На Тайване, где болотистые почвы, тайфуны, землетрясения построено одно из самых высоких зданий в мире 508-метровая башня. Небывалый гигантский маятник удерживает её в равновесии. Эта архитектура, кажется на грани возможного. Но рекорд скоро будет побит. Ведётся сооружение небоскрёбов по всему миру. В Дубае планируют закончить башню высотой 700-800 метров!
Со времени Вавилона подобные здания возводятся, чтобы «сделать себе имя». Небоскрёбы призваны раздражать. Раздражать небеса, в которые самоуверенно утыкаются. Раздражать, людей, у которых от одного взгляда на здание кружится голова. Раздражать, соседние страны, которым брошен вызов. Исследователь Эндрю Лоуренс отметил прямую связь между строительством небоскрёбов и различными катаклизмами. Цунами, унёсшее жизни 250 тысяч человек, омрачило открытие Тайванской башни. В 1996 году в Малайзии, когда были построены башни-близнецы, разразился жесточайший финансовый кризис. Множество примеров показывают: мало, что изменилось со времён Вавилона. Но трагедии никого не вразумляют.
«И вот что начали они делать, и не отстанут от того, что они задумали делать» (Быт. 11,6).
Современные города, районы новостроек безлики и похожи друг на друга. Е. Замятин в романе «Мы» описывает строения в Едином государстве- сообществе запрограммированных людей-автоматов, сплавленных в железное «мы». Дома занимают целые кварталы. Окна идут непрерывными стёклами от крыши до самой земли. Эти стеклянные конструкции изолируют от неразумного разнообразия живой природы, навязывая принудительное, безусловное счастье.
Человек неотделим от пространства, в котором живёт. Индустриальный подход, борьба с излишествами превратили современные города в «теснины мёртвых домов», где «здания - хищные звери» (Брюсов), «мучительно-тесные громады» (Бальмонт). У Блока Петербург- паук с «серокаменным телом». Дома- кубы, квадраты, всевозможные коробки из бетона, стали и стекла создают агрессивное видимое поле. По мнению экологов глаз человека должен за что-то «зацепляться», на чём-то останавливаться - это хорошо понимали наши предки, украшая здания барельефами, создавая опоры из круглых колонн, используя фрески. Ведь повторение одних и тех же прямоугольных форм вызывает отторжение, нервные реакции. Испытуемые, которым предложено долго смотреть на обычный современный дом, раздражаются, говоря, что у них «рябит в глазах». Наиболее агрессивную среду вокруг себя формируют многоэтажные здания. Среди жителей районов современной застройки намного выше процент психических заболеваний и число правонарушений. Уровень развития детей из «спальных» районов в среднем ниже, чем у тех, кто подрастает в исторических центрах городов.
Что же делать, если «громады стен влекут к бессилью, твердя глазам: мы ничего не ждём»? (С. Чёрный). Что можно противопоставить «адищу города»? (Маяковский). По мысли Набокова: «пространство, в котором возникают сгустки города, является реальностью…порождаемой другим, воображаемым пространством». Если воображение занимает Золотой телец, то и реальность становится подчинённой его разрушающей власти. Поэтому столько проблем и возникает у жителей мегаполисов.
Страшная трагедия 11 сентября 2001 года, когда произошло обрушение двух крупнейших небоскрёбов в Нью-Йорке, показала беззащитность и уязвимость людей, перед силами зла. О каком могуществе человека может идти речь, если новомодные башни-близнецы за считанные часы превратились в груду обломков? Но именно в минуты, когда ад выплеснулся наружу, перед лицом смерти, казалось бы, неминуемой, по свидетельству фактов, спасались те, кто пытался помочь не себе, а ближним. Наиболее удивительна история 6 пожарных, которые, осознав, что здание обрушится, поспешили к выходу. Но на узкой, задымлённой лестнице (среди обезумевших от ужаса людей,которые толкая друг друга бежали вниз) им встретилась полная, плачущая женщина, подвернувшая ногу. Никто не заметил, если бы пожарные, как и все проскользнули мимо. Но они понесли пострадавшую. Их обгоняли. Но пожарные не бросали «свой крест», хоть это затрудняло их движение, лишая надежды успеть покинуть башню. Когда здание обрушилось, погибли все: и те, кто достиг нижних этажей, и те, кто остался наверху. Все, кроме этих шести героев и женщины. Этаж, на котором их застигло крушение, оказался единственным местом,где распад не проявил свою убивающую силу. И вскоре спасатели извлекли их всех к всеобщему изумлению целыми и невредимыми. Этот случай можно объяснить законами физики, рационально всё рассчитав. Можно на месте двух башен выстроить четыре, вновь бросив вызов небесам. Можно. Но страшно помыслить, что этот вызов будет принят.
--- Авторские права на произведение принадлежат газете "Для ТЕБЯ". Публикация произведения допускается только по согласованию с редакцией газеты.
Григорьева Лада,
С-Петербург Россия
Мне 37 лет.
Живу в С-Петербурге.
По образованию филолог.
Люблю деревню, землю.
Люблю ощаться с детьми. e-mail автора:ludabashko@gmail.com
Прочитано 4974 раза. Голосов 2. Средняя оценка: 4
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Поэзия : Суламита - Лариса Зуйкова На слова этого ст-я написана музыка. Эти стихи и мелодия к ним родились после углублённого прочтения чудной поэтической книги Библии - Песнь песней.