«Настоящее насыщено прошлым и чревато будущим» (Лейбниц).
Эпоха потребления порождает соответствующую культуру. При этом можно чётко проследить закономерность: чем сильнее ориентированность на продажу, чем значимей выгода, тем более обесцениваются плоды такой культуры. Истиной провозглашается то, что удобно и полезно, а человек низводится до органического комплекса. Культура становится фарсом, игрой. Но то, что «вам «игра», нам - единственный серьёз. Серьёзнее и умирать не будем». (Цветаева). Размышляющий человек способен выйти из навязанной игры. И задуматься: «В силу чего возможно искусство?»
Ответ кажется простым - искусство отражает действительность. Но ведь действительность не есть нечто готовое, как и наше сознание. Бытие постоянно устремлено на то, чего ещё нет. Мировоззрение художника никогда не может исчерпываться лишь тем, что есть. Перед искусством обязательно должна стоять высокая цель, оно должно быть наполнено универсальным смыслом, отражающим законы мироздания.
Существуют общие ритмы, которые проявляются во всех без исключения областях искусства и науки. Эйнштейн писал, что высшая задача физика состоит в установлении интуитивных основ, раскрывающих порядок в хаосе мира. Стравинский говорил, что феномен музыки дан нам единственно для того, чтобы внести порядок во всё существующее.
«Порядок и связь вещей таковы, как и порядок и связь идей» (Спиноза).
Законы природы выражают единство общего при многообразии проявлений. Единый гармоничный ритм охватывает всю живую и неживую природу. И человек не является исключением. Формула красоты творения постижима. Ещё древними была открыта золотая пропорция (Sectio autea).(1) Она выражает иррациональность. В 1202 году Фибоначчи открыл закономерность среди рациональных чисел. (2) Ряд Фибоначчи стремится к пределу, выражающему золотую пропорцию. Не в этом ли алгоритм формулы красоты? Конечно, «не числа управляют миром, но они показывают, как управляется мир» (Гёте). Закон Фибоначчи прослеживается буквально во всём: и в расположении планет, и в толщине слоёв почвы, и в ритме солнечной активности, и в законах деления клеток. Не случайно количество чешуек у рыбы, костей в скелете, листьев на дереве.
Соблюдение этих законов в искусстве и позволяет творить шедевры, неподвластные времени. Использование пропорций человеческого тела (локти, сажени) позволило русским зодчим создать Покровский храм, Собор Василия Блаженного - чудеса архитектуры, которые, не смотря на разнообразие деталей, отличаются гармоничной композицией.
Если архитектура - пространственное выражение ритма, то музыка, основанная на чередовании звуков разной высоты и продолжительности - это временное отражение того же ритма. Наукой доказано, что существует явление резонанса, который, как общий дирижёр, настраивает всё на единый гармоничный ритм.
Во всём царит гармонии закон,
И в мире всё суть ритм, аккорд и тон. (Дж. Драйдон).
Но, если человек подчинён общему ритму, сотворён из тех же стихий, что и всё, то чем он отличается от комара и мыши?
Cogito ergo sun. ( Декарт. Я мыслю - следовательно, я существую).
Человек единственный из всего живого способен посредством искусства превращать реальность духовную, идеальную в материальную, осязаемую. В человеке изначально заложены идеи красоты, добродетели и премудрости, которые он способен выразить, чтобы облагородить мир. Но насильное не может быть благом, поэтому любому человеку дано право выбора. Причём даже, если признать все побуждения (включая самые низменные) законными, убрать критерии деления добра и зла, то выбор остаётся. Всё равно какой-то из мотивов должен перевесить остальные. Следовательно, тот, кто отказывается от творческого служения гармонии и красоте, выбирает путь распада и небытия. Речь не о полярности, не о разных сторонах одной медали - деструктивное, разрушающее начало не равноценно созидающему, потому что в отличии от последнего не может существовать самостоятельно. Проявление разрушающей стихии не может быть самодостаточным, оно в искажении, в опошлении, в высмеивании уже созданного. Разрушающее имеет силу, только благодаря способности паразитировать на подлинном. Поэтому в конечном итоге распад обречён. Победа созидающего начала предопределена законами мироздания. Имеет ли тогда значение, какой выбор делает каждый конкретный человек в этом непримиримом противодействии? К сожалению, многие забывают о своём высоком предназначении, «вживаются в навязанную роль, что даже умирают с заученными словами на устах, лишь в редкие минуты, ощущая неправду этой роли». (Франк).
Распад заглушает данные человеку навыки бессмертия. Искусство- это не пассивное отражение реальности. Ведь далеко не всегда то, что есть должно быть на самом деле. Искусство- это борьба, жертвенная и бескорыстная, это поиск гармонии и вечности, скрываемых распадом. Выбор каждого человека исключительно важен не только для его спасения, но и для воплощения его идеи в единстве людского многообразия. Даже самый незаметный выбор может оказаться решающим для всех. И определить путь в будущее или …в ненастоящее.
Примечания:
1-Золотая пропорция отвечает такому делению целого на части, при котором отношение большей части к меньшей равно отношению целого к большей части. Это неизмеримая величина, она отвечает простому математическому выражению (1+ /5):2 и равна 1, 618….
2-Ряд Фибоначчи- это закономерность: 1 2 3 5 8 13 ..., где каждый следующий член ряда равен сумме двух предыдущих.
Комментарий автора: Эта первая часть работы "Война в искусстве", которуя я разбила на три части: Формула красоты, Тайна вырождения и Выбор как незбежность. Хотя все части связаны между собой, на мой взгляд, они могут существовать и самостоятельно, как отдельные статьи.
--- Авторские права на произведение принадлежат газете "Для ТЕБЯ". Публикация произведения допускается только по согласованию с редакцией газеты.
Григорьева Лада,
С-Петербург Россия
Мне 37 лет.
Живу в С-Петербурге.
По образованию филолог.
Люблю деревню, землю.
Люблю ощаться с детьми. e-mail автора:ludabashko@gmail.com
Прочитано 5556 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Спасибо, Лада! Многие формулировки настолько точны, что иначе не скажешь.
Григорьева Лада
2008-05-11 16:48:26
Спасибо, и Вам, Тамара, за внимание и добрые слова.
Мартынюк Александра
2008-07-10 21:00:20
Большое спасибо,за ваши мысли,за то,что высказали это все так как никто другой,в принципе,все люди разные и по разному судят,а вы тот человек,который понимает о чем пишет,представлете эту картину.Я т.к.люблю рисовать,мне понравились слова об искусстве.