Христианское made in China или как не надо писать прозу.
Приветствую вас, дорогие брать я и сёстры!
Тема моей статьи наболела и теперь рвётся наружу так, что я уже не в силах удержаться.
Хочется затронуть вопрос творчества.
Имея опыт организации и участия в большой массе творческих проектов в разных церквях, наблюдаю одну и ту же картину из раза в раз. После того, как человек приходит к Богу, в нём «просыпается» множество «талантов». Он и петь начинает, и в театре церковном играть и прозу писать. (О последнем поговорим подробнее, так как именно состояние христианской прозы меня толкнуло на написание этой статьи). И вот он пишет. Много пишет. А читать нечего.
Вижу, как округляются ваши глаза, читатель: ух, как ты хватанул, братец! Чтобы не быть голословным и объяснить, что я имею в виду, приведу примеры.
1. Отсутствие норм литературного языка.
Вот пишет сестра в одном своём рассказе: «Когда он выходил из своего домика, его окружали пасущиеся коровы, овцы и козы. И когда он выходил из своего домика, он видел вдалеке скалу».
Вернёмся на школьную скамью, на урок русского языка. Учат в школе, что повторения одного и того же слова, следующие друг за другом в двух или нескольких предложениях, звучат некрасиво. Переводя на язык взрослых, классическая синтаксическая ошибка. Что мы видим тут? «Когда он выходил из своего домика» два раза в двух, следующих одно за другим, предложениях. Таких примеров я могу привести огромное количество, вы меня спросите.
Существуют нормы языка, которые сначала было бы неплохо изучить. Иначе, читать вас дальше третьего предложения захотят только очень терпеливые.
А это как вам: «Когда он выходил из своего домика, его ОКРУЖАЛИ пасущиеся коровы, овцы и козы»? А в плен они его не брали? (Простите!) Здесь неверно использовано слово «окружали». Это слово можно использовать в данном смысле, когда описывается постоянство. Например: домик окружала красивая живая изгородь. Коровы и иже с ними, написано, паслись. Это занятие временное. Коровы не могут всегда – и зимой, и летом – окружать что-либо, кого-либо (им спать надо ночью в сарае), а изгородь может.
Я думаю, теперь понятно, о чём я.
2. Отсутствие стиля.
Пишет та же сестра в самом начале: «Один человек жил в долине». Так начинается её произведение. Прислушайтесь к себе. На что вы настраиваетесь, слыша такие слова? Так начинаются сказки или притчи – непростой жанр литературы. Дальше идёт описание человека, решившего взобраться на скалу. Заканчивается всё удивительно: ” В жизни человека истина очень проста, и истина есть Бог, который любит нас. Но мы почему-то ищем истину в заумных философиях и мудреных фразах. Мы идем за своими планами и задумками и раздираем душу до крови, в то время как нужно просто вернуться к своему Создателю и блаженно задремать у Него на груди, наслаждаясь Им и Его любовью. Источник жизни в Нем, а не в серых скалах философий и религий. Друг! Ты забрался на свою скалу, а теперь взгляни вниз”... и т.д. Вот вам и «сказке конец, а кто слушал – молодец»! Всё закончилось проповедью. Это называется не выдержать стиль произведения.
Стиль нужно выдерживать. Произведение тем и отличается от разговорной речи, что имеет стиль.
И ещё кое-что по стилистике. Знали бы вы как я устал от христианского штампизма!
а) Одни и те же заезженные фразы встречаются из одного христианского произведения в другое. Куцый лексикон делает всю христианскую прозу на одно лицо. Вот примеры: «и брат исцелился чудесным образом», «Бог коснулся его», «открой своё сердце»… Продолжать надо?
б) Использование христианской терминологии. С любой терминологией нужно быть очень осторожным, потому что велик риск оставить читателя без малейшего понятия о чём ваше произведение. Читатель может ничего не понять. Пример: фраза - очень понятная всем христианам - «кровь Христа омыла меня» пугает неверующего. «Представляете, они в крови купаются!» - воскликнет он и убежит. А вы-то хотели, чтобы он узнал о Боге. Получилось, что наоборот отпугнули.
3. Отсутствие сюжета.
Снова те же штампы, только сюжетные. Подавляющее большинство христианских произведений развиваются по накатанному примитивному сюжету – жил человек, всё было плохо-плохо, пришёл Бог в его жизнь, и всё стало хорошо-хорошо. После третьего произведения, сюжетное развитие четвёртого угадывается на первом абзаце. Скучно. Вот и складывается впечатление у читателя, что верить в Бога скучно. По нашей вине.
Сюжеты искать надо, придумывать, развивать, а не ленцой тяпать и ляпать, ссылаясь на духовное вдохновение. Вот, мол, как пришло свыше, так я и написал. Давайте усвоим уже наконец, что вдохновение – это не сам текст(!!!). Вдохновение – это состояние творческого подъема, прилив творческих сил. Разница между понятиями "состояние" и "текст" очевидна.
Однажды я купил на рынке телевизор Sony. Сказали, что «чисто японская сборка». Через три дня он сломался. Заглянув назад, я увидел отпечатанное на чёрном пластике Made in China. Всё понял и понёс аппарат обратно, пока не кончилась гарантия. Лейб Made in China имеет всем известную репутацию. Очень не хочется, чтобы христианская литература заимела похожую.
Зачем я всё это пишу? Хочу, чтобы христианская литература развивалась, а не пребывала в зародышевом состоянии, хочу, чтобы не надуманные, но настоящие таланты появлялись из нас, христиан, хочу, чтобы люди читали христианских авторов. Для этого нужно работать над собой, своим языком, редактировать свои тексты, находить захватывающие сюжеты и писать хорошие произведения, которые по-настоящему славят Бога. Пусть Господь благословит вас в этом!
С молитвой о христианской прозе,
Кай Слепов.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Молодец!
Прямо в точку. Комментарий автора: Спасибо, Борис!
Galina
2003-11-03 20:42:17
It was very good. I agree with autor 100%. Thank you.
Комментарий автора: Thank you so much for your attention!
Avangardist
2004-09-22 13:22:39
Здравствуйте, Кай!
С большим удовольствием прочел ваше «Made in China»! Тем более было приятно читать, что я находил множество параллелей с собственными мыслями, уже однажды высказанными в «Манифесте ХА». Не подумайте, что я намекаю, что кто-то из нас сплагиатил что-то у кого-то:-) Просто очень приятно видеть единомыслие!
Мне кажется, мы с вами во многом сталкиваемся в с одними и теми же проблемами. Для меня самой важной мыслью вашей статьи была та, что невозможно скверно списывать собственную бездарность на какие-то озарения или приписывать ее тем более чему-то божественному. За творчество нужно отвечать.
Вы молодец!
С большим к вам уважением, Avangardist Комментарий автора: Имеющий ухи, да услышит, что критик говорит авторам. Я вижу по реакциям на мою критику, что хритстимане себя считают непомерными профсами пера и критику воспринимают до того надувая губки, что того глядишь - лопнут. Вы не из тех. Это радует.
paul
2004-11-21 21:32:34
thats correct! Paul
Елена Солошенко
2005-01-04 17:11:52
Ситуация отражена реально. Великая благодать - иметь помазание в творчестве.Но для того, чтобы оно (творчество) достойно представляло Бога, нужно еще немало потрудиться человеку: изучить нотную граммоту, если поешь, вникнуть в грамматику, если пишешь, заняться хореографией, если хочется танцевать, и т.д. Иначе, когда что-то не получается, звучит банальная фраза: "Ну, помазания не было!"
Господь - Совершенный, человек - нет. Но мы должны максимально потрудиться, чтобы Евангелие привлекало людей к себе, а не отталкивало.
Оксана
2005-12-17 15:40:26
Кай! Я в течение двух недель перечитывала прозу христианских авторов на разных сайтах, но, к сожалению, так мало нашла произведений, которые порадовали меня и стилем, и сюжетом, и глубиной темы. Так что факт на лицо: пишем пока, как младенцы. Нужна и критика, и помощь. Если Вы ощущаете в себе желание помочь, то подскажите в какой-нибудь статье "Шпаргалки для начинающих писателей" о том, как не упасть лицом в грязь. Если Вам известна какая-то дополнительная литература по этому вопросу - укажите ее, или ссылки в Интернете. Я, например, нашла сайт одного нехристианского писателя, где есть ссылки на тему писательского мастерства - www.az.ru/klikin . Может и Вы чем-то поможете молодым и неопытным.
А также, если Вы знаете какие-то интересные и глубокие произведения на христианские темы, то напишите где их можно найти. Спасибо. Оксана.
Анастасия Козлова
2007-07-23 05:30:00
Кай, вы затронули очень нужную тему. Многие считают, что, если они пишут от души, всё остальное: стиль, орфография, а в поэзии рифма и ритм - уже не нужны. Но мне кажется, что подобное отношение лишь опошщляет творчество, ошибки и небрежность "цепляют" глаз грамотного человека и просто портят впечатление от, может быть, действительно достойного произведения. Что касается Вашего примера, так сразу в первой фразе, кроме названных Вами ошибок, ещё и по смыслу: "Когда он выходил из своего домика, его окружали пасущиеся коровы, овцы и козы" - КОГО окружали? "Его" (выходящего) или домик? Это тот случай, над которым всегда смеялся, например, Антон Павлович Чехов. Незнание языка не должно оправдываться душевными порывами.
С благодарностью, Анастасия.
Храни Вас Господь!
Марина Улианова
2007-10-30 14:43:56
Дорогой автор,
очень приятно,что вы получили хорошее образование,Но очень жаль,что вы свои знания употребляете,как критик,того,что написано верующими. То,что написано любящими Бога дано судить Богу.Если вы пишите,лучше,чем ваши собратья в церкви,так порадуйте всех вашими произведениями!
Юстина
2007-10-31 07:53:37
Марине:
То есть то, что написано верующим человеком, не имеет права подвергаться никакой критике?
Olga
2008-01-01 23:30:16
K. vi pravi, no eto ne dovodi,eto prosto diskriminacija. Chelovek pischet on mislit, on razvivaetsja. PODSKAGITE no ne rugayte. Kstati ekonomicheskoe razvitie v Kitae idet cemimilnimi schagami, poetomu protjanite vaschu xristianskuyu ruku etomu pisatelyu. A ne ubivayte ego na smert, kak vi eto zdelali, suschestvuet kultura obschenija i ee lusche pridergivatsja...
Павел Сильчев
2008-08-19 17:14:56
Предлагаю обратиться к словарю и посмотреть, что этимология слова "Окружать" включест в себя лишь "располагаться по кругу рядом с чем-то" как в прямом, так и в переносном смысле. О постоянстве и речи быть не может. Окружить заботой, окружить ватагой, или овцами... Ваша критика по сути не конструктивна, больше похожа на нападки ипохондрика на слабых и немощьных. Думаю, что ваша нетактичность (мягко сказать) по отношению к той сестре, о которой вы пишете на весь свет, Христу не по душе. В крайнем случае надо было взять отвлеченные примеры, а сестре по эл. почте можно было послать личные пожелания... Но как можно?! Превозноситься удобно только на людях, а в письме, возможно в один конец, это будет смахивать на мастурбацию. И пожалуйста не путайте понятия жанра и стиля.
Если Бог дал вам больше таланта, чем другим, то это не ваша заслуга, и вы не имеете права унижать других и публично обсуждать их недостатки. Если же сами еще не достигли совершенства, то работайте над своим творчеством, чтобы не нарваться на такого же вероломного критика.
Светлана
2010-07-15 23:24:16
На первый взгляд-грамотный человек, а не знает, что полсе названия точка не ставится. Авторам нужно помогать совершенствоваться, а не убивать их при самом корне такой критикой.