«Плохо, когда рост политической активности опережает нравственный рост. В обществе сплошного безбожия, помноженного на невежество "средней тяжести", политическая активность – весьма разрушительная сила!»
(Из сентенций неизвестных авторов)
Анализируя те или иные аспекты российской действительности, мы часто скатываемся в кювет какой-нибудь частности и прочно в нем застреваем. Однако гораздо лучше, на наш взгляд, потратить время и бумагу на что-то более важное, существенное. Например, на осмысление того, почему демократия так трудно приживается на здешней почве. И либеральная экономика – тоже.
Сама по себе демократия – всего-навсего глиняный колосс. Как они рассыпаются, мы видели не раз. Железным же его делает… Об этом – в самой первой главке.
В качестве «затравки» для раздумий предлагаем читателю этакий образный подход. Представив общественное устройство в виде материального строения.
Здание общественного устройства имеет, как и натуральное здание, фундамент, этажи, чердак и крышу. А также разного рода резнину, лепнину, коньки, пристрои, флигели. Чертеж-схему можно сколь угодно усложнять, но мы упростим до минимума. Дабы формы не мешали содержанию, как это чаще всего бывает.
ФУНДАМЕНТ
Говорить или писать о фундаменте здания общественного устройства – дело опасное и часто неблагодарное. Тем не менее, постараемся как можно короче обозначить сие понятие. Фундамент – это духовно-нравственный менталитет общества. Менталитет, в свою очередь, основывается на вере (не путать с религией – содержание с формой). Это уже – глубинная часть, подошва фундамента. Если вы произошли от обезьяны, не продолжайте читать эту публикацию! Зря время потратите.
Если же вы созданы, стало быть, Кем-то и зачем-то, то пойдем дальше.
Современная (и не очень) цивилизация может похвастаться тремя типами общественного фундамента, ею опробованными. Обозначения пусть будут условными.
1) Восточный деспотический. Самый древний. В основе его лежит язычество, в том числе такая примитивная разновидность последнего как атеизм и такая изощренная как конфуцианство. За всем благолепием форм, если с конфуцианства содрать всю чешую, останется довольно простая суть: я – мандарин, ты – ...! (Узнаете?) Ментальность восточного варианта основана на постулате: личная власть – превыше всего. Одной из форм восточного деспотизма, пожалуй, наиболее лукавой, является система управления и промывания мозгов, построенная в период ленинско-сталинско-хрущевско-брежневской диктатуры номенклатуриата в большой северо-восточной стране и странах-вассалах.
2) Православно-монархический (западноевропейский вариант – католико-монархический). И католицизм, и православие – это адаптация по воле сильных мира сего Библии и ее кульминации – учения Христа – к мирскому сознанию с целью обслуживания интересов существовавшей там и сям авторитарной власти. В какой-то степени можно понять марксистов, называвших такую церковь «служанкой самодержавия». Женой, можно сказать помягче. А религию – «опиумом для народа». Насчет религии сказано очень верно, если не путать последнюю с верой.
Напомним также, что в свое время католическая инквизиция жгла на костре тех, у кого находили Библию, поскольку иметь и читать Священное Писание дозволялось лишь высшим чинам церковной иерархии. А российский Синод до второй половины XIX века не разрешал издавать Писание на современном русском языке – только на мало кому понятном старославянском.
Данный тип фундамента несет в себе черты одновременно восточного и западного.
И, наконец, 3) реформато-христианский тип фундамента. Не люблю слово «протестанты» – чем-то оно смахивает на залузганное в СССР «диссиденты». Хотя, по политической сути, в католической Европе эпохи Возрождения («возрождения» чего? античного язычества? первоапостольского христианства? того и другого?) последователи Джона Кальвина, Мартина Лютера, Яна Гуса являлись инакомыслящими. Сами же реформаты, держа в руке Священное Писание, считают с его точки зрения себя как раз какнадомыслящими. За что власть предержащие инакомыслящие их жгли, резали и т.п. Но, несмотря на репрессии, дело христиан-реформатов все более набирало обороты. Часть из них, гонимых, в XVIII веке принялась осваивать североамериканские земли, куда не успела ступить нога католиков-конкистадоров.
Разумеется, туда поехала и всякого рода криминальная нечисть, бежавшая – кто от закона, кто от собственной совести. Без хлама не бывает в этом мире. Но не бандиты из ковбойско-индейских фильмов Голливуда и киностудии DEFA образовали духовно-нравственный фундамент первого в мире устойчиво демократического государства с либеральной экономикой, а христиане-реформаты. И дальше все у них строилось снизу. Вашингтонова Конституция лишь увенчала длительный процесс. Которая, как писал Джон Адамс, «создавалась в расчете на высоконравственную, верующую нацию. Никакой другой нации она бы не подошла».
Это он, конечно, загнул насчет «никакой другой». Американцы – не единственная нация, чей менталитет в значительной мере основан на христианских доктринах. Другое дело, что процент истинных христиан в США, по многим оценкам, самый высокий в мире. И результат, как говорится, налицо. Пропорция между этим самым «процентом» и степенью процветания страны вполне прямая. Ибо не зря сказано: «Узнаете их по плодам их». И еще: «Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицом Твоим».
Мы не стали выделять в отдельные типы мусульманскую и иудейскую ментальности. Поскольку исторически так сложилось, что еврейская нация несет в своей духовно-нравственной составляющей черты как демократического (3), так и монархического (2) типов, а мусульманские народы имеют все три выделенных нами типа фундамента. Какой где преобладает – зависит от нации, от режима. А может, режим зависит от национального менталитета. Скорее всего, здесь, как и во многом другом, имеет место диалектическая взаимозаменяемость причины со следствием.
ВИДИМОЕ НАД ПОВЕРХНОСТЬЮ
Вряд ли хоть один разумный человек добровольно согласится взять в качестве личной духовно-идейной установки философскую теорию, согласно которой фундаментом (у авторов и сторонников марксизма употребляется для такого случая термин «базис») общественного устройства является экономика. Если согласится, стало быть, этот гомо не есть сапиенс. Либо ему это выгодно почему-то. То есть в таком случае имеет место вздор либо злой умысел. То и другое представляет собой альтернативу здравому смыслу. Фундамент – это то, что скрыто под поверхностью земли, а потому не видно оку бездуховному.
А что же экономика? Первый этаж? Опять не верно. Без четкого соблюдения правил игры – законов и норм – ни о какой экономике речи быть не может. То, что мы все еще имеем сегодня в России, экономикой может называть лишь носитель вздора либо злого умысла.
Экономика – это второй этаж нормального здания общественного устройства. (Нормального – значит угодного Творцу.)
Хотите поспорить об аксиомах? А зачем? Ведь сказано же: «Узнаете их по плодам их»!
Первый же этаж – законоисполнительная система, каковая у нас зовется «третьей» властью, хотя должна быть на деле первой. Да хоть бы третьей была, лишь бы самостоятельной. У нас же судьи и руководители органов милиции назначаются, как и раньше, сверху вниз по ведомственной вертикали, правда, судьи и министр внутренних дел – с формальным утверждением законодателями. А избирателя тут как будто и не существует. Риторический вопрос: перед кем подотчетны наши шерифы и судьи? Где тут разделение властей? О том, кто и как финансирует суды во многих регионах страны, вообще говорить противно.
Правила игры разрабатываются на чердаке, где варится вся политическая и законодательная разноблюдица, и вывешиваются на крыше для всеобщего обозрения и ознакомления. А соблюдаться должны на всех этажах нормального (идеального) здания. И неукоснительное их соблюдение всеми без исключения обеспечивается на первом этаже.
Но такой дом строится на камне. Ибо весь проект – от фундамента до крыши – изготовлен одним Проектировщиком. Здание же под названием «СССР» было построено... нет, даже не на песке. На болоте. Если вас поставить вниз головой на зыбкую болотную кочку, что нужно, чтобы вы какое-то время оставались в таком положении? Правильно, чтобы кто-то за ноги держал. Но этот кто-то разве может иметь добрые намерения?
Вот и плюхнулся рано или поздно и утонул в болоте советский строй. Булькнул и исчез мгновенно. Впрочем, три дня в масштабе истории – это даже не мгновение... Ладно, хоть население за собой не утянул. Ибо не было на то воли Создателя.
С ПОТОЛКА МЫ СТРОИМ ДОМ
Помните, наверное, такое стихотворение С. Маршака: «Что ни делает дурак, все он делает не так – начинает не сначала, а кончает как попало. С потолка он строит дом, носит воду решетом...» и т.д. Да, здание мы начали строить в конце 80-х - начале 90-х по правильным чертежам, но сверху. Вначале появились коньки на крыше – с фамилиями и прочими паспортными и анкетными данными. Потом – сама крыша с чердаком. Все это верхнее хозяйство, дрожа от страха, сделали выборным по всем правилам мировой цивилизации.
Затем стали строить второй этаж. Нашли Егора Тимуровича, дали ему в руки инструмент и сказали: «Ты у нас самый умный в экономике, вот и строй!» А поскольку вместо первого – несколько трухлявых опор, меж которыми криминальный сквозняк гуляет, то при каждом ударе гайдаровского топора или молотка все здание – ходуном, готовое рухнуть...
ФУНДАМЕНТ ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ САМ
«Отсюда – вывод», как в той рекламной байке...
Что же касается того, что мы назвали «фундаментом», то он как общественное состояние складывается из множества личностных фундаментов. С другой стороны (от диалектики никуда не денешься!), формирование духовно-нравственных струнок гражданина сильно зависит от того, в каком виде и на каком уровне сия музыка звучит во всем обществе. Как показывает исторический опыт, если людям не мешать в получении всесторонней информации, фундамент сей естественным путем складывается у людей, у нации тот что надо.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности