Угур
Тильман Нежати
3 первых христианских мученика турецкой Церкви
Письмо к Вселенской Церкви от Церкви города Смирны
Дорогие друзья,
Прошлая неделя была полна большим
количеством горя. Многие из Вас услышали к настоящему времени о нашей огромной потере
здесь, которая случилась в Малатье, (турецкая область в 300 милях к
северо-востоку от Антиохи) городе,
где учеников начали называть христианами (Деян. 11:26).
В среду утром, 18 апреля 2007, 46-летний
немецкий миссионер и отец трех Тильман Геске приготовился идти в офис, поцеловав
жену, и попрощавшись с сыном, как оказалось, до момента их встречи в вечности и
сказав: “До свидания! Я люблю вас”.
Тильман арендовал место офиса у
издательства Зирве, где он готовил примечания к новой турецкой Библии для
обучения. Зирве был также офисом Евангельской Церкви города Малатья. Служа церкви,
Зирве печатает и распространяет христианскую литературу в Малатье и в соседних
городах Восточной Турции.
В другой части города, 35-летний Пастор
Нежати Айдын, отец двух детей, сказал до свидания жене, также уезжая в офис. С
утра они изучали Библию и просили в молитве, чтобы приходили новые люди на
изучение Библии. Угур Йюксель также с утра собрался на изучение Библии.
Ни один из этих трех мужчин не знал, что
ждало их на изучении Библии, это должно было быть испытанием их веры, которое
закончится их входом во славу Божью, чтобы получить корону праведности от
Христа и честь от всех святых, ждущих их в присутствии Бога.
На другом конце города десять молодых
людей, возраст которых менее 20 лет, приняли последнее решение для испытания
веры христиан, переживая любовь к Аллаху и ненависть к неверующим и чувствуя
угрозу исламу.
На Пасхальном служении в воскресенье,
пятеро из этих парней были на евангелизационном служении, которое Пастор Нежати
и его помощники устроили в зале заседаний гостиницы в городе. Парни были
известны христианам как "ищущие". Никто не знает то, что случилось в
сердцах тех парней, когда они слушали Евангелие. Они были тронуты Святым Духом?
Они были обличены в грехе? Они слышали Евангелие в глубине души? Сегодня мы
только имеем начало истории.
Эти молодые люди, один из которых - сын
мэра в Области Малатьи, другой же его племянник, являются частью «тариката»,
или группы “преданных сторонников” в Исламе. Членство в тарикате весьма
уважаемо здесь; это походит на членство в братстве. Фактически, считается, что
никто не может войти в высшие слои общества и власти без членства в тарикате.
Эти молодые люди все жили в общежитии, принадлежащем все тому же тарикату,
подготавливаясь к университетским вступительным экзаменам.
Молодые люди взяли оружие, большие ножи,
веревки и полотенца, готовые к их заключительному акту служения Аллаху. Они
знали, что будет много крови. Придя в момент изучения Библии, около 10 часов
утра, очевидно изучение Библии началось.
После того, как Нежати прочитал главу из
Библии, нападение началось. Парни привязали руки и ноги Угура,
Нежати и Тилмана к стульям и
снимая все на камеру своих мобильных телефонов, они мучили наших братьев почти три
часа*
[Детали пытки *
Тильману нанесли 156 ударов ножом, Нежати 99 раз, ударов же на теле Угура было слишком много, чтобы можно были их сосчитать. Парни
потрошили их внутренности и резали кишки перед их глазами. Они были
кастрированы и заставляли смотреть, как парни режут на куски те части тела,
которые были отрезаны. Пальцы были обрублены, их носы и рты, и задние проходы полностью
разрезаны. Наверное, самым худшим для христиан было наблюдать
как их братья мучимы. Наконец, их горла были разрезаны от уха
до уха головы, фактически обезглавлены.]
Люди по соседству с издательством сказали
позже, что они слышали вопли, но предположили, у владельцев возникли внутренние
споры, таким образом они не отреагировали.
Тем временем, другой верующий Гёкхан и
его жена неторопливо проводили утро. Они спали до 10, съели завтрак, и, наконец,
около 12:30 Гёкхан и его жена пришли в офис. Дверь была заперта изнутри, и он
не смог открыть своим ключом. Он позвонил на мобильный и, хотя слышал гудок, не
слышал телефон, звонящий внутри офиса. Он набрал номера мобильных телефонов других
братьев, и, наконец, Угур ответил на звонок: “Мы не в офисе. Поезжайте на
встречу в гостинице. Мы приедем туда,” сказал он тихим
голосом. Пока Угур говорил, Гёкхан услышал на заднем
вопли и странные рычащие звуки.
Он позвонил в полицию, и самый близкий из
полицейских прибыл приблизительно через пять минут. Он, постучав в двери,
крикнул “Полиция, откройте!” Поначалу полицейский думал, что это была обычная
небольшая ссора. Но потом он услышал вопли и булькающий стон. Полицейский понял,
что внутри творится что-то серьезное и, приготовив спуск своего пистолета,
стрельнул несколько раз в дверь. Один из нападающих открыл дверь для
полицейскому, который войдя внутрь увидел ужасную
сцену.
Тильман и Нежати были изрезаны,
фактически обезглавлены с шеями, разрезанными от уха до уха. Горло Угура было аналогично сильно порезано, и он был едва жив.
Трое нападавших бросили оружие перед полицейским.
Тем временем Гёкхан услышал громкие вопли
на улице. Кто -то упал с третьего этажа офиса. Сбежав
вниз, он нашел человека на улице, который был, как он позже узнал, Эмре Гюнайдын. У него была
обширная травма головы и он странно рычал.
Пробуя спуститься вниз по водосточной
трубе, чтобы убежать, Эмре потерял равновесие и упал
вниз. Судя по всему, он был главным лидером нападавших.
Другой нападающий был найден, скрываясь на балконе нижнего этажа.
Чтобы понять эти события нам необходимо
вернуться на шесть лет назад. В апреле 2001 года, Совет Национальной
безопасности Турции (Милли Гювенлик Курулу) начал рассматривать евангельских христиан как
угрозу национальной безопасности Турции, в равной степени Аль-Каиде
или террористической группе ПKK (курдской рабочей партии).
Утверждения, сделанные в прессе политическими лидерами, комментаторами и журналистами,
были наполнены ненавистью против миссионеров, которые,
как они утверждают, давали взятки молодым людям, чтобы те поменяли религию.
После этого постановления в 2001,
начались гонения и угрозы на церкви, пасторов и христиан. Покладывание
бомб, физические нападения, устные и письменные угрозы - только некоторые из
способов, которыми пытались запугать христиан. Самый
существенный же использование пропаганды СМИ.
С декабря 2005, после длинной дискуссии относительно
угрозы христианства, жена бывшего Премьер-министра Эджевита,
историк Ильбер Ортайлы, профессор
Хасан Юнсал, политический деятель Ахмет
Тан и писатель-пропагандист Айтунч Алтындал, каждый начал кампанию в своей сфере, чтобы привлечь
внимание общественности к вырисовывающейся угрозе христиан, которые стремились
“купить их детские души”. Скрытые камеры устанавливались в церквях и снимали
церковную службу и затем использовали этот «сенсационный» материал, чтобы развить
чувство опасности опасение и антагонизм к христианству.
В переданном по телевидению ответе
чиновника из Анкары, Министр внутренних дел Турции с ухмылкой, когда говорил о
нападении на наших братьев. Среди общественного протеста против этого события в
пользу свободы религии и мысли, СМИ и чиновники все же подводят итог, давая
послание такого рода: “Мы надеемся, что Вы получили хороший урок. Мы не хотим здесь христиан.”
Судя по всему,
это было организованным нападением, руководимым неизвестным матерым лидером тариката. Как и убийство
Хранта Динка в
январе 2007, и католического священника Андреа Санторо в феврале 2006, молодежь используется, чтобы осуществлять убийства по религиозным
мотивам, потому
что общественная симпатия к молодежи сильна, и правосудие к ним более благосклонно,
чем к взрослым, обвиняемым в том же самом
преступлении. Даже родители этих детей поддерживают их действия. Мать 16-летнего мальчика,
который убил католического
священника Андреа Санторо, смотрела на камеры, в то время, как ее сын шел в тюрьму и сказала, “он будет служить Аллаху.”
Молодые
люди, участвовавшие в расправе в настоящее время находятся в заключении. Сегодня новости
сообщили, что их будут судить как террористов, таким образом их возраст не будет влиять на
строгость наказания. Один из нападавших, Эмре Гунайдын
находится все еще в интенсивной терапии. Криминальный отдел полиции считает, что
очень важно, чтобы он остался в живых, иначе в случае его смерти, все концы,
связанные с этим преступлением, будут потеряны.
Турецкая церковь
ответила как подобает истинным ученикам Иисуса: сотни христиан и множество пасторов прибывали с такой скоростью, как они
могли, чтобы поддержать маленькую церковь Малатьи, и ободрить христиан, решить юридические проблемы, и представлять христиан в СМИ.
Когда
Сузанна Геске (жена Тильмана) выразила желание похоронить ее мужа в
Малатье, губернатор
пробовал остановить это; понял же, что он не может это остановить, был распространен слух, что “это грех рыть могилу для христианина.”
В конце концов, с мужеством, которое необходимо
записать в анналы христианской истории, мужчины из церкви в Адане (около Тарса), привезли лопаты
и вырыли могилу для их убитого брата
на заброшенном армянском кладбище, которому свыше 100 лет.
Угур был похоронен его семьей по мусульманским традициям
течения Алеви в
его родном городе Элазыг, его верующая невеста,
наблюдала издалека
как семья ее жениха, которая отказалась от него из-за веры, ради которой он умер,
хоронила его по традициям, от которых он отказался.
Похороны
Нежати прошли в его родном городе Измир,
город, где он стал
христианином.
Темнота не понимает свет. Хотя церкви сказали, что они прощают за это событие, но до сих пор есть
предубеждение, что христианам нельзя доверять. Прежде, чем верущие загрузили гроб на самолет в Малатье, гроб прошел две проверки через рентген, чтобы удостовериться, что он не был загружен взрывчатыми
веществами. Это не обычная процедура для мусульманских гробов.
Похороны
Нежати было прекрасным
событием (см. фото ниже).
Как
проблеск с небес,
тысячи турецких христиан и иностранных миссионеров приехали, чтобы показать их любовь к
Христу, выражая честь этому человеку, выбранному, чтобы умереть для Христа.
Жена Некати Шемса провозгласила мир, сказав: “Его смерть имела огромное значение, потому что он умер для
Христа, и он жил для Христа …, Нежати был подарком от Бога. Я чувствую себя избранной, потому что он был в моей жизни, я
чувствую себя коронуемой с честью. Я хочу быть достойным этой чести.”
(Похороны Нежати)
Верующие смело приняли эту точку зрения
на похоронах Нежати, оказываясь перед риском быть замеченными публично и
аналогично стать новой целью террористов. Как и ожидалось, антитеррористическая
полиция сопровождала и делала видеосъемку каждого посетившего похороны для их архива.
Церемония похорон проходила в баптистской церкви района Буджа, и он был
похоронен на маленьком христианском кладбище в предместьях Измира.
Два помощника губернатора Измира там
торжественно наблюдали это событие с первых рядов. Множество агентств СМИ были
там, сопровождая репортажи живыми новостями и фотографиями. Кто знает воздействие эти похороны возымели на тех, которые
наблюдали? Это - начало их истории также. Молитесь за них.
В интервью, которое потом вышло на первых
полосах самых больших газетах Турции, Сузанна Геске в
телевизионном интервью выражала ее прощение. Она не хотела мести, она сказала
репортерам: “О Бог, прости им, поскольку они не знают то, что они делают,” она сказала, искренне соглашаясь со словами Христа на
Голгофе (Лук 23:34).
В стране, где проливание
крови ради кровной мести столь же нормальна как дыхание, было очень много
сообщений относительно церкви так как этот комментарий
Сузанны Геске сделал переворот. Один журналист написал
по поводу ее комментария: “сказала Она в одном предложении то, что никогда не
могли сделать 1000 миссионеров в течение 1000 лет.”
Миссионерам в Малатье
скорее всего придется уехать, поскольку их семьи и дети стали публично
идентифицированными как цели по отношению к враждебному городу. Оставшиеся 10 верующих скрываются. Что случится с этой
церковью, этим светом в темноте? Скорее всего, она уйдет в подполье. Молитесь о мудрости, чтобы турецкие братья из
других городов пришли, чтобы вести церковь, оставшуюся без лидерства. Разве
мы не должны быть заинтересованы в этом большом городе Малатье, городе, который
не знает что творит? (Ион. 4:11),
Когда пастор Фикрет
Бёджек пошел с одним братом, чтобы дать показания Управлению
Безопасности в понедельник, они были сопровождены в Отдел по брьбе с терроризмом. На стене была огромная диаграмма,
покрывающая целую стену, перечисляющую все крайние террористические ячейки в
Измире. В одной заметной колонке были перечислены все евангельские церкви в
Измире.
Пожалуйста молитесь за церкви в Турции. “Не молитесь против
преследования, молитесь за стойкость,” убеждает пастор Фикрет Бёджек.
Церковь потеряла своих лучших братьев; чтобы
были плоды в наших жизнях, возобновленная вера, острое желание распространять Евангелие,
и чтобы подавить больше темноты в Малатье… оно того стоит. Молитесь, чтобы мы стояли с дерзновением против внешней оппозиции и
особенно молитесь, чтобы мы стояли неумолимо против внутреннего греха, нашей
истинной изнурительной слабостью.
Мы знаем точно, что Иисус Христос был там, когда наши братья отдавали свои жизни за Него. Он был там, когда Стефан был побиваем
камнями в присутствии Савла из Тарса.
Когда-нибудь
видео этих сметрельных пыток наших братьев может октрыть нам больше о силе, которую Христос дал им, чтобы
вынести свой последний
крест, о мире, который Дух Бога давал им, чтобы пострадать за их возлюбленного Спасителя. Но мы
знаем, что Он не оставлял их. Мы знаем, что их разумы были полны Священного Писания, усиливающего их,
чтобы вынести пытки,
поскольку темнота пыталась подчинить Свет непокоряемого Евангелия. Мы знаем, что они
каким-то способом,
которым они были в состоянии, взглядом или словом, поощряли друг друга, чтобы выстоять до конца. Мы знаем, что они были уверены, что скоро будут со Христом.
Мы
не знаем всех деталей. Мы не знаем наксколько
суровым будет наказание. Но мы молимся - и убедительно просим Вас молиться - чтобы когда-нибудь, по крайней мере, один из тех пяти парней
пришли в веру из-за свидетельства
в смерти Тильмана Геске, который дал свою жизнь как миссионер его возлюбленным
туркам, и свидетельству в смерти Нежати Айдина и Угура Юкселя, первых мучеников за Христа своременной турецкой Церкви.
Репортаж
подготовлен Дарлин Бёджек, Протестанская церковь г. Измир.
|