В наше время слово блаженный приобрело искаженное, неверное понимание. Люди понимают его как юродивый или придурковато-счастливый, человек не очень вменяемый, счастливый, но по-своему.
Одно из толкований, данное в словаре Ожегова и Шведовой гласит: «Не совсем нормальный [первонач. юродивый] (разг.)» Другая формулировка более точна: «В высшей степени счастливый. Блаженное состояние. Б. миг. Блажен, кто верует (афоризм)». Энциклопедический словарь дает следующее объяснение слова блаженный: «1) в католической церкви лица, после их смерти объявленные римским папой "богоугодными". Почитание блаженных (в отличие от святых) имеет лишь местное значение...2) В Русской православной церкви блаженные - юродивые и некоторые святые». В других словарях слово блаженный трактуется как счастливый.
Цель данной работы: краткий обзор значения слова «блаженный» в свете Святого Писания.
В Писании слово блаженный упоминается более 70 раз, как в Ветхом так и в Новом Заветах, примерно в одинаковом соотношении. Практически во всех случаях употребления этого слова имеется в виду состояние человека или его положение по отношению к человеку (3 Цар.10:8 – Царица Савская говорит Соломону, что блаженны люди, предстоящие перед ним и слушающие мудрость его) или Богу (например Пс.33:9 «блажен человек, который уповает на Него»).
Более подробно употребление слова блаженный можно разделить на следующие пункты:
1. Блаженство в отношении между человеком и Богом.
Втор.33:29 - блажен Израиль, народ, хранимый Господом.
Иов 5:17 – блажен человек, которого вразумляет Бог. (НАКАЗАНИЕ)
Пс.64:5 – блажен кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих.
Пс.111:2 – Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его.
Пс.143:16 – Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.
Рим.4:8 – Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
Отк.19:9 – блаженны званные на брачную вечерю Агнца.
2. Блаженство в отношениях между людьми
3 Цар 10:8 – царица Савская
Пс.105:4 – блаженны хранящие суд и творящие правду
Прит.14:21 Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.
Пс.40:2 Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь.
3. Блаженство как состояние сердца человеческого проявляющееся через его дела.
Пс.1:1 – Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
Пс.118:1-Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем.
Матф.5:3 - Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Матф.5:4 - Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Матф.5:5 - Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Матф.5:6-Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Матф.5:7 - Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Матф.5:8 - Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
1Пет.3:14 - Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь.
1Пет.4:14 - Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.
Рассмотрим заповеди блаженства, данные нам Христом, и записанные в Евангелии от Матфея.
Иисус произносил эти слова не на греческом, а на арамейском языке, своего рода разговорном варианте древнееврейского языка того времени. В арамейском и в древнееврейском есть очень похожее выражение, которое представляет собой восклицание со значением "О блаженство... (далее следует существительное в родительном падеже)". Это выражение (ашере на древнееврейском) типично для Ветхого Завета. Так, например, первый псалом начинается на древнееврейском языке так: "О блаженство человека, который не ходит на совет нечестивых". Вот в такой форме Иисус впервые говорил о блаженстве. Его слова - это не просто утверждение, это - восклицание: "О блаженство нищих духом!" И это крайне важно, потому что из этого следует, что блаженства не благочестивые надежды на то, что будет; не блестящие, не туманные пророчества некого будущего счастья; это - поздравление христиан с тем, что у них уже есть.
Слово блаженны, употребленное во всех блаженствах - особое слово. В греческом это макариос; слово, которым характеризуются прежде всего боги. Христианству присуща Божественная радость.
Значение слова макариос становится понятным из следующего примера. Древние греки всегда называли остров Кипр хе макария (то есть, прилагательное макариос в женском роде), что значит Остров счастливый. Греки считали, что Кипр - такой прекрасный, богатый и плодородный остров, что человеку незачем покидать его, чтобы узнать счастливую жизнь. На этом острове был замечательный климат, цветы, фрукты, деревья, минералы и природные ископаемые. Словом макариос часто характеризуют затаенную радость, радость безмятежную, интимную, на которую не оказывают никакого влияния все перипетии жизни.
В этом мире люди не ходящие со Христом то же могут иметь радость, но их радость временна и непостоянна. Болезнь, нарушение планов, проигрыш, в конце концов обычная смена погоды – все это может отнять радость у людей и повергнуть в уныние или раздраженное состояние. Христианину Бог дает особую благодать – такое блаженство, такую внутреннюю радость, счастливое спокойствие, которую не может отнять ничто в этом мире даже смерть. Тем более следует отметить, что слово блаженный упоминается в Писании и тогда когда для людей мира сего быть счастливым просто – безумие. Например: Лук.6:22 «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого». Или 1Пет.3:14 – «Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь».
Мы можем быть блаженными даже в гонениях и страданиях! Стефан, когда до смерти был забиваем камнями был блажен. Он видел Иисуса. Мир Христа и Его блаженство наполняли сердце Стефана, и он молился за своих убийц.
Подводя итог, скажем следующее.
Мы, христиане, призваны Богом к блаженству. Мы должны жить так, что бы хранить суд и творить правду, быть милосердными к бедным. Господь должен быть нашим Богом, мы должны крепко любить Его заповеди, быть готовыми и открытыми для Его вразумления. Мы должны переносить оскорбления и ненависть этого мира, и быть готовыми страдать за истину. И тогда мы будем блаженными в нашем действовании. И тогда, по Своей милости, Господь сподобит нас быть теми блаженными, которые званы на брачную вечерю Агнца. И тогда мы услышим долгожданный голос, голос который будет нежнее любого елея и слаще капель сота: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».
АМИНЬ.
Комментарий автора: Попытка лучшего осмысления заповедей блаженства. Личные размышления для Церкви.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Дорогой Евгений! Спасибо за хорошую проповедь. Ждём от тебя дальнейших твоих работ. Спасибо.
Geruton
2007-05-02 14:20:03
Иногда совершенно не чувствуешь счастья, а так хочеться, чтобы уже здесь было блаженство!
Дарья
2007-05-02 14:21:20
Вы не могли продолжить это исследование? Как жить и всегда быть спокойной? Комментарий автора: Дарья, исследование пока продолджить не могу, опыта жизни у меня маловато, да и с Господом я не в таких отношениях как ап. Павел, но могу вам сказать, что ВСЕГДА быть спокойной скорее всего не получиться. На небе с Богом - да, здесь нет.
Таков этот мир, всегда есть страхи и беспокойства, Иисус в Гесиманском саду тоже боялся и скорбел. Даже Он был искушен во всем кроме греха. Надейтесь постоянно на Бога, ОН вас сохранит и проведет через беспокойства, потом как в той притче оглянетесь назад, а на песке только один след - Его, вас Он нес на руках. С Богом!
Тим
2007-05-02 14:22:12
Жить и не печалиться! Все заботы возложить на Бога!
Евгений Иконников
2007-05-03 18:08:14
Дарья, жить на земле и не бояться, не возможно, так устроен мир. Даже Христос в Гефсиманском саду боялся, тем более мы... Он вас пронесет на руках, но страх будет, оглянетесь потом назад - на песке будет только один след Его. С БОГОМ.
Дарья
2007-05-05 07:37:12
Приходится иногда нам грустить и иметь разочарование... Но Бог поддержит Своих!
Спасибо за искренность и честность, спасибо за то, что не рисуетесь, а откровенны! Да благословит вас Бог и будьте блажженны и вы и ваша семья!
Сергей Рулев
2007-05-06 12:55:48
Встреча с Богом всегда несёт самую блаженную радость! Наше счастье не зависит от обстоятельств! Оно только во Христе! Спасибо за статью! Удачи!
Себастьян Рур
2007-05-07 08:31:01
Евгений, Вам следует более ярко и подробно пояснять свои выводы по теме.
Примите это как совет и не обижайтесь!
Попробуйте написать что-то ещё! Вы составляете интересные проповеди. Но Вам надо их сделать более живыми! Спасибо за старание!
тёска
2007-09-29 11:53:17
мне было интересно узнать подробнее значение блаженства.спасибо.а в проповедях хотелось больше слышать о практическом применении, жизнь с Богом даем глубокую внутреннюю радость и мир-больше позитивного.Мою жизнь духовно очень обогатили проповеди и книги Charles F.Stanley .советую.с Богом .
Татьяна Морозова
2008-04-16 07:06:28
Спасибо за информацию! Наконец-то ы нашла хоть что-то стоящее про блаженных.
Александр
2009-07-30 21:34:25
Вот текст на древнеарамейском: Tūveychūn l'meskenzi b'rūch, который переводится как "блаженны нищие духом". Переводим дословно: Tūveychūn - блаженны. l'- отрицание, то чего нет. Meskenzi - домашний очаг, укрытие, то, где человек дома, защищен; таже - сохранение обета. Т.е. l'meskenzi - те, кто не защищены. rūch - дух. То есть - Блаженны те, кто не может (или не хочет) укрыть душу, у кого души вечные странники, не связанные домом (имуществом). Перевели же шаблонно - "нет дома" значит "нищие" и все тут. :(