К повести "Из круга в круг..." Заметки и размышления
От автора
Для тех, кого заинтересовала повесть "Из круга в круг, или Нить неизбывная", эта публикация, надеюсь, будет небезынтересна.
000
Жизнь от рождения – это, в сущности, предрождение, эмбриональное состояние духа.
000
Тюрьма есть способ ввергнуть душу человеческую в погибель вечную. Но тюрьма есть только способ, изощрённый, но отнюдь не совершенный, и вовсе не есть необходимость погибели. Даже в тюрьме, в среде удушающего административно-зэковского произвола, есть возможность выбора. Можно: урывая у другого булку, кусок сала и шмат колбасы, пресытиться довольством и потОм, в геенне, безнадежно алкать свободы. И можно: вкушая корку от кислой пайки, причаститься Спасителю и через Него – жизни вечной, и тем самым, даже умирая с голоду, насытиться.
Мало кто из зэков избежал ситуации, когда кажется: конец, отступать некуда – душу твою искалечат, поглумившись и надругавшись над телом: измучив, избив до последнего сердцебиения, опоганив экскрементами. Что же – драться, обострив реакцию заточкой, чтоб душу свою уберечь? Некоторые так и поступают. Но Господь сказал нам: «Сберёгший душу, потеряет её, а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её».*
Злом не умножь зло. И насилием – насилие. Но прими испытание плоти и наказание душе как милость Божью. Будь унижен, повержен, растоптан – Христа ради! – и будешь возвышен к Богу, причастишься Божескому естеству Христа.
000
Новый Завет – поистине новый. Это предречение новой, богочеловеческой, истории и её начало. Отсюда – новая эра и человек, которого обновляет энергия Божья, несмотря на его ветхую плоть. Господь творит всё новое, и это творение завершит «новым небом» и «новой землёй». Наступит новый эон метаистории Духа.
Теперь мы ещё во времени –
ДО ПОСЛЕДНЕЙ, ДО СУДНОЙ ТРУБЫ.
000
Вырывая когтями клочья из нависших над зоной туч, тщетно цепляясь ором за алчные и глухие человеческие души, дописывая параболу жизни, брошенный ради потехи кот влетал в жаркий студень вагранки.
Глухой бух.
Мгновенная воронка.
Взрыв.
И никто не упал поверженный.
000
МОЙ ПРИЯТЕЛЬ ДИМА
стоит в туалете санчасти у раскрытого окна, дышит сравнительно свежим воздухом и курит. Думает о своей судьбе. И о судьбах родины – они тяжелее. Думает, как написать о них, и жалобу слышит:
– Так дуе вид цёго чорного хлиба…
Дима оглядывается. Человекоподобная вертикально застывшая мумия стоит за спиной и молит выпученными глазами об окурке.
000
СВОБОДА ВОЛИ И ВОЛЯ К СВОБОДЕ
Истинно свободная воля – в узах от Бога. Христос учит: «если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными».** Пилатово «что есть истина?»*** и Христово «Я есмь путь и истина и жизнь»**** открывается нам в упругом тексте Нового Завета и завершается призывом Спасителя: «Возьмите иго Моё на себя… Ибо иго Моё благо».*****
Поэтому пока «я» несвободен, у «меня» нет права желать свободы другим. У меня может быть лишь воля – «самому» стать свободным.
000
Писать или не писать?
Впору усмехнуться над этим вопросом в наш практично-ироничный век, потому что – даже не гамлетовское «быть или не быть?», не классическое «что делать?» Но для меня – нет вопроса серьёзнее.
С великим напряжением дум пройдя Новый Завет, пришёл к выводу: Христос ВСЁ сказал о том, что было, что есть и что будет, ибо Он ЕСТЬ прежде Авраама, прежде Ноя и прежде Адама и – после нас, и детей наших, и потомков наших. И апостолы донесли до нас и раскрыли нам ВСЁ, что Он сказал. Но о т е б е, обо мне и о н ё м Спаситель не сказал всего и не мог, потому что хотел, чтобы т ы сам, и я сам, и о н сам, самостоятельно, по доброй воле пришли к Нему. И потому я пишу – вследствие и ради этой свободы: чтобы т в о я, и моя, и е г о свобода воли в узах (в кругу обстоятельств) сделалась нашим свободным узничеством.
Что будут значить для нас условия жизни, когда обретём безусловную жизнь?! Наступит т в о я, моя, е г о – наша свобода.
«Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, – призвал нас Господь Спаситель, – и Я успокою вас. Возьмите иго Моё на себя…»******
Иго Христово – благо. Свобода. Не «как Я хочу, но как Ты»,******* Отче.
000
Получил письмо от свояченицы: скоро помрёт, – пишет, – никого не осталось из близких; урожай, – пишет, – скудный ныне, лето жаркое, даже речка обмелела и высыхает, и по ней какие-то пятна плывут.
Подумал: реки высыхают, надежды умирают – и ничего не остаётся, кроме живой воды веры. С нею, если выйду отсюда, вернусь на родину.
000
Ба, знакомые лица! В новых ролях. В латвийской молодёжке прочитал заметку об израильских бизнесменах Яне Резнике и его жене Элен – выходцах ОТСЮДА. Они, понимаете ли, вышли из Советского Союза, побывали в Земле обетованной и вернулись в Латвию в новом, либеральном, качестве. В Риге они организовали конкурс претенденток на участие в летнем акт-пленэре на Мальте.
У бизнесменов, отмечает газета, тонкий вкус и намётанный глаз.
Господи, пошли им прозрение!
000
Из долгой зимы вышли, едва волоча ноги. Снявшись побригадно с работы, шли по разжиженной грязи, не обходя лужи: грязь царила необходимая. Угнетённые тучной моросью невольники своих сердец изредка отбивались матом от гнусной, назойливой погоды, воздавали дороге ядовитыми плевками. Что им ещё оставалось?
А я – радость несла меня над грязью под ногами, плотно обступившей нечистотой. Я взыскал Господа, и Он посетил меня в тюрьме, освободил от тюремного дления, ежедневно одаривая Своей вечной жизнью. Радость пронзила душу Его свободой, проникла до разделения мозга и костей, души и и крови, духа и души.
Так вот что такое благодать!..
000
Пришёл с этапа человек. Рассказывал кое-что. Известное и то, что лишь ему довелось испытать. И в течение рассказа невзначай обмолвился о том, что сожительницу его тоже посадили. Точнее, она сама себя в тюрьму упекла: после того, как он её бросил, дитятко своё, говорили в селе, она утопила, девочку.
Человек этот родом из Никольска, а жил сызмалу в каком-то селе, овец пас. Сельский магазин обворовал, сюда попал, на четыре года.
А о н а, окаянная, покаялась перед Богом. Душу детскую загубила – и покаялась. Как это понимать? – недоумевал человек, пришедший с этапа.
«Творится чудо – жизнь творится, проще земной погибшей…»********
Смотри на свою бывшую, земляк, человек из Никольска, открытой душой смотри – Христа узришь. Смотри, ибо «время близко»,********* Но ещё есть время.
Время ещё е с т ь.
А внутри и – ужас какой! – в сердцевине времени –
БЕЗВРЕМЕНЬЕ
(Сон)
– Приходите вечером!.. Приходите вечером!..
После второго призыва стало понятно, что это рекламный агент. Но что он рекламирует? И когда это – вечером?
– К программе «Время». Будут устрицы – хорошо?.. Сёмга под «смирновскую», а?.. Бифштексы с кровью, капурийский атташе, индейка по-орловски, медиум Балудов, апельсины из Марокко… апельсины из Марокко… апельсины из Марокко! То, чего вам так не хватает. Затем – коньяк «Наполеон», мартини и кофе с Мартиники, предпоследний муж певицы Пичугиной и злой турецкий табак, только вчера привезённый из Стамбула. Для искушённых – кальян и видео «Любовь шамана и монаха»…
– «Плоды просвещения»,********** одним словом. Обжиралово и десерт в твоём духе, агент.
Он не слышал. Он вещал:
– Это не всё. Вечер завершится состязанием нескольких пар. Победитель – та, которая последней распадётся. Чувствую, вы хотите принять участие!
– Нет! Нет, я вне игры.
– Первый приз – месячный отдых на Мальте. Вы ведь так устали. Но как бы там ни было, приходите: вы украсите общество.
– А оно меня?
– О, вы зря опасаетесь. У нас есть свои оригиналы. К примеру, Маруся Бугорская. Она производит впечатление Лукреции Борджиа. Балудов даже утверждает, что это есть сама дочь понтифика Александра Шестого. Как медиум разглядел её в модной парикмахерше с Фундуклеевской – уму непостижимо. Впрочем, ум здесь не к месту. Безумная страсть увенчает вечер! Несравненная Маша выступит в паре с Олегом Делафонтовым из бара «Над обрывом». Вне конкурса. С показательной программой.
Агент рисует картину. Я больше не могу ему противиться – и не хочу подчиниться. А картина меня поглощает, поглощает…
– О, Господи!
На краю обрыва меня подхватывают Его руки, вырывают из сна, приподнимают над нарой.
«Бодрствуй и молись, чтобы не впасть в искушение» ***********
«Благодарю, благодарю Тебя, Иисус! Как Ты благ!.. Из Твоей руки никто не похитит меня».
000
ЕЩЁ ОДИН СОН
Выйдя за ворота, вспомнил, что в зоне осталось много книг и журналов. И вернулся. И т у т проснулся. З д е с ь.
TRANSERE!..************
Как?
Свободно установив другие пределы, поуже. Сообразуя собственную волю мудрости, то есть Божьей воле. Устанавливая границы собственной воли соответственно воле Творца.
В этом случае дух «мой» беспределен – тождествен Духу Божьему. Это единственно возможное соединение с Господом.
Живу в такое время, когда «мои» вещественные пределы суживаются. Но через эту узость – узы от Бога! – через узость, просечённую мечом Христа,************* дух «мой» становится одним духом с Господом.**************
Это свобода! Персонифицированная Голгофа в замкнутом круге бытия.
000
ИУДА В ПЕТЛЕ –
крайнее своеволие (гордыня), преступившее предел. Это своеволие и есть удавка души – её вечная погибель. Не век свободы не видать – вечность!
А ведь даже предав Христа, Иуда мог спастись – так, как спасён был Христом висевший на кресте справа от Него, как могли спастись распинающие Христа и как спасён был охранитель «отеческого благочестия» Савл, – покаянием и Христовым спасением. Нет – гордец и завистник Иуда, видится мне, был апостолом сатаны и хотел стать вровень со Христом: «проклят пред Богом всякий повешенный на дереве»*************** – и принизить, умалить крест Спасителя: дескать, я, Иуда, то же самое могу, ничего уникального, ничего всечеловеческого Иисус не совершил.
Но смерть Христа – от людей и ради людей.
А смерть Иуды – от себя ради себя.
И хотя он покаялся – покаялся только в одном тяжком грехе, но в грехе грехов. Он не дал Иисусу вознести его, Иудин, грех на крест. Он умер, а его грех – нет. На уде е г о проклятие за е г о грех грехов.
На Христе – проклятие мира. Своею смертью Христос попрал это проклятие, уплатив за него Кровью Божьего Сына Человеческого. Мы, рабы, ничего не стоящие, так дОроги Ему, что ценою Крови Своей Он избавляет от мира всякого, кто верует в Него – берёт на себя крест Его, иго Его, – и даёт свободу.
Иуда же, предав Христа, предал не только Сына Человеческого, но самоё жизнь – жизнь не только Сына Человеческого, но всю Человеческую. Но жизнь в промысле Божьем вечна, как Он Сам. Поэтому Бог разрушил предательство – Спаситель попрал смертью смерть и воскрес.
Только со Христом бытие Иуды могло иметь смысл – Бога. Иуда восхотел стать выше Бога – и, отвергнув Его, пал – навеки предал себя сатане.
000
Бытие Бога – вечность (A), бытие человека – время (→), бытие Бога с человеками – вечная жизнь (Ω). Омега есть сопричастие великого множества индивидуумов Альфе.
000
Не Бог подобен человеку, а человек Богу. Но Бог страдает, как и человек, когда сотворённое по образу и подобию человеческому отступает от человеческого образа и подобия и отпадает. Бог страдал, когда отпал от Него Люцифер и стал веельзевулом. Страдал, когда пал Адам – отпал от Него к веельзевулу. Страдал, как человек, взойдя на крест как человек. Страдает и поныне – нашим отпадением и отпадением от нас наших детей.
Вечная мука творчества! – с-традание с тем, чтО Он творит, чтО творишь ты, человече, – со-труды, со-трудничество Духа с творением.
Вначале – мука, затем, через неё – блаженство.
«Ай да Пушкин! Ай да молодец!» – пришло потом, после мук, почти нечеловеческих.
Павел, апостол, говорит: «мы соработники у Бога» (1 Кор. 3:9).
=====
* Евангелие от Матфея, гл. 10, ст. 39.
** Евангелие от Иоанна, гл. 8, ст. 31-32.
*** Там же, гл. 18, ст. 38.
**** Там же, гл. 14, ст. 6.
***** Евангелие от Матфея, гл. 11, ст. 29-30.
****** Там же.
******* Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 39.
******** Цитата из стихотворения автора «Моленье лета 1986-го по Рождеству Христову».
********* Откровение св. Иоанна Богослова, гл. 1, ст. 3.
********** Используется название одной из пьес Л.Н. Толстого.
*********** Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 41.
************ Преодолеть пределы (лат.)
************* Евангелие от Матфея, гл. 10, ст.34.
************** Первое послание к Коринфянам св. апостола Павла, гл. 6, ст. 17.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Надеюсь, этой публикацией Вы поставили на повести троеточие, а не точку. Хочется продолжения. Комментарий автора: Продолжение, надеюсь, последует. Но не повести - другое.