11-24 06:49:12
Опять же вынужден согласиться с автором на сто процентов! Очень правдивая на мой взгляд статья! А так побольше бы таких мудрых людей в Россию и жизнь глядишь изменилась бы! Уже начинает казаться что такое положение вещей как было и сейчас есть в россии - это наша судьба или рок и навсегда и ничего нельзя изменить! Хотя когда только уверовал так не казалось,так значит это я поменялся и с трудом уже верю в чудеса! Вот это то меня и печалит! Вот и за бугор уже уехать мысли появились от неверия что то изменить. многие верующие со мной соглашаются и тоже были бы не прочь уехать куданибудь в Канаду например! А ведь у меня четверо детей и многие говорят ты уж о детях хотябы позаботься об их будущем! Вот и раздирается душа что делать?Быть патриотом своей страны -России или патриотом своей семьи и сбежать от греха подальше! Вы Пётр ответьте мне чтонибудь если не трудно ,буду рад!