Читая «Голем» Майнринка, я испытала шок: один из героев - Аарон Вассертрум продал свою жену в публичный дом, когда убедился, что горячо её любит.
Майнринк с его невыносимой честностью, напоминающей скальпель, вторгся в те области, о которых бояться даже задумываться.
Мучения Вассертрума - это не очередной гнусный поступок тайного миллионера- ростовщика. Его страх перед новым, очищающим чувством; его панический отказ от открывающейся глубины; его нежелание утратить свободу, пусть и земную, иллюзорную - всё это настолько узнаваемо в человеческой природе, в каждом из нас, что порождает ощущение едва ли не безысходности.
Майнринк указывает на то, что Аарон- еврей, а жена его христианка. Она обладает чем-то бесценным, преображающим, тем, к чему стремится любая душа.
Тем, чего лишён даже праведник Шемайя Гиллель, противостоящий злодеяниям Вассертрума.
Имя праведника отражает спор двух иудейских мудрецов. Суть его в трактовке первой фразы Библии: «Берешит бара Элоким эт hа - шамаим вэ-эт hа-арец», широко известной в русском переводе, как « В начале Бог сотворил Небо и Землю».
Для Шемайи буквы слагаются в «Бара ше итбара» сотворил, чтобы не претворится. Сначала делается Престол, а мир лишь скамейка для ног.
Смысл Творения по Гиллелю (Берешит бара) в том, что проявление Бога в мире соответствует строящемуся на земле дому.
Христос снял напряжение с этой, казалось бы, неразрешимой проблемы, сведя всепримиряющей любовью две дуги от Неба к Земле и от Земли к Небу в одну точку.
Вассертрум, привыкший к всесилью денег, лжи и страсти, оказался повержен беззащитной женщиной. Женщиной- христианкой.
Ведь «любовь от Бога есть и Бог любовь есть». (1 Ин 4, 7-8).
Как же можно вместить в одно слово и высочайший сакральный смысл и человеческую жажду удовлетворения, часто низкую и помрачающую ум?
Само слово «любовь» пришло в русский язык из Санскрита.
Lubait- на священном языке значило- всепоглощающее желание.
Природа слова, таинственным образом сопрягая идеальное и материальное, обладает энергией.
Человек, имеющий дар речи, способен сообразно своему пониманию смысла слова освобождать, заложенную в нём силу, и направлять её или на достижение мирской временной выгоды, или на служение Горнему.
Вассертрум отказался от неземной, просветляющий любви, из-за любви к богатству, дающему ему власть и наслаждение, он боялся утратить мнимую свободу, полагая, что свобода- это отсутствие зависимости и ограничений.
Сын Вассертрума Харусек, ужасаясь падением отца, вскрыл вены на его могиле, возвращая ненавистную кровь родителю…
Он не нашёл иного выхода греховной человеческой крови.
Но для христиан уже нет этой безысходности.
Наша жизнь имеет опору в иной подлинной Любви.
Любви, возникающей от осознания и принятия Первой Заповеди.
Человек получил свободу не для временных побед, а для пребывания в Вечности.
Важно, что Майнринк, искавший истину среди разнообразных религиозных течений, оккультных источников писал:
«И может быть, это пророческая руна, которую до сих пор никто не сумел разгадать: в витринах магазинов города висит одна картинка - придорожное Распятие где-то в Вогезах, на нём выстрелами отбита вся древесина и только Сын Человеческий остался невредим?»
Этот вопрос, казалось бы неразрешимый, на самом деле и ответ, выражающий конечное торжество христианской любви.
Григорьева Лада,
С-Петербург Россия
Мне 37 лет.
Живу в С-Петербурге.
По образованию филолог.
Люблю деревню, землю.
Люблю ощаться с детьми. e-mail автора:ludabashko@gmail.com