Вчера Игорь, двадцатитрехлетний парень, работающий сторожем на старательском подсобном участке, отправился на охоту. Обычно охотники в этот период года добывают зверя с помощью петель – длинных удавок из проволоки, которые устанавливают на звериные тропы. Охотиться с помощью этих приспособлений намного легче, чем бродить по лесу и выслеживать зверя с оружием в руках, но Игорь предпочитал петлям винтовку с оптикой.
И выйдя в тайгу, в случайно им избранном направлении и пробравшись через колючий кустарник, парень почти сразу наткнулся на лежки диких косуль. По всей видимости, животные снялись с места совсем недавно, но что их заставило покинуть облюбованное лежбище, было для Игоря некоторой загадкой. Ведь косуля, существо осторожное – ночью оно кормится, а днем спит где-нибудь в чаще леса, так что спугнуть добычу охотника мог только зверь или что-то иное.
Игорь пошел по следам стада – лежек он насчитал шесть, косули шли кучно, не разделяясь, и чем дальше он следовал за ними, тем свежее были следы. Игорь искал свою жертву осторожно, на открытых пространствах смотрел в оптику, изучая впереди лежащую местность. Внезапно, цепочка следов изменилась, с шага косули перешли на трехметровые прыжки. «Что же они так неожиданно? – подумал охотник, но уже через пять минут, понял, почему поведение животных так резко изменилось.
Небо стало темным и каким-то далеким, налетел резкий ветер, посыпал хлопьями снег. Игорь обернулся и быстро побежал назад, по протоптанной им тропе, но снег шел так плотно, что через некоторое время парень не видел перед собой и метра. Тут Игорь и наткнулся на разлапистый, вывороченный из земли корень, имеющий в себе глубокое углубление. Ночевать ему в тайге еще не приходилось, но другого выхода у него не было. Игорь наспех принялся ломать стоящий рядом сухостой. Бросив возле входа в свое временное жилище охапку дров, он разжег костер и залез внутрь корневища…
Ночь прошла тяжело. Игорь временами погружался в чуткий сон, но, почувствовав, что та или иная часть его тела замерзает, просыпался и бежал в тайгу искать дрова. Наконец, полностью выбившись из сил поддерживать без конца угасающий огонь, Игорь стряхнул с себя остатки дремоты и окончательно выбрался из своего логова. Снег перестал падать, в тайге стояла почти абсолютная тишина. Было морозно, на чистом, темном небе сияли далекие, холодные звезды. Хотя Игоря окружала темнота, он по какому-то ему только известному признаку понял, что рассвет близок, и можно отправляться искать дорогу домой.
Сейчас, после тяжелой, неспокойной ночи, парню не удавалось сообразить в какую сторону ему идти. Разминая затекшее тело, он силился вспомнить хоть какие-нибудь приметы, но не получалось. Выслеживая дичь, Игорь не предполагал, что случится буря, и надеялся на протоптанную им в снегу тропу, заваленную теперь толстым слоем снега. Постояв так, раздумывая несколько минут, парень побрел по снежному месиву тайги.
Через два часа пути Игорь окончательно заблудился. Взошло солнце, и он начал припоминать, в какой стороне света находится его участок. Как таежник, он понимал, что правильно выбранное направление очень важно в его ситуации, ведь пойдя неправильно, можно очутиться за сотни километров от жилых мест и погибнуть. Но мысли постоянно путались, переходя на какие-то неважные события жизни, обрывки песен и разговоров, мешая сосредоточиться. Наконец Игорь решил, что единственный населенный участок в этой местности находится на востоке, и направился прямиком на восходящее светило.
Время летело незаметно. Игорь уже почти полностью выбился из сил, но никаких признаков присутствия человека еще не встретил. «Нужно отдохнуть, а то я с таким маршем быстро ноги протяну», - подумал он и, остановившись, оглянулся, чтобы измерить глазами пройденное расстояние. Явление, которое он увидел в следующее мгновение, удивило его и наполнило сердце страхом. На небе сияло второе солнце! Игорь вновь повернулся в ту сторону, куда он шел – нет, то солнце – его проводник, было на прежнем месте, а позади его висело другое! «Интересно, при восходе их тоже было два? Если это так – то я попал!», - подумал Игорь, но решил не менять направления, а идти на первое солнце.
Однако неизвестно откуда появившееся светило не дремало, оно прокурсировало по небу и сравнялось со своим двойником. Игорь закрывал глаза и открывал их вновь, но перед ним находилось именно два солнца-близняшки!
Все последующие часы Игорь пытался определить, какое из светил настоящее. Ему мешало то, что солнца разошлись в разные стороны, и установить теперь правильное направление, стало еще труднее. Парень впал в отчаяние, ведь идя на охоту, он не взял с собой припасов пищи, сейчас чувствуя сильный приступ голода, он уже не хотел двигаться дальше, да и не было на это сил, а вторую ночь в морозной тайге он бы просто бы не выдержал. Кое-как доковыляв до поляны в лесу, где в избытке лежали сухие деревья, Игорь принялся разводить огонь. Околевшие от холода пальцы не слушались его, Игорь чиркал кремешком зажигалки, пытаясь поджечь скомканную сухую траву, но она не зажигалась. «Бересты бы, - подумал парень и огляделся вокруг, - да какие здесь березы, елки одни!». Наконец после долгих и безуспешных попыток разжечь костер, трава занялась огнем, и Игорь принялся его раздувать. Но, начавши весело лизать ветки, пламя, будто запнувшись обо что-то, погасло. Парень в бессилье заплакал и зашвырнул в снег зажигалку.
«Все против меня, - неслись в голове мысли, - снег, солнце, теперь этот костер, - Игорь засунул скрюченные морозом пальцы в рукавицы и начал дуть в них ртом. Через некоторое время руки отогрелись, парень свернулся клубком и погрузился в тревожный сон. Ему снилась умершая прошлым летом мать – она сидела на кресле и вязала рукавицы на спицах. Игорь попросил у нее еды, но мать молчала, глаза ее блестели от слез, а руки все быстрее и быстрее передергивали вязальные спицы. Внезапно, на ее месте появился Олег - сосед Игоря. Олег ходил в церковь и часто звал с собой Игоря, обещая ему, что жизнь его удивительно изменится, если тот пойдет с ним. Лицо Олега, во сне, бесконечно преображалось - оно становилось, то добрым, то злым, временами отвратительным и прекрасным.
«Я же звал тебя, а ты не пошел, - укоризненно сказал Олег Игорю, - тогда бы Бог помог тебе, а сейчас, - Олег пожал плечами, - не знаю». Вдруг, Олег взволновался во сне. Он подскочил к Игорю и закричал: «Бооог! Не спи, слышишь?».
«Бог? – тяжело думалось все крепче засыпавшему под давлением мороза охотнику, - причем здесь Бог? Я усну и замерзну. Может попросить Его? О чем?»
Вдруг, сквозь умертвляющий сон, Игорь услышал отдаленный шум двигателя. Парень попытался открыть глаза и встать с приковавшего его к себе места, но какая-то тягучая лень охватило все его тело, заставляя спать. «Нет, нужно идти, - с усилием выдавил из себя мысль Игорь, - он с трудом, нашарил рядом лежащую с ним винтовку, оперся на нее, встал и пошел на звук мотора. Чудом было то, но руки и ноги уже слушались его: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали, - болталась в голове глупая песенка. Парень легко передернул затвор винтовки и начал стрелять в воздух, - шум мотора то приближался, то удалялся, но Игорь узнал вездеход, именно на таком виде транспорта, ездят зимой по тайге охотники и старатели, и понимал, что дизель может легко заглушить ружейные выстрелы. Патроны кончились, и шум мотора исчез, как будто бы его и не было. «Все», - сказал вслух Игорь, далеко отбросил от себя ненужную ему больше винтовку и повалился в снег…
Люди в вездеходе все-таки услышали выстрелы, и через десять минут растертый спиртом Игорь уже сидел под тентом самоходки, среди веселых, подтрунивающих над ним мужиков и пил горячий чай из термоса. Они рассказали ему, что приехали сегодня на участок из города, готовить бульдозеры к работе на весну, и не застав там сторожа, сообщили на старательскую базу, в город об этом по рации. С базы им и приказали организовать поиски пропавшего человека.
Еще через пятнадцать минут дороги, Игорь окончательно пришел в себя. Он огляделся и увидел сидевшего возле него парня его лет, с открытым и бесхитростным лицом. «Такой, наверное, не высмеет, - подумал Игорь и обратился к своему спутнику, - слушай, тебя как звать?
- Паша, - ответил парень.
- Паша, - начал Игорь и выглянул из-под тента – там, на небе склонялось к закату одно - единственное солнце, - со мной удивительная история случилась, я видел два солнца на небе, поэтому и заблудился. А сейчас, видишь, - рассказчик махнул рукой за борт, - оно одно!
Паша помолчал несколько мгновений и проронил:
- У тебя прямо случай, как у Джека Лондона в рассказе «Тропой ложных солнц», - так что ли называется? Не читал? – спросил он у Игоря, - хотя, Бог по-разному к человеку обращается…
- Нет, не читал, - ответил немного озадаченный ответом своего собеседника Игорь, - а мне знаешь, что-то про Бога мерещилось, когда я на снегу лежал, - даже хотел Его о помощи просить, да не успел, вы приехали, - весело проговорил Игорь, - а ты что верующий?
- Да, - коротко ответил Паша, - лицо его стало очень серьезным, - и считаю, что это Он тебе помог, потому что выжить на сорокаградусном морозе, без огня – парень покачал головой, - просто так невозможно, ты это должен понимать. Так что, - заканчивая предложение и хлопая Игоря по плечу, сказал Паша, - обратись к Нему и поблагодари.
- Ну…, - протянул Игорь, отвернулся от Паши и задумался.
Всю остальную дорогу они ехали молча. Игорь вспоминал свой вчерашний и сегодняшний путь по тайге, подумал о том, как скованное морозом тело вдруг налилось силой, и он смог встать и пойти навстречу своему спасению.
Прибыв на участок и выпрыгнув из вездехода, Игорь посмотрел на ярко-красную зарю, от скрывшегося за горизонтом солнца. «А ведь это Бог меня спас, - подумал Игорь, - и на его глазах навернулись слезы, - это Он меня спас!
размер: 9901 байт
|