Отличие Библии от иных книг в том, что она служит не для информации, а для преображения человека, к соответствию его нравственности Абсолюту. "Две вещи удивляют меня: звездное небо над моей головой и закон нравственности во мне."
Э. Кант
Отклоняющееся поведение с точки зрения Библии
По материалам доклада на научно-методической конференции 21.10.07.
Г.Омск
"Бог, по общему мнению, принадлежит к причинам
и есть некое начало"
Аристотель. "Метафизика" кн.1гл.2
Прежде чем приступить к самой теме: "Отклоняющееся поведение с точки зрения Библии", хочу выразить свое отношение к Библии и рассматриваемой мною здесь теме, а также дать определение понятиям, подлежащих обсуждению в данном докладе.
Сначала об отклоняющемся поведении. С учетом компетентности аудитории, я пожалуй ограничусь выдержкой из учебника: "Девиантное поведение – поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, и рассматриваемое большей частью членов общества, как предосудительное и недопустимое. Основные виды девиантного поведения: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм и т.д." ("Девиантология: Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студентов ВУЗов". М.: Академия 2006 г.)
Что же касается Библии, то учитывая некоторую непросвещенность по отношению к ней, хочется остановиться более подробно на её месте в истории и культуре человечества. Библия здесь, это не просто уникальный литературный и достоверный исторический памятник древности, хотя она является таковой на самом деле, но прежде всего послание Бога людям, в котором открываются тайны мироздания, сотворения всего живого, его предназначение и смысл. Хочу привести некоторые высказывания о Библии выдающихся людей.
Лорд Теннисон: "Чтение Библии, само по себе, уже является образованием".
Ф.М. Достоевский: "Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!...И сколько тайн разрешенных и откровенных! Люблю книгу сию! Гибель народу без Божьего Слова, ибо жаждет душа сего слова и всякого прекрасного восприятия".
Сэр Исаак Ньютон: "Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история".
Сэр Уильям Гершель: "Все человеческие открытия служат для все большего подтверждения истин, находящихся в Священном Писании".
В.Г. Белинский: "Есть книга, в которой все сказано, все решено, после которой ни в чем нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни - Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии заключаются только в большом проникновении в тайную глубину этой божественной книги. Основания Евангелия – откровение истины через посредство любви и благодати".
А.С. Пушкин: "Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания…в нем находим всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу, все, что было великого с самой древности!...Без этого не было бы ни философии, ни поэзии, ни нравственности."
Это список можно продолжать до бесконечности, так как каждый, пивший из этого источника жизни и мудрости, проникнется чувством восторга и благоговения перед животворящим Словом. Кроме того, Библия-это послание любви от Бога к людям, через воплощение Иисуса Христа и Его учение. "Эта удивительная книга прошла через жестокие преследования и всевозможную критику. Её сжигали, запрещали, объявляли вне закона от эпохи римских императоров до наших дней. Сидней Колет в книге "Все о Библии" пишет: "Вольтер, знаменитый французский антирелигиозник, умерший в 1778 году, говорил, что через сто лет после него христианство будет сметено с лица земли и уйдет в историю. Что же случилось на самом деле? В историю ушел Вольтер, а популярность Библии растет по всему миру, и Священное Писание приносит благословение повсюду куда попадает. Британская энциклопедия пишет, что " к 1966 году полный текст Библии был опубликован на 240 языках и диалектах….отдельные книги Библии – ещё на 739 языках, что в сумме составляет 979 переводов".
Поскольку теология отличает христианство от естественных религий, как религию откровения, то есть откровения Бога о Себе Самом, то и Бог здесь не мифическое существо, а Личность. И эта Личность явила себя в жертвенной и безусловной любви Христа к человечеству, о чем и свидетельствует Евангелие или Новый Завет. Само название- Евангелие, в переводе с древнегреческого означает "Радостная Весть". Радостная весть людям о том, что "так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную"(Ин.3:16). В Библейской энциклопедии можно найти такое определение: "Бог – это высшая духовная личность, находящаяся за пределами нашего понимания, но открывающая Себя человеческому роду через творение мира. Он создал всё живое и саму жизнь, которая продолжается благодаря Ему". Библейский Бог – Бог живой, действующий в верующих в Него силою Святого Духа. Он обращается к нам через Священное Писание написанное людьми через вдохновение от Святого Духа. И вся история человечества принадлежит Ему и творима по Его воле.
Итак, подведем резюме и дадим определения. Бог есть высшая духовная Личность, Абсолют нравственности. Библия есть послание высшей духовной Личности, нравственного Абсолюта к своему творению, а именно к человеку, как к Своему образу и подобию. А раз Библия является по отношению к человеку выражением воли Бога, то и рассматривать отклоняющееся поведение человека следует не просто с позиции Библии, но с точки зрения Бога, соответствия Его воле в отношении каждого из нас. И, следовательно, мы несем ответственность перед Ним, за свое несответсвие Ему. (Евр.9:27)
Прежде чем, продолжить хочу остановиться на определениях "образ" и "подобие". Как мы знаем, образ – это образование чего-то видимого, на языке художников абрис, контур. То есть, нечто видимое нами. То, что образует некий лик, ассоциирующийся в нашем сознанием с кем-либо, внешность, внешнее. На древнееврейском языке, на котором собственно написана ветхозаветная часть Библии, это - TSELEM.
А вот то, чем заполнен образ и из чего состоит – это подобие – DEMUT(др.евр.), иначе говоря – это то, из чего сделан образ. Можно сказать и так: образование состоит из подобия. И следовательно подобие прямым путем влияет на образ, как формообразующее. Поэтому, если откинуть телесное мировосприятие, происходящее на уровне физическом, на уровне наших пяти органов чувств, то остается внутреннее восприятие, психическое, эмоциональное. Это есть именно восприятие мира подобием, формообразующим, внутренним человеком. И мы знаем, что наш внутренний, духовный человек, несмотря на чрезвычайно тонкое устройство, самым непосредственным образом влияет на нашего внешнего человека. Например, у многих пасмурная погода вызывает хмурое настроение, и проявляется в виде физической вялости, сонливости. Но здесь следует учесть то, что хмурое настроение принадлежит нашему внутреннему человеку, а уже он в свою очередь влияет на деятельность внешнего человека. То есть эмоциональное состояние влияет на физическое. И таких физиологических примеров можно приводить бесконечно много. Не зря в народе говорят: " Все болезни от нервов". Впрочем, речь сейчас не о физиологии.
Из вышесказанного напрашивается вывод о прямом влиянии внутреннего на внешнее, эмоционального на физическое, духовного на материальное. А поскольку по словам Иисуса Христа "Бог есть Дух", то и наше духовное несоответствие Высшему Духу, приводит к неправедной, то есть к неправильной мотивации нашего поведения, или же наоборот – праведное, то есть правильное поведение мотивированно нашим духовным соответствием Высшему Духу, который есть Бог.
Известный философ 13-го века, монах доминиканец Фома Аквинский, основоположник томизма(направления в философии) среди пяти доказательств бытия Бога привел и догматический аргумент, подтверждающий сказанное мной выше: в реальности мы находим градацию совершенств, но сам факт градации подразумевает наличие чего-то максимально совершенного. То, что максимально в истине, максимально и в бытие(по Аристотелю), огонь как максимальный концентрат тепла, есть причина всех горячих тел. Следовательно, должна быть причина совершенства, доброты, благородства. Именно это и называется Богом.
И прежде чем перейти к основной части приведу простой пример. Вместе с приобретаемой нами сложной бытовой техникой, идет и инструкция к ней. Цель инструкции - научить нас правильному обращению с техникой, чтобы она служила нам долго и приносила нам ту пользу, для которой мы её и приобретаем. Если мы не придерживаемся тех рекомендаций которые нам дает её производитель, а слушаем советов знакомых, родственников, для которых эта техника не своя и следовательно они не несут за неё никакой ответственности, то в очень скором времени наше приобретение выйдет из строя. То же самое и с нашей жизнью. Наш Производитель, Творец, Бог вместе с жизнью данной нам, дал и инструкцию по её эксплуатации. Эта инструкция именуется Библией. И когда мы отступаем от её учения, то быстро выходим из строя, то есть умираем духовно и телесно. Ведь наша душа нуждается в истинной пище – Слове Божьем. Глупо думать, что голод нашей души мы сможем утолить мусором этого мира. " Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих".
Итак, получив некоторое представление о Библии, о её месте в жизни человека, перейдем к главной теме. Что же является все-таки отклоняющимся поведением с точки зрения Библии, или выражаясь языком психологов девиантным поведением. И тут мы вынуждены исходя из определения об отклоняющемся поведении, определить ещё одну деталь, чтобы не блуждать в умозаключениях. Ведь отклоняющееся поведение рассматривается, как идущее в разрез с общепринятыми нормами, а поскольку общепринятыми нормами для народа божьего являются заповеди Бога, то и всякое им противоречие мы будем рассматривать как отклоняющееся. В тезисах к докладу, я уже приводил высказывание Христа, как формулу правильного поведения человека: Мат. 7:12. И вот что тут необходимо учесть. Поскольку человек является существом общественным, то и поведение его должно быть направлено по отношению к тому обществу, частью которого он является.
К народу божьему было обращено множество заповедей, данных Богом через Моисея на горе Синай, большинству они известны как Декалог. В этом законе определялись нормы поведения и наказания за проступки. Все что могло причинить вред любому члену общества, или побудить его к неправильному поведению, развращению, считалось отклоняющимся поведением – грехом. Опять же возникает необходимость в разъяснении терминов, поскольку они помогают нам двигаться в нужном направлении. Само понятие грех, в переводе с др.греческого – amartian, означает отклониться от цели. А целью соответственно является святость – agios, позволяющая пребывать в присутствии Божьем, в наследовании вечной жизни заповеданной Богом тем, кто исполняет заповеди, то есть не грешит, то есть не отклоняется от цели, а значит от норм жизни принятых в обществе божьего народа. Отсюда мы можем сделать следующий вывод: отклоняющееся поведение с точки зрения Библии – это греховное поведение, те поступки и образ жизни, которые попадают под определение греха. Итак, возьмем за основу дальнейших рассуждений определение: отклоняющееся поведение – это греховное поведение.
В Библии, особенно в ветхозаветной её части, существует множество предписаний относительно того, как следует жить, исполнять обряды, об отношении к родственникам, родителям, правила гигиены (с лопаткой за стан) и т.п. Но проблема человека заключается в том, что он не в состоянии по своей греховной сути быть исполнителем всех без исключения заповедей, в силу тех или иных обстоятельств. И часто наши поступки имеют в своей основе эмоциональное обоснование или вызваны плотскими вожделениями. И Бог явил нам милость в Иисусе Христе, даровав нам Его праведность. Это кстати главная отличительная черта христианства и его главный козырь перед другими религиями, обещающими праведности от дел, а не от веры в Того, Кто имея эту праведность Своей сутью, даровал её нам (притча о попавшем в колодец).
Следуя далее хочу отметить выражаясь языком Соломона: "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем." Несмотря на достижения человека в научно-технической сфере, суть его остается прежней. Человек по прежнему тяготеет к запретному плоду, к тому, что запрещено, что недоступно, что приносит удовлетворение тщеславию, к материальному избытку, дающему иллюзию безопасности, к удовлетворению телесных удовольствий, невзирая на зачастую печальные последствия (наркомания, секс – СПИД)и т.д. И самая главная беда заключается в том, что идя на поводу у своих вожделений мы теряем наше общественное предназначение, служение друг другу с целью обеспечения взаимного комфорта во взаимоотношениях. Опять же ссылаюсь на Иисуса Христа (Мат.7:12).
Но какие определения греха, лишающие нас жизни вечной в Божьем присутствии мы можем найти. Сначала обратимся к некоторым местам Писания в совокупности Ветхого и Нового Заветов. А поскольку в соответствии с Библейским учением мы живем в последнее время, то и определение греховного (отклоняющегося) поведения возьмем соответствующее: " Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся". (2-е Тимофею 3:1-5), далее этот список пополняется и другими пороками: " Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют…, или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело [с нею]? ибо сказано: два будут одна плоть…, всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1-е Коринфянам 6:9-10, 16,18), и далее как резюме звучит: "Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют". (К Галатам 5:19-22)
С течением человеческой истории к вышеперечисленным поступкам ничего не прибавилось. Как видно из этого далеко не полного списка, всё греховное поведение разделяется на две основные категории: физиологическое и нравственное, которые в свою очередь перетекают в третью категорию – грех против Бога.
В теме данного доклада, хотелось бы остановиться на наиболее распространенных в наше время поступках, хотя мы знаем, что поступки являются лишь следствием наших помыслов (Цепочка мысли….судьба). Это пьянство (о последствиях - пример с дочками Лота) Ос.4:18 Отвратительно пьянство их, совершенно предались блудодеянию; князья их любят постыдное. Лук.21:34 Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно), прелюбодейство (Лев.20:10 Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, - да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка), плотская нечистота и непотребство (наркомания), сквернословие(Иакова 3:8-13), "а язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода]? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не [может] изливать соленую и сладкую воду",убийства (око за око), соблазны – пример Давида с Вирсавией и его расплата за это (От Марка 9:42-45)"А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, , блуд (Бытие 38:24) "Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена", непочтение старших и родителей Исх.20:12 "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе", Лев.20:9 "Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нем", жадность (От Луки 16:20-27) "Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.", мужеложество (педерастия) и малакии (совращение малолетних) (Бытие 19:1-14), "И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели. Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со [всех] концов [города], окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их. Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, и сказал: братья мои, не делайте зла; вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего. Но они сказали: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними. И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь. Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь заперли; а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа. Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его, идолослужение - все перечисленное по определению Библии является идолослужением, т.к. служит к удовлетворению греховных вожделений плоти, а не удовлетворению насущных потребностей, когда какой-то кумир или собственное я служит мерилом морали, а не Слово Истины, которое есть Библия.
Хочется отметить еще один момент. Ни одна моральная установка Библии, ни один закон Божий, не противоречит в принципе ни каким человеческим законам морали. Так и в послании Иакова сказано, что когда народ не имеет закона, то дела закона написаны в их сердцах. Когда мы поступаем аморально, мы чувствуем это, голос совести говорит нам об этом. В Библии сказано: Если сердце ваше осуждает вас, то кольми паче Бог. Здравые законы общества и Библейские заповеди имеют один источник происхождения. Опасно заглушать голос совести, в этом мире наполненном ложью, очень легко потерять ориентиры и зачерстветь.
Все вышеперечисленные грехи, к сожалению, имеют в жизни сегодняшнего человека весьма обоснованное место т.к. средства массовой информации активно пропагандируют все эти действия. И единственное средство, могущее нас удержать от духовной гибели в этом развращающемся и погибающем мире – это Слово Божье, которое подобно маяку в ненастье дает верное направление к спасительной гавани.
Ссылки
1 – Библейский справочник. – СПб.: Христианское общество "Библия для всех", 2002. (стр. 22-24)
2 – Неоспоримые свидетельства: (Ист. Свидетельства, факты, документы христианства) / Сост. Д. Макдауэл; Пер. с английского. Бахыт Кенжеев.- СП "Соваминко", 1992. (стр.10)
4 – Библия. Евангелие от Иоанна 4 глава.
3 – о внешнем устройстве человека и соответствии его Богу много интересных идей можно почерпнуть из лекций преподавателя Богословия СТИ Олега Федореева.
5 – Гриненко Г.В. История философии: Учебник. М.:Юрайт-Издат, 2005. (стр.221).
6 – Библия. Евангелие от Матфея 4 гл. 4 стих.
Комментарий автора: Данная тема была подготовлена мной для выступления на конференции по психологии.
Начальный формат WORD-A4
Дзембо,
Павел
В основном моя писанина ориентированна на людей неверующих или условно верующих. Открыт для общения на любые темы, и вне христианства тоже.Ответственность перед Создателем и Его любовью к нам, считаю основным тезисом жизни. e-mail автора:secktant@yandex.ru
Прочитано 8513 раз. Голосов 2. Средняя оценка: 4.5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности