Из круга в круг, или Нить неизбывная Обрывок двадцать шестой
……………………………………………………………………………………………………..всю правду. Ваш поступок настолько же смел, насколько безрассуден. Вам нельзя отказать в своеобразном благородстве. Будьте же смелы и благородны до конца. Подкрепите ваши декларации делом. Вспомните: «Жертвы мучеников питают идеи»*. Но ведь и жертвы надо вскормить…
Ладно скроенный костюм. Приятное лицо, располагающее к откровенности. Угодливый тон и вкрадчивые речи из-за стола. Бармен, да и только.
Но баром здесь не пахло. Мы сидели в кабинете. Вернее, сидел только я, уже два часа. А он ходил вокруг меня, видимо, размышляя, с какой стороны подступиться. И, когда подходил к своему стулу, то не садился – свесившись над столом в мою сторону, он, казалось, просил меня сделать признание в нелюбви к его родному государству и, в частности, к этому, к его кабинету.
Вряд ли он был тот же самый, где допрашивали деда моего, Владимира Кононовича. Но дом – тот же. Цитадель.
– Вы хотите что-то сказать? – Товарищ охранитель сотворил сервильную улыбку. – Пишете вы намного лучше, чем говорите. Стихи ваши очень даже ничего. Специалисты утверждают: не лишены ни шарма, ни эмоций. На «Свободу»** не пробовали? Или в «Посев»?..*** Впрочем, стихи безобидные. Мы могли бы помочь вам издаться в «Маяке»****. В обмен на некоторую информацию о злоумышленниках. Которые гайки отвинчивают*****. Это представляет собой серьёзную опасность. Гайки должны быть затянуты, чтобы наш паровоз (который к вожделенной Коммуне летит******) не сошёл с рельсов.
Он талантливо исполнял свою роль. Ёрничал. Или всерьёз посмеивался над грубо сработанными идеалами? Я решил испытать его.
– Вы не смеете! Вы… Вы видите эти руки? – Я положил их на стол. – Видите мозоли? Потомственные мозоли. Они никакой грязи не чураются, кроме… Поймёте вы когда-нибудь, что они… где б ни работали – в мазуте, в земле – не марались.
И в н е б е и в з е м л е с о к р ы т о б о л ь ш е,
Ч е м с н и л о с ь в а ш е й м у д р о с т и…*******
Для вас это тайна за семью печатями. А вы к ней – на вашем паровозе.
– Да ладно вам, молодой человек… – Подполковник снял китель, по-домашнему развалился на стуле. – Не агитируйте меня. Поздно. О себе позаботьтесь. Эти ваши тайны вас не прокормят, никуда они вас не вывезут, вернётесь на круги свои. А на старом паровозике – чих-пых, потихонечку – в уютное генеральское гнёздышко, к задорной птичке. Кстати, сообщаю вам конфиденциально: она – единственная наследница, а вы – первый претендент на её руку и сердце… Ну, а титулы сами заработаете… с нашей помощью. Вы мне мелочь какую-нибудь – так, пустячок, называемый тайной, а я вам – реальное содействие. Хотите, буду вашим сватом? Я с генералом на короткой ноге…
«Знает, многое знает. – Я слегка прищурил глаза – удовольствие изобразил. – Но не всё. Самого важного не знает. И не узнает…»
– Вот вы думаете: жандарм перед вами. Опричник. Мамелюк. Все другие эпитеты похлеще – я ведь слышу ваш внутренний голос. Ошибаетесь, я вам добра хочу. Я такой же, каким и вы станете, когда женитесь на генеральской дочке, детей наплодите. Но у меня уже есть дети и даже внук появился недавно. И я вот что вам скажу: оставьте вы свои незрелые благоглупости – демократию, гуманизм, политический плюрализм и даже, между нами, по секрету, – он оглянулся и понизил голос, – даже коммунизм. Вы же знаете, как поётся в песне: есть только миг между прошлым и будущим; именно он называется жизнь»********. Вот именно – жизнь, именно в этом весь её смысл.
Я поморщился:
– Это всё знакомо. До тошноты. «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно»*********.
– Но другого не дано! – Голос подполковника взвился до визга – металл о металл. – Вернее, третьего. Или – или…
Я прервал его:
– Мгновенье за мгновеньем, и – в пустоту? Точнее, в пустыню? Или – что?
– Вы оперируете абстракциями. – Слова прямо слетали у него с языка. Как с конвейера. – Я же с вами буду конкретен. Ваше дело на криминал не тянет. Самое большое – прокурор вынесет вам предостережение. Но потеряете вы всё: университет, Елену Борисовну, издательские планы – они попадут в разряд бесплодных мечтаний, – и вернётесь в родовое гнездо. В развалюху… Кстати, пока вы тут революцию устраивали, ваш отец скончался – на маневрах вагоном сбило.
Лучше б он меня – по голове. Я сник. Пришибленный – блуждал рассеянным взглядом по дедовскому дому, по никольским улицам, по бугской долине. Упёрся в холодные изучающие глаза подполковника.
– Можете праздновать… т о в а р и щ подполковник. Ваш п а р о в о з ещё одного раздавил.
– Н а ш. Наш с вами. Наши деды и отцы его создавали. – Подполковник развёл руками: – Наследство, данность, никуда не денешься.
Я молчал. Слабая попытка бунта была подавлена.
– Да-а… – Подполковник видел, что я сижу на стуле, в обморок не упал. – Чудовищные вы люди. Или психически ненормальные. На сообщение о гибели отца – такая неадекватная реакция: ну, прямо олимпийское спокойствие. Что ж, вот вам другая информация – к размышлению: вас предала Елена Борисовна. Всех. И лично вас. Мы её тут прижали. Немножко. Как девку гулящую. Больше не понадобилось. И она выдала вас. Напоследок условие выпросила: получить обратно целым и невредимым. К сожалению, не могу сдержать данное ей слово. Из-за вас: вы не оставляете мне никакой возможности. Только не поймите меня превратно. Бить мы вас не будем. Просто Елена Борисовна вас не получит: с такой репутацией вам в генеральский дом дорога закрыта.
Он неожиданно расхохотался:
– Мы вас отпустим. Идите на все четыре стороны. Думаете, далеко уйдёте? Не раз ещё лоб расшибёте. Она ………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
………………
=====
* Цитата из романа Э.Л. Войнич «Овод».
** Здесь: радиостанция «Свобода», вещавшая из-за рубежа.
*** Издательство в г. Мюнхене.
**** Одесское книжное издательство.
***** Имеется в виду рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник».
****** Имеется в виду песенка первых лет советской власти:
«Наш паровоз, вперёд лети!
К Коммуне остановка».
******* В. Шекспир. Гамлет. Акт 1, сцена 5.
******** Из приключенческого кинофильма «Земля Санникова», популярного в начале 70-х годов прошлого столетия.
********* И.-В. Гёте. Фауст.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности