Демократия: право или награда? завоевание или благословение?
Мысль об этой статье зародилась у автора еще в прошлом году. Но решил не торопиться с ней ввиду определенных политических обстоятельств в Российской Федерации, дабы не быть заподозренным в предвыборной риторике. Руководимый такой вот внутренней установкой автор вообще в период предвыборных катавасий второй половины 2007-го – начала 2008-го в социально-экономической и тем более политической публицистике замечен не был.
Итак, место ли демократии в России? На сегодняшний момент, разумеется.
Предвижу гневные осуждения, но, тем не менее, скажу то, что думаю, без утайки: вопреки распространенному мнению, убежден, что демократия НЕ является ПРАВОМ каждой нации, страны. А является НАГРАДОЙ СВЫШЕ обществу с соответствующим ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМ МЕНТАЛИТЕТОМ.
Россиянам даны были Богом 90-е годы. Годы совершенно незаслуженного Россией приближения ее системы политического управления к демократической, совершенно незаслуженного перехода к рыночной, так сказать, экономике и совсем уж незаслуженной свободы слова и прочих политических, экономических, интеллектуальных и духовных свобод. То, что изначально заслуживал человек, созданный свободным, для жизни в обществе, построенном на библейском фундаменте, было перечеркнуто пришедшим в мир грехом. И теперь не заслуги чьи-либо могут что-либо изменить в лучшую сторону. Но лишь благодать Божья. Прощение и благословение Его. И, произнося «заслужено» или «не заслужено», мы имеем в виду именно это.
Увы, «прощение», «благословение», «проклятие» – слова, которых политики и публицисты избегают, как кто-то там каких-то благовоний. Одни – по своей недалекости, другим их в е р х о в н ы й запрещает.
Для строительства ли (или там завоевания) демократии и рынка было дано россиянам последнее десятилетие XX века? Думается, что нет. Господь это Сам, без наших скудных умов устраивает. С участием человеческой интеллектуальной и прочей трудовой деятельности, разумеется, и в то же время это делает Он, а не люди (Дан. 2:21). А дано было это «оттепельное» десятилетие для принятия как можно большим числом россиян живого слова Божьего.
Но… «Бог дал – Бог взял». (Или «Бог дал – дьявол взял».) Неважно сдала Россия этот экзамен. Было при коммунистах, допустим, 0,001 или там 0,01 процента населения страны с Господом; стало при капиталистах, допустим, 0,1 процента. На том и остановились. А в странах развитых, цивилизованных, как их называют – целые проценты, вплоть до десятка (в США).
[Оценки не мои, разумеется. Из разных источников. И не могут рассматриваться в качестве репрезентативных статистических данных. Но дело здесь не в самих цифрах – для понимания сути в данном случае вполне достаточно качественных сравнительных характеристик: больше, меньше, гораздо больше, гораздо меньше. Если же, с целью отвлечься и развлечься, использовать утилитарный математический подход, то, усредняя в достаточно больших пространственных и временных масштабах, можно сказать, что плотность проживания сил тьмы, духов злобы поднебесной в данной стране обратно пропорциональна плотности проживания в ней истинно верующих.]
Вот вам и развитие, вот вам и цивилизация. Вот вам ФУНДАМЕНТ для всего этого. Без Бога истинного – что? Страна Лимония или страна Газпромляндия – две вариации одной и той же сущности. Пусть меня проклянут представители иных конфессий-деноминаций, но истинная демократия и полностью цивилизованный рынок возможны только в странах с протестантским менталитетом. А также в «протекторатах» и «доминионах» таких стран. Минимальная коррупционность и вообще минимальный правовой нигилизм – там же. В России же после окончания эпохи коммунистического идеологического гнета значительная масса населения Иисусу Христу предпочла со всей силой свого высвободившегося духа религиозный культ, идолопоклонство, а также астрологию, разного рода бесовские культы и мировоззрения. Если приплюсовать сюда оставшихся адептов атеизма, получится ПОЧТИ сто процентов.
В безбожной стране революционное десятилетие – кровавое оно или нет, или частично – почему-то непременно сменяется тиранией. Стабильностью кладбищенского типа. Так было во Франции два века назад, когда на революционном коне триумфально въехал диктатор в сильно подуставшую от резни и хаоса страну; так было в России – Советском Союзе, где десятилетие-землетрясение 1917-27 годов, первая половина которого была необычайно кровавой и разрушительной, а вторая ознаменовалась гигантским экономическим подъемом, сменилось известно чем. Десять лет почему-то длилась и хрущевская «оттепель».
Нынче снова в стране воцаряется Кладбищенски Политически Стабильная Система (КПСС). С каждым годом XXI столетия – все больше и больше откат назад от 90-х. Как кинопленка, крутящаяся в обратную сторону. Параллельно над страной сгущается замогильный дух с христианской лексикой. Все это является вполне ожидаемым следствием вышесказанного.
[Кто-то хочет пойти еще дальше – сделать Россию нью-Византией. Нечто вроде православного Ирана. Это их право – хотеть. Главное, чтобы, стремясь воплотить в жизнь то или иное желание, никто не выходил за рамки правового поля, какое ни есть, а там уж – как Господь положит.]
При всем моем позитивном пока что отношении к вновь избранному президенту – и как политику, и как менеджеру, и как личности, никакой это на самом деле не президент. Глава государства – да. Но словом «президент» не всякого государства глава имеет право именоваться. И выборы сегодня в России – никакие не выборы, парламент – никакой не парламент, т.н. «суверенная демократия» – никакая не демократия. Тем не менее, 2 марта я ходил на выборы, как обычно.
[Ходил – в буквальном смысле, пешком до избирательного участка. И без всяких выходок экстравагантных с бюллетенем. А то один мой знакомый взял да перечеркнул все фамилии в своем бюллетене и написал: «Х. Клинтон». И галочку напротив поставил. Дескать, раз превратили выборы совсем уже в полный балаган, то приходится так вот юмором спасаться.]
Голосовал, как всегда, дабы исполнить свой почетный гражданский долг и реализовать свое неотъемлемое гражданское право, дарованное мне Конституцией. И того, кто объявлен по итогам выборов вновь избранным президентом страны, называю таковым и считаю главой государства как законопослушный гражданин, не кивая на характер прошедших предвыборной и выборной кампаний.
Возвращение к КПСС – хорошо это или плохо?
А вопрос этот и не должен ставить христианин. Всякая власть – от Бога. И если Господь определил тебя в эту систему, если ты живешь в данной стране в данное время, значит, ИМЕННО В ЭТОЙ системе ты должен решать ГЛАВНУЮ ЗАДАЧУ ХРИСТИАНИНА: чтобы как можно больше людей услышало Благую Весть. Если задача сия является ГЛАВНОЙ ЦЕЛЬЮ твоей ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в этой жизни, если вся остальная твоя жизнь так или иначе подчинена ей и если ты руководствуешься в этой деятельности исключительно волей Божьей, а не собственной, желаешь и умеешь постоянно слушать Его голос и подчиняться этому голосу, то иные голоса имеют для тебя несравненно меньшее значение. Вплоть до никакого. Будешь ли ты так или иначе сотрудничать с этой властью или мысленно пошлешь ее подальше – это не имеет ни малейшего значения, если все твои решения имеют под собой указанную цель. Служить этой цели можно, как сотрудничая с властью и даже работая государственным служащим (чиновником в условиях тотальной коррупции и вообще сплошного правового нигилизма вряд ли получится у христианина, а клерком – можно вполне), так и отстоя от власти на почтительном расстоянии и повернувшись к ней спиной. Служение данной цели независимо от обстоятельств, вернее, при любых обстоятельствах, но с учетом их, есть один из основных пунктов смирения перед Господом и послушания Ему. Стремиться узнать правду Божью, не как тебе удобнее ее понимать, но Его видение правды, и свидетельствовать о ней так, такими способами, как есть на то Его воля в данных обстоятельствах – вот и все. А не бороться так или иначе с конкретными имяреками, не критиковать кого-либо из них (обличение друг друга с любовью – сугубо внутрицерковное дело детей Божьих, и порядок сей четко прописан в Библии).
Политика и экономика интересуют нас, христиан, лишь в той мере, в какой они связаны с ФУНДАМЕНТОМ ЗДАНИЯ общественного устройства, то есть духовно-нравственным состоянием общества, БАЗИРУЯСЬ на нем. А межличностная политика – «Иванов против Петрова; за кого из них Сидоров?» – это, извините, не наше.
Те, кто все это понимает, именно так подходили к своей миссии на земле в советские годы, в «черные» (для кое-кого) 90-е, именно так подходят и сейчас.
Предвижу возражения: как можно было нести Благую Весть в условиях советской власти, такой жестокой и такой безбожной, когда за разговоры о Боге, дескать, сажали в концлагеря и пр.?
[Между прочим, за живое Слово отлавливала и царская охранка, особенно в последние годы своего существования, вдохновляемая столпами мертвой религии. Но один лишь Господь им судья – Он и судил тех и других впоследствии, отдав в руки безбожников.]
А кого в основном хватали те или иные гонители – временные, как и все гонители? Тех ли, кто жил по Слову, а не копировал слепо кого-то, лелея при этом собственную самонадеянность? Не говорит ли нам Господь, что в определенных Им рамках руки в р а г а коротки и что, выходя за эти рамки, мы развязываем последнему руки?
«Не обличай кощунника…» (Пр. 9:8).
«Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость» (Пр. 12:23).
«Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда» (Пр. 13:3).
«Разумный воздержан в словах своих и благоразумный хладнокровен» (Пр. 17:27).
«Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Пр. 19:21).
«Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение» (Пр. 21:5).
«Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость» (Пр. 25:15).
«Не отвечай глупому по глупости его, чтобы тебе не сделаться подобным ему…» (Пр. 26:4).
«Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него» (Пр. 26:12).
«Видал ли ты человека, опрометчивого в словах своих? На глупого больше надежды, нежели на него» (Пр. 29:20).
Наконец…
«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7:6).
И поэтому…
«Поэтому разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время» (Ам. 5:13).
Господь говорит нам: «Слушайте Меня, а не себя, старайтесь как можно больше и глубже познать слово Мое, но не уповайте на свои куцые знания, а уповайте на Меня. И в каждой конкретной ситуации ищите Мою волю и исполняйте ее. Тогда в любой ситуации, в любых условиях, при любой системе власти вы сможете выполнять свою главную задачу – нести людям весть о Христе – так, как это возможно в данных конкретных условиях и как оно в данный момент соотносится с Моими замыслами».
Чем скрупулезнее человек исполняет волю Божью, тем меньше у него неприятностей на земле и больше награда на небе. Любовь к Богу и послушание Ему – вот два связанных воедино параметра, по которым верующий получает награду свою.
Следует всегда помнить, что чем значительнее роль кого-то в воинстве Божьем, тем желаннее, вожделеннее он в качестве добычи для в р а г а (не НАТО имеется в виду, не «Аль-Каида», не классовый враг и не клановый, не режим и не оппозиция, а имя ему – враг рода человеческого). И если такой верующий подменяет волю Господа собственной, будучи глубоко убежденным, что раз он такой доблестный воин, то его воля непременно совпадет с Божьей, тогда он может стать легкой добычей дьявола. Человек может считать себя при этом пострадавшим за веру, или его могут считать таковым, а на деле – за халатное отношение к Божьим требованиям.
Наконец, большие трудности распространения Слова в какой-то стране по сравнению с другой – не то чтобы воля Бога; так не следует говорить; но есть проклятие для страны, каковое налагает Он, и этот фактор необходимо учитывать, дабы борьба за исполнение Божьей воли не приобретала характер, не соответствующий ей.
Страдать же стоит только тогда, когда Он проводит тебя через страдания, по Своей воле, в соответствии с каким-то, Ему лишь ведомым, планом. И если Господь побуждает тебя идти в пекло риска, если Дух Святой ведет тебя туда, а не твои собственные амбиции или легкомысленность, тогда иди. Тогда это будет актом послушания Ему. И награда твоя будет тебе. Тогда и смерть телесная не имеет никакого значения. Для тебя. Для Него имеет. «Дорога в очах Господних смерть святых Его!» (Пс. 115:6). А конструировать себе страдания собственноручно – это уже называется суицидо-мазохизм, а не христианство. Больше думать и молиться. Молиться и думать. Инакомыслящих не преследуют. Преследуют инакоговорящих. Потому и сказано: «Язык мой – враг мой». А не ум. И тем более разум.
Хочу быть правильно понятым. Все нормальные люди скорбят о жертвах репрессивных режимов. Им и их родным – наше сочувствие. Тем более пострадавшим за веру. Но особый почет и слава – тем безвестным для земной истории (но не для Царства Божьего – там они не только известны, но и соответствующим образом прославлены) воинам Господним, кто в лихие годы, питаясь от премудрости Божественной, нес людям Благую Весть и оставался при этом недосягаемым для дьявола, поскольку находился под защитой Господа, будучи верным Его слову и потому мудрым! Были даже люди, умудрявшиеся вести довольно эффективную «подрывную деятельность» против антихристианства внутри самых что ни есть сатанинских структур советской власти и оставшиеся целыми, невредимыми, на свободе и ушедшие к Господу в свое время, с полным миром в душе.
Возвращаясь ко дню сегодняшнему. Нужны не попытки что-то изменить в политике или экономике своими силами, тем более изменить общественно-политическое сознание общества или какой-то его части, не стенания по поводу отсутствия у нас гражданского общества (здрасьте вам! откуда ж ему взяться?), не обругивание власти ровно настолько, насколько она в данный момент позволяет, но строительство правильного фундамента этого общества. Без прочного основания такая гигантская страна все время будет куда-то рушиться со страшным грохотом и ужасными последствиями. А таковое строительство заключается лишь в одном: БЛАГАЯ ВЕСТЬ. Как уж будет формироваться фундамент, какие конкретные формы будет обретать – не твоя забота. Но Божья. Твоя заключается лишь в том, чтобы нести людям живое Слово, либо, что менее заметно, но не менее важно, участвовать в создании для этого более благоприятных условий, чем имеются. Как и где только можешь. От переноса стульев в церкви до… И действия свои при этом постоянно сверять с Его волей для конкретных обстоятельств и конкретно для тебя. Есть вещи вечные, незыблемые, а есть присущие каким-то частным случаям, и для этих, прежде всего, случаев нам и дан Дух Святой, без чьего водительства мы не сможем должным образом исполнять свою главную задачу.
Сейчас, слава Господу, мы имеем возможность более или менее открыто проповедовать Евангелие. И уже менее открыто, чем в 90-е, но еще имеем некоторую возможность высказывать свое мнение, мнение людей, преданных Богу, по поводу актуальных проблем в стране и мире – с библейских позиций, разумеется. Так и надо это делать настолько открыто, насколько возможно сегодня. И не тратить попусту время и силы, подвергая к тому же себя совершенно лишней опасности, на попытки создать что-либо или повлиять на что-то в политике, экономике данной страны или там напрямую, собственноручно улучшить менталитет ее граждан.
В Китае, например, все больше жителей понимают это, и результат – налицо. Год от года китайское чудо все пышнее и пышнее расцветает на глазах у изумленного человечества. После бесплодной, с массовыми жертвами, попытки политических перемен на печальной памяти площади в Пекине, они не повторяют более таких ошибок. Вместо того церковь Христова растет там не по дням, а по часам, что называется. И вслед за этим расцветает китайская экономика невиданными темпами. Сегодня КНР – уже самый крупный в мире импортер нефти (наше им огромное от благодарных россиян!). Не за горами и внутриполитические перемены как следствие благословения Божьего, а не шумных кампаний оппозиции и всяких там революций цветистых раскрасок и красочных расцветок.
А там, где все упование было возложено на радужные площадные революции, впереди – увы, кроме возможного вступления в совершенно чуждый по ментальности блок, где дремучие по тамошним понятиям народы нужны больше для политических козырей, чем для приятного соседства, никаких радужных перспектив не видится. Видятся лишь те же расцвет коррупции, борьба за овладение избирательными комиссиями, средствами массовой информации, тоталитарные поползновения любого, кто находится у власти. События, ситуации, периодически возникающие в Украине и Грузии, не говоря уж о постепенной реставрации советской власти в России в XXI веке, подтверждают постулат о том, что не благословленное Богом общество не в состоянии правильно распорядиться данной ему временно свободой, дабы временность перешла в постоянство. И быстро устает от свободы. Вот и «апельсин» скоро может потемнеть естественным путем, и оранжевый цвет запросто может перейти в коричневый. (Дай, Бог, ошибиться в этом мрачном предвидении в отношении как можно большего числа новых стран!)
Люди есть люди. Российские коммунисты, оставшись без власти, которую прихватила с собой переметнувшаяся от них номенклатура, оказались чуть ли не самыми ярыми сторонниками демократии. Демократы или те, кто называл себя таковыми, потеряв свою долю номенклатуры и, соответственно, власти, охладели к политике и ушли в бизнес. Ну, как тут лишний раз не вспомнить стихи из Библии, категорически не рекомендующие уповать на человеков.
[Кстати, из области рекомендаций. Беседуя с российскими демократами-либералами о духовной первооснове процветания страны, стоит проявлять известную осмотрительность. При упоминании имени Христа в них нередко вселяется… скажем так, страх, посеянный в свое время черносотенцами и тому подобными обезьяноподобными.]
Из российских примеров исполнения христианами главной цели своей земной деятельности хотелось бы отметить следующий. Во второй половине 2007-го – начале 2008-го (надо ж, какое совпадение по времени с кипением, перешедшим под конец в легкое бульканье, избирательных страстей в России!) миссионеры из пермской церкви «Новый Завет» открыли дополнительные пункты данной конгрегации в 10 городах страны. Это и есть реальные дела их на благо своей родины в конкретных нынешних условиях.
[К слову, в копилку фактов и аргументов. Пермская христианская община «Новый завет» образована в 1991 году. Сегодня она насчитывает около 4 тысяч членов. В течение 90-х годов Пермская область (ныне – край) вышла в число наиболее экономически благополучных, социально спокойных и с демократически настроенным электоратом среди российских регионов. А в одном из самых криминогенных прежде районов Перми – Мотовилихинском – после того как конгрегация, купив около трех лет назад расположенный в данном районе бывший дворец культуры имени В.И. Ленина, обосновалась в этом здании, преступность стала одной из самых низких в городе. При этом церковь «Новый завет» никогда не вела никакой политической агитации, молится только разве что за страну, город, за власти, не облизывая им при этом ничего, а вся ее «воспитательная работа» сводится лишь к проповеди Евангелия всем, кто желает слушать.]
Давайте, подытожим. Без Божьего благословения не будет ни демократии, ни рынка нормального. И через философии и художественную литературу гуманистского толка человеческую породу не улучшить. И вместо бесплодных попыток скопировать политико-экономическую систему в развитых странах, нам нужно живого, истинного Господа искать. Остальное приложится.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Привет церкви "Новый Завет" и пастору Эдуарду! Несомненно, наличие ТАКОЙ церкви и молитвенников меняет атмосферу в окружающем мире. НО...
Мерзавцы не отняли еще ваше прекрасное здание? Несмотря на то, что это, несомненно, происки врага наших душ, мы вынуждены смотреть на его земное воплощение - бесчестный и тайный сговор властей и их верной прислуги - РПЦ против "инославных". И, кроме молитв, разве мы не вынуждены обращаться в земной суд в надежде на то, что каким-то чудом "басманное" правосудие защитит справедливость? Это опрокидывает некоторые ваши выводы.
Я - из воинственных христиан. Т.е., из тех, кто считает, что есть случаи, когда надо брать в руки оружие. Что позиция, когда "христианин не должен быть во власти" - лукавая, если вы к этой власти, обреченной вами на безбожие, аппелируете за справедливостью (это к неверующим мерзавцам-то?) и молитесь о ней? Искренняя ли ваша молитва? А если ВСЕ уверуют и уйдут - останемся без власти и без страны? Говорите, этого не может быть? - тогда вы неверующие, и ваши молитвы - лукавое и пустое исполнение заповеди молиться о властях.
Да и кто является властью? По конституции - вы. Со всеми вытекающими. Вы должны проверять и спрашивать, и смотреть за порядком, и отзывать негодных, вплоть до (УЖАС!!!) гражданского неповиновения, когда положение такое, как вы его описали (власть по сути захвачена бандой чиновников, разворовывающих страну, отстранивших народ от участия во власти в каких бы то ни было формах). Можно развернуть и так, что участвуя в выборах, вы становитесь соучастниками преступления против конституционной власти народа. И против Бога, разумеется. Всякая власть от Бога? А как же Бог сказал: это они МЕНЯ отвергли, когда евреи захотели царя?
По-моему, из-за присущей нам, человекам, лени и безответсвенности мы передвинули границу нашего сотрудничества с Богом к самым Его ногам - делай, мол, все Сам, и отвечай Сам! Если вы проходите мимо мерзавцев, насилующих ребенка, или мимо других, насилующих народ - не восстаете ли вы против Любви и Истины?
Понимаю, что вопросы во многом риторические, и можно как обосновать, так и разгромить обе эти позиции, по которым христиане, кстати, давно спорят.
Для меня это означает одно - обе имеют право на существование. Нельзя запретить тем (несчастным), которые не хотя пройти мимо, творить добро. Если знаешь, как сделать лучше, и не делаешь - грех!
Лора Попова
2008-09-11 04:18:49
Написано: вы священники и цари Богу и Отцу нашему, ЧТОБЫ ВАМ ЦАРСТВОВАТЬ НА ЗЕМЛЕ. Откровение - книга-молитвослов победителей.
Если ты царь, то ГДЕ твое царство, а если священник, то В ЧЕМ твое священство?
Написано: и царством овладели святые.
В книге пророка Даниила написано: и прочтут и умножится ВЕДЕНИЕ.
Книга пророка Даниила открывает врата Ведения.
О Святом Духе Премудрости и Разума и Смысла церковь усваивает урок.
С уроком о духе Истины соглашается. Пора просить мудрого уразумения на сотрудничество с духом Ведения и духом Божия суда и правосудия.
Будет истреблен народ Мой за недостаток ведения.
Божий народ, верные Богу в излишнем религиозном рвении склоняют выи под меч врага. Написано: ПОБЕЖДАЮЩЕМУ дам.
Меня чуть не уговорили много лет назад тихо и благопристойно-религиозно умереть от голода вместе с маленьким сыном. Слава Богу, что Он вложил в сердце моё, что благой Отец не убийца маленьких детей и это не Его воля для нас. Попутно пришло и осознание того, что Бог не является садистом, и не производит муку и боль.
Надо сражаться с врагом оружиями воинствования сильными Богом; а языческие чаши душ разбивать жезлом железным Слова и строить НОВЫЕ чаши духа человеческого. Как и учил Павел.
Слово Библии и молот, и печать.
Как глина под печатью, меняется материальное и душевное под Словом РЕМО Отца. РЕМА творит новое, это чудотворящее слово, когда мы молимся в согласии Духом Святым.
"Скажи ,,нет,, власти не от Бога!" (рубрика Проповедь)
Благодарю Бога, Виталий, что Он вложил в Ваше сердце осторожность. И уж точно, что нельзя позволить бесам убить себя, прервать путь земный.
Богу мы нужны живыми и активными. Активными на всех уровнях.
И еще, не такие отморозки в высших эшелонах власти, как нам кажется. Бог силен дать им желания во благо, желание и наслаждение творить добро.
Почитайте больших пророков6 Исайю, Иеремию, Иезекеиля; почитайте, как книгу ВОЗМОЖНОСТЕЙ положительных, возможностей жизни и благословения.
ВОСТРЕБУЙТЕ через причастие видимое проявление благодати благости Божьей.
Тот, Кто в нас, больше того, кто в мире; и силен совершить обещанное.
Боже, прости за неверие и умножь веру нашу! умножь мою веру. Благодарю, Отец и Творец. Аминь и аминь.
Станислав
2008-11-21 11:23:37
Как полезно перечитывать хорошие статьи. Увидел что-то по новому. Или что-то изменилось во мне. Сегодня вижу автора более правым, чем видел раньше.
И насчет демократии забыл тогда сказать. Демократия - не награда. Её нельзя объявить с такого-то дня. Она рождается изнутри человека с правильным - Божьим - духом. Демократию можно выстрадать, и завоевать. Согласен в автором, что в нашем народе ростки демократии еще не зародились. А привносить её извне бесполезно. Комментарий автора: Остаюсь при своем: демократическое устройство общества – это награда ему от Бога за соответствующий духовно-нравственный менталитет. На лучшем фундаменте – лучшая постройка. Так что, не всякому обществу Господь дает право на демократию. И строит здание общественного устройства в каждой стране Он, но посредством человеческой активности. Строит соответственно имеющемуся в данном обществе фундаменту – духовно-нравственному менталитету. Который, в свою очередь, основывается на вере. Где больше чистого христианства, там правильнее фундамент и там прочнее демократия.
В свое время Маркс и его последователи перевернули в умах людей здание общественного устройства, объявив в качестве фундамента (базиса, по-ихнему) экономику (подробнее об этом – в статье «Замок на песке»). Но ничто не может стоять на голове вечно.