«Очкарики» или как их еще называли «ботаниками» в нашей школе, собирались или «тусовались» отдельно. Они были отличниками, и от них почти никогда в школе не "пахло" сигаретами. К ним принадлежал, и я, до времени. Была и другая категория, у нас называемая «макоедами». Это были заядлые курильщики и двоечники. Эти две категории не могли спокойно ужиться между собой. Двоечники избивали «ботаников», а те, за себя даже не могли «постоять». Я хоть и занимался спортом, тоже боялся хулиганов. Но в одно «прекрасное» время решил «лупить» их в ответ. Незаметно, я сам преобразился в их образ жизни. Мой школьный костюм (тогда еще носили костюмы) также пропитывался сигаретным дымом, как и у «маков». Я стал чаще пропускать занятия и….Как вы думаете, в образ, какой группировки я стал преображаться? Понятное дело теперь «моими» корешами становились «босяки», но к радости моей не надолго. «Очкарики» тоже стали противостоять «макоедам» и формировали свои группировки, иной раз снова выливающиеся в крайности. У нас «бритоголовыми» становились бывшие интеллигенты, а некоторые подавались в «панки». Появились «хиппи». Хотя понятно, что все эти движения существовали и раньше, но частью их становились мои сверстники. Итак, «хиппи»-любят цветы, был у них такой лозунг. Они то вообще противостояли насилию – потому что были «пацифистами». «А панки – любят грязь». Одним словом полная противоположность. Я вообще тогда заблудился. Мои друзья дробились на разные тусовки. Я же «пилигримствовал» от одной к другой. С «маками» давно расстался, с ними не о чем было поговорить, а этих бывших «ботаников» уносило все дальше и дальше, особенно после окончания школы. Те, кто женились, остепенялись , а некоторые до сих пор «туссуются». Тогда происходили драки между группировками, я вам скажу порой очень жестокие…
Зачем я этот вопрос поднял на простых примерах. Дальше моя жизнь развивалась снова «скачкообразно», но всюду меня преследовал один вопрос «Почему люди так скоро отвергают тех, кто не такой как они?» Быть не согласным – это одно. А гнать, преследовать, поносить…
- С кем ты дружишь, ведь он еврей? – сказала, девушка, с которой я дружил. У меня на то время был друг «денежный», которого все «любили» из-за наличия не малых «бабок», но и все тайно презирали его. Скорее всего, завидовали.
- А ты это ему скажи… - ответил я. Я, конечно, не очень поощрял все его бурные романы, но сам тогда не далеко ушел от него, пока во время не остановился…
У меня также был друг цыган.…Казалось в разное время я дружил с разными, так что, если бы их собрать всех вместе и посадить за один стол, то они бы наверно не высидели бы и минуты вместе. Но у меня как-то получалось ладить со всеми, более того, мне было интересно узнать, а как живут «другие», почему они мыслят, живут «по-другому». Из-за этого я часто нарывался на грубость, даже от собственных родителей…
- Смотри, этот еврей-инвалид к тебе зачастил что-то. Что ты с ним нашел общего? Говорила моя мать …
- Ма, он классный шахматист. И вообще, он человек тоже.., мой друг. Я сам буду выбирать себе друзей ладно…
Мама, когда ругалась с моим отцом, то выкрикивала в порыве гнева:
- Жидяра...- а потом могла и обратное - ..фашист…- сказануть. В зависимости от настроения.
Я посещал литературный клуб, который также занимал свою «нишу» и нападал порой на тех, кто отличался….Я задумался: «Что же это в мире происходит. Бог нас создал такими разными, а вот только мы принять друг друга никак не можем» Тогда меня стали привлекать все разные движения, течения религиозные, а также в искусстве и литературе. Я увидел еще больше противоречий… Молчу уже про политику. Я живу на западной Украине. Хотя родился на южной. Мать моя русская, у которой намешан «национальный» коктейль. А у отца и евреи найдутся, хотя он считает себя украинцем, но говорит по-русски. «Батюшки», «караул». Кто я тогда?
К кому присоединиться? И тут у меня открылись глаза. Я личность, и у меня своя дорога. Просто нужно искать этот путь и все тут. Не нужно копировать и нападать на других, разве что против греха и компромисса бороться нужно, чтобы не потерять совесть…А различия создал Бог, чтобы мы научились любить друг друга…
Однополые браки это великое зло, я от этого не откажусь никогда. Но «однополые» взгляды принесли для общества больше вреда, чем мы себе можем представить. «Ох уж эти москали!!!!» А рогули, что лучше? Ни в коем случае. Такие же, со своими «прибамбасами»…Самое печальное, что это же, часто происходит и в церкви. Вопрос тогда возникает:" Как же мы еще далеки от настоящего узкого пути, по которому призваны идти..?" На этом пути нет уже пятидесятника, баптиста, харизмата, но новое творение во Христе Иисусе...Корни расизма находятся в нашем нежелании слушать другого, принимать другого, а также, любить любовью жертвенной(пусть будет на сегодня того же п-ка, баптиста, харизмата). А это вообще предел всякого совершенства: ставить другого выше себя…А может все-таки стоит попробовать???
Сокольников Олег,
Украина
Если будем извлекать драгоценное даже из ничтожного - станем, как Его уста... сайт автора:личная страница
Прочитано 4838 раз. Голосов 4. Средняя оценка: 4.5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Конечно,стоит.Странно только ,что так много христиан,которые и не пробуют.Но разве ИИсус был черствым,грубым,высокомерным к нетаким ,как Он? И вообще ,как бы люди и спасались бы через такого "бога"?
Да и в конце концов,усовершившись,мы должны стать "подобием Его".Когда должны стать?Жизнь очень короткая и может статься.что все это так и останется благим пожеланием.Но впускают ли в Царство тех,кто только имел пожелания благие,а на деле оставался все в той же грязной греховной луже...
Мир всем и истина! Комментарий автора: Мы дадим отчет каждый за себя. Я намеренно привел в конце примеры из жизни до покаяния, потому что часто мы христиане поступаем, как дети этого мира. Все те же амбиции, те же придирки. Поэтому на простом пример; от сложного к простому показал, что такое расизм. Тема незаконченая, возможно лишь начатая по-большому счету, по-скольку проблема все еще внутри церкви не решенная, а если глубже, то и в каждом из нас.
Петр
2007-07-24 04:36:15
А что мешает покаяться,если видишь в себе корни "расизма"? Это же очень просто,просмотреть свое сердце,нет ли там такового и раскаяться? Комментарий автора: Вот здесь соглашусь, а то предыдущий критик, высказался в общем, но ничего конкретного не сказал по теме...
Nfyyz
2007-07-24 06:09:23
Хочу привести вот такие слова-правильное,на мой взгляд,действие и в церкви и в каждом сердце:
Промысел Божий в том, чтобы через каждого благовествующего Слово Божие была донесена истина людям, таким образом подвести народ к покаянию и привести в “единство духа в союзе мира”(Еф.4:3). Только тогда, когда это произойдёт, в церквах будет движение Духа Святого и Его действия. Но как достичь этого, когда быть в уединении с Богом не научились, а в результате сами не питаемся, и души жаждущие накормить не можем.
Как поступал Христос? “Днём Он учил в храме; а ночи, выходя, проводил на горе...”(Лк.21:37), “...встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился” (Мр.1:35). Видите, по утрам и по ночам на аудиенции с Отцом, а днём учил. Казалось бы, Кому, как ни Ему, Сыну Божию, напрямую говорить к народу? Но нет, вначале получает на личной встрече с Отцом, и только после этого проповедует, — в этом была сила, соль и власть Его проповедей, исцелений и воскресений: “...и великое множество народа стекалось к Нему — слушать и врачеваться у Него от болезней своих” (Лк.5:15). А те, кто человеческими силами пытались освободиться от уз сатаны, с ними враг мгновенно расправлялся: “бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома” (Деян.19:16).
А теперь порассуждаем: почему с одними верующими враг расправляется без усилий, а от других терпит поражение и бежит? Потому что дьявол тоже наблюдает за нами и видит, кто как ходит пред Богом: “...Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?” (Деян.19:15). Кто вы, которые сделали основой христианского учения говорение на иных языках? Почему, не получив ни силы, ни огня, отчего всё нечистое бежит и сгорает, вы проповедуете это? Знайте, дьявол вас не боится, и Бог в вас не нуждается, потому что, уча таким образом, вы являетесь вредителями дела Божьего. Подведите народ к покаянию так, чтобы прежде на родном языке исповедовали свою жизнь перед Богом, а потом преподавайте учение о Духовном крещении. И не пытайтесь это учение заменить религией, моралью или другими познаниями в области богословия! Расскажите и покажите народу на основании Священного Писания, в каком сердце может жить и действовать Дух Святой.(Савич)
Комментарий автора: Не совсем понял, как это относится к теме...
Nfyz
2007-07-24 07:53:53
Покаяние,должно быть покаяние в каждом сердце,в каждой церкви народ должен быть подведен к покаянию.Но как подвести народпастырям,имея тоже в сердце "расизм"?
Прежде один на один с Господом и пастырь ,да и любой христианин с Господом, сам научаясь все делать в Его Силе и подводит и в проповедях своих и просто в беседах к покаянию,чтобы быть христианам в "единстве духа в союзе мира",Еф.4,3.
Тогда и терпение к иным и почитание их высшим себя и пр. будет просто в Боге.
Мир вам!
Комментарий автора: Здесь согласен с вами полностью, а значит нужно эти темы поднимать, раскрывать, чтобы мы обличились и покаялись глубоко и конечно, начиная с себя...
zoriana
2007-07-29 23:34:39
Шановний Олеже!
Мені близькі Ваші міркування та духовні пошуки… але Ваша стаття видається дещо нуднуватою. Повторення загальних тез не дуже зачіпає.
Але тема важлива, тож насмілююся додати до дискусії й свої нотатки.
Не пожаліла вечір, щоб набрати їх.
У священика Якова Кротова є чудовий есей, вже забула в якому циклі, здається, «Азбука доброты», про межу терпимості й нетерпимості: врешті ми можемо бути дуже толерантними людьми, проте нетерпимими до нетолерантних.
Я добре це знаю з власного досвіду. І знаю, як важко покаятися в нетерпимості. Бо загалом я дуже толерантна людина… тільки ось не толерантних не люблю :):):). Але, якщо ми справді любимо Бога, то врешті решт дозволимо Йому змінити себе (з грецької «покаяння» - «метаноя» - так і означає «переміну розуму»).
Кілька випадків із власного життя.
Свідомою націоналісткою я стала в у 9 років. І звісно, добряче підсіла на анекдоти типу «про вуйка й дурного москаля». Одного разу ми з подругою відкопали анекдот такого зразка, складений у кінці 17 ст. (!!!) То ж коли одного разу, ніжний голос Божий запропонував мені, як варіант аскетичного зусилля під час посту відмовитися від насолоди переповідати подібні анекдоти в дружньому колі… Ну, краще б заради посту я відмовилася від кави, шоколаду й Інтернету разом. Аж язик свербів. Але врешті решт витримала. І… десь за півроку Бог мене благословив приязними знайомствами з такими несподівано чудовими росіянами, надзвичайно цікавими людьми, які окрім усіх інших чеснот відзначалися повагою до України, українства, мови та культури й відсутністю імперських замашок. Потрібно було більше десяти років Всесильному і Всемогутньому, щоб довести мене, пересічну рабу Божу, до думки, що від постколоніальних комплексів час звільнятися. Але воно того варте, Бог терпів мою нетолерантність, доки я натішилася аж обридло й дозволила себе зцілити.
А цього Великого посту ми з ліпшою подружкою вирішили (теж як варіант «внутрішньої аскези») відмовитися від анекдотів про віруючих «з братнього московського патріархату» (ми вірянки УПЦ КП, а взаємини обох українських православних церков не дуже теплі). Як нам затишного весняного ранку, йдучи з літургії, або похмурого весняного вечора, йдучи з вечірнього богослужіння (де читався, між іншим, покаянний канон), хотілося поділитися чудовим новим жартом про «братів емпе». Тільки спільними зусиллями вдавалося перебороти спокусу. По одинці не встояли б, це точно. …Минуло кілька місяців, і мене разом з іще однією подругою-письменницею (теж вірянкою УПЦ КП) було запрошено провести відкриту лекцію для студентів Православного Педагогічного Товариства (структура УПЦ МП), а наші вірші для дітей редколегія ППР узяла до своєї християнської читанки. …І жодного слова про якусь конфесійність взагалі не було сказано, бо ми просто робили разом діло Боже.
Найважче перебороти ось цю нетерпимість до нетерпимих. В часи «буремної молодості пошуків» я дуже не любила нетерпимих людей. Одного разу в Чистий Четвер мені довелося прослухати дуже емоційну проповідь на тему «Як неправильно православні святкують Великдень» і жодного слова про Христа – і це в одній з найбільших баптистських церков Києва. (Іншого разу, на П’ятдесятницю, увазі слухачів була запропонована проповідь на тему «Які шкідливі харизматики»). Знадобилося три роки й багато Божої праці, щоб я змогла переступити поріг тієї спільноти знову.
Але я дуже щиро боролася за терпимість у власному серці. На свій 23 день народження я вже не мала жодних конфесійних упереджень, окрім легкої неприязні до Православ’я (священики страшні й незугарні, богослужіння довге та нудне, ще й стояти треба, купа святих і всяких химерних прибамбасів, ще й молитовник читати) та харизматичних церков (християни там поверхові й галасливі). Господь зробив мені подарунок: незабаром я стала вірянкою Православної Церкви (дуже люблю свого духівника й маю приязні взаємини ще з кількома священиками, текст літургії вже майже вивчила напам’ять, і ніяка вона не довга, лише дві години, а молитовник зацінила навіть моя подружка-баптистка, коли я їй близько півночі півгодини молитовне правило по телефону читала). А ще я рік пропрацювала в колективі, де всі працівники, окрім мене, були харизматиками. І ніяких проблем на релігійному грунті в нас не було, а навпаки цікавий досвід спілкування.
…Одного разу я дозволила собі скоса поглянути на приятельку-християнку, що зустрічалася з невіруючим хлопцем і тихо подумала: «Та я ніколи в житті не пішла б на такий крок! Це ж такий духовний ризик! Зустрічатися слід лише молодим людям з однієї конфесії…» Не знаю, яка посмішка в ту мить заплуталася у вусах Спасителя. Бо… правильно… минуло кілька років – і я зустрічаюся з юнаком, який віруючий, але сповідує іншу релігію. На романтичних побаченнях ми ділимося взаємними духовними відкриттями: я тим, що вичитала в отців Церкви, а він – у коментарях до Тори. Хтозна, як складуться наші взаємини далі, але має добрий урок терпимості.
Терпимість – непросто «політкоректність». Терпимість – від слова «терпіння». Полюбити Іншого. Полюбити – взяти на себе його біль… і, можливо провину. В одній із проповідей м. Антоній Сурозький (Блюм) цитує записникові нотатки з одного фашистського концтабору: «Господи, не карай мучителів наших! Зарахуй їм, те добро, що вони нам зробили – через страждання, що терпимо тут, вони навчили нас терпінню, любові, жертовності; і заради цього не згадай злодіянь їхніх…»
Звинувачувати у своїх проблемах КОГОСЬ ІНШОГО – це давній спосіб сховатися від власної вини. Адам сказав: «Це винна Єва», Єва сказала: «Це винний змій». Звинувачувати можна: за національним принципом – москалів, жидів, хохлів, бандерівців, ляхів, америкосів тощо; за релігійним – єретиків, сектантів, розкольників, відступників тощо; за політичним – помаранчевих, донецьких, комуняк, демократів задрипаних тощо; за культурним – попсу, псевдоінтелектуалів, графоманів, постмодерні вибрики… А ще можна звинувачувати марсіан, сусідку-відьму чи привидів, що живуть на сільському кладовищі!!! Головне – знайти винного, тобто перекласти на когось свою провину. «А я білий і пухнастий, як новенький светрик.» Але навіщо зайве ламати голову: в усьому винний Господь Бог – Він бо мав не обережність створити цей світ. Адам сказав: «Це винна Єва (отже Бог, бо Він – єдиний Творець)», Єва сказала: «Це винний змій (отже Бог, бо Він – єдиний Творець)». А Бог і не заперечував, коли на Нього скинули вину – Він її узяв і поніс на Голгофу.
Перестати шукати винного і звинувачувати когось (хай навіть з благими цілями чи просто жартома) – і незабаром Бог подарує людині свій особливий дотик: бажання змінитися, стати подібним на Нього. Знаю з власного досвіду: якщо хочеться знайти крайнього, значить варто покаятися. А покаяння означає перестати звинувачувати Іншого, а взяти свою вину (і, можливо, вину того Іншого) і принести в молитві на Суд Божий. Страшнувато, звісно, прийти й постати перед Божим Лицем, але воно того варте…
Чи є інакший спосіб виховати толерантність у суспільстві? Є толерантність від байдужості («хоч показіться там собі»), а є від терпіння народженого любов’ю (чому мій ближній саме такий Інший? може він зранений?)… Яка терпимість поглядів нам потрібна?
Комментарий автора: Cпасибо, честно говоря не ожидал такого глубокого анализа...Спасибо,что потратили свое время, а я думаю, что к этой дискусии стоит подключаться, при чем не однократно. Это та тема,которая заслуживает нашего внимания из-за сегоднешней актуальности поднимаемого мной и другими людьми данного вопроса. Какое терпение взглядов нам нужно??? Думаю,что то, которое не идет в разрез с истиной и в тоже время, при котором мы не теряем любовь и уважение к другому человеку, библия говорит, даже к нашему врагу. Это процес глубокого нашего умаления, которой ведет через сокрушение...Вот тогда в нас откроется свет, который во тьме светит...Но это путь за Христом, по которому следуя, мы от Христа менямся, иной раз в скорбях,теряя то, что ценили в этом мире...
Сергей
2008-03-26 14:53:36
Было время, когда я очень нетерпимо относился к православным людям. Но случилось так, что Господь сподобил меня прослушать цикл лекций великолепного Православного священника. И мир перевернулся! И я понял насколько был невежественен и глуп!!! Так вот, одна из многих причин нашего "расизма" - наше невежество. Наш страх "запачкаться", прикоснувшись к основам "иноверия". А чего бояться-то? Грязь на грязи не видать...
Верно написала сестра из Украины! Мы все терпимы к тем, кто терпим к нам. Но стоит лишь нас задеть... Тогда как Иисус учит нас: "... возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" (Матф.11:29).
Нам ли упорствовать?
С Богом!