Миротворец из Тэзе
В тот день она пришла к свету. Но в ее душе царила тьма. Крестясь правой рукой, убийца в левой сжимала нож. Через минуту кровь обагрила одежды девяностолетнего священника. В одно мгновение Тэзе осиротела. 17 августа 2005 года самая известная в мире Церковь Примирения христиан осталась без своего основателя — брата Роже Шютца.
Планета с горечью узнала об убийстве миротворца, чье имя, стоящее в одном ряду с Иоанном Павлом II и матерью Терезой, стало символом добра и надежды.
Лишь в Украине о том страшном событии упомянули вскользь. Совсем как в известном библейском пророчестве: «Праведник умирает и никто не принимает этого к сердцу… и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла».
Что ж, самое время остановиться и вспомнить, на что была потрачена жизнь праведника Роже из Тэзе.
Брат Роже Шютц приехал в эту маленькую деревню на востоке Франции из Швейцарии. Это было в 1940 году. В живописном месте среди высоких холмов одинокий подвижник уединился, чтобы молиться за единство всех христиан. Два года спустя к нему присоединились еще два брата по вере. А к 1949 году в общине их было уже семеро. Монахи принесли обеты безбрачия, бедности и верности общине.
Когда началась Вторая Мировая и фронт подступил к самой деревне, 26-летний Шютц проявил христианскую любовь на деле. Подвергаясь смертельной опасности, он все два года оккупации укрывал раненных солдат, евреев. И трижды в день непрестанно возносил молитвы за мир.
Шло время, и к протестантской монашеской общине стали присоединяться католики. Бог из 25 стран собрал вместе сотню единомышленников, которые посвятили себя служению идее примирения. Христиане различных конфессий объединились с единственной целью — исполнять заповедь Христову: «да будут все едино».Их усилиями в Тэзе вырос храм, названный Церковью Примирения.
Брат Роже Шютц хорошо понимал, что самый страшный враг Церкви — разделение. Он видел, что вся история христианства является печальным примером разрушения единства Церкви — идеала, о котором молился Спаситель. Сначала — разрыв отношений между Западной и Восточной церквями. Затем — великий раскол Реформации в XVI. Ну а протестантские церкви и по сей день отпочковываются друг от друга, разбиваясь на множество деноминаций.
И не секрет, что светские люди кивают головой и ухмыляются, когда христиане пытаются проповедовать им Евангелие. Их реакция известна: «Вы деретесь из-за храмов, спорите из-за обрядов и догм. Вот когда найдете общий язык между собой, тогда и приходите, поговорим…» Сегодня это — открытый вызов Царству Божьему на земле.
Мы действительно разучились понимать друг друга, каждый христианин говорит на своем внутриконфессиональном сленге.
За примерами далеко ходить не приходится. Переезд владыки Греко-католической церкви из Львовской резиденции в Киев вызвал бурю возмущения со стороны некоторых верных Православной церкви Московского патриархата. А разжигает костер религиозной ненависти ветер, дующий с далекой Московии. Где уж тут сеять семена Евангелия, когда почву людских сердец недоброжелатели поливают едкой желчью?! Отстаивая свои политические и религиозные рубежи, церковные иерархи стремительно теряют авторитет среди простого народа.
И подобных примеров — множество. На фоне религиозных междоусобиц община в Тэзе воистину выглядит как луч света в темном царстве. Не случайно Храм Примирения устроен таким образом, что в него ведет множество ходов. Это — символ, подчеркивающий открытость Церкви ко всем людям, независимо от их личных убеждений. Там органично соединяются католические витражи, органная музыка и православные иконы с курением ладана. Богомольцы рассаживаются рядами прямо на покатом полу и поют незатейливые песни, часто напоминающие протестантские гимны. В Тэзе не делят верующих на конфессии и не контролируют, кто каким крестным знамением себя осеняет. Поэтому сюда устремляются не только христиане, но и атеисты с агностиками. Тут они смело вступают в дискуссии, которые никогда не превращаются в религиозные бойни…
Ежедневно Церковь Примирения посещают до 10 тысяч человек. А на большие праздники народа собирается в несколько раз больше. Но братья из общины всегда готовы принять в своих стенах людей доброй воли. К храму приращиваются тенты и все желающие могут участвовать в литургии, которая проводится трижды в день.
Некогда один из отцов Церкви блаженный Августин сказал: «В главном — единство, в спорном — свобода, во всем — любовь». Его слова стали реальным девизом Церкви Примирения. Теплое чувство взаимной любви паломники со всего света увозят с собой из Тэзе вместе с адресами новых друзей. Христиане, побывавшие в этом святом месте, сами становятся апостолами, зажигающими у себя на родине новые очаги мира, где они сходятся на совместные молитвы, чтобы просить Бога о единстве Его детей. Все это происходит сейчас в среде католиков, протестантов и православных, продолжая богоугодное дело, начатое братом Роже Шютцем.
Кстати...
В 1989 г. по инициативе монашеской общины в Тэзэ брат Роже Шютц, в рамках празднования Тысячелетия Крещения Руси, отпечатал во Франции и передал в бескорыстный дар православным христианам СССР один миллион экземпляров Нового Завета на русском языке. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Пимен благословил это юбилейное издание для распространения на территории СССР. |
Интересный факт: Церковь Примирения была построена в Бургундии, вблизи знаменитого аббатства Клюни, откуда в XI веке началось мощное монашеское движение, обновившее Церковь. Когда-то Франция была оплотом христианства и аванпостом миссионерства. Сейчас же, к сожалению, она превратилась в светское государство, склонное защищать скорее интересы сексуальных меньшинств, чем христиан. В стране пустеют христианские храмы, которые поклонники Аллаха успешно переоборудуют под мечети: «свято место пусто не бывает».
Вот характерное высказывание на эту тему о. Ги Жильберта, всемирно известного католического священника, пастора проблемной молодежи: «Если бы я во Франции начал говорить о Боге на многолюдном собрании, присутствующие восприняли бы это как атаку на свое мировоззрение. Там мне проще говорить о Боге мусульманам…» И это — о стране, подарившей миру Жанну д’Арк и Блеза Паскаля.
Видно, не случайно Бог избрал центром пробуждения и Франции и всей Европы крохотную деревню, где провел всю свою жизнь миротворец и пастырь Церкви Примирения брат Роже. Где он и погиб, как воин, не оставляя своего испытанного оружия — молитвы за единство всех христиан, о чем молился и сам Господь.
И потому смерть брата Роже не напрасна. Его подвижничество доказало на деле — христиане могут объединяться. И связующим звеном между ними будет любовь. «Кровь мучеников — семя Церкви» — говорил еще Тертуллиан. Именно в таком семени нуждается Старый Свет. И он его получил. Нам остается лишь ожидать плодов в деле, которому посвятил всю свою жизнь бессменный настоятель Церкви Примирения праведник Роже Шютц.