В сознании людей стена, за многие века, окаменела в броню из твердых блоков ( кирпичей или железобетонных плит ) или тяжеловесную монолитную структуру. Но на самом деле мы должны понять, что, в отличии от общепризнанного заблуждения, стена представляет собой физически ощущаемую границу отделяющую различные по назначению пространства и ее свойства могут и должны изменяться в зависимости от потребностей.
Это правда, что в агрессивном мире населенном достаточным числом не верящих ни во что и ни в кого эгоистов броня крепкой стены жизненно необходима. И чем страшней зло творимое людьми, тем тяжелее стены обитаемого ими мира. Подобно деспотиям, ограничивающим свободы и дающим чувство относительной "безопасности", прочные стены дают относительный покой обитающим за ними грешников, одновременно закупоривая их в сейфе ограничений "невозможностей" , результатом которых становится деградация способностей творческого дерзновения и неизбежного обезличивания всякой индивидуальности. Но там где есть Живой Дух способный к осознанному развитию и поддержания равновесия в легком парении интуиции там, во первых - нет ограничений виртуозно владеющему свойствами физического мира творцу, а во вторых - нет ничего окончательно устойчивого в этом вечно-текущем мире. Ибо "...в начале Словом Божьим сотворены небеса и земля составлены из воды и водою" (2Пет 3:5).
А потому для начала разрушим привычные стереотипы преодоления нагрузок, которые давят на стену. И в первую очередь займемся разрешением проблемы вертикальных нагрузок.
Обычно проблема вертикальных нагрузок разрешается так: чем выше стена, тем толще ее основание, при строительстве расход материала таким способ не очень сильно отличается от расхода материала при строительстве пирамид (рис. 1г).
Но если сделать простой логический шаг, то можно использовать усиливающуюся крепость сцепления и прочность самого материала у основания, что резко изменяет объем и трудоемкость стены (рис. 2г). Для такой стены будет легче перенести как внутренние, так и наружные нагрузки (снег, дождь, ветер). Такой прием используется при использовании технологии монолитного железо-бетона. Но и такой способ требует прочный каркас.
Обратимся к природе и мы можем заметить определенную логику: чем примитивнее объект тем он более массивный, и чем он совершеннее, тем он структурнее. Каменная гора - это массив, амеба, самая простая, это уже различные массы, растение это уже сложная структура, не говоря уже о более сложных организмах. Обычное дерево - это не сплошная масса, миллионы собранных вместе трубочек тончайшей целлюлозы ( попросту тончайшей бумаги ). Таким же образом остается целым изящный колос пшеницы, несущий на себе тяжелую корону из созревших зерен (рис. 3г). Поэтому если мы воздвигаем здание не как кладезь материала, а современный дом, то без каркаса структуры нам не обойтись. Поэтому, каркас является,единственной альтернативой перерасходу материала и увеличения прочностных характеристик. Так, например, поступили зодчие при возведении самого большого здания на Земле - купола
Миллениума.
Но и в этом случае мы способны не остановиться, а проделать еще один логический шаг и не держаться за землю так уж безкомпромисно. Ведь даже воздух – это тоже опора, для этого достаточно взглянуть на дирижабли, самолеты, птицы и воздушные змеи, наконец. И если все очень хорошо продумать, то подобные конструкции, без ущерба для себя, могут не касаться Земли в течении целых столетий. В наше время есть много успешно используемых зданий, где главной опорой является воздух, под небольшим давлением нагнетаемый в герметичный внутренний объем мягкой оболочки.
Подобные сооружения легко и просто перекрывают огромные пространства, но требуют постоянного подпора давления и хорошую герметизацию. Поэтому более эффективным может оказаться использование объемных оболочек легче воздуха - что-то вроде воздушных шаров или дирижаблей, которые позволят снять нагрузку веса стен и кровли и, если надо, осуществить давнюю мечту романтически настроенных поэтов о летающем доме или его отдельной части, в которой они смогут улететь куда им угодно, не оставляя домашнего комфорта, лучшего чем каменном ящике неподвижного дома.
Придет время когда пустыни перекроет пелена защитного "облака" воздушных шаров из тончайшей ткани и превратит горячие или ледяные пространства в чудесный сад изобилия, свободы и радости на Земле!
Второй, не менее крепкий стереотип: это защита внутренней среды дома ( холода, жары, дождя, шума ит.д. ) только твердой плоскостью стены.
В природе есть много примеров комфортных внутренних пространств, использующих защитой землю, скалы, твердые стенки раковин и хитоновых покрытий, но кроме них есть много других способов не допустить внутрь определенного пространства вредных "гостей" и суровых условий окружающей среды.
Так, к примеру, есть ли что-либо более опасное для любых форм жизни, чем открытый космос. И тем не менее относительно тонкий слой Земной стратосферы и уж совсем тонюсенький слой атмосферы не только защищает нас от жесткого излучения, чудовищных холода и пулей летящих метеоритов, но и позволяет радоваться всем изобилием тонко устроенной живой природой и звездным небом над ней. Ведь обычный воздух считается лучшим теплоизолятором на Земле. И если в неживой природе принцип постепенно уплотняющейся шубы работает с впечатляющей эффективностью, то в живой
природе принцип защиты может служить примером совершенства. В ней подвижные, пылающие внутренним теплом, тела обтянуты оболочкой кожи и красиво опушена снаружи мехом, которая активно взаимодействуют с окружающей средой, выпуская наружу и не впуская внутрь ненужные микроэлементы, а заодно поглащая свежий воздух для жизнедеятельности внутри, да еще и передаваю необходимую информацию о все изменениях внешней и внутренней среды. Подобную способность живого дыхания материала стен очень ценили в своих постройкахнаши предки. К сожалению многие из нас, закованных в латы кирпичных и бетонных коробок, не могут по настоящему ощутить непередаваемую словами симфонию переживаний ощущения дерева, аромата травы, цветов, свежего снега во дворе. При использовании "неживых" строительных материалов мы теряем многообразие чувств, которыми жив человек.
Кроме всего прочего кожа и мех упругим слоем отталкивающим воду и грязь от "фасада" Божьего создания дают ему очень красивый вид. Нечто подобное в нашем архитектурном окружении мы видим, но свойств необходимых любой живой природе не соблюдает, не смотря даже на способность новых технологий их воплотить.
Третий комплекс амбиций и гордости мира, который хотелось бы разрушить - это комплекс сложности, трудности и дороговизны здания.
Конечно, если вы используете каменные (или подобные камню) блоки по весу близким к тоннам и все это связываете решеткой жесткой металлической структуры, то разумеется этот процесс ничем не легче и дешевле возведения египетских пирамид.
Попробуем на близких исторических примерах показать насколько различно строятся сооружения мотивом возведения которых были амбиции людей и сооружения мотивом возведения которых были простота сердца мудрых по жизни людей. Используем в качестве примера известный Исакиевский собор в Санкт-Петербурге, возведенный по рисункам и проекту живописца и архитектора Монферана, и приблизительно близкую ему по времени и размерам знаменитую двадцатиглавую церковь Преображения
Господня в Кижах.
Так вот, для возведения первого шедевра понадобились десятки тысяч специалистов самых различных профилей и специальностей, огромный административный аппарат и потуги гигантской континентальной империи в течении долгих лет для того чтобы эта постройка была завершена. Во втором случае в той же стране, в той же природной среде северо-восточной Европы что и "северная Пальмира", артель лапотных мужиков одним топором без единого гвоздя, без лишней помпы и суеты возводят уникальное чудо неповторимой красоты за один летний сезон. На этом примере можно оценить насколько нерационально безумно "рациональное" мышление наших современников.
Четвертый стереотип, тисками твердого шаблона, сдавивший сознание человека, заключается в том, что человек, будто бы, лучше всего чувствует себя в коробке интерьера с ровными стенами и прямыми углами.
Но на самом деле в сводчатом зале, как установили ученые, человек чувствует себя гораздо лучше (рис.10г). При этом расход материала и тепла на кубометр воздуха округлого здания на четверть меньше (рис.8г-9г). Не мене важно и то, чтоокруглая поверхность значительно лучше воспринимает вертикальные и ветровые нагрузки, к тому же при сопротивлении последним аэродинамичные изгибы не создают вредных вибраций, которые возникают в постройках с прямыми углами. И может по этому многие признанные мастера архитектуры интуитивно стремились "срубить" угол, и даже самые "прямоугольные" конструктивисты внутренним чутьем гения "растворяли" угол стены остеклением.
И все же лучшим примером подражания для нас является Тот, Кто вдохнул в человека его гений. И можно с уверенностью поручиться, что Он понимает красоту и комфорт лучше нас. В Его Слове - Библии без намеков ясно утверждается то, что Дух Святой живет не в рукотворных прямоугольных храмах, а в храмах Нового Завета - телах святых Божьих (1Кор3:16). И Кровь Христа делает наш "сосуд" духовно-великолепнейшим чертогом, но отнюдь не прямоугольным ящиком.
Исходя из всего этого серьезна задумайтесь, а действительно ли так уж безупречен весь принцип всего современного строительства, и не стоит ли поменять его на новое зодчество легкой и интересной архитектуры с Богом.
Трясцин Михаил,
Россия г.Москва
Мессианский еврей, член московской синагоги «Шомер Йисраэль», главный архитектор e-mail автора:skinija@inbox.ru
Прочитано 7877 раз. Голосов 3. Средняя оценка: 4.33
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Прошедшее не вернёшь - Анна Дмитриева Читатель дорогой,я не знаю тебя. Но время очень быстро близится к концу. Смотри не опоздай! Это обращение не исходит от меня,я всего лишь человек,передающий Его предупреждение в духе любви.