Сомнение
Этот фильм не получил «Оскара», хоть и выдвигался в пяти номинациях. Он не взял ни одного «Золотого глобуса», хотя тоже номинировался в пяти категориях. Вокруг этой ленты не было никакой шумихи, хотя он поднял животрепещущие темы: расизм, растление малолетних, ханжество, лицемерие церковного начальства и средневековый деспотизм в католических школах. Однако же фильм, бесспорно, может считаться одной из самых лучших драм о церковной жизни за последнее десятилетие.
"Сомнение«— это уникальная кинолента, поставленная по одноименной пьесе, получившей Пулитцеровскую премию. Режиссером и сценаристом выступил автор произведения Джон Патрик Шэнли, который идеально адаптировал для экрана свое детище.
Итак, о чем же фильм? Все начинается с проповеди священника, которая так и называется «Сомнение». Пытаясь подбодрить свою паству в годовщину гибели Роберта Кеннеди, о. Флинн призывает людей не поддаваться страхам и сомнениям. Заканчивая свою речь, он подитоживает: «Если вы потерялись, вы не одиноки». Прекрасная проповедь, которая воодушевила прихожан, впрочем, заставила усомниться в благонадежности пастора директора церковной школы Алоизу Бовье. Та начинает пристально следить за каждым шагом о. Флинна, что бы найти на него компромат. И по ходу фильма начинаешь понимать, что неприязнь с. Алоизы к священнику появилась не в одночасье. Директоршу раздражает в нем буквально все: от его манеры общаться на равных с учениками и чувства юмора до его пристрастия к сладкому и ухоженным ногтям. Еще бы ей этому не возмущаться, если она держит в страхе всех учащихся, жестоко наказывает за любую провинность и на дух не переносит в своей школе новые веяния времени. Предложение о.Флинна внести в рождественскую постановку песню про снежинку или снеговика отметается директоршей точно так же, как яростно не принимаются в ее школе шариковые ручки.
Словом, когда возникли подозрения в связи о. Флинна с чернокожим учеником Дональдом Миллером, с.?Алоиза хватается за них, как за дар с небес. Непроверенные, неподтвержденные и недоказанные обвинения в развращении ученика для Алоизы Бовье становятся абсолютной истиной, в которой она нисколько не сомневается. Обвиняя Брендана Флинна в педофилии, она не останавливается ни перед чем: ведь, по ее мнению, цель оправдывает средства. «Когда борешься со злом, ты делаешь шаг от Бога», — говорит с. Алоиза, и поэтому в своих целях использует ложь, наговоры, травлю.
Признаться, я давно не видел такого сильного и смелого фильма, где так явно был бы показан конфликт двух миров: прогрессивного, нового и фундаменталиского, старого. И дело тут даже не совсем в противопоставлении новый — старый. Вопрос в том, как человек понимает, что есть добро, а что — зло. Ведь для с. Алоизы вполне достаточно, чтобы соблюдались правила, не нарушался устав школы, ее распорядок. Директрису не интересуют проблемы учеников, их мир, интересы. Она четко отмежевалась от подопечных: «Мы не их семья, мы другие». Выполнение предписаний — это благо, их нарушение — это зло.
В эти рамки никак не вписывался настоятель, который был всегда близок к своим ученикам. Они вместе занимались спортом, устраивали рождественские представления, засиживались за совместными чаепитиями. Ребята всегда могли рассчитывать на помощь своего наставника. Весельчак, балагур и сладкоежка, о. Флинн, в отличие от аскетической монахини Алоизы, держался самой сердцевины послания Спасителя — любви. Он понимал, что дисциплина, правила и различные установления — лишь внешняя сторона церковной жизни. Будучи человеком высокого ума, он видел, что традиции со временем будут меняться, но неизменным будет главное — заповедь любви, которую Христос оставил нам как наиважнейшую. Потому он очень точно подмечает тактику директрисы «Убить доброту во имя добродетели», и понимает всю пагубность ее деяний.
Конечно, хотелось бы отметить необыкновенную честность «Сомнения». Главные антагонисты фильма о.?Флинн и с. Алоиза показаны как многомерные и сложные личности. Оба в разгар спора признаются, что совершали смертные грехи, оба согласны, что имеют свои слабости.
И даже противная «дракониха» Алоиза Бовье, по-своему заслуживает уважения. Она честно признается о. Флинну, что все ее подозрения строятся всего лишь на одном единственном жесте священника. А с сестрой Джеймс директриса делится, как бесцеремонно солгала пастору по поводу его прошлого прихода. В последней же сцене, которая является кульминацией всего фильма, с. Алоиза со слезами на глазах признает, что сомневается, правильно ли она сделала, что оговорила Брендана Флинна...
К сожалению, этот фильм не был отмечен ни «Оскарами» ни «Золотыми глобусами». И я догадываюсь почему. Если бы в фильме пастор действительно растлил ребенка и его бы поймали на горячем, это было бы совсем другое дело. Такой поворот событий наверняка заинтересовал бы киноакадемиков, которые, вслед за большинством, любят раздувать подобные темы. Даже образ с. Алоизы, при всей своей злобе, по фильму оказался вполне человечным, а не бесчувственной проекцией религиозной ханжи. Да и церковь в «Сомнении» — это не рассадник грехов и пороков, а община, состоящая из живых людей, которая ждет изменений.
Так что «Сомнение» — это очень тонкое драматическое кино, о конфликте добра и зла, нового и старого, о любви и ненависти, о правде и лжи, об уверенности и сомнении.
Сомнение/Doubt. Реж., Сцен.: Д.П.Шэнли. В ролях: М.Стрип, Ф.С.Хоффман, Э.Адамс. Пр-во: США, 2008