Всякий, кто хоть однажды побывал в Испании, не может не удивляться, насколько эта стремительно меняющаяся европейская страна богата своими культурно-историческими памятниками. "Священные камни Европы" (выражение Достоевского), здесь встречаются не реже, чем в Италии. Что ни город, то музей под открытым небом. Финикийцы, греки, римляне, германские племена, арабы - кто только не приходил завоевывать этот кельто-иберский край! - все они оставили на Пиренеях свой след, более или менее заметный.
Самый заметный след в истории страны оставило христианство. Еще и сегодня, в постхристианскую эпоху, Испания считается оплотом католичества в Европе. Практикующих католиков здесь гораздо больше, чем, скажем, в Италии или Австрии. Поспорить в этом отношении с Испанией могут разве что Португалия да Мальта. До 20 процентов подданных испанского короля являются практикующими католиками, то есть ходят в храм не только на Рождество и Пасху, но гораздо чаще. Для дехристианизированной Европы это очень даже неплохо. Ведь для того, чтобы оставаться сегодня практикующим католиком, уже не годятся, как это было здесь совсем недавно, политические или экономические мотивировки. Только религиозная, нон-конформисткая мотивация оставляет в наш неспокойный XXI век верующих испанцев католиками. Религиозные процессии Страстной седмицы (la Semana Santa) для многих, очень многих остаются чем-то гораздо большим, нежели ежегодные театрализованные шествия для привлечения зевающих туристов. Даже среди столичных католиков у меня есть друзья, искренне и с большим религиозным воодушевлением участвующие в этих торжествах. А что сказать о глубинке?
Православная традиция на этом фоне кажется порой для испанцев чужеземной экзотикой. Если в соседней Франции, стране победившего атеизма, православие широко представлено уже лет полтораста (то же самое можно сказать о Германии), то в Испании еще четверть века назад православных еще и духу не было. Это обуславливалось не только общей изолированностью страны, но и ее отсталостью в законодательном, экономическом и культурно-политическом плане.
Первый православный приход появился в 70-е годы, почти сразу после смерти Франко. Основанный русскими эмигрантами, приход еще в те годы оказался в подчинении Константинопольского патриарха, его неизменным настоятелем является грек, протоиерей Димитрий. Греческий приход пользуется покровительством Ее величества королевы Софии, гречанки по национальности.
В конце 80-х рухнула берлинская стена, и на просторы удивленной Европы ринулись толпы обезумевших от пещерного восточноевропейского "капитализма" эмигрантов. Испания и Португалия, остававшиеся почти весь XX век закрытыми для эмиграции, широко распахнули двери для всех желающих здесь пожить и потрудиться. А солнечные песчаные берега полуострова наполнились лопающимися от жира и самодовольства восточноевропейскими "капиталистами". На рубеже веков в Испании возникают приходы Румынской, Болгарской, Русской Православных Церквей. Толерантные законы новой, секулярной Испании позволяют их без труда открывать и регистрировать. Борьба происходит только на юридическом фронте - немало попотеешь в борьбе со ставшей уже притчей во языцех местной бюрократической машиной.
Испанцы, почти ничего не знавшие о православии раньше, сегодня живо им интересуются. Кого-то влечет красота и таинственность древних византийских обрядов, кого-то культурно-этнографический интерес, а у кого-то (есть, к счастью, и такие) желание узнать о православии, возникшем так внезапно на испанском монорелигиозном ландшафте, обосновано живым религиозным интересом. Таковые часто ищут для себя ответ на вопрос - чем же все-таки обусловлено наше многовековое разделение? Почему когда-то единая Церковь разделилась на две половины и вот уже почти тысячу лет (с 1054 года) никак не может соединиться?
На эту тему написаны горы церковно-исторических книг. Еще больше - церковно-полемических. Но современному человеку, неверующему европейцу, смотрящему на Христианскую Церковь со стороны, не понятно - зачем разделяться православным, протестантам и католикам? Все внутренние проблемы исторического христианства кажутся ему какой-то казуистикой, каким-то бесконечно-нудным оцеживанием комара. Вот и мы же сегодня - проведем аналогию - не можем взять в толк, зачем было коммунистам в России разделяться на большевиков и меньшевиков. Зачем разделяться христианам, ведь верят они в одного и того же Христа? Имея один и тот же источник веры - Библию, зачем враждовать? Церковь, по учению всех христиан - не организация, а живое Тело Христово, глава которого - Христос. Невозможно ведь разделить единое живое Тело!
В такой постановке вопроса есть свой, очень большой резон. Христиане не могут отмахиваться от этого вопроса. В эпоху постмодернизма, тотальной дехристианизации и паганизации Европы, когда колеблются все опоры человеческого существования, именно христиане призваны ответить, и ответить веско на вызовы нашего времени. Это возможно сделать только в единстве. Никуда не денешься, нам всем - православным, католикам, протестантам - надо отвечать на эти вызовы времени, на эти вопрошания растерянного современного человека, погибающего от индивидуализма, эгоизма, разделившего его со всеми. Такой человек, если он становится на путь духовного поиска, не может видеть Церкви разделенной в самой себе. Он не пойдет туда, где внутреннее разделение. Это самое разделение может оказаться для него преградой, заграждающей дорогу к вечности, к спасению. Итак, перед лицом современного, не верующего, но ищущего и желающего веровать человека, какой ответ дадим сегодня мы, христиане?
До 1054 года Церковь была единой, неразделенной. Культурные различия греков и римлян между собой не могли разрушить этого единства. Различное осмысление тех или иных мест Священного Писания, догматов, канонов также не нарушали братского единства. Политические амбиции, жажда власти - вот что разделило Церковь Христову. Мало уже показалось христианам того, что глава Церкви - сам Христос, захотелось иметь земного, видимого главу. На западе сказали - это римский папа, на востоке - нет, это византийский император. И единая до середины XI века Православно-Католическая Церковь раскололась. Общая река христианства разделилась на два русла. Это тысячелетнее разделение внутри Церкви, спровоцированное когда-то папистскими на западе и цезаропапистскими на востоке искажениями учения о церковной власти, век от века лишь усугублялось. И сегодня мы смотрим друг на друга и порой за многовековой исторической шелухой обрядов и традиций не можем увидеть ядро нашего единства. Укутанные в старые средневековые представления и обычаи, живущие в своем уютном "интеллектуальном гетто" (митрополит Кирилл Гундяев) готовы ли мы, христиане XXI века выйти из этого состояния? Готовы ли сбросить средневековое наваждение и из самой глубины нашей общехристианской традиции ответить на вопросы современного человека?
Если сегодня христиане Европы не объединят усилия в поисках своего утерянного когда-то единства, европейский человек не получит ответов на свои "проклятые вопросы" (Л. Шестов). И тогда дегуманизированная Европа оскотинится окончательно. А все, что касается Европы в целом, касается и Испании, ее кровной и неотъемлемой части.
Иеромонах Арсений (Соколов),
Мадрид,
Пасха Христова, 2003 г.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
мы в нашей помнсьтной евангельской церкви молимся о единомыслии верующих в Христа и поэтому нас радуют такие статьи! Спасибо! God bless
Роман
2005-03-02 10:35:03
Интересная статья. Вижу что многих проблема разделений в Церквях беспокоит, вот и я написал статью на эту тему http://foryou.kherson.ua/slovo.2637.html правда мой взгляд уже из России..
Олег Зуев
2006-02-07 06:46:12
Во многом с вами согласен. Более чем св.Августин сказать трудно:"В главном - единство, во второстепенном - свобода, во всём - любовь!"
Владимир
2006-11-19 03:18:43
Боюсь что амбиции и пр. разделившие церковь в прошлом никуда не делись в настоящем.А за единство надо платить большую цену. И это зависит далеко не от рядовых христиан.
Володя
2007-12-05 09:12:42
Очень хорошая и актуальная статья касающаяся всех времён, тем более нынешних. Когда христиане в борьбе за "покрывало праведности" забывают свою прямую обязанность перед Богом и людьми проповедовать покаяние и веру в Иисуса во спасение. Не в заумных теологических формулах, а в простоте, в которой доносил Христос до своих слушателей. Ведь цель одна - жизнь человека. И не нужно забывать кто стоит за кулисами разделений - человеко - убийца от начала сатана, дъявол. Это он внёс в чистое Евангельское учение через тщеславных людей ереси, и "божественные откровения" которые внесли и вносят разделения. Подражая Господу, когда Тот смешал языки при постройке башни..
Господних всем благословений!
Сергей
2008-03-09 14:07:44
Скажите, вы верите в то, что написано ниже?
1. Верую во единого Бога, Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, единородного, от Отца рождённого прежде всех времён, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворённого, единосущного Отцу, Которым всё стало.
3. Ради нас, людей, и для нашего спасения сошедшего с Небес, и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечившегося.
4. И распятого за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребённого.
5. И воскресшего (т.е. восставшего) в третий день, по Писанию.
6. И восшедшего (т.е. вознёсшегося) на Небеса, и воссевшего одесную (т. е. в силе и славе) Отца.
7. И снова грядущего во Славе, дабы судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца.
8. И в Духа Святого, Господа, животворящего, от Отца исходящего, со Отцом и Сыном равно поклоняемого и славимого, говорившего через пророков.
9. Во Единую Святую, Вселенскую (или: кафолическую, соборную) и Апостольскую Церковь.
10. Признаю одно Крещение, для прощения грехов.
11. Ожидаю воскресения мёртвых, и жизни будущего века (т.е. мира).
Аминь.
Верите? Тогда вы - Христианин! И не просто Христианин, но Христианин, право- (правильно, праведно)славящий Господа!
Так чего же мы делим, Православные Христиане??
Евгений
2009-06-10 21:28:40
Отличная статья!! И правда,как часто нам-многим верующим,из-за различия в деноминациях сложно бывает даже просто подружиться.Как предвзятое отношение к человеку может появиться только уже потому,что он верующий,но из не совсем твоей церкви. (хотя все мы верим в Триединого Живого Бога) Господь да поможет нам пребывать в общении,к какой бы деноминации мы не относились...
Поэзия : Доколе смоковницы ветвь... - Ирина Иванченко смоковницы распустили свои почки,
и виноградные лозы,расцветая, издают
благовоние. Встань, возлюбленная моя,
прекрасная моя, выйди!
Голубица моя в ущелье скалы под
кровом утеса! Покажи мне лице твое,
дай мне услышать голос твой, потому
что голос твой сладок и лице твое
приятно. (Песн.2:13-14)
Свидетельство : Рик Джойнер - Наталия Минаева по материалам: morningstarministries.org
перевод: Пнина Геносар
уважительная просьба не писать комментарии и мнения, если вы не согласны с чем-то, это ваш выбор