«… прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас»
(Еф.4:32).
О прощении в христианских кругах уже сказано так много, что намереваясь говорить о нем снова не раз подумаешь о том, будет ли это кому-то интересно. Скука, когда говорят на избитую тему, у слушателя может возникнуть вполне естественно, поэтому и нерешительность, у того, кто о прощении собирается заговорить вновь, вполне обоснована. Но с другой стороны если о насущной теме молчать долго, то ущерб такое молчание нам может нанести не малый. Среди нас, вероятно, всегда найдутся те, кому обид в повседневной жизни наносят столько, что борясь с искушением осудить обидчика они начинают уставать от такой битвы и потихоньку сдаются. Им необходимо, поэтому ободрение, могущее вдохновить их продолжать прощать дальше. Среди христиан есть и те, кто, напротив, с обидами встречается редко, настолько редко, что потихоньку начинают «терять форму», забывая что нужно делать, однажды встретившись с обидчиком. Таким нужно напоминание, которое поможет им быть готовыми к любой несправедливости со стороны ближнего. Кроме того, у народа Божьего происходит регулярный прирост – Господь прилагает к церкви спасаемых, которые о многом, пока, могли и не слышать, и которые, вполне возможно, не успели ничего узнать о прощении. Всем, кто относит себя к одной из этих трех категорий, а также тем, кто слушать одно и тоже не устает, посвящена эта небольшая проповедь.
Итак, прощение. Нужда в этом акте доброй воли возникает потому, что люди не умеют или не хотят иметь между собой хорошие отношения. Одних эгоизм заставляет нанести своему ближнему ущерб, другим невнимательность стала поводом к обиде товарища. Случаев может быть весьма много, но Библия не разбирает их по степеням или мотивам. На любой случай, когда кто-то несправедлив к другому, она дает один единственный универсальный ответ: если тебя обидели, тебе следует простить своего обидчика.
Вот послание к Ефесянам. В нем о прощении говорится так: «…будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4:32). Здесь нас учат прощать так, как делает это Бог. А Бог прощает людей тоже независимо от того, насколько велики их грехи. Иисус прощал и «маленьких» грешников и таких, от которых общество давно отвернулось, как от безнадежных к исправлению. На кресте Иисус простил, например, разбойника, и это не смотря на то, что раскаялся тот только перед самой своей смертью. Иисус показал нам пример, чтобы прощали и мы не зависимо от того, насколько человек перед нами грешен.
В Библии вообще нет ни одного упоминания о том, что в каких то случаях нам позволяется не прощать нашего обидчика. Это значит, что нет в Слове Божьем подтверждения тому мнению, что если перед тобой кто-то виновен очень сильно, то можно о прощении и забыть вовсе. Случается такое среди нас верующих, что кому-то намекают простить человека несправедливо с ним обошедшегося, но потерпевший собрат начинает оправдываться тем, что обида ему нанесенная, на самом деле, очень серьезная. Он думает, что в его случае заповедь о прощении не имеет силы из-за величины нанесенной ему несправедливости, но где же подтверждение этому он сможет найти в Библии? Такого подтверждения нет в Библии, а потому его позиция – это позиция неразумия. Как может кто-то утверждать, что строит свои убеждения на Библии, в то же время не имея своему поведению в ней подтверждения?
В Евангелии от Марка нам также сказано: «когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого» (Мк.11:25). Иисус учит нас, что прощать нужно то, что может быть поводом к обиде на кого-то. И здесь нет ни слова о том, какая это может быть обида, маленькая или большая. Говорится просто и без условий: любую обиду, которую на кого-то имеем должны оставить. Может быть об исключениях сказано в других местах Библии? Может быть. Но попробуй желающий поискать их, сможет ли найти хотя бы одно? Если бы исключения могли иметь место, то, вероятно, кто-то из христиан новозаветного времени (из тех кто служит сегодня для нас авторитетом) могли ими воспользоваться. Но и таких примеров мы в Библии не встречаем. Наоборот, мы видим, как они прощали даже тогда, когда им наносили серьезный урон, порой, даже отнимая жизнь.
Дьякон иерусалимской церкви Стефан нес людям добро, он говорил им правду, которая могла сделать их счастливыми, но за эту правду был на смерть закидан камнями. У Стефана были все основания разгневаться на неблагодарных своих слушателей, пускающих теперь в него булыжники. Он мог бы обрушиться на них с бранными словами, но вместо этого прощал. И не только прощал сам, но просил и Бога, чтобы Тот простил им этот грех: «преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего» (Деяния 7:60).
Сам Иисус поступил также, когда умирал на кресте. Изнывая от мук перед злобно настроенной толпой, Он молил о них Отца Небесного: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лука23:34). Ни подтверждение ли это тому, что независимо от того, какую обиду тебе причиняют, нужно прощать обидчику?
Особенно неприятно бывает тому, кто готов прощать другого, когда этот другой виноватым оказывается не единожды. И что же делать если человек, которого мы то и дело прощаем, снова и снова в отношении нас согрешает? Вы хотите знать как ответить на этот вопрос? Вспомните тот универсальный ответ, который дает нам Библия: «Если тебя обидели, тебе следует простить своего обидчика». Скажете: здесь ничего не сказано о том, что прощать нужно одного и того же человека постоянно? Вы правы, но сформулированный нами ответ можно подкорректировать. Он может выглядеть так: «Если тебя обидели, или даже один и тот же человек оказывается перед тобой виноватым постоянно, прощай обидчика, снова и снова». Мы не по собственному произволу поступим, если изменим ответ, который получили из Библии в начале нашего рассуждения, эта корректировка также основана на Библии. В Евангелии от Матфея рассказывается, что и Петра когда-то интересовал рассматриваемый нами вопрос: «Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Матфей 18:22,23).
Какой же ответ получил Петр? Ему сказано, что прощать он должен без ограничений. Кто-то, правда, может указать, что Иисус все–таки установил предел, назвав цифру «седмижды семьдесят» т.е. 490. Но это не предел, а условная цифра, в данном случае означающая отсутствие ограничений в прощении. Цифра семь – это символ полноты, которую Иисус теперь умножил еще на семьдесят раз, укрепляя этим необходимость прощения без ограничений. В другом Евангелии (от Луки) Иисус дает это понять ясно, говоря: «если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему» (Лук.17:4).Другими словами, сколько раз совершил против тебя брат, столько и следует его простить. Так Иисус учил своих Апостолов, то же самое Он сказал бы и нам, спроси мы Его об этом.
И пусть неприятно, что кто-то обиды наносит нам часто, неприятные вещи нам тоже поручено переносить. Иисус поручил делать это, заботясь о спотыкающихся людях, которым просто недостает мудрости, чтобы не огорчить нас, или не умеющих совладать с собой, из-за своей слабости. Он любит их и потому хочет, чтобы мы их прощали. Забота нашего Господа заключается и в том, что этим Он хочет сохранить между нами и нашими ближними драгоценный мир. Прощая кающегося собрата, мы восстанавливаем добрые между нами взаимоотношения. А если делать это нам очень неприятно, то подумаем о том, что и сами мы оказываемся перед Богом виноватыми часто. По сколько раз в день согрешаем мы перед Ним в своих мыслях, словах, делах и поступках? Если бы не установил Он принцип «сколько раз перед тобой согрешат столько прощай» то и нас Ему не надлежало бы прощать столько. На что нам тогда было б надеяться, в нашем желании быть спасенными? Будем же прощать без ограничений обидчикам, следуя примеру нашего Господа!
Теперь о самом, пожалуй, неприятном. Есть люди, которые виноватыми перед нами оказываются не из-за недостатка мудрости и не из слабости, а просто потому, что им это выгодно. Они, зная, что мы всегда готовы простить их, злоупотребляют нашим прощением. Что же делать в таких случаях? Для начала не падать духом. А затем подумаем о том, не можем ли мы ошибиться в том, что кто-то, действительно злоупотребляет нашим прощением? Ведь нам не дано читать чужие мысли. Но случись, даже, что мы окажемся правы дает ли нам это позволение держать на человека обиду? Где уверенность, что нам разрешено в этом случае не прощать обидчику. Напротив, молитва Иисуса о прощении распявших Его, увещание молиться за обижающих (Матф.5:44), а также призыв не воздавать злом за зло(1Петра 3:9), говорят о том, что прощать нужно в любом случае. Не наше дело что у человека на сердце и не в наших правах думать о том, как наказать его за его злодеяние. Не прощение тоже есть, своего рода, наказание, но наказание – это дело Господа, которое Он нам не доверил.
В наших отношениях с ближними нам предписано следующее: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12:18). Если же это не получается, то не стоит отвечать на это обидой. На худой конец мы можем избегать по возможности встречи с кем-то, если знаем, что большинство из таких встреч служат поводом к злодеяниям с его стороны. Мы можем также не оказывать больше доверия тому, кто доверие это использует в корыстных целях, но отказывать в прощении, нам не позволено. Еще мы можем отказаться от дальнейшего сотрудничества, если именно во время такого сотрудничества нас, например, обманывают, оскорбляют, или ведут по отношению к нам нагло, но отказывать в прощении мы опять же не можем.
В Ев. Матфея 18:15-17 говорится о том, как сохранить драгоценный мир между собратьями. Для этого при необходимости нужно применять обличение. И если это не помогает, то можно отказаться от общения с ним. Но и здесь нигде не сказано, что после этого можно начать на него обижаться, а значит не стоит этого делать не в коем случае.
А теперь следующий вопрос, который наверняка интересует не мало христианин: Что делать, если человек не просит прощения? Обязательно ли нам прощать в этом случае? Для ищущего повод хотя бы иногда освободиться от необходимости прощать, теперь, небось, заблещет надежда. А рассматривая отрывок из Евангелия Луки 17:3,4 таковой станет, быть может, предвкушать ликование, думая: «наконец-то повод найден!» Если вместо любви к ближнему кто-то ищет лазейку, он может пробить ее в этом тексте. Здесь и вправду, кажется, сказано, что прощать необходимо в том лишь случае, когда согрешающий просит прощения, ведь Иисус неоднократно здесь повторяет слова: «если покается, прости ему», «если…семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему». Но подумаем вот о чем. Иисус здесь все-таки не сказал что делать, если брат не покается. Основная цель этого увещания Иисуса заключалась не в том, чтобы объяснить надо ли прощать брата, когда он не просит прощения, а в том, чтобы мы исправляли его, обличая в грехе.
Сам Иисус прощал распявших Его и смеющихся над Ним, в то время как они и не думали просить у Него прощения. Этот Его пример отвечает на наш вопрос лучше, чем отрывок из Евангелия Луки17главы. Если мы – последователи Христа, давайте следовать Его примеру.
Быть может кто-то прощать просто патологически не хочет. Что же мы должны ответить ему? «Не хочешь – не надо», - вот и весь, пожалуй, ответ. Только кому такой человек сделает хуже? Не себе ли? Конечно себе. Для убедительности напомню рассказанную Христом, и записанную в Ев. Матфея 18:22-35 историю, которую Иисус закончил так: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (35ст.). Бог не прощает того, кто не прощает своих ближних.
Если ты просто не можешь справиться с навязчивыми мыслями заставляющими тебя осудить своего ближнего, то борись, мой брат, и Бог тебе непременно поможет, но если ты просто не хочешь этого делать из-за своего упрямства, то берегись! Нет ничего хуже, чем противиться воле Господней. Все упрямцы когда ни будь поймут это, и плохо для тех, которые постигнут это слишком поздно. Сегодня я призываю тебя, дорогой друг, никогда не отвергать голос Божий призывающий прощать своего ближнего также, как сам Бог это делает. Прощай других, и сам будешь всегда прощен Богом!
Возможно о прощении ты, читатель, уже слышал много. И если тебе не открылось теперь ничего нового, не огорчайся тому, что потерял время на прочтение этого наставления. Повторение – мать учения, как говорят в народе. Ради такого повторения мы и заговорили о прощении снова.
Олег Шорсткин,
Россия, Самарская обл., г. Тольятти
Служение пастора в одной из церквей ЕХБ г. Тольятти. Издаю газету (www.doposle.ru). сайт автора:Газета
Прочитано 22866 раз. Голосов 3. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Слава Богу за тебя! Аллилуя!!!!!!!!! Комментарий автора: Слава Богу за Вас.
Бахром Узаков
2002-01-16 07:23:58
Очень хорошая проповедь, то чего не хватает многим верующим Комментарий автора: Благослови вас Бог.
Усманова Лолита
2004-10-19 05:52:12
Cпасибо Вам за напоминание о человеческом отношении к друг другу,в круговороте нашей жизни иногда забываешь об этом,но Бог всегда в моём сердце. Комментарий автора: Спасибо за отзыв.
Не забывайте в круговороте жизни о том, чему учил Иисус.
Самоукова Екатерина
2005-05-26 07:29:06
Понравилось, много восклицательных знаков Комментарий автора: Благодарю, много восклицательных знаков...
Александр
2005-09-21 11:09:37
Обычное мудроствование на основе лжи. Чхал я на веру жидов, пусть они в свой абсурд верят! Комментарий автора: Без комментариев...
Просто прощаю вам вашу клевету и советую покаяться в ней.
Паша
2006-12-19 04:20:54
А вы знаете, почему тема "о прощении" скучная? Потому, что большинство проповедников рассматривает ее односторонне, клеймя и добивая обиженных и не порицая поступки обидчиков. Скажите, много ли вы знаете людей, которым обидчик искренне, нелицемерно сказал "каюсь", и не был прощен? Я за пол века знаю тысячи людей, но таких сразу и не вспомнишь, таких единицы в моей памяти, даже среди неверующих. И еще: огромная разница- простить, даже без сомненья простить и побеждать любовью соседа- атеиста (прости их, ИБО не знают, что делают), и простить без "каюсь", т. е. на мой взгляд просто развращать брата или сестру, ведающих, что творят. Итог для нежелающих каяться должен стать печальным - он (она) станет "как язычник и мытарь". Ведь это проза жизни, учения самого Иисуса, а значит ТОЛЬКО это реальность. Думаю, нужно больше проповедовать для создающих ситуации с непрощением, для создающих соблазн непрощения гордых обидчиков, не желающих каяться. В первую очередь нужно учиться посильней любить ближнего и поменьше обижать, во вторую учиться переломать свою гордыню, покаяться, и последнее, как следствие-прощать . Комментарий автора: Не заметил, чтобы тема о прощении была скучная.
Надеюсь, не отношусь к тому "большинству проповедников, которые клеймят и добивают обиженных".
Что касается обидчиков. По-моему в любой проповеди нужно придерживаться темы: в теме о прощении нужно говорить о прощении, в теме про обличение - об обличении.
Будет время - отредактирую одну из своих проповедей об обличении и тоже выложу.
Паша
2006-12-24 00:19:25
Любовь-ненависть, радость-печаль, обида-прощение, добро-зло, свет-тьма и т.д. Удалите одно слово из любой пары. А о скучности темы "о прощении"- так это вы сказали в начале произведения... Да благословит вас Господь! Комментарий автора: Дело не в скучности темы вообще, а в ее заезженности. Любой, кто берется говорить на эту тему, может услышать в ответ: "Ну вот опять..., слышали уже не раз..., все про это знаем..." и т.д. Но говорить все равно нужно, по причине... которую называл.
Анюта
2007-02-11 18:47:31
Ну нету такого греха - обидеться. Не выявлено на просторах Писания. Пара слов об обидчиках - это есть. В Римлянам 1.30, там, где излагается "психопрофиль" грешника, обидчики находятся между богоненавистниками и самохвалами, фарисей из притчи обидчиков помещает на достойное место, между грабителями и прелюбодеями, Закхей собирался возместить убыток тем, кого обидел, в 4-хкратном размере. Идем дальше: если кого-то обидел, лучше воздержаться от жертвоприношения ( Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.). Комментарий автора: "На просторах Писания" есть увещания о прощении. Некоторые тексты на эту тему в проповеди приведены.
Ирина Копылова
2007-12-06 19:55:07
Большое спасибо за вашу статью.Многое стало понятно.И бесконечно жаль тех, кто не считает нужным просить прощение.Да благословит вас Господь. Комментарий автора: Благодарю, Ирина
коротенко юрий
2010-02-11 05:40:24
спасибо!тема очень важная и хотя много слышим о прощении,она одна из главных,т.к наше прощение и Божье взаимосвязаны. Комментарий автора: аминь
ГАНЧУК АЛЛА
2010-04-15 09:41:29
эта тема никогда не перестанет быть актуальной.я вашу статью отправила человеку в германию.ему 70 лет.и он поехал в армению.что бы простить своему другу обиду которую тот ему нанес 30 лет тому назад. слава ГОСПОДУ. Комментарий автора: Слава Богу, что тот человек и сам понимает, что прощать необходимо. Но лишнее напоминание не помешает, конечно же.
СВЕТЛАНА
2011-04-24 16:57:23
Я ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСНА С ПАШЕЙ! 99% проповедей о том как грешно обижаться...И 1% проповедей о том как ГРЕШНО ОБИЖАТЬ! Вот поэтому у нас в церквях и обижают, и соблазняют, и клевещут! И при этом обидчики не очень-то переживают, ведь учат: все надо покрывать любовью! Так что - не покроешь мои злые дела любовью, - ты же и наипервейший грешник! И какое мне дело, что у тебя там сердце болит... Комментарий автора: Не спешите соглашаться с Пашей.
Потому что проповедей о прощении далеко не 99%. Лично я их слышу не больше, чем проповедей о том, как грешно обижать.
К тому же проповедь о "грешно обижать" не услышат неверующие, а ведь большой процент обид исходит от них. И в этом случае христианину нужно знать, что ему делать. Оглянитесь, мы живем по большей части среди неверующих.
Федор
2011-08-26 10:14:11
Всю неделю больные искушали (я работаю врачом). Я им стараюсь помочь, а они в ответ как буд-то издеваются. Сегодня утром я уже был на пределе, решил больше не терпеть. Я ведь тоже могу! Статья попалась очень своевременно, все в этом мире неслучайно! Комментарий автора: Спасибо за отзыв.
Вот, прочитал и подумал: как бы я поступил на вашем месте? По правде говоря, я ничем от вас в этом смылсе не отличаюсь. Тоже дохожу до предела, когда меня кто-нибудь долго искушает. Особенно нелегко, когда искушают на твою попытку делать хорошее. Слава Богу, порой приходит такая мысль: главное - угодить Богу, даже если этого никто не оценит. Бог оценит. Оценит, когда я творю добро, когда прощаю обидчиков, когда смиряюсь и выгляжу перед людьми человеком, который типа не может за себя постоять. Только жаль, что эти правильные мысли приходят не всегда вовремя, а уже после того, как набедакуришь.
Благослови вас Бог.
Сергей
2012-11-29 16:42:17
Действительно, за 21 год веры в Бога слышал в трех собраниях примерно 50 замечательно талантливых проповедей о прощении обидчиков. При этом не удалось услышать ни одной простенькой проповеди с призывом не обижать братьев или сестер по вере. Показательно, что главными проповедниками обязательности прощения были как раз те, кто больше всех и самым явным образом унижал и обижал других.Очевидно, что, чем больше было-бы проповедей к сердцам обидчиков, тем меньше была-бы потребность в проповедях с призывом к прощению.По другому получается иезуитство. Комментарий автора: Ну что же, если вы установили некую закономерность, наверное, можете записать и меня в список тех, кто " больше всех и самым явным образом унижал и обижал других". Но тогда уж, видимо, и автора Послания к Ефесянам нужно приобщить к нашей иезуитской компании.
Только умоляю, не дойдите до такого богохульства, чтобы в том же заподозрить Иисуса, проповедующего прощение до седмижды семидесяти раз в сутки.
Что же касается проповеди о необижании братьев или сестер по вере, то сами понимаете, их жизнь не ограничивается стенами дома молитвы. После богослужения они отправляются туда где работают или учатся, в семьи, в которых есть неверующие. Там они будут делить свое пространство с людьми, которые не слышали и не желают слышать проповедей о ненанесении обид ближнему. Так что, согласитесь, те 50 проповедей о прощении будут для верующих очень даже кстати.
Ксеня Дамбаева
2012-12-07 11:44:09
Здравствуйте! Спасибо большое за вашу статью, я нашла её полезной для себя, но не нашла ответа на один вопрос, который я так хочу найти. Ответьте пожалуйста, что в Библии говорится о прощении САМОЙ СЕБЯ и есть ли там строки о том, что мы ПРЕЖДЕ ВСЕГО должны простить САМИХ СЕБЯ?
Заранее огромное спасибо! И - очень жду ответа. Комментарий автора: Ксения, я не помню, чтобы в Библии говорилось "о прощении ПРЕЖДЕ ВСЕГО САМИХ СЕБЯ". Об уверенности в прощении Божьем - это есть, а вот о прощении себя - это ведь даже странно звучит, согласитесь. Если я перед собой виноват, так ведь это я и есть. По моему, это такой же абсурд, как подарить самому себе сто рублей. В смысле, как я могу их подарить себе, если они и так мои?
"Простить себя" - это какая-то игровая фраза психологов. А психологи - люди, конечно, талантливые (особенно талантливые психологи), но увы, одного таланта мало. Нужно еще и границу правильно устанавливать между истиной Божьей и человеческими умопостроениями. В общем, прощение самого себя, наверное, помогает кому-то на душевном уровне, но выдавать эту фразу за истину Божью явно не стоит.