Юность, молодость, христианство и песни, поэзия, музыка – это слова-синонимы, понятия, которые невозможно разъединить. Однако как раз на почве музыкально-певческого служения возникают, порой, недопонимания и конфликты между поколениями.
Разводятся мосты...
Проблемы “детей и отцов” многогранны и многоразличны. Для наиболее тесного контакта между поколениями необходимо “строить мосты” во всех возможных точках соприкосновения. А где пропасть еще не так велика, там нужно всеми силами укреплять взаимоскрепляющие связи.
В служении Богу церковь широко использует музыку и пение. Во многих общинах созданы музыкальные группы и ансамбли различных составов. Служение некоторых из них вызывает недовольство, особенно у старшего поколения. Поэтому вопрос церковной музыки требует особого внимания.
Музыка испoльзуется как сопровождение пению, или как самостоятельный вид служения. Это может быть игра одного инструмента или ансамблей и оркестров. В зависимости от состава инструментов, формируясь на протяжении веков, существующие оркестры подразделяются на нескольк типов: симфонические, камерные, струнные, народные, духовые, эстрадные.
Симфонический оркестр из них является наиболее совершенным по мощи, красоте звучания, богатству тембров и оттенков. Благодаря разнообразию и количеству инструментов он может передавать тончайшие оттенки чувств и переживаний человека, описывать картины природы, передавая жизнь самыми прекрасными сочетаниями звуковых красок. Великий немецкий поэт Гете так выразил свои ощущения при слушании одного произведения Баха: “У меня было такое чувство, будто Вечная Гармония беседовала сама с собой, как это было, вероятнo, в груди Господа перед сотворением мира. Так волновалась моя смятенная душа, я чувствовал, что у меня нет ни ушей, ни глаз, ни других органов, да в них и не было необходимости.” А как можно представить себе голос с неба, как шум от множества вод, и как звук сильного грома? Такие сравнения дает нам Библия. Шум воды бурлящего потока горных рек, или водопадов, грохочущие раскаты грома летней грозы мы слышали не раз. Но представить в таком исполнении Божественную речь!? Послушайте, например, ораторию Г.Ф. Генделя “Мессия” в исполнении симфонического оркестра и хора. Особенно знаменитая часть “Аллилуйя” так наглядно и ясно представляет нам торжественную картину громоподобного, как шум многих вод, прославления Божьего величия и могущества. Благодаря неисчерпаемым запасам музыкальных красок, тембровых и динамических возможностей оркестра и хора, воссозданная картина, воздействуя на душу, вызывает благословенное чувство благоговения и преклонения перед Всемогущим Творцом. Русский композитор и музыкальный критик А.Н. Серов говорил, что если бы все, что происходит в душе человека, можно было бы передать словами, то музыки не было бы на свете. Состояние спасенной Христом души не всегда можно выразить словами. На помощь приходит мир звуков музыки и пения. Состояние благоговения, благодарности и поклонения, состояние восторженного восхваления может выразить духовная музыка. Наиболее совершенным средством для этого является симфонический оркестр. Если это так, то развитие симфонической музыки в христианских церквах должно достигнуть высочайших вершин. Однако дороговизна инструментов, сложность игры на них, требующей длительного времени обучения и музыкально одаренных исполнителей, не говоря уже о самом дирижере – вот причины, которые, как мы видим, делают весьма затруднительной организацию оркестров в наших церквах. Все это так. Игра на любом музыкальном инструменте требует труда, усидчивости, терпения, ежедневных упражнений. Кроме упорного труда для достижения мастерства при преодолении сложности игры нужны таланты, призвание и Божественное помазание. Таланты, дарованные Богом и возгретые постоянными упражнениями, доводят музыкальное искусство до наиболее высоких вершин. Как и в любом деле, на все необходимо время. Ничего не приходит сразу, вдруг, в одно мгновение. Но время идет независимо делаем ли мы что-нибудь или нет. Если ничего не делаем, ничего не сеем, оно уходит впустую, без плода. Вырастают сорняки и тернии. Уже не одно поколение музыкантов, способных достойно, наиболее совершенными средствами славить Бога, могла бы вырастить церковь. А мы ищем причины и... идем по пути наименьшего сопртивления, обходя препятствия, трудности, работу. А ведь смысл христианского пути веры состоит не в том, чтобы избежать, обойти препятствия и трудности, но чтобы “все преодолевши, устоять.” Преодолеть и устоять! Преодолеть всевозможные трудности на пути музыкально-певческого служения и наилучшим образом, наиболее выразительными средствами, наиболее совершенным образом воздать славу Богу с гласом пения, со звуком трубным, на псалтири и гуслях, с тимпанами и ликами, на струнах и органе, на звучных кимвалах, на кимвалах громогласных...
Начало инструментальной музыки было положено в глубокой древности. “Увал, восьмой от Адама, был отец всех играющих на гуслях и свирели,” – читаем в книге Бытие 4:21. При царях Давиде и Соломоне пение и музыка достигли наивысшего расцвета. Освящение храма и служение в нем сопровождалось игрой на псалтирях, кимвалах, цитрах, трубах (симфонический оркестр того времени) и пением. “И были как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа.” (2Пар. 5:13) Как же древние израильтяне справлялись с трудностями? Сложность игры они преодолевали постоянными упражнениями. Они должны были день и ночь заниматься искусством своим. (1Пар. 9:33) К служению музыки и пения допускались не все левиты, а таланты, как начальник музыкантов и певцов Хенания, “потому что был искусен.” Немалое время уходило на подготовку левитов, прежде чем допускать до служения. По некоторым сведениям – пять лет. Не приходится говорить о том, что народ Божий не жалел меди, серебра и золота на чеканку труб, и ценных пород дерева на изготовление деревянных духoвых и струнных инструментов, виссонных одежд, а также средств на содержание освобожденных от других работ певцов и музыкантов. Израильтяне понимали: Великий Бог достоин великой славы. Самыми совершенными средствами, не считаясь с трудностями, не ища легких путей, упорным трудом и усилиями преодолевали препятствия. А Бог отвечал взаимностью. “И когда загремел звук труб и кимвалов, и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо во век милость Его: тогда дом, дом Господен наполнило облако. (2Пар.5:13)
Электрический ток, согласно закона Ома, всегда идет по пути наименьшего сопротивления. Когда же перед ним стоят большие задачи, высокие цели, то не смотря ни на что, он смело бросается на высокое сопротивление вольфрамовой нити, напри-мер, упорно продвигается вперед, расходуя большое количество энергии. Его труд вознаграждается успехом: ярким сиянием зажигается свет, изгоняя густую тьму.
“Вот иду исполнить волю Твою, Отче,” – сказал Христос, когда стоял вопрос спасения души, которая менее ничтожества и легче пустоты. Искупление ее оплачено дорогою ценой. На небесном совете не искали путей подешевле, попроще, полегче. “Я отдал все тебе, а чем воздал ты мне?
Надо сказать, что музыка в церкви остается вне поля внимания со стороны руководства церквей и старшего поколения, которые, практически, не принимают в ней участия, не считая музыку серьезным служением, а чем-то второстепенным, не совсем обязательным. Но вот “служение” критики у них на самом высоком уровне. A музыка становится уделом только молодых. Молодежи свойственна постоянная кипучая деятельность, которая развиватся, ищет новые формы. Оставшись без надзора и внимания может зайти в своих поисках на путь неблагоприятный для церкви Божией.
Наш научно-технический век принес свои новшества в область музыкальных тембров. Вошли в практику электромузыкальные инструменты, синтезаторы, создающие новые характеристики музыкальных звуков. Такие инструменты применяются в основном в сфере легкой музыки. Серьезная музыка продолжает пользоваться натуральными инструментами. Церковь, к сожалению, использует все эти новшества. Это легче и дешевле. Широкое применение нашли различные виды электромузыкальных инструментов. Вместе с ними на смену классическим музыкальным ценностям: плавности мелодии, благозвучности аккордов, гармонической красоте и стройности звучания в церковь вошли мирские мелодии, будоражащие ритмы, дико звучащие аккорды и различные шумовые эффекты. В последние годы бурно развивается компьютерная техника, что также помогает церкви облегчить музыкальное служение. Теперь его можно компоновать на компьтере и при помощи простого магнитофона обеспечить богато озвученный аккомпонемент солисту, группе певцов или хору. Это так называемое пение под фонограмму. Приемлимо ли компьютерно-электронно-магнитофонное музыкальное служение в церкви? Применение этих различных электронных приспособлений искажают сущность музыкального служения. Ведь порой дело доходит даже до обыкновенного обмана, когда на пленку записывают не только аккомпонемент, но и пение. Выходят, например, три брата на одном из служений, берут в руки микрофоны и для славы Божией и для назидания присутствующих старательно открывают рты. И мало кто обратил внимание, что три брата “поют” на четыре голоса. Четвертый из записанных на пленке не смог быть в тот день. В основном, конечно, записывается только сопровождение. И мы слышим пение под насыщенный, богато и грамотно спрограммированный аккомпонемент. Воспринимаем это своими чувствами. Привыкаем и не замечаем, что душа наша не воспламеняется молитвенным восторгом и дух не возвышается к Богу порывом благодарности и славы. Происходит обесценивание духовных ценностей и даже изменение терминологии. Заметьте, теперь, не говорят, что музыканты благословенно играли или проникновенно и трогательно звучали скрипки и т.д., но говорят, что звучало мощно, насыщенно красиво, а то и “обалденно” (бывает, к сожалению, и такое). А что звучало толком и не знаем. Вместо названий инструментов мы говорим просто и довольно-таки понятно: клавиши. И нажимают музыканты клавиши, поют под звуки магнитофона или синтезатора и думают, что владеют музыкальным орудием, как Давид. Фонограмма – красиво, насыщенно, богато, но искусственно, синтетически, ненатурально, как пышный букет красивых, но бумажных цветов.
Всему, конечно, свое время. Есть свое место, время и назначение и для магнитофона. Помню, с каким волнением старались мы скрыть его от досмотра и пронести в комнату свидания, чтобы записать голос братаузника. С какой радостью слушали его потом родные и друзья, какая горячая молитва к Богу была в церкви. Письмо, фотография, магнитофонная запись очень ценны для находящихся в разлуке. Но для живого общения недостаточно. Влюбленные не оставляют их вместо себя в местах свиданий и не дарят друг другу искусственных цветов. Сколько их, матерей, жен отцов, преодолевая многоразличные трудности и километры пути, спешили на свидания со своими родственниками. Группа молодежи поехала по местам заключения братьев, не надеясь иметь личной встречи, но хоть побывать возле колючих стен лагерей. Брат-узник с крыши барака смотрит на волю, где ждут его друзья. Через расстояние, через ряды колючей проволоки происходит встреча глаз, живое общение душ и единение сердец, взаимообогащение и поддержка. И по обе стороны колючей проволоки молитва благодарения, слившись в одно, возносится к небесам.
Задача левитов и певцов не только служить благословением людям, или услаждать их слух, но что более важно, “предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его, как это продолжается до сего дня.” (Вт. 10:8) Это должно продолжаться и в наше время.
Если идти по пути развития компьютерно-электронно-магнитофонного служения, то вскоре мы будем программировать все служение и представлять Богу наше поклонение в видеозаписи. Поставим в церкви большой телеэкран и методом дистанционного управления будем включать Богу для просмотра наше “богослужение”. Сами в это время дома будем увлечены другими телепередачами. Дай Бог, чтобы это не произошло.
Богу не нужна слава электронного, синтетического происхождения. Не нужна магнитофонная слава, которая включается нажатием клавиши. Не нужны механические колебания диффузоров акустических установок. Не угодны Ему музыка и пение с целью рекламы кассет и CD-дисков, с целью сбора хорошего пожертвования. Песнь живой души, рожденной от Бога, вдохновленной от Духа Святого приемлет небо. Бог ожидает священного трепета души. Живого общения и неподдельной славы, как ответную реакцию любящего сердца, ищет Бог. И при таком общении струн души коснется Дух Святой, тогда восторженно запоет сердце и благословенно заиграет арфа в руках, и славное облако Божьего благословения разольется вокруг, и в унисон запоют другие души, объятые восторгом благодарения.
Музыкальное служение в церкви должно занять свое подобающее место. И отношение к нему должно быть такое же серьезное, как и к другим служениям. Задача пастырей и других служителей церкви найти пути к преодолению преград и трудностей, встающих на его пути. Во-первых найти, отыскать таланты, которые будут искусны в этом служении. “Бесталантных нет как таковых, каждому хоть что-нибудь дано.” Во-вторых, необходимо организовать наиболее возможно качественное и профессиональное обучение. “И если ты одарен красивым голосом, – писал немецкий композитор, (а мы добавим и талантом к музыке), – то немедленно принимайся за его выработку и цени его, как лучший дар небес.”
Симфонический оркестр, хотя и действительно является наиболее совершенным методом музыкального служения, все же действительно имеет определенные трудности и препятствия. Однако это не причина, чтобы идти по совершенно другому пути музыкального развития. Симфонический оркестр – это цель, к которой необходимо стремиться. Путь, по которому нужно идти к достижению этой цели – это всемерное развитие малых оркестров, групп и ансамблей, включающиих инструменты, входящие в полный состав симфонического оркестра, а также народных инструментов. Почему так редко звучит, например, струнный квартет, смычковый оркестр, или флейта (скрипка) под аккомпонемент пиано? Почему на христианских торжествах почти не услышишь духовой оркестр? Предпочтение отдается искусственным электронным инструментам, магнитофонной музыке. Два раза мне приходилось слышать Виктора Клименко. Насколько больше воздействовало на души пение под натуральный аккомпонемент дуэта скрипок и пиано в зале рижской церкви, где Дух Святой через эти звуки проникал в глубину души, нежно касаясь сердечных струн, и наш дух в унисон с музыкой восторгался к Богу, нежели под богато озвученное магнитофонное сопровождение во Дворце Культуры Минска, когда духовная сущность пения и музыки пробивалась к слушателю через магнитофонную пленку искусственности и артистизма.
Путь развития церковной музыки должен проходить не по электронно-магнитофонным клавишам, а по натуральным духовным ценностям. Тогда, подобно Мариами, под звуки тимпанов вознесется победная песнь Господу (Исход 15:21), как при игре Давида злой дух не будет иметь места (1Царств 16:23), но как пророка Елисея под звуки гуслей наши сердца будет наполнять Дух Святой (4Царств 3:15), потому что, как у сынов Кореевых, и поющие и играющие, все источники будут исходить из святых верших. (Пс. 86:7) Тогда музыка сердец наших будет возвещать миру великую радость во Христе, как ангельская песнь в Рождественскую ночь (Лк.2:14); как Христос, мы сможем, воспевая, идти на встречу страданиям (Мф. 26:30); в испытаниях, подобно апостолам, мы будем способны петь Богу (Деян. 16:25); и эта музыка будет направлена прямо в небеса, где она сольется с вечной музыкой и пением небожителей. “Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель!” – будет главным мотивом. (Откр. 15:2-4)
К этому надо стремиться, этого достигать. Это туть развития церковной музыки.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности