Для ТЕБЯ - христианская газета

СТАРЦЫ XX ВЕКА (часть3)
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

СТАРЦЫ XX ВЕКА (часть3)


7. Старец Савва
(1898 - 1980гг.)

Старец Савва не любил рассказывать о себе, биографические данные весьма скудные. Известно, что он родился 12/25 ноября 1898 года на Кубани в многодетной семье, при крещении был наречён Николаем. Его родители Михаил и Екатерина прививали своим детям с детства "боголюбивые навыки, которыми владели сами".
В восьмилетнем возрасте случилось несчастие: Николай провалился в прорубь. Чудом, спасённый мальчик тяжело заболел, надежд на выздоровление было очень мало. Изнурённому болезнью ребёнку было чудесным образом открыто его будущее.
Вот что поведал об этом одному духовному лицу старец Савва: "Ночью я долго не мог уснуть и вдруг вижу на потолке себя уже взрослым в сане священноинока, и сердце моё как-то неизреченно взволновалось. После этого быстро поправился".
Николай успешно окончил церковно-приходскую школу, во время войны в 1914 году был досрочно мобилизован в армию и направлен на Турецкий фронт. После войны Николай учился в военно-инженерном училище, а потом продолжил обучение в Московском инженерно-строительном институте. После окончания института работал по специальности.
Старец рассказывал, что все эти годы мечтал посвятить себя служению Господу. Однажды, после горячей молитвы перед сном, в тонком сне будущий подвижник сподобился увидеть святую великомученицу Параскеву. Святая дева указала Николаю путь к монашеству.
В тридцати пятилетнем возрасте Николаю Михайловичу посчастливилось попасть к афонскому старцу Иллариону. Старец предсказал скорое открытие монастырей, утешил: "Будешь жить в лавре".
С 1941 году Николай Михайлович работал в Наркомздраве в отделе строительства по санитарии и профилактике древесины (работники Наркомздрава имели временную бронь). Всё своё свободное время Николай Михайлович проводил в молитве, за чтением Священного писания, посещал храм.
Вскоре предсказание старца Иллариона начало сбываться: в Москве в Новодевичьем монастыре открылась Духовная Семинария (позже семинария была переведена в Загорск). Николай Михайлович, получивший рекомендацию от протоирея Иоанна, успешно сдал вступительный экзамен и был зачислен в семинарию. Летом он принимал участие в восстановительных работах, ведущихся в лавре.
25октября/7ноября 1948 года в Троице-Сергиевой лавре наместником лавры архимандритом Иоанном было совершено пострижение Николая Михайловича в монахи. При постриге он был наречён Саввой, в память преподобного Саввы Сторожевского.
В первые годы иноку Савве пришлось по послушанию быть экономом, позже наместник лавры, по благословению Святейшего Патриарха, назначил его духовником богомольцев. Со временем старец схиигумен Алексий благословил иеромонаха Савву помогать ему в духовничестве и передал ему свой духовных опыт, а перед самой кончиной возложил на иеромонаха Савву подвиг старчества.
Число желающих исповедоваться быстро увеличивалось, многие верующие получали по молитвам старца Саввы исцеление.
Вот одно из свидетельств благодатной молитвы старца:
Тяжелобольную Анну положили в больницу (врачи определили рак лёгких).
Дочь Анны приехала в лавру испросить молитв старца о тяжко болящей матери.
Старец Савва отслужил молебен у мощей преподобного Сергия и утешил:
- Не волнуйся, всё будет хорошо! Вот, вези ей эту просфору, чтобы всю съела.
На следующий день врачи были в недоумении, больная повеселела, у неё появился аппетит, назначили повторное обследование. Рак не был обнаружен. Анну выписали из больницы. Когда Анна окрепла, сама лично отправилась в лавру благодарить Господа, исцелившего её по молитвам старца.
При встрече старец спросил: "Где же твой рак, уполз?"
Старец Савва старался в каждом сердце разжечь искру Божественного дара, не только духовно, но и материально помогать нуждающимся, отдавая всего себя служению ближнему. Народ безмерно любил своего пастыря, и именно эта любовь и подвижническая жизнь старца явились причиной многочисленных доносов и клеветы, буквально обрушившейся на него. Старец старался не осуждать своих обидчиков, молился за ненавидящих его, учил и своих духовных детей благодушно переносить скорби.
Летом 1954 год пришёл приказ патриарха о переводе отца Саввы в Псково-Печерский монастырь.
С тяжёлым сердцем уезжал старец из лавры, трудно ему было оставлять святую обитель, духовных чад. На прощание он сказал: "Вы будете молиться за меня, а я за вас! Сердце сердцу весть подаёт. Не надо отчаиваться, ведь воля то Божия! Матерь Божия во всём нам поможет, только молиться надо, а не унывать".
Красота природы новой обители смягчила скорбь. Крайне бедная, малопосещаемая в те годы обитель обрела старца. В монастырь за духовной помощью и исцелением стали стекаться людские потоки. Многочисленные пожертвования духовных детей старца помогли улучшить благосостояние монастыря.
Случаи исцеления по молитвам старца Саввы:
Как-то приехали в монастырь московские духовные чада старца, и рассказали о тяжёлой болезни духовной дочери старца,Параскевы, старец обратился ко всем молящимся с просьбой:
- Помолимся сейчас искренне о болящей Параскеве. Врачи признали у неё рак, а мы не дадим ему развиваться в ней, помолимся, и ей будет легче... Ей ещё рано умирать...
Старец отслужил молебен о болящей, и благословил отвести больной святой воды с молебна и просфору. Когда больная приняла святыню, сразу же почувствовала себя лучше. Болезнь отступила, вскоре её выписали из больницы.
Однажды к старцу приехал московский священник Георгий, пятилетняя дочь которого, Мария, не умела ходить и не разговаривала. Старец Савва помолился о болящей и благословил их ехать домой. На вокзале Мария впервые пошла и заговорила.
Из воспоминаний духовной дочери старца Галины:
- Меня мучила стенокардия в тяжёлой форме, приступы продолжались сутками, много раз я была на волоске от смерти... Приехала к отцу, передала исповедь, где написала, что мне очень плохо. После литургии отец вышел их алтаря, остановился около меня, посмотрел прямо в глаза, погладил меня по лицу и сказал: "Сердце твоё больше болеть не будет".
И я почувствовала в сердце какие-то толчки. После этого болеть я перестала...
Огорчалась я на детей, что они не помогают. Приезжаю к отцу и спрашиваю:
- Как быть?
- Когда устанешь, то перекрестись и скажи: "Делаю ради Христа", и Христос тебе поможет.
Так и стала поступать. Исчезли мои обиды, и усталости не стало. Как почувствую, что раздражаюсь, прошу перед карточкой отца:
- Отец помогите, раздражаюсь.
Приезжаю к нему, он говорит:
- Вот ты всё пишешь мне: "Раздражаюсь, помогите" (а я не писала). В руке у отца иконочка Божией Матери "Неопалимая Купина", он даёт её мне и говорит:
- Она помогает не только от пожара дома, но и от пожара души. Молись Ей.
Начала я молиться Божией Матери перед этой иконой. Мне стало легко, я перестала раздражаться.
На исповеди отец сказал, что не надо бояться душевнобольных. И окинув всех взором добавил:
- Здесь все до единого больные, только в разной форме: у кого один, у кого два, а у кого и две тысячи бесов. И если мы раздражаемся, то мы больные...
Заметила я, что схимницы и монахини не употребляют пищу до двенадцати часов и после шести вечера... В душе решила: приеду домой и тоже буду так делать. Намерение своё решила держать в тайне.
После литургии отец говорит всем:
- Вот посмотрите на Галину. Она решила: как приедет домой, то не будет, есть до двенадцати и после шести часов вечера. А муж её за это из дома выгонит... Никакого режима в часах.
Я только порадовалась: ничего от батюшки не скроешь!
Многим в монастыре не нравилась деятельность старца. Некоторые из братии считали, что из-за старца нарушается монашеская жизнь, участились доносы. Последовали и предупреждения от местных гражданских властей, старцу стали запрещать принимать верующих.
В 1958 году старец Савва был назначен настоятелем храма Казанской Божией Матери в городе Великие Луки.
Святитель Иоанн Златоуст говорил: "Господь попускает искушения на подвижника благочестия, чтобы сделать его крепче, чтобы показать его в большой славе..."
Старец Савва безропотно принял новое послушание, ему предстояло восстановить полуразрушенный кладбищенский храм. Всё необходимое для ремонта по молитвам старца появлялось чудесным образом. Многие духовные чада старца приезжали в Великие Луки, каждый помогал, чем мог.
За два месяца храм был приведён в порядок. Слухи о прозорливом старце распространялись молниеносно, маленький храм не мог вместить всех богомольцев.
Выполнив послушание в Великих Луках, старец вернулся в родную обитель. А через год ему уже предстояло по послушанию отправиться в село Палица Псковской области.
Тяжёлые испытания подорвали здоровье старца, в 1960 году тяжелобольной старец Савва вернулся в монастырь.
Старец неоднократно говорил своим духовным чадам:
- Никогда не торопитесь в молитве ... Каждое святое слово - это великая творческая сила. Каждое слово приближает нас к Богу... Некоторые просят молиться за отца, за дочь, за брата, сестру, а сами нисколько не стараются молиться... Знаете, как батюшке тяжело бывает? Ведь он часть грехов человека берёт на себя... Берегите свой сердечный сосуд, чтобы сохранить его чистым, оградите его оградой - непрестанной молитвой... За твёрдую веру, за непрестанную молитву душа принимает Святого Духа и делается сосудом Божественной благодати... Очень хорошо делают те, кто сочетает Иисусову молитву с дыханьем...
Сочетать молитву с дыханием нужно так: до обеда: вдох -"Господи Иисусе Христе, Сыне Божий..., выдох - "помилуй меня грешного". После обеда: вдох -" Господи Иисусе Христе, Сыне Божий...", выдох - " молитвами Богородицы помилуй меня грешного". В любое время, в любом месте, при любых занятиях в сердце своём всегда надо взывать к Нему, хотя бы кратко: "Господи, помилуй!", "Господи, помоги!"
Заботливый пастырь советовал духовным детям ежедневно исполнять Богородичное правило - 150 молитв "Богородице Дево, радуйся".
Призывал чаще читать Евангелие, особенное внимание советовал уделять Нагорной Проповеди Спасителя (Мф.5, 1-12), 15 главе Евангелия от Иоанна о любви и послание апостола Павла к римлянам (гл.13).
При разрешении "недоумённых" вопросов благословлял тянуть жребий.
Он говорил: "Можно и даже похвально пользоваться жребием в недоуменных случаях. Перед этим надо сделать три поклона с Иисусовой молитвой и прочитать "Царю Небесный", трижды "Отче наш", трижды "Богородице Дево, радуйся" и "Верую". Только надо иметь живую веру и уповать на Бога.
Из воспоминания духовная дочери старца Саввы:
- Когда мы приходили к нему со своими бедами, он, печально глядя на нас, говорил:
- Ну что так печалишься, потерпи. Это всё временное. Вся наша жизнь впереди...
Он одобрял тех, кто в трудных случаях (после молитв) тянул жребий: "Жребий полезен тем, что отсекает твою волю".
Старец говорил: "Болезни Бог посылает и за совершенные грехи, и для того, чтобы предотвратить их в будущем, и для очищения души. Плоть - враг наш, необузданный конь, а болезнь - удила, его сдерживающие. Святые Отцы говорят, что перед смертью каждому очень полезно года два полежать в постели, пострадать, высохнуть, чтобы душа очистилась, смогла войти в обитель рая.
Старец советовал за умершего человека, чтобы его душа легче переносила мытарства, 40 дней утром и вечером делать по 12 поклонов с молитвой об упокоении.
Телесные силы старца ослабевали, зная, по откровению свыше о дне смерти, старец писал духовные завещания для духовных чад, для братии.
В воскресенье 14/27 июля 1980 года монастырский колокол Псково-Печерской Свято-Успенской обители возвестил о кончине схиигумена Саввы.

Друзья мои духовные и чада верные!
Как пастыря меня о Господе любя,
Вы книги все - последние и первые -
И все труды мои храните для себя.
Случиться так, что телом я уйду от вас -
Тогда пусть будет вам одно из правил:
Сходитесь иногда хоть мысленно на час,
Читайте те труды, что я для вас оставил.
Потом, обдумав всё, скажите: " Это он,
Как прежде, и теперь заботится о нас!"
И благодатию Христа, стряхнув могильный сон,
Войду невидимо я к вам в заветный час.
И как при жизни моей вас благословляя,
Усердно буду к Господу взывать,
Чтоб на дела святой любви всех вдохновляя,
Вас осеняла свыше Божья благодать.

Душеполезные поучения старца Саввы:
Подвиг монашеский заключается и в том, чтобы близких родственников, которые умерли без покаяния и мучаются там за сделанные грехи, выручать, спасать их души. Тот монах, который правильно ведет свой образ жизни, имеет дерзновение спасти несколько поколений умерших и живых...
Когда познаешь сколь благ, сколь милосерд Господь, тогда становится ясным, почему отчаяние считается смертным грехом, то есть очень тяжким грехом. Как бы ни были многочисленны грехи человека и как бы ни были тяжки преступления его, но безграничное милосердие Божие покрывает их все, если человек кается, сокрушается и искренно хочет исправиться. Грехи, как бы они ни были тяжелы и многочисленны, но они имеют границу, имеют предел, а милосердие Божие не имеет границ и предела, оно беспредельно, безгранично. И когда человек думает, что Бог не простит ему грехи и отчаивается в своем спасении, он, тем самым, помышляет как бы хулу на Бога, умаляет его достоинства, отталкивает от себя милосердие Божие, отталкивает от себя спасение, таким образом, сам себя
губит. Слава Господу Богу, за то, что Он дал нам покаяние!
В скорбных обстоятельствах хорошо молиться за усопших, а также призывать на помощь святых угодников Божиих. Но более совершенный путь- это обращаться к Божией Матери. Читайте Ей канон молебный "Многими одержим напастями". И вы сразу почувствуете благую перемену.
Чтобы избавиться от одержимости, надо читать 150 раз "Богородице Дево..." и молиться Божией Матери "Избавительнице". На Новом Афоне была чудотворная икона "Избавительница". Сколько чудес там было от нее!
Не питайте, возлюбленные, ни к кому зла. Когда чувствуете, что гнев овладел вами, то скажите про себя: "Господи, помилуй!" А потом 5 раз: вздохните: "Господи" и выдохните "помилуй", и гнев пройдет, наступит мир и тишина. Это и есть подвиг!
Второй подвиг - это неосуждение, особенно духовных лиц. Старайтесь, возлюбленные, приучаться к подвигам любви и милосердия, прощения обид и неосуждения.
Бесчестие и укоризны - суть лекарства для гордой души, поэтому, когда смиряют тебя извне, смири внутренне себя, то есть приготовь, воспитай свою душу.
Гордость - это основной узел, который связывает все грехи пороки и страсти, а смирение - меч острый, который их рассекает. Нам гордится нечем. Тело и все способности дал нам Господь и все это не наше, а Господне. Наше у нас - лишь пороки и страсти, но гордиться ими неразумно. Гордым свойственно раздражаться, ругаться, спорить, обижаться.
Святой Иоанн Златоуст говорит: "у того, кто допускает это - недостаток ума". Надо работать над собой и вырабатывать такой характер, чтобы никогда ни с кем не спорить, не злиться, не раздражаться.
Святой Иоанн Лествичник говорит: "Когда человек плачет о своих грехах, то не осуждает других". Поэтому, как мы только перестаем осуждать себя, мы тотчас начинаем осуждать других...
Каждый грех, даже малый, влияет на судьбу мира, - так говорит старец Силуан. Грех - самое великое в мире зло,- говорит святой Иоанн Златоуст. Наши нераскаянные грехи - это новые язвы, которые мы нанесли Христу Спасителю, это страшные раны и в нашей душе, и грехи от них остаются на всю жизнь... Лишь в Таинстве Покаяния можно очистить и исцелить душу. Покаяние - это великий дар Бога человеку, оно простирает руку, вытаскивает нас из бездны греха, пороков, страстей и вводит во врата рая, оно возвращает нам постоянную после крещения благодать.
Надо не только носить крестик, но и целовать его. Утром, как только открыли глаза, надо сейчас же поцеловать крестик с молитвой Иисусовой или с молитвой: "Господи, крестом Твоим освяти и огради меня! Силою креста Твоего изглади мои грехи и укрепи меня!" А Господь и намерение целует. Он освящает нас, и вражеская сила удаляется от нас, мрак и смрад уходят, и тогда мы пребываем во свете... Если мы поцелуем крестик утром да еще помолимся, получим благословение на день, то день пройдет гладко, спокойно, и все будет хорошо.
Старец часто любил повторять высказывание преподобного Серафима Саровского: "Стяжи мирный дух, и подле тебя спасутся тысячи". Благодатный пастырь схиигумен Савва по совету преподобного Серафима всю жизнь "стяжал мирный дух", тысячи людей спасавшиеся около него при его жизни, и сейчас чувствуют неустанную заботу старца. Многочисленные свидетельства молитвенного заступничества старца перед Господом за верующих не оставляют сомнений в том, что в скором времени старец Савва будет прославлен.

Господи, упокой душу старца Саввы, со святыми упокой. И его молитвами спаси нас!

Стихи старца Саввы

***

Любовью ль сердце разгорится
О, не гаси её огня!
Любовь есть Бог! Им жизнь живится,
Как светом солнца яркость дня.
Люби безмерно, беззаветно,
Всей полнотой душевных сил,
Хотя б любовию ответной
Тебе никто не отплатил.

***

Не мсти врагу за оскорбленье,
Вражду любовью погаси
И в Божий храм, до примиренья,
Своих даров не приноси.
Любя лишь тех, кто вас лелеет,
Вы мните Богу угодить?
Но и язычники умеют
Взаимно любящих любить.
А ты, - ты братские объятья
Тебя клянущим простирай
И не проклятьем за проклятье -
Благословеньем воздавай!
Творец ваш солнце зажигает
И множество светил ночных
И с неба дождь ниспосылает
Равно для добрых и для злых:
Так ты и доброму и злому
Учись, как Он, благотворить,
И будешь сыном Всеблагому,
И жизнью вечной будешь жить!

***

Ты в жизни скорби и мучений
Не избалован был судьбой.
И много бед и огорчений
Уже испытано тобой.
Душою кроткой и смиренной
В надежде, вере и любви
Переносил ты неизменно
Все-все страдания свои.
Своим безропотным терпеньем
Умел ты скорби побороть,
Приемля всё с благоговеньем,
Что посылал тебе Господь.
О, верь! Сторицею с годами
Вознаградится этот труд...
Не все ль, кто сеяли слезами,
Святою радостью пожнут?!

***

Спаситель мой! Твои веленья
Так легки для меня,
Когда пример смиренья
В Тебе вдруг вспомню я!
С любовию священной
Своим ученикам
Ты, царь и Бог вселенной,
Омыл стопы и Сам,-
Не ноги мне водою -
Всего меня омыл
Ты кровию святою
И вечность подарил.
И впредь, с меня как прежде,
Смывай всю грязь, любя,
Чтоб я в Твоей одежде
Достоин был Тебя.
Дух кротости, смиренья
Мне в сердце обнови,
Чтоб я в уничиженьи
Мог всем служить в любви.

***

О Чистая Мати Честнейшего сына,
Надежда отчаянных всех,
Молися пред Сыном и Господом выну,
Да сам он отпустит наш грех.
Да Сам Он очистит и скорбные души
Избавит от рабства страстей,
И скрытые сети врага да разрушит
Рукой благодатной Своей.
О Дева Святая, развей усыпленье
И дух покаянья нам дай,
Сведи в наше сердце святое смиренье.
Слезу сокрушенья подай.
Конец христианский подаждь нам, Благая,
В мытарствах нас всех не покинь,
Сподоби достичь вожделенного Рая
И жить там во веки. Аминь.

***

Господь есть Любовь! -
Любовь вы познайте.
Господь есть Добро! -
В Добре пребывайте.
Господь милосерд! -
Его призывайте.
Господь совершен! -
Его величайте!

***

Молитва

Духовным оком созерцая
Тебя, о Боже, пред собой,
Я в умиленьи прибываю
К Тебе с смиренною мольбой.
Велик Ты, Боже наш в твореньи!
И на земле и в небесах
Велик и дивен в промышленьи,
Могуч и славен в чудесах!
И мы, смиренное созданье,
Мы носим образ твой в себе,
Питаем в сердце упованье
За гробом перейти к Тебе.
Дабы навек соединится,
С Тобою - неразлучно быть,
Но, чтоб достойно нам явиться,
Даждь нам всегда Тебе служить!
Даждь сердцем чистым незазорно
Святую веру сохранить,
Душою теплой не притворно
Тебя и ближних всех любить!

***

Любовь - не только наслажденье...
Любовь - тепло, забота, свет!
Любовь - страданье и терпенье,
Великий подвиг отреченья...
Любовь - Божественный завет!

***

Наша любовь к Богу измеряется нашей готовностью принять посылаемые нам страдания и несчастия, и видеть в них руку Божию. Поддержкой нам может быть то, что страдания эти есть также мера любви Божией к нам...
По собственному опыту знаю, как страшно допустить забвение смерти.
Господи, спаси меня! Не остави меня в час смертный!
Услыши меня и ныне, из глубины души взывающего:

В час полночный, когда засыпает обитель
Пред распятием низко склонясь,
Я молю тебя, мой Искупитель:
В смертный час Ты меня не оставь!

Вас прошу я, мои дорогие,
Во Христе отцы, братья, сестры и друзья,
Как умру, схороните в пещерной могиле
Под Распятьем Крестным меня.

Чтобы Крест Всесвятой, мой любимый,
Своей славой всегда украшал
Мой телесный прах и могилу,
Мою душу чтоб там утешал.

И к Тебе, мой Господь, я взываю:
Ты меня под крестом упокой,
На Котором висел Ты, страдая,
Чтоб Он там охранял мой покой...

И, как Богу, Тебе перед смертью моею
Приложу я молитву свою:
У подножья Креста, в любви пламенея,
Дай окончить ты мне жизнь мою!
Будь всегда, Святой Крест, над могилой,
Где покоиться прах будет мой, -
Мою душу, Иисусе Сладчайший, помилуй,
Со святыми её упокой!!!

8. Cтарец Феодор
(1917- 1995гг.)

Родился старец Феодор 6 января 1917 года в деревне Ожигановы Яранского района Вятской губернии. В семье без отца росли четверо детей. Мама Федора, Анастасия, была глубоко верующим человеком, она с детства прививала детям любовь к Богу, приучала детей с молитвой приниматься за всякое дело. Провожая сыновей на войну, Анастасия благословила детей крестиком и Евангелием. Всю войну Анна каждый день молилась за сыновей: читала акафист Святителю Николаю Чудотворцу и Псалтирь Божией Матери.
Все трое братьев, возвратились домой после войны без единой царапины. Фёодор домой вернулся только через семь лет. Демобилизованный из армии, Феодор переступил порог родительского дома в день Покрова Божией Матери. Покров Божией Матери чудесным образом защищал воина Феодора на всем протяжении войны.
До начала войны Феодор служил на Дальнем Востоке, там закончил ускоренные курсы фельдшеров. Во время войны он служил санинструктором, выносил с поля боя раненых. Старец Феодор рассказывал:
-Один раз наша часть передвигалась с обозом по дороге. Вдруг откуда ни возьмись - немецкий самолет-разведчик. Пролетает низко над колонной и обстреливает из пулемета. Все бросились врассыпную. Самолет снова заходит над колонной, а я бегу по трассе и читаю молитву "Отче наш". В стороне от дороги сидят солдаты и кричат: "Ожиганов, Ожиганов, к нам!" Продолжая бежать, слышу позади себя взрыв. Оглянулся и вижу: на месте звавших меня солдат дымится черная воронка. Самолет улетел так же быстро, как появился...
Однажды ранним утром над большим лугом расстилался густой туман. Пользуясь этой завесой, мы собирали раненых бойцов. Вижу: недалеко от меня стоит высокая величавая Жена в черном одеянии. Она взмахивает рукой в сторону мертвого солдата. И два красивых мужа забирают его и несут к лестнице, спускающейся с неба. Я заинтересовался, куда они его поднимают, подошел поближе, только занес ногу, чтобы поставить на первую ступеньку лестницы, как слышу голос: "Тебе туда еще рано". Видение исчезло".
Потрясенный дивным видением, воин Феодор дал обет, что если вернется живым с войны, то посвятит свою жизнь Богу и уйдет в монастырь. Но обещание исполнить ему сразу не удалось.
После войны Феодор закончил в Кирове медицинское училище, устроился работать сельским фельдшером около Кирова. Женился Федор Григорьевич на учительнице начальных классов Александре Владимировне.
В 1962 году в семье Ожигановых случилось несчастье: во время половодья утонул десятилетний сын, Валера.
Когда Господь дал другого сына, его назвали Валерой в память о первом. Но и второй Валера в младенческом возрасте умер от острого лейкоза. Из детей в семье остался только средний сын Виктор.
За смертью второго сына последовало увольнение с работы.
На работе у Федора Григорьевича нашли Евангелие и передали главному врачу, тот вызвал его в кабинет и предложил выбор: "Или Евангелие - или работа!".
В этих событиях Феодор увидел знак Божий. Три дня и три ночи он молился в храме и по согласию с женой решил оставить семью. Путь его лежал в Псково-Печерский монастырь, куда он прибыл на праздник - день Архангела Михаила. Была осень 1965 года. Здесь он поведал всю свою жизнь благочинному игумену Александру, и его приняли в обитель. Так Федор Григорьевич исполнил свой обет, данный Богу во время войны.
Послушника Феодора постригли в монашество с именем Феодорит и рукоположили во иеродиакона. По совершении диаконского сорокоуста его сразу посвятили в иеромонахи и оставили на второй сорокоуст. Так он служил литургию 80 дней подряд. В те времена Псково-Печерский монастырь славился многими известными старцами. Там были тогда схиигумен Савва, старец Симеон (будущий иеросхимонах Сампсон). С отцом Иоанном Крестьянкиным отец Феодорит жил в одной келье. Под влиянием опытных старцев молодой иеромонах быстро стал осваивать премудрости монастырского жития, нес послушание монастырского лекаря, звонаря, пчеловода и столяра.
Когда отец Феодорит нес послушание в монастырском лазарете, его как опытного специалиста приглашали на вызовы городские врачи из г. Печеры. Вместе с врачебным талантом он стал известен и своими духовными дарованиями. Люди приходили к нему в лазарет не только ради лечения телесных болезней, но и за советом и утешением.
В Псково-Печерском монастыре отец Феодорит подвизался 13 лет. Затем был назначен в Эстонскую епархию настоятелем Князь-Владимирского собора в г. Усть-Нарве
В г. Усть-Нарве иеромонах Феодорит собрал вокруг себя немало духовных чад.
В 1988 году он был переведен на покой в Пюхтицкий монастырь Митрополитом Эстонским Алексием, будущим Патриархом.
Молодая незамужняя девушка любила проводить отпуск на послушании в Пюхтицкой обители и исповедоваться у игумена Феодорита. Однажды девушка подумала: "Годы проходят, а нет человека по сердцу". Походит ее очередь исповедоваться: старец выслушал девушку, накрыл епитрахилью, прочитал разрешительную молитву, а затем, наклонившись к ее уху, спросил, хочет ли она выйти замуж.
Девушка ответила утвердительно.
-А ты поезжай в Сергиев Посад, там есть семинарист Володя, это твой будущий супруг.
При посещении Лавры она познакомилась с Володей, потом стала матушкой
Однажды отцу Феодориту было видение. Преподобный Серафим Саровский явился ему и сказал: "Будешь у меня в Дивееве духовником". И действительно, в 1992 году игумен Феодорит был переведен из Эстонии в Россию, в Дивеевский монастырь.
21 декабря 1993 года в Серафимо-Дивеевском монастыре игумен Феодорит принял схиму с именем Феодор (в честь преподобного Феодора Начертанного исповедника).
Пострижение в великий ангельский чин совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай.
Схиигумен Феодор скрывал от людей свои духовные дарования. В последние годы он исповедовал людей, сидя в инвалидной коляске. Подолгу, иногда до 30-40 минут, держал епитрахиль на голове кающегося и внимательно смотрел в даль. Были случаи, когда он отворачивался от собеседника и рассматривал что-то в окошке. Человек приходил к нему как к прозорливцу, ожидая пророчеств, а возле него сидел молчаливый батюшка, который иногда кивал головой, говорил одну-две фразы, и всё. Его ответы на вопросы были очень просты, и некоторых это вводило в смущение.
Один будущий духовный сын схиигумена Феодора усомнился в его прозорливости, думая, что он глухой и многого не слышит. Во время своего отпуска он решил посетить протоиерея Николая Гурьянова на о. Залита. Когда он приехал и спросил о. Николая: "Слышит ли схиигумен Феодор, прозорливый ли он?", то получил от него твердый ответ: "Да".
Схиигумен Феодор имел дар исцеления. Духовная дочь Татьяна из Осиновки как-то пожаловалась батюшке, что часто болеет ангиной. Он сказал ей: "После Пасхи пройдет". Так и получилось: после Пасхи она уже никогда не вспоминала об ангине.
Другая верующая женщина привела в келью к батюшке недавно повенчавшуюся пару. У молодой жены руки были покрыты как бы экземой. Пояснили, что это появилось после свадьбы. Перепробовали все лекарства, которые выписывали врачи - не помогли. Батюшка побеседовал с ними, а руки молодой женщины держал в своих руках.
После посещения батюшки руки очистились.
Умер схиигумен Феодор ранним утром 30 июня 1995 года. Чин погребения совершал митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай. Владыка при погребении сказал такие слова: "Схиигумен Феодор был невидимым дивеевским духовником".
В течение сорока дней на его могиле ежедневно совершались панихиды. Сороковой день после смерти схиигумена Феодора совпал с памятью блаженной дивеевской старицы схимонахини Параскевы (Паши Саровской), могила которой находится напротив батюшкиной.
Господи, упокой душу старца Феодора, со святыми упокой, и его молитвами спаси души наши!

9. Епископ Василий (Родзянко)
(1915 - 1999 гг.)

22 мая 1915 года в родовом имении Отрада Екатеринославской губернии (недалеко от Днепропетровска) в многодетной семье помещика Михаила Михайловича Родзянко родился седьмой ребёнок, мальчика назвали Владимиром.
Деду Владимира, Михаилу Родзянко, удалось узнать, что по решению революционного правительства вся его семья "до последнего внука" была приговорена к смертной казни. "Последним внуком" Председателя Государственной Думы предреволюционной России был Владимир. Вся семья вынуждена была покинуть родину. Владимир на всю жизнь запомнил те страшные годы, единственное светлое впечатление о тех днях связано с посещением храма. Маленького Владимира мама привела впервые в церковь в городе Анапа. Мальчику очень хотелось увидеть иконы, но кругом стояли взрослые люди и горячо молились. Владыка Василий вспоминал: "Но, вдруг они всё поняли, и все встали на колени. Я увидел красивый иконостас, украшенный золотом, чудные иконы. Вдруг, что-то случилось, и все как один заплакали. Потом я понял, что это было прощание с Родиной. Многие из этих людей, так и не вернулись в Россию".
Сербия дала русским беженцам "Рай на земле", после всех ужасов, перенесенных во время революции, после чудовищных условий в трюме английского военного корабля, когда "на каждый метр приходилось по две-три семьи беженцев".
Детство шестилетнего Володи кончилось с появлением в доме гувернёра. Бывший белогвардейский офицер, тайно ненавидевший деда, вымещал всё зло на внуке, в дальнем сарае он ремнём избивал мальчика, ставил на колени на сухую кукурузу до тех пор, пока на коленях не выступали капли крови.
Владыка Василий позже вспоминал: "Жизнь померкла для меня... У меня не было интереса к жизни".
В 1925 г. Володя поступил в 1-ю классическую Русско-сербскую гимназию в Белграде.
Десятилетний Володя часто прислуживал в алтаре русской Троицкой церкви в Белграде. Здесь он познакомился с молодым иеромонахом Иоанном (Максимовичем), будущим архиепископом Сан-Францисским, прославленным впоследствии в лике святых.
Отец Иоанн, очень любивший детей, стал осторожно врачевать душевные раны Володи.
Владыка вспоминал: " Он сумел показать мне иной мир, светлый, замечательный, тот рай, в котором мы были, и из которого были изгнаны. Для меня началась новая жизнь...".
Перед отъездом в Битольскую семинарию отец Иоанн представил Володю митрополиту Антонию (Храповицкому). Любовь отца Иоанна и митрополита Антония спасла измученного мальчика, благодаря им он выбрал свою жизненную стезю.
Владыка вспоминал: " Моя мать незадолго до кончины сказала:
- Прости меня, что я по недосмотру дала мучить тебя, когда ты был ребёнком.
- Мама, это было по промыслу Божиему. Не будь того, что случилось со мной в детские году, не стал бы я тем, кем являюсь сейчас...".
Позже в одной из своих проповедей Владыка Василий скажет: "Любите друг друга. Кто знает, какая-то капля любви к ближнему, приведёт его не на левую, а на правую сторону... Любовь, какая бы она не была, может поставить нас на правую сторону, а не на левую на Страшном суде, когда будет окончательное разделение между добром и злом. Как бы не было трудно в этом мире..., если хотя бы маленькое зёрнышко любви чистой, жертвенной есть в сердце, значит ещё не всё потеряно, есть возможность спастись".
Однажды, после службы, Владимир провожал иеромонаха Иоанна. По дороге состоялся разговор, после которого мальчик принял решение посвятить всю свою жизнь служению Господу. Блаженный Иоанн тогда сказал Володе: "Ты уже взрослый и многое понимаешь. Когда ты вырастешь совсем, ты должен стать священником, чтобы молиться о своём деде. Он был хороший, верующий человек, но обстоятельства сложились так, что он много вреда принёс России и Царскому семейству. Ты должен молиться всю жизнь, чтобы Господь его простил..."
Спустя много лет в 1998 году Владыка Василий, будучи в Царском селе, в Федоровском соборе произнёс короткую проповедь:
- Мой дед хотел только блага для России, но как немощный человек он часто ошибался. Он ошибся, когда послал своих парламентариев к Государю с просьбой об отречении. Он не думал, что Государь отречется и за своего сына, а когда узнал это, горько заплакал, сказав: "Теперь уже ничего нельзя сделать. Теперь Россия погибла". Он стал невольным виновником той екатеринбургской трагедии. Это был невольный грех, но всё-таки грех. И вот сейчас в этом святом месте, я прошу прощения за своего деда и за себя перед Россией, перед её народом и перед царской семьёй, и как епископ властью, данной мне от Бога, прощаю и разрешаю его от невольного греха".
В 1925 г. Володя поступил в 1-ю классическую Русско-сербскую гимназию в Белграде.
В 1933 г., окончив гимназию, Владимир поступил на богословский факультет Белградского университета, который окончил в 1937 г., а в 1938 г. вступил в брак с Марией Кулюбаевой, дочерью священника. В том же году он приступил к работе над диссертацией в Оксфорде.
В 1940 году состоялось рукоположение. Владимира рукополагал во священника митрополит Анастасий, тогдашний глава Русской Зарубежной Церкви.
Примечательно то, что отцу Владимиру выпала роль миротворца: он как посыльный принимал участие в переписке митрополита Антония с митрополитом Евлогием, в результате которой было возобновлено литургическое общение двух ветвей Русской Церкви в изгнании.
В 1941 г. отец Владимир должен был стать настоятелем домовой церкви в гимназии, где преподавал Закон Божий, но началась война.
6 апреля, в канун Благовещения, отец Владимир служил свою первую литургию под бомбами в городе Нови Сад. Во время войны отец Владимир был настоятелем сельского прихода и секретарем Красного Креста. Множество людей обязаны ему спасением от ужасов войны.
В Сербии после войны на стёклах домов стали появляться иконы святых Кирилла и Мифодия, святых апостолов Петра и Павла, иконы Богоматери и Спасителя, отец Владимир служил молебны перед чудотворными образами. Титовские власти начали изымать и разбивать стекла, с чудотворными образами, жестоко преследовать тех, кто рассказывал о чудесно явленных, для укрепления веры, иконах. Сквозь века преследований и геноцида сербский народ сохранил и себя, и свою веру, и в послевоенные годы гонений на церковь вера, не смотря на угрозы властей, жила в сердцах людей.
Отец Владимир рассказывал: "С разницей в три года с битвой на Куликовом поле сербы сражались в Косово против порабощения с турками. Произошло нечто не от мира сего, и это вошло в учение сербской Церкви. Тогдашнему правителю Сербии царю Лазарю было открыто во сне, что он может выбрать либо царство земное, либо Царство Небесное. Если он выберет царство земное, то он выиграет битву, и все будет хорошо, но только до тех пор, пока он будет жить на земле... Если же царь выберет Царство Небесное, то народ проиграет эту битву, но никогда не потеряет православную веру, будет всегда иметь помощь свыше и сохранит свое место в Царствии Небесном".
Царь Лазарь выбрал последнее. Царство Небесное выбирали и верующие, мужественно отстаивающие свои убеждения в пятидесятых годах двадцатого века.
В 1949 году отец Владимир был осуждён на восемь лет "за превышение дозволенной религиозной пропаганды". Владыка Василий рассказывал, что в лагерях заключенных, не выполнявших дневную норму, а за один день нужно было "сделать 700 черепиц", помещали в карцер - ледяной каменный мешок. Чтобы не замерзнуть, мученик за веру непрерывно совершал земные поклоны с Иисусовой молитвой, молился и о спасении матушки Марии с детьми. Матушка Мария, сразу после ареста мужа была уволена из школы как жена врага народа. Отец Владимир знал, что семья осталась без средств к существованию, и это больше всего беспокоило его. Однажды, измождённому отцу Владимиру, заснувшему на ледяном полу, во сне явился преподобный Серафим Саровский и успокоил:
- Тебе не нужно беспокоиться и отчаиваться. Я позабочусь о твоей семье.
Когда отец Владимир проснулся, сразу почувствовал, что тревога оставила его.
В тот же день его выпустили из карцера и перевели в другой лагерь, где ему пришлось прослушивать и переводить иностранные радиопередачи. А через некоторое время он получил письмо из дома, в котором матушка писала, что удостоилась чудесного видения: во время молитвы ей так же явился преподобный Серафим (в тот же самый день, в который он явился и ему).
Жизнь матушки изменилась, к ней начали обращаться родители бывших учеников, просили преподавать уроки английского языка частным образом.
Наконец, благодаря вмешательству английских друзей и лично архиепископа Кентерберийского, отец Владимир был освобожден. В 1951 г. он был выслан во Францию, откуда переехал с семьей в Англию. Будучи священником Сербского Патриархата в Великобритании, отец Владимир в 1955 г. начал вести на Би-би-си для слушателей в Советском Союзе и Восточной Европе религиозные радиопередачи, которые вскоре стали еженедельными. В радиопередачах транслировались и праздничные богослужения. Более двадцати лет он вел православные передачи для России по Би-би-си.
После смерти матушки Марии в 1978 г. о. Владимир принял монашество с именем Василий. 12 января 1980 г. он был рукоположен во епископа Вашингтонского. С ноября 1980г. по апрель 1984 г. являлся епископом Сан-Францисским и Запада, до этого он был викарным епископом Западно-Европейского Экзархата с пребыванием в Париже, епископом Брюссельским и Бельгийским.
Уйдя на покой, владыка Василий возобновил передачи для России на волнах радиостанций "Голос Америки" и "Радио Ватикана". С 1991 г. он получил возможность продолжить эту деятельность непосредственно в России, где во время своих частых приездов принимал активное участие в работе радиостанции "София" (работавшей тогда на волнах Радио I), а также провел серию телебесед на религиозные темы. Он также записывал в Америке радиобеседы, которые затем звучали в российском эфире.
В последние годы Владыка обратил в Православие более трёх тысяч человек.
Однажды молодые протестанты, изучавшие древние конфессии, попросили Владыку Василия прочитать курс лекций по Православию. Через два года круг изучающих православие расширился до трёх тысяч, спустя некоторое время все ученики стали православными.
Владыка Василий все свои силы и весь незаурядный духовный опыт отдавал служению Православию. Он являлся почетным настоятелем Свято-Николаевского храма в Вашингтоне, почетным настоятелем храма Малого Вознесения на Никитской улице в Москве, а в последние годы - деканом богословско-философского факультета частного университета Натальи Нестеровой.
Владыка Василий по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II почти полгода жил в Троице-Сергиевой Лавре, читая лекции и работая в библиотеке. В результате им была написана книга "Теория распада Вселенной и вера Отцов" (издана в 1996 г.), предлагающая читателю актуальное в наши дни рассмотрение соотношения Православия и научного знания.
Про Владыку Василия говорили: " Он - священник от Бога".
Наместник одного из московских монастырей рассказывал, что в 1988 году он сопровождал Владыку Василия на богословскую конференцию, на которой Владыка должен был выступить с докладом в присутствии Патриарха, и других видных иерархов. Когда они, Опаздывая к началу конференции, они торопливо спускались по лестнице жилого пятиэтажного дома. На одной из площадок они встретили пожилую женщину. Увидев человека в рясе, она попросила причастить умирающую в больнице сестру.
- Конечно, - немедленно ответил Владыка Василий.
Когда его спутник возразил, напомнив, что они опаздывают, Владыка Василий ответил:
- Что может быть важнее для священника, чем причастить умирающего.
Не смотря на то, что они опоздали на конференцию, и в тот день никто не услышал доклад Владыки, он остался верен себе, его любовь к ближнему, стала примером не только для его спутника, но и для всех, узнавших об этом случае позже.
В конце 80-х годов в одном из приходов Костромской епархии был организован летний советско-американский лагерь православной молодёжи. Американскую группу возглавил Владыка Василий. По дороге в Горелец, в лесной глуши, на перекрёстке просёлочных дорог, машина в которой Владыка ехал, остановилась. На обочине стоял грузовик, а посреди дороги, возле перевёрнутого мотоцикла, лежал погибший мужчина. Над ним стоял сын. Владыка подошёл, спросил, был ли отец верующим. Сын сказал, что отец в церковь не ходил, но всегда слушал религиозные программы из Лондона и говорил при этом, что Родзянко - единственный человек, которому он верил. Владыка перекрестился и сказал:
- Этот священник, о котором говорил ваш отец, - это я.
Сын был потрясен. А Владыка прочитал отходную молитву, и сказал:
- Промысел Божий привёл меня с другого конца света, именно в этот день и час, на этот перекрёсток, чтобы отдать дань тому, кто верил мне грешному. Давайте помолимся о его душе...". И над погибшим пропели панихиду.
Из воспоминаний прот. Иоанна Свиридова:
- С епископом Василием я познакомился в 1988 году, когда он стал посещать Москву и живо интересовался переменами, происходящими в Церкви и в обществе. Его речь, осанка порой контрастировали с манерами, принятыми среди архиереев в советскую эпоху. Мятая и коротковатая ряса, клобук, покрытый не тонким шелком, а грубоватым сатином, слегка всклокоченная борода и ясные глаза. В нем можно было узнать не просто человека старой России и эмигранта, но русского интеллигента, посвятившего свою жизнь служению Церкви. Он много говорил, хотя писал мало. Его любили. И он сам любил людей. Он был человеком добрым и отзывчивым, чудаковатым и смиренным, достойным и святым.
Из воспоминаний Константина Кедрова:
-Восемьдесят четыре года его жизни вполне укладывается в те каноны, по которым строятся жития святых подвижников и просветителей. За месяц до своей кончины Родзянко приехал в Россию, где в Фонде культуры зачитал свое духовное напутствие. Мне посчастливилось присутствовать на этой встрече. Архиепископ призвал россиян не отказываться от самого главного духовного богатства - Веры Отцов. Он напомнил, что православие - религия всемирная, которая шире любых национальных пределов, Православие совместимо только с любовью, но никак не с враждой и ненавистью.
Последние годы Владыка Василий тяжело болел.
Из воспоминаний В. Щербинина:
- Он был всегда бодр, живо интересовался всем, что происходит в России. За две недели (до его кончины) во время телефонного разговора он сказал: "Ноги совсем не ходят... Служил литургию на Преображение, сидя, а в те моменты, когда сидеть нельзя, дьякона поддерживали меня. Милость Божия, что причастился".
Тогда я вспомнил его слова, сказанные в один из приездов в Москву: "Пока могу стоять перед престолом, служить литургию - буду жить, а иначе жить незачем".
Скончался епископ Василий в ночь на 17 сентября 1999 года, отпевание совершил митрополит Феодосий в сослужении трех архиереев в Свято-Николаевском кафедральном соборе в Вашингтоне. Была также отслужена панихида в Ново-Дивеевском монастыре Русской Зарубежной Церкви.
Молитвенная память о епископе Василии никогда не иссякнет у тех, кому Господь даровал радость видеть и слышать его. В утешение верующим остались работы старца, многосерийный документальный фильм "Епископ Василий (Родзянко): Моя судьба", в котором Владыка Василий успел рассказать о своей жизни сам.

Господи, упокой душу Владыки Василия, со святыми упокой, и его молитвами спаси нас!


10. Старец Николай (Гурьянов)
(1909 - 2002 гг.)

Совсем недавно, 24 августа 2002 года на 93 году жизни скончался известный старец - митрофорный протоиерей Николай Гурьянов. После его кончины стало известно, что в свое время он принял тайный монашеский постриг, который скрывал по смирению.
Старец Николай сподобился многих даров Духа Святого, среди них - дары прозорливости, исцеления, чудотворений.
Со всей России к старцу приезжали на остров Залит верующие люди, нуждающиеся в духовном совете, в молитвенной помощи старца.

Из воспоминаний Священника Михаила Малеева:
"Однажды, мы предприняли путешествие на остров Залит
к отцу Николаю Гурьянову. На старом проржавевшем рыбацком катере поплыли мы по Псковскому озеру...
Издали остров кажется заросшим деревьями. Многие из деревьев батюшка
посадил сам, своими руками, когда в 1958 году перебрался сюда из Литвы.
Приходилось возить их с материка, а потом долго поливать, чтобы прижились...
Можно представить, как было трудно каждый день носить до ста вёдер воды по косогорам. Зато теперь деревья плотной кроной мягко укрывают маленький домик отца Николая.
Сколько за эти годы перебывало здесь православных людей со всех городов и всей нашей страны, объединённых одним: любовью к Богу и его Церкви православной...
Николай Алексеевич Гурьянов родился 24 мая 1909 года в селе Чудские в с. Петербургской епархии в благочестивой семье Гурьяновых.
Любовь к храму и церковному пению была присуща всем членам его семьи: его отец Алексей Иванович был регентом церковного хора, старший брат Михаил был профессором v преподавал в Сант- Петербургской консерватории.
Было ещё два младших брата, но они погибли на войне.
С детства отец Николая прислуживал в алтаре.
Однажды их храм посетил будущий священномученик митрополит Петроградский Вениамин. Отец Николай рассказывал так: "Владыка служил, а я посох ему подавал, потом говорили мне: "Какой ты счастливый, что с Господом..."
В 1928 году отец Николай окончил педагогический техникум, потом недолго учился в педагогическом институте.

В конце тридцатых годов он был арестован, прошёл этапы, лагеря, ссылки.
Во время тяжких событий батюшка встречал много подвижников, истинных светильников веры.
Тогда-то он и дал обед, что станет священником.
В те годы побывал он у прозорливого иеросхимонаха Симеона Печерского.
Тот ему три раза сказал: "Толабс, Толабс, Толабс".
Раньше так остров Залит назывался. И действительно, благословили батюшку служить именно сюда.
8 февраля 1942 года он был рукоположен в сан диакона, 15 февраля - в иерея.
С 1943 года по 1959 годы отец Николай является настоятелем храма святителя Николая в селе Гегобросты Литовской ССР.
В 1958году отец Николай переведён в Псковскую епархию настоятелем храма святителя Николая на о. Залит. Здесь пройдут 40 лет его пастырского служения.
Здесь он станет тем, кем мы его знаем, - батюшка Николай, старец с острова Залит...
Простые слова, которые мы часто говорим друг другу, в батюшкиных устах приобретают особую силу.
"Помоги вам Господи", - часто говорил он, и что-то тут же происходит и меняется в нашей жизни.
Часто можно слышать от батюшки слова говорящие о его потрясающей любви к церкви и России: "Отец Небесный не оставит Россию, трудитесь в России, так здесь хорошо. Господь нас любит, только радоваться и молиться остаётся".
Отец Николай говорил просто, часто с прибауткой, со стишком, но всегда точно:
"Себя не знаем, нос не задираем".
"В священнической семье главное - благочестие, порядок должен быть, это для окружающих главное".
На прощание старец дал нам завет:
"Радуйтесь и веселитесь, что мы Христовы".

В последний год перед блаженной кончиной о. Николай, несмотря на перенесенную тяжелую болезнь, все же находил силы для приема паломников, укрепления и наставления их в вере. И мысли старца, высказанные во время этих последних земных бесед, стали своего рода духовным завещанием для православных русских людей.
Высказывания старца:
Когда старца спрашивали, как надлежит бороться с ересью экуменизма, он с улыбкой говорил: "Надо свято хранить чистоту Православия и заповеданное нам святыми отцами. А для этого надо миролюбиво объяснять всеми возможными способами заблуждения экуменистов. Не молчать, а с любовью разъяснять. Только чтобы не было драки".
А на вопрос, что же он считает самым опасным грехом в душах людей?
Старец Николай ответил:
- Безверие! Это страшно.
- Даже у христиан?
- Да, даже, у православных христиан.
Старец Николай призывал верующий любвеобильно относиться ко всему, что их окружает.
Старец любил церковное пение, сам сложил немало духовных песен и гимнов, такие, как "Похвала Богоматери", "Молитва Ангелу - Хранителю", "Спаситель, согрей мою душу", "Братский гимн".

"Прошёл мой век, как день вчерашний. Как день промчалась жизнь моя. И двери смерти страшно тяжки, уж недалёки от меня. Меня грешного помяните, отхожу от вас не навек, ещё увидимся".
Старец Николай

Духовные дети старца свидетельствуют об исполнении многочисленных изреченных им пророчеств.
По свидетельству очевидцев, недавно дома у одной благочестивой женщины замироточила фотография старца.
Вечная память "всероссийскому батюшке" - старцу Николаю!


Весь подготовленный материал о старцах ХХ века и иллюстрации к очерку можно найти на сайте "Свет"
http://svet7777.jino-net.ru/
http://svet77-77.narod.ru/soderjnie.html

Библиография

1. Иоанн Кронштадтский. Москва, Изд-во: "Патриот", 1992 г.
2. Преподобные старцы Оптинской пустыни. Holy Trinity Monastery; Jordanville; New York; 1992
3. "Приходская жизнь", июнь 1997 г.
4. Старец Силуан, Архим. Софроний. Эссекс: Монастырь Св. Иоанна Крестителя, 1990.
5. Чудотворная икона ХХ1 века, Изд-во: "Феникс",2002г.
6. Непознанный мир веры, Изд-во: "Молодая Гвардия", 2001г.
7. "Един от древних", Архимандрит Симеон (Холмогоров), Москва, Изд-во: "Паломник",1996г.
8. При подготовке очерка использовался материал сайта "Духовное наследие Православия", по книге "Житие преподобного ГАВРИИЛА, старца СЕДМИОЗЕРНОЙ ПУСТЫНИ", Москва, совместное издание Казанской епархии и издательства им. свт. Игнатия Ставропольского, 1997 г., и по книге "Старец Силуан Афонский", Москва, Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря, 1996 г.,
9. "Преподобный Силуан Афонский
Житие, учение и писания", Минск,Изд-во: "Лучи Софии", 1998г.
10. Поучения пророчества старца Лаврентия Черниговского и Его жизнеописание
1994 год, Москва, " Русский Духовный Центр"
11. При подготовке очерка использовались материалы сайта "Храм преподобного Димитрия Прилуцкого на Девичьем поле" (Москва), "Стояние за Истину"
12. Журнал " Русский Паломник" N 21-22, 2001 г. (США)
13. "Преподобный Амфилохий Почаевский", Почаев, 2003г.
14. Жизнеописание старца схиигумена Саввы
15. Православный журнал "Отдых христианина", 2001г.
16. Схиигумен Савва, Москва, изд-во "Русский Дом", 1999г.
17. О главных христианских добродетелях и гордости
Москва, изд-во: "Елеон", 1999г.
18. В очерке использовались материалы газеты "Благовест", Самара
19. Газета "Православная Москва", № 3(205), октябрь 1999г.
20. "Русская мысль", Париж, № 4286, 30 сентября 1999 г.
21. В очерке использовались материалы сайта "Электронная библиотека", электронного журнала "Альфа и Омега", документального фильма "Епископ Василий (Родзянко): Моя судьба".
22.Священник Михаил Малеев, "Вертикаль (Путевые заметки)". Москва: Издательство Приход Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве. 2001
23. Материалы сайтов "Соборность", "Православные новости", газеты "Православный вестник".

Об авторе все произведения автора >>>

Девятова Светлана, Москва

e-mail автора: svet7777@narod.ru
сайт автора: Свет

 
Прочитано 13476 раз. Голосов 9. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
екатерина 2008-01-15 08:57:03
мне очень сильно нравится батюшка Савва,поэтому я всегда с удовольствием читаю книги о нем.К сожалению я никогда не видела его, но именно книги, а втом числе и эта замечательная статья помогают мне познать батюшку, Большое вам спасибо!
 Комментарий автора:
Мир вам, Екатерина!
Старец Савва был удивительным, он и сейчас многим помогает.
О нём прозорливая старица Мария(Матвеева) говорила: «Видела я сон, что есть в Печорах Псковских столп от земли до неба, а из-под него течёт источник».
Недавно мне одна монахиня рассказала следущее:
"После смерти духовной матери я, так же как и мои родные, стала обращаться за духовным советом к схиигумену Савве. Прежде чем выбрать профессию, спросила его совета. Он благословил меня прочитать 150 Богородичных молитв, акафисты, а потом тянуть жребий. Я так и сделала, положила у иконы Божией матери три записочки, помолилась и вытянула жребий учиться на врача хирурга. Я засомневалась, смогу ли я быть хирургом, пошла к старцу Савве, а он мне и говорит: «Сама Царица Небесная её благословила, а она боится. Ничего страшного, будешь больным пальчики резать...» Позже я закончила ординатуру в Москве, делала практически все операции, собиралась писать диссертацию. Я тогда думала, что старец про пальчики иносказательно говорил. А потом тяжело заболела, вернулась, теперь в поликлинике по послушанию принимаю больных, только «пальчики режу». Удивительный был отец Савва. Я приезжала к нему на могилку, там в холодной пещере так теплом от могилы повеяло, стало как летом. Матушка Мария и отец Савва за нас сейчас в Горнем мире молятся..."

лора 2012-08-06 19:45:30
замечательно!!!
 
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Когда говорят пророки? - Александр Грайцер

Читай и разумей! - Андрей Марченко

Недомыслие к размышлению - Николай Николаевич

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Достоинство человека. - Изя Шмуль

Поэзия :
Быть человеком, это сложно? - Николай Агапьев

Крик души :
Послесловие к стихотворению Головы драконьи - Светлана Корней

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100