В наше время слово блаженный приобрело искаженное, неверное понимание. Люди понимают его как юродивый или придурковато-счастливый, человек не очень вменяемый, счастливый, но по-своему.
Одно из толкований, данное в словаре Ожегова и Шведовой гласит: «Не совсем нормальный [первонач. юродивый] (разг.)» Другая формулировка более точна: «В высшей степени счастливый. Блаженное состояние. Б. миг. Блажен, кто верует (афоризм)». Энциклопедический словарь дает следующее объяснение слова блаженный: «1) в католической церкви лица, после их смерти объявленные римским папой "богоугодными". Почитание блаженных (в отличие от святых) имеет лишь местное значение...2) В Русской православной церкви блаженные - юродивые и некоторые святые». В других словарях слово блаженный трактуется как счастливый.
Цель данной работы: краткий обзор значения слова «блаженный» в свете Святого Писания.
В Писании слово блаженный упоминается более 70 раз, как в Ветхом так и в Новом Заветах, примерно в одинаковом соотношении. Практически во всех случаях употребления этого слова имеется в виду состояние человека или его положение по отношению к человеку (3 Цар.10:8 – Царица Савская говорит Соломону, что блаженны люди, предстоящие перед ним и слушающие мудрость его) или Богу (например Пс.33:9 «блажен человек, который уповает на Него»).
Более подробно употребление слова блаженный можно разделить на следующие пункты:
1. Блаженство в отношении между человеком и Богом.
Втор.33:29 - блажен Израиль, народ, хранимый Господом.
Иов 5:17 – блажен человек, которого вразумляет Бог. (НАКАЗАНИЕ)
Пс.64:5 – блажен кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих.
Пс.111:2 – Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его.
Пс.143:16 – Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.
Рим.4:8 – Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
Отк.19:9 – блаженны званные на брачную вечерю Агнца.
2. Блаженство в отношениях между людьми
3 Цар 10:8 – царица Савская
Пс.105:4 – блаженны хранящие суд и творящие правду
Прит.14:21 Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.
Пс.40:2 Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь.
3. Блаженство как состояние сердца человеческого проявляющееся через его дела.
Пс.1:1 – Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
Пс.118:1-Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем.
Матф.5:3 - Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Матф.5:4 - Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Матф.5:5 - Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Матф.5:6-Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Матф.5:7 - Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Матф.5:8 - Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
1Пет.3:14 - Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь.
1Пет.4:14 - Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.
Рассмотрим заповеди блаженства, данные нам Христом, и записанные в Евангелии от Матфея.
Иисус произносил эти слова не на греческом, а на арамейском языке, своего рода разговорном варианте древнееврейского языка того времени. В арамейском и в древнееврейском есть очень похожее выражение, которое представляет собой восклицание со значением "О блаженство... (далее следует существительное в родительном падеже)". Это выражение (ашере на древнееврейском) типично для Ветхого Завета. Так, например, первый псалом начинается на древнееврейском языке так: "О блаженство человека, который не ходит на совет нечестивых". Вот в такой форме Иисус впервые говорил о блаженстве. Его слова - это не просто утверждение, это - восклицание: "О блаженство нищих духом!" И это крайне важно, потому что из этого следует, что блаженства не благочестивые надежды на то, что будет; не блестящие, не туманные пророчества некого будущего счастья; это - поздравление христиан с тем, что у них уже есть.
Слово блаженны, употребленное во всех блаженствах - особое слово. В греческом это макариос; слово, которым характеризуются прежде всего боги. Христианству присуща Божественная радость.
Значение слова макариос становится понятным из следующего примера. Древние греки всегда называли остров Кипр хе макария (то есть, прилагательное макариос в женском роде), что значит Остров счастливый. Греки считали, что Кипр - такой прекрасный, богатый и плодородный остров, что человеку незачем покидать его, чтобы узнать счастливую жизнь. На этом острове был замечательный климат, цветы, фрукты, деревья, минералы и природные ископаемые. Словом макариос часто характеризуют затаенную радость, радость безмятежную, интимную, на которую не оказывают никакого влияния все перипетии жизни.
В этом мире люди не ходящие со Христом то же могут иметь радость, но их радость временна и непостоянна. Болезнь, нарушение планов, проигрыш, в конце концов обычная смена погоды – все это может отнять радость у людей и повергнуть в уныние или раздраженное состояние. Христианину Бог дает особую благодать – такое блаженство, такую внутреннюю радость, счастливое спокойствие, которую не может отнять ничто в этом мире даже смерть. Тем более следует отметить, что слово блаженный упоминается в Писании и тогда когда для людей мира сего быть счастливым просто – безумие. Например: Лук.6:22 «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого». Или 1Пет.3:14 – «Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь».
Мы можем быть блаженными даже в гонениях и страданиях! Стефан, когда до смерти был забиваем камнями был блажен. Он видел Иисуса. Мир Христа и Его блаженство наполняли сердце Стефана, и он молился за своих убийц.
Подводя итог, скажем следующее.
Мы, христиане, призваны Богом к блаженству. Мы должны жить так, что бы хранить суд и творить правду, быть милосердными к бедным. Господь должен быть нашим Богом, мы должны крепко любить Его заповеди, быть готовыми и открытыми для Его вразумления. Мы должны переносить оскорбления и ненависть этого мира, и быть готовыми страдать за истину. И тогда мы будем блаженными в нашем действовании. И тогда, по Своей милости, Господь сподобит нас быть теми блаженными, которые званы на брачную вечерю Агнца. И тогда мы услышим долгожданный голос, голос который будет нежнее любого елея и слаще капель сота: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».
АМИНЬ.
Комментарий автора: Попытка лучшего осмысления заповедей блаженства. Личные размышления для Церкви.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Дорогой Евгений! Спасибо за хорошую проповедь. Ждём от тебя дальнейших твоих работ. Спасибо.
Geruton
2007-05-02 14:20:03
Иногда совершенно не чувствуешь счастья, а так хочеться, чтобы уже здесь было блаженство!
Дарья
2007-05-02 14:21:20
Вы не могли продолжить это исследование? Как жить и всегда быть спокойной? Комментарий автора: Дарья, исследование пока продолджить не могу, опыта жизни у меня маловато, да и с Господом я не в таких отношениях как ап. Павел, но могу вам сказать, что ВСЕГДА быть спокойной скорее всего не получиться. На небе с Богом - да, здесь нет.
Таков этот мир, всегда есть страхи и беспокойства, Иисус в Гесиманском саду тоже боялся и скорбел. Даже Он был искушен во всем кроме греха. Надейтесь постоянно на Бога, ОН вас сохранит и проведет через беспокойства, потом как в той притче оглянетесь назад, а на песке только один след - Его, вас Он нес на руках. С Богом!
Тим
2007-05-02 14:22:12
Жить и не печалиться! Все заботы возложить на Бога!
Евгений Иконников
2007-05-03 18:08:14
Дарья, жить на земле и не бояться, не возможно, так устроен мир. Даже Христос в Гефсиманском саду боялся, тем более мы... Он вас пронесет на руках, но страх будет, оглянетесь потом назад - на песке будет только один след Его. С БОГОМ.
Дарья
2007-05-05 07:37:12
Приходится иногда нам грустить и иметь разочарование... Но Бог поддержит Своих!
Спасибо за искренность и честность, спасибо за то, что не рисуетесь, а откровенны! Да благословит вас Бог и будьте блажженны и вы и ваша семья!
Сергей Рулев
2007-05-06 12:55:48
Встреча с Богом всегда несёт самую блаженную радость! Наше счастье не зависит от обстоятельств! Оно только во Христе! Спасибо за статью! Удачи!
Себастьян Рур
2007-05-07 08:31:01
Евгений, Вам следует более ярко и подробно пояснять свои выводы по теме.
Примите это как совет и не обижайтесь!
Попробуйте написать что-то ещё! Вы составляете интересные проповеди. Но Вам надо их сделать более живыми! Спасибо за старание!
тёска
2007-09-29 11:53:17
мне было интересно узнать подробнее значение блаженства.спасибо.а в проповедях хотелось больше слышать о практическом применении, жизнь с Богом даем глубокую внутреннюю радость и мир-больше позитивного.Мою жизнь духовно очень обогатили проповеди и книги Charles F.Stanley .советую.с Богом .
Татьяна Морозова
2008-04-16 07:06:28
Спасибо за информацию! Наконец-то ы нашла хоть что-то стоящее про блаженных.
Александр
2009-07-30 21:34:25
Вот текст на древнеарамейском: Tūveychūn l'meskenzi b'rūch, который переводится как "блаженны нищие духом". Переводим дословно: Tūveychūn - блаженны. l'- отрицание, то чего нет. Meskenzi - домашний очаг, укрытие, то, где человек дома, защищен; таже - сохранение обета. Т.е. l'meskenzi - те, кто не защищены. rūch - дух. То есть - Блаженны те, кто не может (или не хочет) укрыть душу, у кого души вечные странники, не связанные домом (имуществом). Перевели же шаблонно - "нет дома" значит "нищие" и все тут. :(
Крик души : Молитва о ''немощных в вере'' - Сергей Сгибнев К сожалению сегодня христиане разбрелись подобно овцам, каждый по своим деноминациям... Хочет ли этого Иисус? Не болит ли Его сердце, когда Он взирает на наши неуклюжие попытки "отстоять правоту"? Чью? Иисус Сам сказал о Себе, - Я есть путь, и истина, и жизнь! Молюсь за воссоединение Тела Христова в Его любви и в Его Истине!!!