Потрясающие изменения всей человеческой цивилизации кардинально меняют наши представления об окружающем реально видимом и невидимом мире. Поэтому воспользуемся свободным от твердокаменных доктрин мышлением свободных людей и взглянем по новому здравым осмыслением на такую обычную знакомую нам дверь.
Все мы знаем ее как подвижную часть стены, помогающую пройти сквозь непреодолимую часть последней. Из-за этого дверь выделяют формой, цветом, структурой. Но стеореотип опыта и мышления сформировал в нашемсознании превычно-прямоугольную дверь, выделенную дверной рамой, снабженную хватательной ручкой и механизмом-стопором (замком) (рис.1). В зависимости от характера постройки и роли двери в ней она может быть убогой,а может быть верхом совершенства, но при любых воплощениях суть подобной двери не изменяется, и каждый раз при переходе из одного пространства, отделенного такой дверью, в другое нам приходится поворачивать облегченную часть стены, называемой дверью. При этом самым лучшим будет то, если
дверь поворачивается поворачивается от тебя как бы радостью провозглашая: "милости просим". Но в половине случаев на входящего надвигается кусок прямоугольного материала, требуя для себя место и проверяя психику всяк в нее входящего. При этом привычка нашего сознания так велика, что нам и не нужно другого, подобно страданию хронического больного, который "вжился" в свою болезнь бронированным постаментом неприкосновенной привычки (рис.2в).
Но такая установка двери-крепости по настоящему полезна только в среде эгоистов жестокого воровского мира. Но такое общество, по опыту истории, долго существовать не может. А потому в грядущем времени такая дверь отвечать потребностям все улучшающегося быта человека, во всем его разнообразии, не будет. Потому что она в принципе очень неудобна!
А ведь даже используя концепцию "куска стены", но сделав у двери не одну, а две скользящих оси поворота мы превращаем грубую и нахальную дверь в учтиво уходящую перед человеком плоскость стены (3в).
Но мы будем двигаться дальше и вспомним мудрое изречение о том, что: "все новое - это хорошо забытое старое", и как писал об этом Экклезиаст: "нет ничего нового под солнцем" (Эккл 1:9б). Поэтому мы вспомним существующие в мире примеры.
Так, например, в японской культуре дверь - это изменяющаяся в размерах щель в плоскости стены. Самоценности двери в японской культуре по настоящему нет, есть расширяющийся или уменьшающийся переход из одного пространства в другое. Такая дверь занимает меньше места, но требует короткой паузы остановки перед ней и передачи нагрузки тела в перпендикулярном направлении от необходимого пути движения. И лучше для этого использовать помощь слуги или механизма (рис4в). Поэтому этот вариант двери не может стать лучшим альтернативным примером.
Есть лучший пример стены, который широко используется с древних времен у многих народов - это завеса на входе из ткани и звериной шкуры. Мягкий перелив, изменяющейся при пересечении этой "двери", не только не агрессивен, но дает невероятно большие возможности широкого диапозона внешней формы, фактуры, сценария изменения и глубины сюжетно-пространственной игры и многого многого другого. И поэтому не понятно, почему такой тип двери игнорируется дизайнерами, потребителями и зодчими. Особенно странным это кажется при современном разнообразии дешевых и
не очень суперматериалов и обилии фурнитуры кнопок, магнитов, "липучек", молний и сигнализаций, защищающих от нежелательных проникновений (рис.5в).
Но этим пример альтернативных дверей не ограничивается. Очень интересны бамбуковые и бусиновые занавески, используемые на юге азиатского континента. Зыбкая завеса из красивого "дождя" способна создавать фантастически интересные оптические эффекты, а удобство их использования должно дать повод задуматься любому умному человеку. Ведь при необходимости сильнее ограничить этой завесой одно
пространство от другого ее можно сделать более густой и объемной. В
суровом климате за счет этого отпадает необходимость в глубоком тамбуре
(рис6в). К тому же подобная завеса способна сбить снег, пыль или брызги
дождя.
Современные возможности материалов позволяет сделать этот "дождь" горизонтальным, превращая его в нежной упругости щетку (рис7в). А если такой "щетке" придать вращение вокруг оси, она становится еще удобнее (рис8в). Удивительно как наше адамово сознание боится новых возможностей и перспектив, боясь так необходимого в жизни приключения эксперимента. А ведь можно развивать идею двери-"дождя" еще дальше, превратив "дождь" в "кустарник" наложенных друг на друга упруго-мягких
складок материала, что тоже позволит добиться эффектных приемов.
Не останавливая логического развития концепции двери и расширяя это понятие до возможности перехода из одного пространства в другое, то уже в течении всего ХХ века ведущими мастерами зодчества использовано полное отсутствие дверей, которые заменяли свойства планировки интерьера !
Идя еще дальше вэтом направлении ( а ведь могут быть и другие направления ), то можно без усилий "растворить" стену дверью. Ведь стена как и дверь физически ощутимой границей отделяет противоречивые функции и свойства различных пространств. Этот прием превращения стены в дверь не так уж и редок: примеров откатывающихся стен, скользящих плоскостей, ширм, стен-гармошек мы можем наблюдать в современном интерьере очень много. Но мягкие двери о которых мы
упоминали ранее могут дать еще более интересные и впечатляющие возможности (рис10в).
Хотя возможен и обратный процесс превращения двери в стену. Для примера возьмем вариант стены-"дождя". Придав изгибам дождя необходимую форму, это может быть форма не только дома-коробки, но и что-нибудь более интересное, и пропустив через "дождь" строительный раствор мы получаем капитальную стену.
На этих примерах незакомплексованнного рассмотрения такого важного элемента архитектуры как дверь я хотел проломить скорлупу ветхого мышления и попытаться вдохнуть побольше воздуха восторга Божьей свободы, чтобы можно было понять в какой гробовой, хоть иногда и очень красивой, архитектуре мы живем, не понимая блеска
красоты Божьих творений!
Трясцин Михаил,
Россия г.Москва
Мессианский еврей, член московской синагоги «Шомер Йисраэль», главный архитектор e-mail автора:skinija@inbox.ru
Прочитано 7270 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности