Для ТЕБЯ - христианская газета

Были ли апостол Павел римским гражданином?
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Были ли апостол Павел римским гражданином?


 

Личность Павла окружена загадками. Даже этот вопрос вызывает много споров. Многим он представляется решенным хотя бы потому, что мы вряд ли согласимся с предположением, что Павел стал бы врать. Какие аргументы ставят под сомнение римское гражданство апостола?

 

Во-первых,  тот факт, что Павел работал ремесленником. Подобный труд среди римских граждан считался позором. Если у них не было состояния или «престижной» умственной профессии, они предпочитали не мараться и ожидать, пока тот, кто побогаче, снабдит их «хлебом и зрелищами». Павел же не стеснялся работать руками. Это противоречие разрешается легко. Дело в том, что Савл был продуктом иудейского воспитания, а даже самые богатые фарисеи обучали своих детей ремеслу. Среди них было много предпринимателей, и иудейское отношение к труду сильно отличалось от римского. Кроме того, Павел сам говорит о своих мотивах в одном из своих посланий. Он не хотел быть никому обузой и поэтому трудился, зарабатывая себе на хлеб и подавая пример другим.

 

Во-вторых, Павел никогда и нигде не упоминает свои tria nomina (три имени) гражданина.  Первое имя – собственное, второе – родовое (или дополнительное), третье – что-то вроде прозвища. Например, знаменитое имя Гай Юлий Цезарь. Его звали Гай, он происходил из рода Юлиев,  а Цезарь – это что-то вроде клички, которую потом принимали все императоры, так что в конце концов имя перестало быть собственным. Павел всегда подписывался своим греческим именем, «позаимствованным» у своего покровителя, проконсула Кипра Сергия Павла, который, вероятно, обратился в христианство благодаря проповеди Савла. Проконсул поддерживал потом  и миссию апостола. В Риме это было нормальной практикой – присоединять себе различные имена, в частности имена покровителей. Представители власти иногда выражали поддержку провинциалам, передавая им свои имена. Но его новое имя не является заменой старого. Греческое имя просто добавлялось к семитскому имении и часто выражало перемены, произошедшие в жизни человека. Выбор имени Павел вряд ли не связан с желанием апостола представить себя незначительным (именно это означает «Павел»), чтобы явить могущество Бога через свою слабость.

 

И самый сильный аргумент тех, кто ставит под сомнение гражданство Павла – это тот факт, что он не раз подвергался позорным наказаниям. Здесь необходимо учитывать и то, что паспортов тогда не было и доказать свое гражданство можно было только с помощью местных родственников или друзей, которые могли подтвердить твой статус. Конторы по регистрации гражданства появились гораздо позже, при Марке Аврелии. В Иерусалиме гражданство Павла не подвергалось сомнению, а в незнакомых местах чтоб в тебе признали римского гражданина, нужно было выглядеть соответственно. Вид Павла, скорее всего, не подтверждал того статуса, который он имел: он не носил тоги, не брил бороды, не имел статной гордой осанки, был смугл и… не чтил римских богов.    

 

Но если принять версию об отсутствии у Павла гражданства, то придется ответить на вопрос, как он оказывался в таких местах, как ареопаг? Что служило ему пропуском в дома влиятельных людей в других, кроме Иудеи, Римских провинциях? Кроме того, предки Павла могли с большой вероятностью попасть в Тарс, будучи плененными и порабощенными. Затем кто-то, кто получил гражданство за заслуги (например, за поддержку Августа против Октавиана), вписывал вольноотпущенников в род ради хлебного закона, который предписывал продавать гражданам хлеб по низким ценам. Вскоре воспоминание об их бывшем рабском положении исчезало, и они становились полноценными римскими гражданами. Если бы Павел был потомком вольноотпущенников и не имел гражданства, он вряд ли пользовался бы такой свободой передвижения, которая нужна была ему для его миссионерских поездок.

И, конечно, мы полагаемся на слово самого Павла. Какие мотивы заставили бы его соврать? Врать властям ради спасения было опасно – они могли бы рассердиться еще больше. Чтобы он сделал это из гордости, тоже невероятно – Павлу на все эти регалии было наплевать.  Если у вас остались сомнения – воля ваша. А нам этот вопрос представляется решенным.

 

  

Об авторе все произведения автора >>>

Eвгения Игнатьева (псевдоним) Eвгения Игнатьева (псевдоним), Чикаго, США
Евгения Игнатьева - моя девичья фамилия и псевдоним. РАньше я часто писала под имеенм Анна ЖУковская. ПОд этим псевдонимом шла моя пьеса Винный погреб в тетаре NOTE BENE в Москве. Я устала от того, что меня называют Аней и мой предполагаемый издатель предложил в виде псевдонима девичью фамилию.
Я сейчас живу в Чикаго, где работает мой муж. Осенью должна выйти поя первая большая книга Повести Лисицына.
Пока жила в Москве я печаталась в различных журналах, редактировала газету "Харизма"
e-mail автора: eukteam@yahoo.com
сайт автора: мой жж

 
Прочитано 13729 раз. Голосов 3. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Anatoly_ua 2007-12-18 10:22:46
Евгения, очень интересная статья, спасибо! :)

Не могли бы вы подсказать, где об этом моменте можно узнать подробнее:
"Павел всегда подписывался своим греческим именем, «позаимствованным» у своего покровителя, проконсула Кипра Сергия Павла, который, вероятно, обратился в христианство благодаря проповеди Савла. Проконсул поддерживал потом и миссию апостола. "
 Комментарий автора:
Эта тема поднимается во всех книгах о Павле. Француз, кажется его фамилия Басле, он похоже неверующий, но очень грамотный историк и много сведений в своей книге предоставляет. У меня еще было несколько книг на английском, написанных католиками и протестантанми, но я не помню их названий и авторовв, все они остались в Москве. недавно в серии ЖЗЛ тоже вышла книга о Павле. Все книги которые я читала на русском называются Апостол Павел. Она тоже окадемическая, там как раз говорится о том, что проконсул Кипра историческая загадка, так как он кроме НЗ ни в каких документах не упоминается. У моем рассказе НЕчаянное счастье из ПОвестей ЛИсицына, я как бы предложила, почему так получилось. Все сведения для этого рассказа я почерпнула из этой книги. Если прочитаете (этот рассказ есть на этом сайте), напишите, показалось ли вас что эта тема там влита органично.
В ЖЗЛ-ной книге есть еще один забавный момент. Там в конце апокрифические деяния Павла. Вот уж сразу видно, почему они апокрифические. ТАм Павел представляется не мудрым человеком и прекарсный собеседником, что, конечно, и позволило ему обратить таких людей, как проконсул, а обличителем по типу Иоанна Крестителя.

Марина Улианова 2008-03-02 16:54:38
Павел стал устроителем палаток гораздо позже,после того,когда от стал исповедывать Христа. Его иудейское религиозное образование было достаточно высоким,но после,того,что с ним случилось он не мог продолжать трудиться в своем высоком звании. Он стал устроителем палаток. То,что он стал римским гражданином,то Павел сам об этом свидетельствует. Причиной этому было то,что у него не было препятствий для передвижения. А то,что в нем не все узнавали римского гражданина,подтверждает образ жизни,который вел Павел. Тяжелый физический труд и благовествование от города к городу, ставило на нем определенную печать,в нем не было величия и подобающей одежды. О семье Павла нам мало известно,но согласно иудеским законам,что место,которое занимал Павел обязывало его получить хорошее образование и иметь жену. О жене Павел не упоминает,но согласно его воспитанию и образованию он не мог разводиться,следовательно,он утратил семью.
 
volodjaz 2010-08-15 05:35:34
а что вы думаете об этом?
community.livejournal.com/christ_vs_judai/259229.html#cutid1
 
Тон Деспотин 2014-12-21 23:45:38
Какие аргументы ставят под сомнение римское гражданство апостола?
1) Сам Павел об этом нигде не говорит. Римское гражданство приписывает ему Лука, великолепный беллетрист античности и неутомимый выдумщик: чего стоит только торжественная речь Стефана в синедрионе (Деян. гл.7), где перводиакон повествует первосвященнику и собравшимся членам высшего юридического органа (!) содержание Берешита. Или опускание над Петром скатерти-самобранки (Там же, 10:11-16). Или история Анании и Сапфиры (гл.5). И так далее.
2) Римское гражданство, civitas romana, предоставлялось жителям окраин Империи, начиная с декрета Constitutio Antoniniana, изданного Каракаллой только в 212 г. Тем не менее, Мартин Хенгель, один из крупнейших исследователей Апостола, в своей последней книге «До-христианин Павел» (1992) ссылается на множество побочных причин, по которым у Павла могло быть римское гражданство, но ни под одну из них невозможно подвести прочную доказательную базу. Ни из его Посланий, ни из того образа апостола, который дает автор Деяний, невозможно выстроить биографию Павла в определенный хронологический ряд: не ясно даже, в какой степени основателя христианства можно считать диаспорянином, если юность его прошла в Иерусалиме, «у ног великого Гамалиила». Остается под вопросом не только римское гражданство, но и гражданство «небезызвестного Киликийского города» Тарса, которым Павел, если верить Луке, явно гордится (Деян. 21:39). В греч. оригинале стоит πολί&#964 ;ης («политис»), что означает не столько гражданство в прямом смысле слова, сколько место проживания (οἴκη&#96 3;ις).
Павел никогда и нигде не упоминает свои tria nomina (три имени) гражданина.
Будучи прежде всего Иудеем, Шаул-Павел, имей он действительно civitas romana, вовсе не должен был выдумывать себе tria nomina. А вот на каком основании Вы сочли, что свобода передвижения апостола была обусловлена именно римским гражданством, для меня так и осталось загадкой. На мой взгляд, это перенос сегодняшних паспортно-визовых реалий на действительность античного мира. Но может быть, я чего-то не знаю...
Павел работал ремесленником. Подобный труд среди римских граждан считался позором.
Не только Рим, но и вся Империя была наводнена ремесленниками, руками которых были созданы все шедевры зодчества и искусства. Верно, что городская римская интеллигенция смотрела на них с презрением; достаточно упомянуть, что подлинным творцом произведения искусства, сделанного ремесленником, считался...заказчик! Но это отношение не мешало ремесленникам быть римскими гражданами, полноправными субъектами права, объединяться в collegia и подавать свой голос в политических прениях.
Павел всегда подписывался своим греческим именем, «позаимствованным» у своего покровителя, проконсула Кипра Сергия Павла, который, вероятно, обратился в христианство благодаря проповеди Савла.
Действительно, в Деян. 13:6-12 упомянута встреча Савла – Павла с проконсулом Кипра Луцием Сергием Павлом и его обращение в христианство, однако этот эпизод не находит подтверждения в исторических источниках той эпохи: слишком много латинских эпиграфов было связано с подобным именем, и установить принадлежность одного из них кипрскому проконсулу 1-го века не представляется возможным. На самом деле, автор Деяний с того момента начинает называть Савла Павлом, но все же это не достаточное основание тому, чтобы считать случившийся эпизод поворотным пунктом в жизни Савла, побудившем его сменить имя. Не следует забывать, что рассказчик – третье лицо; как человек античности, он пишет историческое повествование, прибегая к принятому в его эпоху приему – вплетанию литературно-художественных элементов в реальную канву событий. Лео Бэк (L.Baeck) утверждал, что «третье евангелие и Деяния Апостолов предоставляют нам больше исторической беллетристики, нежели собственно истории».
Самый сильный аргумент тех, кто ставит под сомнение гражданство Павла – это тот факт, что он не раз подвергался позорным наказаниям.
Действительно, это, пожалуй, самый серьёзный аргумент в защиту тезиса от отсутствии у Павла civitas romana. Меня несколько не убеждает приведенная Вами апология. Дело в том, что факт обладания римским гражданством подтверждался не какими-то свидетелями (которых могло и не оказаться рядом в нужный момент), а письменным декретом (decretum decuriorum, либо testatio). Civitas romana предполагала несколько уровней. Если Павел и был гражданином Рима, у него, как у жителя провинции, мог быть plenum ius, т.е. полный юридический статус гражданина, освобождавшегося от налогов на жителей провинций и от телесных наказаний. Но апостол и прежде был побиваем камнями, и чудом выжил (Деян. 14:19). Ему ничего бы не стоило предупредить об этом иудейские власти, и его оставили бы в покое. В другом эпизоде Павла и спутника его Силу, пришедших в македонский город Филиппы, наказывают римские же магистраты по абсурдному обвнинению, и опять апостол скрывает свое гражданство! Лишь позже, будучи уже бит, Павел возмущается и открывает свою принадлежность к civitas romana (Деян. 16:37). Ни в одном из своих 14-ти посланий (половина из которых – подложные) Павел даже не намекает на римское гражданство.
Простите, но все, что Вы пишете в качестве аргументации в пользу гражданства Павла, взято из церковной амвонной риторики, лишенной элементарной логики рассуждения. Вместо нее – воссоздание недостающих элементов ситуации какими-то благочестивыми домыслами, типа: «в незнакомых местах чтоб в тебе признали римского гражданина, нужно было выглядеть соответственно. Вид Павла, скорее всего, не подтверждал того статуса, который он имел: он не носил тоги, не брил бороды, не имел статной гордой осанки, был смугл и… не чтил римских богов».
Мы можем фантазировать, сколько пожелаем, но, к сожалению, история для нас не сохранила ни портретов апостола, ни описания его внешнего вида.
Но если принять версию об отсутствии у Павла гражданства, то придется ответить на вопрос, как он оказывался в таких местах, как ареопаг?
А в каком Послании Павел говорит, что он был в ареопаге, цитировал там Ората Солийского и, вообще, обратил в христианскую веру едва ли не всех греческих философов, там находившихся? Ни в каком. Это литератор Лука говорит, который уж точно не был с Павлом в ареопаге.
Что служило ему пропуском в дома влиятельных людей в других, кроме Иудеи, Римских провинциях?
Вы серъезно полагаете, что Еврею нужен пропуск для того, чтобы войти в дома богатых и влиятельных людей?
...кто получил гражданство за заслуги (например, за поддержку Августа против Октавиана).
Должен Вам заметить, что Гай Юлий Цезарь Октавиан Август – это одно и то же лицо.
Всего Вам доброго!
Тон Деспотин


 
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

6.Бхагавад-Гита как она есть неавторитетное писание. Глава 2. Текст 18-28. - Наталия Маркова

Ключ разумения Писания у Бога - Николай Николаевич

Янгол - хранитель - Бугаенко Галина

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Свободный выбор. - Лобань Ярослав

Поэзия :
Будьте обережними! - Ольга Назарова

Поэзия :
Господь Сибирь благословит! - Коц Валентина

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100