Батый Ирина
В погоне за счастьем
(пьеса о современной жизни)
Голь мудрена: голь на выдумки берёт.
Действующие лица:
Сказочник (одет сверху в русскую рубаху, а снизу – в джинсы и кроссовки)
Старик мудрёный, он же Иваныч (40 лет), дудочка и балалайка всегда при нём
Бабка Матрёна или Мотя (35 лет)
Чёрт ( негр с трубкой в зубах, танцует современные танцы)
Бог-отец и два ангела (с крыльями и оружием в руках, одеты в форму спецназа)
Скоморохи
Морской царь и пираты (подводная братва)
Деревенские бабы (соседки)
Деревенские мужики (пьяницы)
Утка (скучающая дама)
Пролог перед занавесом – Проход группы скоморохов и Сказочника под запись композиции «Коляда» ансамбля «Иван Купала» с танцами и прыжками.
Сказочник - «Здравствуйте, люди добрые! Устали, поди, на работах разных, да за делами домашними умаялись? А не хотите ли сказочку послушать? Ох, и недоброе наше-то время, а сказки сказываются, как и сто-двести лет назад. Говорят, сказка - ложь, да в ней намёк на наше житиё-бытиё. Ведь от начала и до конца сказка - дитя народной кручины о бедности и скудности жизни и искания волшебного богатства, если не здесь, то за границей иль на небе. А кто вправду хочет услышать сказку, тот должен пробить каменную стену трезвого уныния и вкусить хмеля выдумки, да улыбнуться затеям людей мудрёных».
Действие 1.
Сцена 1. Вид изнутри деревенской бедной избы, некоторые вещи в нем из современной жизни. Дед на печи играет в дудочку, иногда принимается напевать частушки. Бабка сидит за столом, плачет над пустой миской, шарит по углам, потом выглядывает в окно, причитает завистливо. Часть сцены, справа, перед окном занимает деревня. С другой стороны домика, слева, открытого зрителям, - огород.
Сказочник - «Жил да был старик мудрёный
С бабою своей - Матрёной.
Во избушечке дощатой,
Кособокой, плоховатой.
Дед поёт, в дуду играет,
Мотя слёзы утирает.
Ведь не будешь сыт от песен!
Жуй не жуй, а вкус их пресен.
С завистью косится Мотя
На чужие на угодья:
Счастье меж людей суётся,
Ей же в руки - не даётся.
Муж её лежит, ленится»
Бабка сказочнику – «Дармоед он и тупица!
На дуде играть - талан,
В поле же пахать - болван.
У соседей вон – припас!»
Бабка - «Горе мне с тобой и нужа.
Что ни дальше, то не легче.
Жизни жемчуг мельче, мельче.
Тянем жизнь то помаленьку,
Словно ниточку в петельку!»
Матрена выглядывает из окна на зрителей и грустит под запись композиции «Молодость» ансамбля «Иван Купала», затем
Сказочник - «Замечталось бабе Моте:»
Бабка - «Не способен дед к работе.
Вот бы, что ли, клад сыскать,
Своё счастье попытать?»
Сказочник - «Подхватилась и к порогу,
Вниз глядела всю дорогу.
За околицей* села * околица - городьба вокруг селенья
Отыскалася метла.
Баба Мотя хвать находку,
Ей любой товар в охотку.
Притащила её в дом,
Да прошлася помелом».
Дед ворчит»: - «Чему ты рада?
Как бы не взрыдать от клада,
Станем горе горевать,
А не жить да пировать!».
Осматривает метлу, читает на ней надпись «Всемирный банк», охает, говорит о том, что придётся возвращать. Бабка машет на него рукой и выходит из избы довольная.
Сказочник - «Тут наш старый песнопевец,
Вспоминая красных девиц,
Взялся на дуде играть.
Кто-то вруг стал подпевать. -> чёрт подает голос
Слышит дед, что чей-то голос
Тоненько звенит, как волос.
Заробел старик мудрёный,
С печи слез да за Матрёной.
Та ходила по соседям,
Не дадут ли, что отведать.
Выпросила корку хлеба.
Глядь, бежит супруг нелепо.
Заругалась по привычке,
Получила зуботычку.
Вот вернулись во избу,
Там жилец* ждёт голытьбу». * - жилец - название чёрта,
Бабка (с хлебом в руках) - «Кто ты?»
Чёрт - «Я то? Ваше горе.
Родилось в сметённом соре.
Непростая та метла,
Что хозяйка днесь* нашла». * - в сей день.
Сказочник - «Нет того на свете хуже,
Как придёт в семейство Нужа*! * - нужда, название чёрта,
Изловчилось, корку хвать,
Да давай её жевать.
Всполошились дед да бабка,
Оземь пали, долой шапка:»
Бабка - «Вороти ты нам краюху,
Голодаем, пусто брюху!»
Сказочник - «Мотя стала завывать,
Дед задумал осерчать.
Потянулся:»
Старик - «Где дубина?»
Сказочник - «Тут сказала образина*»: * - название чёрта
Чёрт - «Ладно, старый, так и быть,
Усмири свою ты прыть.
Подарю тебе диковину,
Небывалую штуковину».
Сказочник - «И даёт им в руки семя.
Дед в раздумье чешет темя»:
Старик - «Не то прибыль, не то ложь?»
Чёрт - «Ты его в гряду положь!»
Чёрт кружится и исчезает вместе с метлой.
Сцена 2. Вид кособокого домика, забор, пустой огород на нижнем уровне сцены. На верхнем уровне облака рая. В огород выходят старик и Матрёна.
Сказочник - «Посадили в землю семя,
Ждали чутошное время.
Как пошёл горох-от в рост,
Деда с бабкой перерос.
Вот уж выше городьбы,
Выше кривенькой избы...
Стала Мотя волноваться:»
Из-под сцены вытягивается канат с зелеными листьями и стручками гороха и тянется на уровень облаков
Бабка - «Как бы нам ни с чем остаться,
Тут, как видно, лотерея*, * - розыгрыш вещей по жеребью, за внос.
Дед, хватайся поскорее!»
Старик - «Ах ты, вишь какое дело!»
Сказочник - «Подбежал к росточку смело,
Уцепился за горох,
Тот на небо поволок».
Старик поднимается по канату вверх. Появляется сбоку из-за кулисы акробатка, висящая над сценой, изображает не то утку, не то даму, желающую познакомиться с мужиком. Мотя снизу ругается и машет руками.
Сказочник - «Да, от глупого то риска
До беды - куда как близко.
Как прошла одна минутка,
Пролетала мимо утка,
Стала мужика клевать,
Как горох в стручках щипать.
Он насилу увернулся,
Вниз едва не кувырнулся.
Оглянуться не успел,
Выше тучи уж сидел».
Сцена 3.
Далее действие идет на верхнем уровне сцены, где кроме Старика мудрёного действует Бог-отец в белом халате, с лупой и стетоскопом, видом – лекарь. Тут же два ангела с большими белыми крыльями, одеты в военную форму, один - с копьем, другой – с мечом.
Бог-отец спрашивает: «На что жалуетесь?» Старик отвечает, что есть ему охота.
Сказочник - «Как прошла ещё минута,
Глядь, а дед в раю как будто.
Средь курчавых облаков,
Ряд накрытых столиков.
Медовуха, пиво, водка.
К ним - копчёность и селёдка.
Пироги, блины, ватрушки,
С красною икрой кадушки».
Старик – «У великой этой кучи
Мне сидеть не надокучит!»
Сказочник - «Дед с охотой все отведал,
Час спустя опять обедал.
После снова и опять,
Этак, к ряду, раз так пять».
Старик – «Ну, досталось, как свинье,
На небо взглянуть и мне.
Экое же тут приволье,
А внизу нужда да горе!
Самому себе завидно,
Бабе, жаль, меня не видно».
Играет весело на дудочке, ангелы делуют ему замечание, тот начинает дудеть аллилую. Пытается спеть похабную частушку, ему тычут копье в бок. Тогда он выпивает бутыль «амброзии». Пьяный старик задремал на минуту, встрепенулся, показалось ему, что его в больницу упекли, вот и лекарь, вот и санитары, спрашивает: «Это дурдом?» Ему говорят, что нет. Тогда он ищет выход.
Сказочник - «Загрустил мужик мудрёный:
Не видать с небес Матрёны.
Некому в дуду дуднуть.
Некому и прихвастнуть.
Стал мужик наш озираться,
Стал ползком, ползком спускаться.
Ненароком оступился,
Кубарем с небес свалился.
Так намял себе бока,
Кувыркался-то пока.
Отдышался на гряде».
Старик – «Эй, Матрёна, вот я где!»
Стал рассказывать про небо.
Бабка – «Эка, право слово, небыль.
Вижу глазом синяки,
Да не вижу пироги.
Уж ты ври, не завирайся!
Протрезветь уж постарайся».
Сказочник - «Взял старик наш костыли,
Да до дому попылил».
Сцена 4.
В окно избы выглядывает Мотя и грустит под звуки композиции «Молодость» ансамбля «Иван Купала»
Сказочник - «Замечталось бабе Моте:
На небе ей быть охота.
Вот бы, где бы клад сыскать,
Своё счастье попытать.
Глядь в оконце - нет гороха.
Это - горе, это - плохо.
Заругала Мотя мужа»:
Мотя встает перед печью, подбоченившись.
Бабка – «Горе мне с тобой и нужа.
Что ни дальше, то не легче.
Жизни жемчуг мельче, мельче.
Тянем жизнь-то помаленьку,
Словно ниточку в петельку!
Ходит, «чёрт», за облаками,
Ест похлёбку с пирогами.
Ты по что мне не принёс,
У меня к тебе вопрос?
Не с того ль ты вниз сорвался,
Что опился, обожрался»?
Старик – «Полно, баба, не кричи!
Не про всех там калачи.
Надобно на небо влезть,
Чтобы досыта поесть.
Доплывём туда на лодке,
Да напьёмся вместе водки!»
Слезает с печи, идёт на огород, берёт топор, три доски.
Сказочник - «Стал дед лодку мастерить,
Мерять доски да пилить.
Строит, словно Ной, ковчег.
Для небесных, знать, все нег.
Все соседушки смеются,
К старикам во двор суются».
Соседушки - «Как вас в небо унесёт,
Не увидим, знать, вас год!»
- «Попросите Вышни силы,
Чтоб поля нам окропили!»
- «Растворите там оконце,
Чтоб светило завсе солнце!»
Сказочник - “Дед приладил два крыла.
- Всё! - сказал,
- Лететь пора!
Знать, хотел он языком
Повернуть, как рычагом.
Тпру да ну! Корабль ни с места»
Соседушки - «Не видать вам неба теста!
Дураки вы, дураки!»
Сказочник - «И пошли прочь земляки».
Бабы идут гурьбой под звуки композиции «Кострома» ансамбля «Иван Купала»
Подходят мужики. Видят корабль. Спрашивают, это что за лодка посреди огорода. Старик говорит, что полететь хочет. Мужики охают: - «НЛО с военного склад спёр?» Потом начинают смеяться над стариком, что же он не спросил, на какую кнопку нажимать. Машут руками и уходят. Занавес.
Действие 2.
Сцена 1.
Справа от домика стариков вместо вида деревни - вид на утрированный Киев. Узнаваемая архитектура. В центре две конторы. Одна с надписью – «Киевские ведьмы от пани Юли». Другая – «Скоморохи от Верки Сердючки. Евростандарт»
Бабка – «Много слов-то говорится,
Да не всякое годится.
Есть слова заветные,
Сильные, ответные».
Сказочник - «Бабка деду говорит,
Да искать идти велит».
Бабка – «Ты поди, Иваныч, в люди.
Иль найдёшь, иль будь, что будет».
Сказочник - “Взял суму мужик мудрёный,
Попрощался вновь с Матрёной.
И, поскольку дал Бог ноги,
Брёл старик наш по дороге.
По земле чужой скитался,
Пока в Киев не добрался.
Колдунов-то побоялся,
С скоморохами* связался. * - народные артисты в старину,
былины приписывают им волшебное
владение словом
Перенял их все напевки»:
Старик – «Веселитесь, пойте, девки!»
Пляски под проигрыш из «Коляды» ансамбля «Иван Купала», и выкриками под Верку Сердючку – «Раша, гуд бай»
Сказочник - «Дед узнал один секрет.
Дал ему народ совет:
Молвить слово в добрый час,
А в худой-то - промолчать!»
Сцена 2. У дома старики встречаются, идут в избу. За избой слева – огород, кораблик стоит на грядках. Над огородом как раз располагается рай. Сверху поглядывает Бог-отец. Приговаривает: - «Так-так. Диагноз ясен. Горькую пилюлю им!»
Сказочник - «Тут вернулся дед мудрёный
В избу, ко своей Матрёне.
Всё, как есть, он рассказал,
Ей доверье выказал.
Бабка - «Час хороший, знать, с утра.
Подождём крик петуха!»
Изображается светом сначала ночь, затем рассвет, поёт петух
Бабка - «Спозаранку поднялись.
Ну, давай, что ль, дед, молись!
На корабль ступить не смею,
Все во мне дрожит, робею».
Сказочник - «Встала Мотя в стороне,
Дед уселся на корме.
Только он перекрестился,
Как корабль под тучи взвился.
Буря над землёю кружит,
Дед в лодчонке лёгкой тужит:
Ангелы в раю свистят деду, грозят штрафом, показывают, куда лететь надо.
Старик – «Хорошо мне полететь,
Было бы, куда мне сесть!»
Сказочник - «Только так-то поворчал,
Глядь - готов ему причал.
Посреди вод окияна.
Да у острова Буяна*». * - мифический остров, рай на земле
Сцена 3. Меняются декорации на сцене. На верхнем уровне вместо рая с облаками – остров Буян. Ниже морское дно. На круглом острове – одна пальма. Под пальмой стол.
Сказочник - «К лукоморью* вышел дед: * - морское побережье
Тут каких чуд только нет!
Стол Иваныча встречает,
Чутко дед наш примечает:
Медовуху, пиво, водку...
К ним - копчёность и селёдку.
Пироги, блины, ватрушки,
С красною икрой кадушки».
Старик – - «У великой этой кучи
Мне сидеть не надокучит».
Сказочник - «Дед с охотой все отведал,
Час спустя опять обедал.
После снова и опять,
Этак, к ряду, раз так пять».
Старик – «Ну, досталось, как во сне,
На Эдем* взглянуть и мне. * - райское место на земле
Экое же тут приволье,
А у нас нужда да горе!
Самому себе завидно,
Бабе, жаль, меня не видно».
Сказочник - «Загрустил мужик мудрёный:
Не видать отсель Матрёны».
Старик ходит вокруг пальмы, заводит песню: «Не нужен нам берег турецкий, чужая земля не нужна!», затем опять – «Летят перелетные птицы, а я остаюся с тобой...» Плачет.
Старик – «Сёдня - рай, назавтра - рай,
не податься ль в свой-то край?»
Сказочник - «Помня бабкины придирки,
Зачинил в суме все дырки,
Поместил в неё соленья,
Все съестные подкрепленья.
На корабль свой погрузился,
Восвояси вплавь пустился.
Долго-долго волны грёб,
И совсем он изнемог.
В море буря поднялась,
Бездна вод вдруг раздалась.
Царь морской на лодку скок,
С деда требует оброк».
Царь морской в тельняшке, с короной и длинной бородой. С ним свита, три пирата. Они интересуются, откуда плывет старик, и когда узнают, что из Эдема, то хохочут. Один пират, одетый в лохмотья, спрашивает, что, свободы захотел? Другой пират, одетый в черное трико с прорисованным скелетом, спрашивает, что, равенства захотел? Третий, по виду бандит, в одной руке оружие, в другой резиновая кукла-русалка, спрашивает, что, братства захотел? Кидаются грабить старика.
Старик – “Да, помилуй, царь морской!
С чем вернуся я домой?»
Царь морской - «Ах, ты спорить, ну постой,
Мне ответишь головой!»
По канатам спускают на сцену старика, лодку его.
Сказочник - «Тянет лодочку на дно,
Мужика с ней заодно.
Под водою - рыбье царство,
Людям там одно мытарство*. * - житейская мука
Дед в неволе у царя
Бит бывает, да за зря».
Сцена подводного царства . Пляска рыб. Работа утопленников на плантациях водорослей. Пираты колотят старика.
Сказочник - «Загрустил мужик мудрёный»,
Старик – «Не видать мне вновь Матрёны!»
Сказочник - «Достаёт свою дуду,
Да заводит: ду-ду-ду!
Море синее взыграло,
Кораблей немало пало,
Всего счётом - сто одно,
В бездну вод к царю на дно».
Сказочник - «Отыскать тех бед виновника
Бог послал Илью-угодника*, * - святой человек, ангел
Да забрать скорей на сушу
Неприкаянную* душу». * - беспокойная
Из верхней части сцены, где расположен Эдем, появляются два ангела. Один подбирает старика, а другой ангел, грозя оружием, забирает части лодки старика – руль и спасательный круг с надписью «Надежда». Кроме того, ангелы требуют денег на восстановление храма. Пришлось подводным пиратам нести оброк.
Сказочник - «Все по Божьему велению,
Да Иваныча хотению
Совершилось точно в срок,
Дед попал на свой порог.
С ангелом над морем взвился,
Кубарем с небес свалился.
Так намял себе бока,
Кувыркался-то пока!
Отдышался на гряде...»
Сцена 4.
Смена декораций. Опять раскрытый домик посредине. Слева огород. Справа вид на Москву.
Старик – «Эй, Матрёна, вот я где!»
Сказочник - «Стал рассказывать про небо»,
Бабка - «Эка, право слово, небыль.
Вижу глазом синяки,
Да не вижу пироги.
Уж ты ври, не завирайся!
Протрезветь уж постарайся».
Сказочник - «Взял старик наш костыли,
Да до дому попылил.
В окно избы выглядывает Мотя и грустит под звуки композиции «Молодость» ансамбля «Иван Купала»
Замечталось бабе Моте:
Побывать в раю охота.
Вот бы, где бы клад сыскать,
Своё счастье попытать.
Глядь в оконце - нет лодчонки,
Только палубы* обломки. * - пол на кораблях
Заругала Мотя мужа:»
Мотя встает перед печью, подбоченившись.
Бабка - «Горе мне с тобой и нужа.
Что ни дальше, то не легче.
Жизни жемчуг мельче, мельче.
Тянем жизнь-то помаленьку,
Словно ниточку в петельку!
Ходит чёрт по дну морскому,
Устриц ест и пьёт он рому.
Ты по что мне не принёс,
У меня к тебе вопрос?»
Старик – «Полно, баба, не кричи!
Не про нас там калачи.
Боле я туда не сунусь,
В третий раз там окочурюсь.
Отыскать бы здесь секрет,
Как избавиться от бед».
Матрёна показывает в окно на Москву.
Бабка - «Хорошо живут в столице,
Каркали про то мне птицы.
Я, конечно, им не верю,
Ну, а ты бы, дед, проверил».
Сказочник - «Разогнать свою тоску
Дед подался на Москву.
Как добрался, огляделся.
На базарах повертелся.
Слухом полнится земля,
Что к чему - понять нельзя.
Воровать-то побоялся,
А с барыгами* связался. * - искатели барыша (выгоды)
Перенял их все ужимки,
Брал процент за недоимки*. * - что осталось за кем в долгу
Да узнал один секрет,
Дорого купив совет:
- Обобрать любого можно,
Если опоить безбожно!»
Дед берет легкую будку с надписью трактир и тащит ее к себе в село, к дому.
Сказочник - «Тут вернулся дед мудрёный
На село к своей Матрёне.
Да устроил там трактир*.
Пьёт, гуляет русский мир!
Всё спускают - до копейки,
До последней телогрейки.
Дед всем в кружки наливает,
Да монеты собирает.
С ним нарядная Матрёна,
В жемчугах вся, как икона.
Позабыла побирушка* * - нищая попрошайка
Все дарёные краюшки.
Цены ломит за товар,
Интересен ей навар*. * - навар - название выгоды
Отдавая пятаки,
Повздыхают земляки» :
Мужики - «Верно люди говорят
Да в барыги не спешат,
Чтобы так разбогатеть,
Надобно осатанеть!
Дед наш глух до брани оной,
Скачет чёрною вороной»...
Поют песню «Полоса моя не пахана, не сеяна» ансамбля «Иван Купала».
На сцену выходит чёрт в сопровождении пожарника, несет канистру бензина, поджигает трактир. Выскакивают из будки старик с Матрёной. И говорят, что это – конец!
Занавес.
Звучит композиция «Сваточки» ансамбля «Иван Купала»
Проход перед занавесом всех артистов группами – Старик (играет на балалайке) с Матрёной, следом скоморохи, следом соседушки, следом Бог с ангелами, следом мужики, в конце Морской царь с пиратами, да и чёрт с Уткой. Поклоны
Конец
В погоне за счастьем
Батый Ирина Михайловна
г. Саров, Нижегородской, 2007
Комментарий автора: Другие сказки с иллюстрациями можно посмотреть на Самиздате -
http://zhurnal.lib.ru/editors/m/mamaewa_e_m/
без картинок на Стихире -
http://www.stihi.ru/author.html?stih_ss
Батый Ирина,
Россия
Живу в России. Победитель конкурса "Золотое Перо Руси 2008"(Московское отделение Союза писателей России) в номинации "Сказка" - звание "Серебряное Перо Руси". Лауреатка конкурса "Открытие" (Московское отделение Союза писателей России) 2007, областного нижегородского конкурса "Душа поет" 2007, победитель литературного конкурса имени П.Еремеева(Нижегордское отделение Союза писателей России) 2007, лауреат Конкурса одного стихотворения журнала "Литературная учёба"(Москва)2008, 1 место в конкурсе "Солнечной поэзии нежные звуки" (Эстония, портал "Солнышко", 2007), дипломант конкурса поющих поэтов "Зов Нимфея"(Крым)2010, дипломант и призёр конкурса "Золотая строфа"(Москва)2011, "Благословение"(Москва)2014 и других.
Прочитано 10098 раз. Голосов 2. Средняя оценка: 4.5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Наконец-то, нашла в этом разделе то, что можно отнести к "драматургии".
Понравилось. И образы, и стиль, и колорит. Одно плохо - концовочка как-то смазана. Не понять, как же бабе с мужиком в рай попасть-то...
автор
2007-07-24 17:20:39
Как-то неопределенно все как с попаданием в рай, так и с устройством благополучной жизни в России. Что я вынесла из изучения православного богословия, так это - все в руках Божиих. Потому и публикую на христианском сайте пьесу, но не хватило, должно быть, средств выразить идею. Вот еще мой стишок в тему.
Об известной российской лени
Чинный европеец знает наперёд
Все свои доходы каждый час и год.
А спроси в России: Завтра что грядёт?
- Либо урожай нам, либо недород.
А судьбы удары нынче что ни день.
И пеняют русским: Отчего вам лень
Рассчитать, собраться, запасти багаж?
Да беспечный Ваня в лени входит в раж:
- Как на свет явился из небытия?
Не своею волей путь избрал сюда.
И в житейском море челн несет меня
Без руля, и равны счастье и беда.
Я-то полагаю, а рассудит Бог,
Всех причин причина, и всему итог.
Нечего искать нам выгод в суете...
Душу не губи в напрасной маете!
Пятидесятничество и Харизматия(продолжение) - Под вдохновением творчества Фёдора Капиноса и иже с ним, при его молитовной поддержке.
Еже ли кому не понравится, начните травить сей способ "творчества"
с моего вдохновителя.
И так, по вышеприведённому примеру и по воле Божией, в "соавторстве" с благословенным Г. Ф. Pендал, приступаем к творчеству...